Судавский А.М. Община—реальность. [Интервью руководителя Русского общинного союза].

— РОС создан как объединяющее начало общинного движения, включающего в себя семейные, трудовые, православные, земляческие и другие русские общины. Наше дело близко всем, кто любит Родину: возрождение Единой и Неделимой России. Хочу сразу оговориться—Русский Общинный Союз не является политической партией, действует в рамках Конституции СССР на добровольных началах.

— Не является ли это стремлением к возрождению монархии и патриархального крестьянского уклада, то есть возвращением к давно минувшему?

— Что плохого в патриархальной крестьянской общине? Соседская помощь односельчанам оказавшимся в трудном положении, занимавшая почетное место в общественной жизни, определяла жизнь всего государства. И проходила она через институт общины.

Случалось, что мир направлял здоровых общинников топить печи, готовить еду, ухаживать за детьми в тех дворах, где все рабочие члены семьи были больны. Вдовам и сиротам всегда оказывалась помощь во время жатвы или на покосе. Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов сходы многих общин принимали решения о помощи семьям ратников. Многие хозяйственные заботы община брала на себя во дворах, где происходили свадьбы или похороны,—если, конечно, в том была нужда. Да кто не в том была нужда. Да кто не знает, что желание оказать любому страждущему помощь—характерная черта русского человека?!

А что творится сейчас? Многие ли знают соседей по лестничной площадке? О помощи и говорить не приходится...

Народ устал от политических лозунгов, если хотите, от так называемой “политической активности”, которая рождает сегодня только разрушительную неразбериху. Русский человек призван созидать. Поэтому основной принцип создания общины—полезность каждого друг другу и всему обществу.

Но это совсем не значит, что мы—за возвращение назад, в историю. Наш путь возрождения России лежит через духовное, политическое, экономическое развитие русской государственности.

— Только русской?...

— Простите, а где мы живем? Не требуем же мы русской государственности, к примеру, в Эфиопии или в Японии, в Норвегии или в Канаде. Для русского народа взаимодействие свободного труда, общины и русской власти—этих высших ценностей—создает общинный порядок. При нем свободный труд крепит общину, которая избирает русскую власть. Последняя оценивает свободный труд.

Община сильна неразрывностью двух начал—коллективного и частного. Извечная и постоянная направленность ее развития зиждется на родовом понятии выгодности производительного свободного общего труда с правом частного использования его результатов. Такой общинный порядок существовал всегда в круге развития и труда и семьи. Различное соотношение коллективного и частного начал, изменение направленности бытия, усиление процессов отчуждения, развития, отмирания разнообразных видов общин на Руси и в России. Отмирание одних вызывало рождение других. При этом развитие определялось естественным ходом истории—спором общественного и частного начал...

Возрождение Единой и Неделимой России, в сущности,—возвращение к Великороссии, к изначальному отношению общины с государством.

Таким образом, русская власть именно оценкой свободного труда может разумно ограничить права и обязанности сограждан. В остальном же ее действие определяется принадлежностью к единой русской общине и добровольным подчинением ей.

— Как вы относитесь к частной собственности?

— РОС использует исторический опыт нашего великого народа. В общественной жизни надо поставить на свои места значимость политики и экономики в государственном развитии. Мы считаем политические основы власти лишь производными от свободы русской общинной собственности.

Государственная собственность на средства производства—разновидность отработочной ренты.

Нынешняя власть делает труд подневольным, лишает работника интереса к рационализации, уплотнению рабочего времени или повышению силового напряжения. В этом, думается, причина застоя социализма. Только свободный труд при натуральной ренте может обеспечить высшую производительность.

Государственность, например, в Киевской Руси начиналась с натуральной ренты. И, естественно, отличалась от государственности стран Европы, где господствовала рента отработочная. Тогда, тысячу лет назад, русскому разуму была доступна “политическая экономия”: натуральные повинности свободных крестьян и общинное самоуправление превратились в натуральную ренту (дань) князю, государству. А труд оставался свободным! За одно столетие Русь обогнала в развитии Европу и стала могучей державой. Продуктивные севооборота, общественное разделение труда, рост городов, расцвет грамотности, торжество русской нравственности и Православия, династические связи с сильными монархиями и победные войны были обусловлены прогрессивной формой общественных отношений—свободой общественной собственности.

— Как Русский Общинный Союз относится к Коммунистической партии?

— Год назад мы предложили ЦК КПСС провести открытый диспут по вопросам русского наследства, главенства общинной власти и дани государству. В платформе, подготовленной партией к XXVIII съезду, есть такие слова:

“КПСС будет способствовать становлению и развитию самоуправляющихся общин”. Более, чем ясно! Русский Общинный Союз поддерживает центристское ядро ЦК, как твердую опору единого государства, первичности народной власти и развития общинных форм хозяйствования и самоуправления.

РОС—с теми, 'кто за сохранение Советским Союзом всех прав, земель и богатств Руси и России, за родство русских, украинцев и белорусов, за братство всех народов в русских общинах.

— Как вы относитесь к различным направлениям в общинном движении?

— В нашем движении наметились два направления: духовное совершенствование с опорой на культурные традиции и народно-экономическое—за возрождение Единой и Неделимой России. РОС свято уважает право общин на независимый выбор пути становления, различные внутренние строения и отношения с окружающим миром. Однако история создала русскую общину как земляческое объединение свободных тружеников. Бесспорно то, что возврат к общинным формам жизни есть ответное и закономерное действие на беспощадное государственное отчуждение русских людей от результатов труда и власти.

— Что конкретно провел РОС для достижения своих целей?

— В рамках Союза действует не одна община. РОС наладил связи с земляческими объединениями в разных городах, мы оказываем постоянную помощь продуктами, одеждой, деньгами русским беженцам из Баку и забастовщикам. Читаем лекции. Ведем широкую разъяснительную работу по нашей программе. Создаем самоуправляемую трудовую общину на одном из заводов столицы и кооперативы общественного питания.

— Готовы ли вы ответить на вопросы наших читателей? ,

— Да. И на страницах газеты, и частным порядком.

Источник: “Воскресение”—газета. 1990, №1. Москва.