Декларация Национально-демократического общества “Свободная Россия”

Переживаемый нами исторический период характеризуется стремлением народов мира к национально-культурной самобытности, которая осознается как фундаментальный фактор живого и органичного развития личности, группы, общества. “Во всех регионах культурная самобытность выступает отныне в качестве одной из главных движущих сил истории”,—говорится в плане ЮНЕСКО на 1984-1989 гг. В то же время сохраняется и опасность унификации мира на основе единственной модели, которая определяется тоталитарными и технологическими факторами современной цивилизации, рост мирового единообразия таит угрозу гибели унифицированного общества от энтропии из-за отсутствия достаточной дифференциации между культурами.

Масштабное проявление этой судьбоносной для всего человечества борьбы между силами унификации и живого многообразия мы видим сегодня в СССР, где стремление к национальному возрождению народов стало реальным противовесом режиму, базирующемуся на принудительной унификации национальных общностей. Заметные проявления национального сознания мы наблюдаем среди народов и национальных групп РСФСР. Для таких из них, как народности Крайнего Севера—хакасы, вепсы,—сегодня решается вопрос не только культурного, но и этнического существования. Однако, и перед наиболее крупной нацией Российской Федерации—русским народом—стоит целый ряд сложнейших проблем национального возрождения, без решения которых трудно надеяться на нравственное, политическое, экономическое оздоровление ситуации в России.

Особенность трагедии русского народа относительно других народов СССР состоит в том, что, истощив свои силы в многолетнем противоборстве тоталитарному строю, он был превращен в инструмент интернациональной системы, которой предназначалось охватить собой весь мир. В интересах этой системы, с помощью беспощадного террора по отношению ко всему лучшему, честному, трудолюбивому Россия была доведена до вопиющей духовной, культурной, хозяйственно, общественной безбытности. Антинациональный режим разрушил все традиционные общественные институты страны: земство, общинное и городское самоуправление, а также вновь образовавшиеся структуры народного представительства. От былой духовной культуры остались только отдельные фрагменты, став изуродованными придатками официальной псевдокультуры. Целенаправленному разгрому подверглась Русская Православная Церковь, христианские ценности были подменены бездушной и аморальной идеологией. Русский язык превратился в мертворожденную “новоречь” денационализированной номенклатуры. Российские деревни были методично разгромлены и подавлены, а города лишены своего исторического облика, имен, духовного и культурного смысла. В ходе вынужденной эмиграции мы потеряли миллионы активных и просвещенных соотечественников—гордость русской национальной мысли, культуры, науки.

Выйти из катастрофического состояния, достичь общественного и нравственного здоровья возможно ныне лишь через процесс глубоких социальных преобразований, в итоге которых народ станет действительным хозяином своей судьбы. Однако ни политические, ни экономические реформы сами по себе не дадут желательного и эффективного результата в отрыве от проблем национального самосознания и национального бытия. Гражданские свободы и демократическое государство не смогут восторжествовать при деградации национально-культурных традиций, без органического единства общества.

Исторический опыт показывает, что только тиски деспотизма могут обеспечить внешнее единство конгломерата наций и народностей, лишенных органического внутреннего единства. Гражданское же демократическое общество скрепляется прежде всего национально-культурными узами. Чем больше политической свободы и идейной многозначности, тем большую роль играют силы органической интеграции, на основе общности исторической памяти, религии, культурной традиции предохраняющих общество от непонимания, вражды и распада. Социум, лишенный такого рода целостности, не сможет быть связан воедино силами одних правовых норм.

Итак, борьба за права человека и демократические свободы должна быть теснейшим образом связана с борьбой за права народов на культурную самобытность и национальный суверенитет. Демократия остается пустым призывом до тех пор, пока не приобретет свой изначальный смысл—служить формой национального волеизъявления, способом политического существования конкретной нации. Национальное же бытие будет лишено должной цивилизованной формы без определенного уровня политической культуры, базирующейся на понятии гражданских свобод и суверенитете личности в государстве.

К сожалению, в нынешних российских условиях идея правовой демократии к идея национального возрождения оказываются не только мало связанными, но и резко противопоставленными, а общедемократические и национально-патриотические круги обнаруживают тенденцию к конфронтации. Одним из шагов к соединению этих идеи, к осознанию демократии как формы национального возрождения, а национального возрождения как цели демократического процесса, является создание общества “Свободная Россия”. Общество ставит перед собой задачу действенного сочетания либерально-демократических и национально-патриотических установок в общественном сознании и общественной жизни; изучения социальной и общественно-психологической ситуации в РСФСР; осмысления русской культурной традиции с учетом проблем современности; содействия формированию общественно-культурных предпосылок демократических институтов в России. Общество стремится суверенитета РСФСР, создание необходимых условий для возрождения духовной культуры, национально-общественной жизни, оздоровления народного хозяйства республики.

Основной формой своей деятельности мы считаем просвещение нарождающегося гражданского общества, идейное ориентирование его на российские культурные традиции и духовные ценности, развитие русского национально-исторического самосознания. Высший источник нравственно-духовного идеала, исторически легшего в основу культурного творчества русского народа, мы видим в христианской религии, придавшей личностный смысл абсолютным ценностям. Мы рассматриваем правовую демократию способом политического выражения первенства духовно-нравственного начала жизни в условиях динамичного индустриального общества. Мы признаем этику, основанную на христианских принципах, фундаментальным фактором становления либерально-демократической общественности и потому считаем либеральную политическую культуру вполне совместимой с русской духовной традицией и жизненно необходимой нам формой политического существования народа.

Ставя в центр своей деятельности проблемы демократии и национального возрождения русского народа, мы готовы к сотрудничеству с национально-демократическим движениями, с объединениями всех народов и национальных групп как в РСФСР, так и в СССР. Членами “Свободной России” могут быть люди различного национального происхождения, сознающие себя Россиянами и разделяющие принципы нашей организации.

Мы убеждены в том, что тяжкие испытания XX века не истребили творческого духа, свободолюбия и предприимчивости народов России, и что союз всех здоровых демократических сил способен вернуть наше Отечество на путь свободного духовного и социального развития.

Нас ведет принцип:

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕМОКРАТИЮ.

ОТКРЫТОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО СВОБОДНЫХ НАРОДОВ.

[Декларация принята на Учредительном собрании в сентябре 1989г. в Санкт-Петербурге.]

Источник: Копия оригинала Маишмпись+ксерокс. 1989, сентябрь. Санкт-Петербург 4, 5с.