Декларация Национально-демократического общества “Свободная Россия”
Переживаемый нами исторический период характеризуется стремлением народов мира к национально-культурной самобытности, которая осознается как фундаментальный фактор живого и органичного развития личности, группы, общества. “Во всех регионах культурная самобытность выступает отныне в качестве одной из главных движущих сил истории”,—говорится в плане ЮНЕСКО на 1984-1989 гг. В то же время сохраняется и опасность унификации мира на основе единственной модели, которая определяется тоталитарными и технологическими факторами современной цивилизации, рост мирового единообразия таит угрозу гибели унифицированного общества от энтропии из-за отсутствия достаточной дифференциации между культурами.
Масштабное проявление этой судьбоносной для всего человечества борьбы между силами унификации и живого многообразия мы видим сегодня в СССР, где стремление к национальному возрождению народов стало реальным противовесом режиму, базирующемуся на принудительной унификации национальных общностей. Заметные проявления национального сознания мы наблюдаем среди народов и национальных групп РСФСР. Для таких из них, как народности Крайнего Севера—хакасы, вепсы,—сегодня решается вопрос не только культурного,
но и этнического существования. Однако, и перед наиболее крупной нацией Российской Федерации—русским народом—стоит целый ряд сложнейших проблем национального возрождения, без решения которых трудно надеяться на нравственное, политическое, экономическое оздоровление ситуации в России.Особенность трагедии русского народа относительно других народов СССР состоит в том, что, истощив свои силы в многолетнем противоборстве тоталитарному строю, он был превращен в инструмент интернациональной системы, которой предназначалось охватить собой весь мир. В интересах этой системы, с помощью беспощадного террора по отношению ко всему лучшему, честному, трудолюбивому Россия была доведена до вопиющей духовной, культурной, хозяйственно, общественной безбытности. Антинациональный режим разрушил все традиционные общественные институты страны: земство, общинное и городское самоуправление, а также вновь образовавшиеся структуры народного представительства. От былой духовной культуры остались только отдельные фрагменты, став изуродованными придатками официальной псевдокультуры. Целенаправленному разгрому подверглась Русская Православная Церковь, христианские ценности были подменены бездушной и аморальной идеологией. Русский язык превратился в мертворожденную “новоречь” денационализированной номенклатуры. Российские деревни были методично разгромлены и подавлены, а города лишены своего исторического облика, имен, духовного и культурного смысла. В ходе вынужденной эмиграции мы потеряли миллионы активных и просвещенных соотечественников—гордость русской национальной мысли, культуры, науки.
Выйти из катастрофического состояния, достичь общественного и нравственного здоровья возможно ныне лишь через процесс глубоких социальных преобразований, в итоге которых народ станет действительным хозяином своей судьбы. Однако ни политические, ни экономические реформы сами по себе не дадут желательного и эффективного результата в отрыве от проблем национального самосознания и национального бытия. Гражданские свободы и демократическое государство не смогут восторжествовать при деградации национально-культурных традиций, без органического единства общества.
Исторический опыт показывает, что только тиски деспотизма могут обеспечить внешнее единство конгломерата наций и народностей, лишенных органического внутреннего единства. Гражданское же демократическое общество скрепляется прежде всего национально-культурными узами. Чем больше политической свободы и идейной многозначности, тем большую роль играют силы органической интеграции, на основе общности исторической памяти, религии, культурной традиции предохраняющих общество от непонимания, вражды и распада. Социум, лишенный такого рода целостности, не сможет быть связан воедино силами одних правовых норм.
Итак, борьба за права человека и демократические свободы должна быть теснейшим образом связана с борьбой за права народов на культурную самобытность и национальный суверенитет. Демократия остается пустым призывом до тех пор, пока не приобретет свой изначальный смысл—служить формой национального волеизъявления
, способом политического существования конкретной нации. Национальное же бытие будет лишено должной цивилизованной формы без определенного уровня политической культуры, базирующейся на понятии гражданских свобод и суверенитете личности в государстве.К сожалению, в нынешних российских условиях идея правовой демократии к идея национального возрождения оказываются не только мало связанными, но и резко противопоставленными, а общедемократические и национально-патриотические круги обнаруживают тенденцию к конфронтации. Одним из шагов к соединению этих идеи, к осознанию демократии как формы национального возрождения, а национального возрождения как цели демократического процесса, является создание общества “Свободная Россия”. Общество ставит перед собой задачу действенного сочетания либерально-демократических и национально-патриотических установок в общественном сознании и общественной жизни; изучения социальной и общественно-психологической ситуации в РСФСР; осмысления русской культурной традиции с учетом проблем
современности; содействия формированию общественно-культурных предпосылок демократических институтов в России. Общество стремится суверенитета РСФСР, создание необходимых условий для возрождения духовной культуры, национально-общественной жизни, оздоровления народного хозяйства республики.Основной формой своей деятельности мы считаем просвещение нарождающегося гражданского общества, идейное ориентирование его на российские культурные традиции и духовные ценности, развитие русского национально-исторического самосознания. Высший источник нравственно-духовного идеала, исторически легшего в основу культурного творчества русского народа, мы видим в христианской религии, придавшей личностный смысл абсолютным ценностям. Мы рассматриваем правовую демократию способом политического выражения первенства духовно-нравственного начала жизни в условиях динамичного индустриального общества. Мы признаем этику, основанную на христианских принципах, фундаментальным фактором становления либерально-демократической общественности и потому считаем либеральную политическую культуру вполне совместимой с русской духовной традицией и жизненно необходимой нам формой политического существования народа.
Ставя в центр своей деятельности проблемы демократии и национального возрождения русского народа, мы готовы к сотрудничеству с национально-демократическим движениями, с объединениями всех народов и национальных групп как в РСФСР, так и в СССР. Членами “Свободной России” могут быть люди различного национального происхождения, сознающие себя
Россиянами и разделяющие принципы нашей организации.Мы убеждены в том, что тяжкие испытания XX века не истребили творческого духа, свободолюбия и предприимчивости народов России, и что союз всех здоровых демократических сил способен вернуть наше Отечество на путь свободного духовного и социального развития.
Нас ведет принцип:
НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕМОКРАТИЮ.
ОТКРЫТОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО СВОБОДНЫХ НАРОДОВ.
[Декларация принята на Учредительном собрании в сентябре 1989г. в Санкт-Петербурге.]
Источник: Копия оригинала Маишмпись+ксерокс.
1989, сентябрь. Санкт-Петербург 4, 5с.