Путь к возрождению России.—Проект программы Демократической партии России.

Характерной особенностью нашего Отечества является близость судеб народов России, взаимопроникновение их культур, тесные экономические связи, расселение различных наций на одних территориях. В процессе становления и развития российской государственности возникла своеобразная общественная и духовная культура мирового значения. Это позволяет рассматривать Россию как культурно-исторический и социально-экономический регион, ценность сохранения и развития которого определяется задачами общечеловеческого созидания.

Сегодня, однако, народы Российской Федерации, как и многие другие народы СССР, переживают опасный процесс духовного упадка, национально-культурного оскудения, социальной и хозяйственной деградации. Долгие десятилетия господства тоталитарного режима, враждебного всему свободному, естественному, самобытному, довели страну до роковой черты морального и социального распада.

Демократическая партия России (ДПР) считает, что вывести страну из катастрофического состояния, достичь общественного, нравственного здоровья и экономического подъема возможно лишь на пути глубоких и радикальных демократических преобразований, я итоге которых народ станет действительным хозяином собственной судьбы, а Россия суверенным демократическим государством. Основными ориентирами своей деятельности ДПР определяет следующие задачи:

1. Решительное преодоление тотального наследия в идеологии, политике, экономике, государственном устройстве России: создание демократических институтов власти и управления, содействие формированию гражданского общества и правовой российской государственности.

2. Обеспечение государственного суверенитета России. Россия должна стать политически и экономически самостоятельным федеративным государством—равноправным членом сообщества свободных народов.

3. Экономическое возрождение страны на базе многоукладной рыночной экономики, за счет ограничения контроля государства над [в оригинале неразборчиво].

4. Духовно-культурное возрождение и развитие всех народов России, опирающееся на вековые традиции национальных культур, общечеловеческие ценности и достижения мировой цивилизации.

Решить поставленные задачи можно только достигнув нового уровня активности и консолидированности российского демократического движения, солидарности всех культурных и национальных сил федерации, выступающих за возрождение России на правовой демократической основе. ДПР будет стремиться стать партией широкой коалиции—партией переходного периода к демократии, способной вывести борьбу за политическое, экономическое и духовное обновление страны на качественно новый уровень и обеспечить необходимые предпосылки для передачи Верховной власти в России в руки Учредительного собрания.

Мы убеждены, что тяжелые испытания XX века не истребили творческого духа, свободолюбия и предприимчивости российских народов, и что союз всех здоровых демократических, культурных, национальных сил способен вернуть наше Отечество на путь свободного духовного и социального развития.

I. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

Особенная сложность положения Российской Федерации в системе политических и экономических отношений между различными частями СССР определяется тем, что Россия была превращена в политическую и социально-экономическую базу тоталитарной империи, наиболее с ней интегрированную и подчиненную интересам ее сохранения и глобальной экспансии. Людские и экономические ресурсы России, в течение всего тоталитарного периода нашей истории, приносились в жертву идеологии мирового коммунизма, что наносило огромный ущерб национальным интересам русского и других народов страны. При видимости доминирующей роли Российской Федерации в советской империи, Россия, в большей мере, чем какая-либо другая республика, является объектом союзной эксплуатации и обладает гораздо меньшей политической и экономической самостоятельностью в отношении общесоюзных интересов.

Такая роль России в тоталитарной системе СССР обуславливает то, что судьба Российской Федерации и судьба советской империи в целом оказываются тесно взаимосвязанными. Достижение подлинного государственного суверенитета нашей страны, установление между ней и другими республиками отношений политического и экономического равноправия, взаимовыгодного сотрудничества, будет означать конец прежней противоестественной тоталитарно-имперской системы.

Настоятельная необходимость суверенитета Российской Федерации определяется, следовательно, как собственными национальными интересами России (которая может преодолеть свой экономический и политический развал только на путях государственной независимости от общесоюзных целей советской империи), так и интересам демократизации всей системы отношений между народами СССР, задачами их общего освобождения от тоталитарного наследия.

Необходимой предпосылкой достижения суверенитета страны является широкая консолидация российской независимой общественности, всех здоровых сил общедемократического, христианско-демократического, национально-демократического и национально-возрожденческого движений, выступающих за свободную демократическую Россию. Такого рода консолидацию, как политическое условие успешной борьбы за российский суверенитет, ДПР ставит своей основной тактической задачей.

Вторым политическим условием достижения суверенитета России является тесное сотрудничество российской демократии с демократическими и антитоталитарными национально-освободительными движениями, в других республиках, на основе равноправия, взаимоуважения к национально-культурным ценностям и традиционным особенностям различных народов. ДПР будет стремиться максимально воплотить эти принципы в своей деятельности.

Путь к свободной России неизбежно проходит через денонсацию существующего союзного договора, явившегося следствием политического насилия и диктата, к утверждению принципиального равноправия между всеми народами и республиками СССР, обеспечению гарантий их самоопределения.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. Насущной задачей в деле преодоления нынешнего политического кризиса является эмансипация собственно государственного начала от какой-либо идеологичности и партийности, в том числе и в форме “социалистической” фразеологии. Необходимо воспитание той лояльности к государству, уважение и понимание его ценности, без которых немыслим свободный гражданин и которые в течение 70 лет подменялись “верностью партии”. Но воспитание такой лояльности невозможно без радикального освобождения самого государства от всех следов партократического мышления, идеологической навязчивости и “промывания мозгов”. Те конкретные цели, которые преследует нормальное государство,—стабильность общества, благосостояние народа, национальная безопасность—должны контролироваться не идеологическими догмами, а правовыми нормами и соответствием нравственным идеалам народа. Эти цели мы можем достичь лишь на пути построения государства правой демократии, в числе принципов которого ДПР выделяет, прежде всего, следующие:

1. Демократическая избирательная система, предполагающая выдвижение кандидатов в законодательные органы “методом народной инициативы” (т.е. свободное выдвижение от партий и инициативных групп населения). Прямые, равные и тайные выборы по территориальным округам.

2. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

3. Принцип деидеологизации государственных институтов. Идеология—частное дело личности и группы. Деполитизация армии, правоохранительных органов, службы безопасности.

4. Принцип многопартийности, правовые основы отношения между государством и общественными организациями.

5. Принцип федерализма, предусматривающий гарантии самоуправления национальным автономиям и иным территориальным образованиям в административном, культурном, экономическом отношениях.

6. Максимальное ограничение государственного вмешательства в личную, общественную и экономическую жизнь граждан, ликвидация всех элементов тоталитарного режима в России (в частности прописки, трудовых книжек и т.д.).

7. Законодательные гарантии свободы слова, печати, получения и распространения информации.

8. Законодательные гарантии свободы передвижения.

9. Реформирование местных органов власти, с целью повышения эффективности их деятельности, ликвидация смешения функций законодательной и исполнительной власти на местах.

10. Официальный запрет на монопольную политическую власть какой-либо политической силы. ДПР не стремится предрешить вопрос об окончательном государственном устройстве России, относя его к прерогативам Всероссийского Учредительного собрания. Последнее слово в этом вопросе принадлежит не отдельным

партиям и движениям, а совокупной воле народа.

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СУВЕРЕННОЙ РОССИИ, МЕРЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.

Ухудшение экономической ситуации в стране, развал народного хозяйства России, обнищание населения и отсутствие у высшего руководства ясной программы выхода из экономического кризиса обостряют социальные и национальные противоречия, ставят под угрозу переход к правовому государству.

В основе экономического кризиса, охватившего нашу страну, лежат две основные и тесно связанные причины:

1. Полное истощение того духовного капитала (трудовой морали, навыков ответственного и творческого труда), которым располагала прежняя Россия и который долгое время только растрачивался , но никак не восполнялся.

2. Полная невозможность для отдельного человека в условиях “социалистического хозяйства” творчески инвестировать свой умственный и физический потенциал; извращение естественной мотивации хозяйственной деятельности (достаточно точно назвать ориентацию хозяйства на “вал, на дорогостоящую продукцию и т.п.).

Для оздоровления нашей экономической жизни и нормального развития народного хозяйства необходимо:

1. Создание условий для многоукладной экономики на рыночной основе, со всеми формами собственности. Ограничение контроля государства над экономикой, сведение форм этого контроля к чисто экономическим методам инвестиции и налогообложения.

2. Обеспечение права на частую собственность и экономических условий его реализации во всех сферах хозяйственной жизни.

3. Стимулирование частного предпринимательства, как основы рыночной экономики.

4. Создание финансовых, правовых, технических условий для возрождения частного крестьянского хозяйства, традиционных промыслов и ремесел.

5. Содействие формированию общероссийского рынка товаров, капиталов и рабочей силы. ДПР исходит из того, что экономику страны невозможно оздоровить без улучшения состояния среды обитания и повышения рождаемости в России. В свою очередь эти проблемы могут быть решены только в тесной связи с преодолением кризиса духовно-нравственного, общественного и политического. Для решения экологических и демографических проблем ДПР предлагает следующие меры:

1. Создание при парламенте комитета защиты окружающей среды, наделенного функциями экологического надзора, и аналогичных учреждений при местных представительных органах, с передачей им функций надзора от нынешних административных природоохранительных органов.

2. Введение в средней школе курса экологии.

3. Развитие частной и независимой общественной системы медицинского обслуживания и экологического контроля. Введение налогов за природопользование, стимулирующих предприятия применять экологически чистые и безотходные технологии.

4. Принятие специальных законодательных мер по экономическому стимулированию рождаемости в районах демографического бедствия (Нечерноземье, Крайний Север и др.).

IY. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

Будучи cyiy6o естественной экономической системой, рынок не отражает весь спектр ценностей и человеческих потребностей. Очевидно, рыночный механизм имеет свои несовершенства и не приспособлен для решения ряда общественных и культурных проблем. Более того, как показывает опыт, в ряде случаев логика развития рыночного механизма может вступить в противоречие с интересами сохранения общественного и нравственного здоровья нации. ДПР считает, что создание условий для здоровой рыночной деятельности невозможно без активной роли деидеологизированного государства, с тем, чтобы рынок не приходил к конфликту с национальными интересами народов России.

Государство, следовательно, призвано, с одной стороны, создавать условия для независимой и спонтанной рыночной экономики, а с другой—дополнять ее несовершенства. В этом плане оно должно:

1. Препятствовать образованию монополий, через эффективное антимонопольное законодательство, брать на себя функции и контролировать “естественные монополии” (общенациональный транспорт, электроснабжение и т.д.).

2. Перераспределять доходы в пользу менее зажиточных слоев населения, путем налогов и социальных особей, не нарушая, естественно, материальных стимулов предприимчивости населения.

3. Предоставлять бесплатные услуги общественного характера определенным группам населения. (Особенно настоятельной задачей сегодня является ликвидация нищеты в среде пенсионеров и инвалидов.).

4. Финансировать фундаментальные научные исследования.

5. Материально поддерживать культуру и искусство.

6. Создавать условия для просвещения, культурного развития и здорового воспроизводства нации, в частности, совершенствовать государственную систему образования, культурных учреждений, медицинского обслуживания.

Y. ДУХОВНО-НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Духовное возрождение страны ДПР рассматривает не как побочное следствие демократического процесса, а как его органический момент и важнейшую предпосылку. Либеральная демократия, предоставляя широкую свободу лицу относительно общества, группе относительно нации, нации относительно государства, вместе с тем требует от граждан высокой нравственной ответственности, правовой просвещенности, способности самостоятельно мыслить, оценивать, решать и выбирать. Там, где внешняя свобода и многозначность не сопровождается внутренней собранностью личности, духовной и культурной консолидацией общества, результатом будет социальный распад и хаос, со всеми вытекающими последствиями для демократии.

Духовная культура существует прежде всего в естественно развивающихся национальных формах, и ее возрождение в России, следовательно, является духовно-национальным возрождением народов, Россию населяющих. Под духовно-национальным возрождением ДПР понимает возрождение нравов, религиозных и светских народных традиций, нравственных идеалов, которые уходят корнями в историю, придавая смысл и целостность жизни, органическую упорядоченность, благообразность труду и быту общества.

Выступая против национализма крови, ДПР считает своей обязанностью бороться за духовно-национальное возрождение всех народов нашего обширного Отечества, независимо от их величины, ибо каждый из них раскрывает в себе ценности уникальные, обогащающие российскую и мировую культуру. ДПР выступает против национального нигилизма, который деятельно насаждался в Советском Союзе, в форме “пролетарского интернационализма”, подрывая органически сложившиеся национально-общественные структуры и создавая почву для тоталитарного режима. Именно национальный нигилизм, стремившийся разрушить исторически сложившиеся духовные, религиозные и общественные основы человеческого бытия, ответственен за проявление в настоящее время национальных чувств в нездоровой форме. ДПР осознает, что без любви к своему народу, к России—нашей общей родине, мы вряд ли выживем в это время суровых испытаний. Любовь к своей стране и ответственность за ее историческую судьбу позволит нам сконцентрировать усилия для решения общих задач, придаст смысл нашим лишениям и предотвратит новые гражданские войны.

Вместе с пониманием духовно-нравственного значения традиционных ценностей народов России, ДПР считает, что весь круг культурных проблем страны невозможно разрешить без использования достижений современной цивилизации, без интеллектуальной открытости, без творческой интеграции с системами мировой науки и образования.

ДПР ориентируется, в первую очередь, на следующие задачи духовно-национального возрождения и культурного развития России:

1. Создание благоприятных условий для свободной культовой, миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности всех церквей, конфессий, религиозных общин и объединений.

2. Возвращение всем конфессиональным организациям принадлежащего им ранее и незаконно отторгнутого имущества, сооружений и зданий, учебных заведений. Восстановление священных для верующих мест и охрана их государством.

3. Деидеологизация образования и культуры. Ликвидация монополии государства на образование, исключение вмешательства государственной власти в процесс культурного развития. Отмена принудительного изучения общественных дисциплин, основанных на монополии какой-либо идеологии.

4. Действенная охрана памятников культуры, исторического облика городов России. Возвращение всем российским городам и селам прежних названий, реставрация исторических сооружений и архитектурных творений за государственный и общественный счет.

5. Организация центров изучения российской истории, русской философии, общественно-культурного наследия всех народов России. Интенсивное книгоиздательство по культурно-исторической тематике на языках всех народов Российской Федерации.

6. Поддержка стремлений народов и этнических групп России к национально-культурной самобытности и автономии.

7. Духовно-культурная интеграция с русским зарубежьем. Организационная и материальная помощь репатриантам, а также россиянам, возвращающимся на постоянное жительство из других республик.

8. Содействие формированию институтов частного образования, интеграции российской и мировой системы образования и науки.

9. Восстановление национально-государственной символики России на уровне Российской Федерации.

10. Максимальное использование традиционной российской терминологии в процессе наименования новых общественных и государственных институтов страны.

YI. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Независимо от судьбы нынешнего Советского Союза Россия была и останется государством многонациональным. В отличие от западных государств, которые развивались на базе сравнительно однородных в национально-культурном смысле сообществ, Россия—это скорее символ множества народов и своеобразного сплава культур, при структурообразующем значении русского народа и русской культуры.

За годы “советской власти” какая-либо естественность и органичность в совместной жизни российских наций была подорвана и извращена. При этом по-своему пострадали и самые малые народы и самый большой народ. Для первых, таких как народы Крайнего Севера, хакасы, вепсы, сегодня решается вопрос не только культурного, но и этнического существования. Однако и перед русским населением России стоят сложные проблемы национального развития, без решения которых оно рискует окончательно перестать быть единой нацией.

Особенность трагедии русского народа состоит в том, что таран классовой борьбы и пролетарского интернационализма в первую очередь ударил по этому народу, уничтожил или изгнал его лучших представителей. Оставшаяся часть нации, исчерпав силы противостояния тоталитарному режиму, претерпела глубокую денационализацию стала в значительной мере подсобным орудием глобальной тоталитарной системы. За это “советская власть” присвоила русским званием “старших братьев”, “народа-руководителя”, вызвав антирусские настроения в среде других национальных сообществ. Настроения не беспочвенные в том смысле, что денационализированное русское население, в отличие от многих других народов СССР, наименее ясно осознает свой национальный интерес и менее решительно противопоставляет его интересам советской империи. Но без здорового развития национального самосознания русского народа, без отделения его интересов от интересов имперской советской системы не может быть обеспечена демократическая будущность ни одного народа как в РСФСР, так и в СССР. Выступая против рецидивов советского и великодержавного шовинизма, ДПР считает, что национально-демократическое возрождение русского народа, как самого крупного этноса страны, является залогом возрождения и обновления всей многонациональной России. ДПР считает, что национальная принадлежность определяется только самосознанием личности, языком и фактором культуры. В области национальных отношений ДПР выделяет, прежде всего, следующие задачи:

1. Создание в России двухпалатного парламента, который бы обеспечивал демократический учет многообразия национальных интересов в Федерации.

2. Изменение административно-территориального деления Российской Федерации, с учетом исторических, культурных, социальных, экономических связей в областях.

3. Предоставление культурной автономии для малочисленных народов и дисперсно расселенных национальностей (национальная печать, землячества, религиозные и образовательные центры).

4. Защита интересов российских меньшинств в других республиках.

5. Признание права на полное самоопределение за народами Союзных республик. Все спорные вопросы между ними и Россией, в том числе территориальные, национальные, экономические и военно-политические должны решаться согласно общепринятым нормам международной правовой [в оригинале пропуск].

6. [в оригинале пропущен]

7. Обеспечение автономным национальным образованиям равноправия и государственного суверенитета внутри Российской Федерации.

8. Введение 20-летнего моратория на территориальные претензии национального характера внутри Российской Фе-

YII. БЛИЖАЙШИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДПР.

Октябрьский переворот 1917 года, явившийся преступлением против народов России, установил в стране человеконенавистнический тоталитарный режим, не имеющий под собой правовой основы. В условиях продолжающегося господства государственного строя, основанного не на законе, а на грубой силе, нельзя надеяться на органичное преобразование этого строя в правовое демократическое государство. Для подведения под российскую демократическую государственность правовой основы необходим полный отказ от государственной машины тоталитаризма. Правовую основу суверенной демократической России может дать только Всероссийское Учредительное собрание на многопартийной основе. Создание условий для созыва Учредительного собрания, путем построения гражданского общества,—одна из главных целей деятельности ДПР.

В целях содействия формированию гражданского общества в России, ДПР считает важным следующие направления деятельности:

1. Коалиционное сотрудничество со всеми демократическими общественными организациями России, с независимыми творческими и профессиональными союзами, организациями социальной защиты, а также национально-возрожденческими объединениями, стоящими на позициях конструктивного диалога с демократическим движением.

2. Организационное оформление коалиции независимых движений в Союз национально-демократического возрождения народов России, имеющий структуры городского, областного и Всероссийского уровня.

3. Подготовка и проведение круглого стола всех оппозиционных политических сил, в целях недопущения хаоса и социальных потрясений.

4. Организация на местах на уровне микрорайонов, предприятий, учебных заведений комитетов гражданского действия, для создания гражданских структур на местах и объединения усилий демократических сил.

5. Активная работа в Советах, с целью содействия образованию параллельных гражданских структур и завоевания авторитета ДПР в обществе.

6. Содействие развитию независимой прессы, создание своих массовых профессиональных печатных органов, сети их распространителей и информационной Всероссийской сети.

7. Активизация пропагандистской и организационной работы в российской провинции. Проведение кампании по созданию организаций ДПР в различных городах и районах России.

[Проект программы принят на заседании Ленинградской инициативной группы по созданию ДПР в сентябре 1990г. в Ленинграде (Санкт-Петербурге).]

Источник: Копия оригинала. Принтер+ксерокс. 1990. Ленинград (Санкт-Петербург). 18, 5 с.