Программа [Гражданского объединения “Россы”], 1989, [Ленинград (Санкт-Петербург)]
Объединение “РОССЫ” возникло при Ленинградском Клубе Психической Культуры (ЛКПК), как живая общность русских людей, озабоченных проблемой национального возрождения России. Общая боль за нашу культуру и согласие в понимании причин ее упадка сделали нас союзниками. Группа “РОССЫ” ЛКПК почувствовала поддержку соотечественников и обрела сторонников. Сегодня “РОССЫ”—это независимое гражданское объединение со своей Программой и Уставом.
Наша Программа построена на общих для всех принципах социалистического гуманизма и следующем определении русской национальной принадлежности: “Русский—это тот, кто живет на Руси (РСФСР) в согласии с нею и искренне считает себя русским”.
Наша Программа нацелена на Будущее: она изображает тот вариант общественного устройства, который представляется выходом из очевидного тупика. Программа предполагает коренную реорганизацию всего общества, поэтому ее следует рассматривать, прежде всего, как
возможную основу для программы массовой организации (например, Народный Фронт), способной осуществить подлинную революцию. Пропаганда основных положений Программы на пути к такой массой организации—основе нашей деятельности... Важно иметь в виду, что ни одно из программных положений не рассчитано на воплощение в условиях существующего политического режима!В Уставе гражданского объединения “РОССЫ” отражена организация, которая призвана обеспечить личное национальное самоопределение всех его членов, широкую пропаганду основных положений Программы и деятельность, направленную на создание политической организации, поддерживаемой народом.
I. ОБЩИЕ НАЧАЛА.
Всем существом своим “РОССЫ” будят в соотечественниках национальное самосознание, помогая почувствовать себя русским, понять и принять ответственность за судьбу нашей многострадальной Родины.
Объединение начало активную политическую борьбу за всесторонне национальное самоопределение русских:
мы намерены добиваться воплощения на территории РСФСР истинно русской политической организации, создания суверенного национального государства, коренной перестройки системы общественного производства и т.д. ... На наш взгляд, русский язык достоин лучшей участи!.. Наше национальное культурное наследие должно стать, наконец, достоянием всего народа!
В своей деятельности “РОССЫ” стремятся выражать волю тех слоев русского народа, которые не заинтересованы в сохранении существующего тоталитарного партийно-бюрократического режима...
Особое внимание мы уделяем гарантиям соблюдения интересов каждой нации и народности Российской Федерации.
“РОССЫ” против любых проявлений империализма, шовинизма и национализма в решении национальных проблем. Мы выступаем за свободное полное политическое самоопределение всех наций и народов СССР. Наше объединение поддерживает те национальные движения на территории “Союза”, которые разделяют с нами принципы добрососедства в отношениях между суверенными национальными государствами.
Сеяние национальной розни, проповедь национализма в любом виде и под любым предлогом мы считаем тягчайшим и особо циничным преступлением перед человечностью и человечеством!
Наше объединение намерено оказывать помощь и поддержку лицам русской национальности, проживающим за пределами РСФСР, в случаях их дискриминации по национальному признаку.
Историю России мы принимаем как она есть! Нам чужды попытки перекладывать вину за собственные беды на плечи других наций и народов, противно трусливо отрекаться от горьких историй далекого и недавнего прошлого...
“РОССЫ” против превращений нынешней “перестройки” в политический спектакль, который призван продлить существование (в новом качестве) в СССР тоталитарного партийно-бюрократического режима. Этот последний грубо попрал кровные интересы всех наций и народов нашего великого Союза, поэтому без пересмотра сложившихся межнациональных отношений у нас нет будущего...
Гражданское объединение “РОССЫ”—передовой отряд русского национально-освободительного движения, которое рука об руку с аналогичными движениями в братских республиках ведет борьбу против тоталитарного политического режима за свои суверенные права и новый Союз ССР.
II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС.
Существование наций, народов, народностей естественно и необходимо, ибо неизживно природное разнообразие людей, различие природа мест, в которых они обитают, своеобразна история каждого человеческого сообщества... Национальные культуры (и только они!) соединяют в себе и биотические особенности народа и его историю, и опыт освоения природы родных мест... Именно поэтому только носитель местной культуры может быть рачительным хозяином на своей земле...
Существующий в СССР политический режим под вывеской “Советская власть” преступно попрал принципы федерализма, на которых Союз ССР был задуман. В условиях тоталитаризма национальные культуры повсеместно пришли в упадок, насаждалась псевдоинтернациональная, так называемая, советская культура. В результате стала очевидной утрата хозяйственно-экономического, природоустроительного опыта на местах—его заменил волюнтаризм бюрократов... Экологический кризис, экономическое банкротство, разорение деревни—сельскохозяйственное убожество, биологическое и культурное вырождение народов...—вот что пожинаем все мы в результате “упрощенного толкования” национального вопроса верховодами “Империи” на протяжении 70 лет. Но главное, даже не этот плачевный итог; главное то, что любая нация, народ или народность имеют врожденное и неотъемлемое право самостоятельно вершить свою судьбу... и именно это право нагло попрано!
Наша позиция:—Мы за:
— свободное и полное самоопределение (вплоть до создания суверенного государства) для всех наций и народностей, имеющих свою территорию;
— создание в нашей республике условий для осуществления культурной автономии представителям национальных меньшинств, проживающим вне своих национальных территорий. Такая автономия может быть обеспечена предоставлением им права на публичное проявление своего национального самосознания, права на создание независимых культурных ассоциаций, культурно-хозяйственных автономных общин и обществ, права открывать национальные классы, школы, пропагандировать ценности своей национальной культуры. Для национальных меньшинств, которые не имеют собственной национальной территории, права, обеспечивающие культурную автономию, могут быть расширены: создание национальной высшей школы,
института национальной культуры, национальных театров и т.п.;— соблюдение принципов взаимопонимания, взаимоуважения, максимальный учет интересов друг друга в отношениях между нациями и народами;
— взаимную поддержку и единство всех национальных движений на гуманистической основе в противостоянии империализму любых мастей;
— созыв межнационального конгресса полномочных представителей всех союзных наций и народов СССР с целью пересмотра межнациональных отношений на всех уровнях: государственно-политическом, экономическом, культурном... Национальные представительства на этом конгрессе должны быть наделены широкими полномочиями в решении судеб своих наций и народов. Что касается строительства суверенных национальных государств, то это, на наш взгляд, дело только самих народов!
— Что делать нам, русским, в плане собственного национального самоопределения?
1. Формировать национальное самосознание народа, чтобы для каждого русского стала очевидной необходимость действительного национального самоопределения и создания суверенного русского государства.
2. Вести активную борьбу за восстановление и развитие русской национальной культуры, оказывая всемерную помощь и поддержку ее мастерам.
3. Организовать независимый общественный контроль за хозяйственной деятельностью нынешних правителей, пресекая все, что угрожает нашей природе.
4. Содействовать осуществлению культурной автономии национальных меньшинств, которые проживают в нашей республике вне своих национальных территорий или не имеют таковых. Только гарантированное право на культурную автономию позволит им сделать собственное отношение к русской культуре достаточно ясным, безвредным для себя и для нее!
5. Своей главной тактической задачей гражданское объединение “РОССЫ” считает создание русского подлинно Народного Фронта. Только такой фронт вправе взять на себя дело политического решения вопросов, связанных с воплощением в жизнь истинно русской политической организации и строительством суверенного государства.
III.
РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Искони наше Отечество—это военно-политический союз разноязычных, самобытных в культурном и хозяйственном отношении народов, ядром которого были территории с русскоязычным населением. Поэтому исторически русский язык стал государственным, и само государство назвали Русь. За долгие годы его существования между отдельными национальными территориями установились определенные и довольно тесные хозяйственные отношения, произошло своеобразное национально—территориальное разделение труда. Это со всей очевидностью обнаружилось в 1917 г. во время распада Российской империи: наиболее тесно взаимосвязанные национальные территории довольно естественно вскоре объединились в государство—РСФСР. По форме правления это новое государство было республикой, ибо возникло через отрицание монархии; по форме государственного устройства—федерацией, ибо объединило разноязыкие народы!..РСФСР—исторически первый вариант социалистической федерации. Он основан на принципе территориальной автономии национальных республик, областей, округов...
В 1922 г. появился другой вид социалистической федерации—на основе союзного договора—образовался СССР.
Нас более всего волнует судьба России, поэтому далее речь идет в основном о РСФСР.
Следует отметить некоторые (правда, лишь бумажные) достоинства социалистической федерации:
1. Согласно Конституции РСФСР административно-территориальное деление республик предполагает не формальное разграничение территорий, как это имеет место в целом ряде других стран, а с учетом национальной принадлежности населения.
2. В Конституции республики осуществлена попытка соотнести степень автономии территорий с уровнем культурно-хозяйственной самостоятельности их населения, поэтому в составе РСФСР имеют место автономные республики, области, округа.
Автономия территорий в федерации по национальному признаку—верный путь в решении проблемы национального самоопределения малых народов и потенциальная возможность рачительного хозяйствования, ибо население автономной единицы пользуется более широкими правами самоуправления, чем
права простой административно-территориальной единицы: выборный орган автономной территории, в принципе, может представлять специфические интересы местного населения и опираться на его культуру, его опыт. Мы за такое решение проблемы национального самоопределения в России, но... Но политический режим, который установился на территории РСФСР, да и всего Союза ССР, фактически извратил федеративное содержание государственного устройства в нашем Отечестве; на протяжении 70 лет управления страной осуществляется директивно-бюрократически из “Центра”, как если бы государство было унитарным... Вопиющий разрыв между федеративной формой государственного устройства и тоталитарным режимом управления должен быть устранен.— Это наше программное требование!
— Как можно добиться действительного воплощения в жизнь принципов социалистической федерации?
— На наш взгляд, для этого достаточно ликвидировать тоталитарный политический режим и прекратить его воспроизводство.
— Существует ли в России сила, способная на это?
— На наш взгляд, сейчас такой силы нет.
— Кто мог бы стать такой силой?
— Во всех слоях русского общества рассеяны патриоты, понимающие необходимость подлинно революционных преобразований.
Они могут объединиться в Национальный Народный фронт. Пока подобной организации не существует, ибо все попытки образовать “Народный фронт” игнорировали наши национальные интересы—интересы народа!).— Действительно Народный фронт может быть только национальным!
— Вся деятельность гражданского объединения “РОССЫ” направлена на создание Русского Народного фронта... По простоте своей или политической наивности многие люди до сих пор полагают, что реальным врагом тоталитарного политического режима является КПСС, ее здоровая часть... На наш взгляд, рассчитывать на КПСС в роли “могильщика” отечественного тоталитаризма, значит вообще ничего не понимать в ее природе! Именно КПСС, с ее организационными принципами, породила сталинизм и является по сей день основным фактором его непрерывного воспроизводства. Кстати, для того, чтобы правильно понять наши предложения по этому вопросу, необходимо несколько более подробно описать основной механизм воспроизводства “хозяевов”.
Важнейшим узлом этого механизма является “руководящая и направляющая роль КПСС”. Дело в том, что в любом нормальном обществе его основной институт—ГОСУДАРСТВО... Только государство—публичная политическая власть, распространяющаяся на все общество, выступающая его внешним представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Со всей необходимостью государство должно быть верховенствующей, полной и единственной публичной властью в обществе: возможность существования какой-либо публичной власти наряду с государственной исключается или исключает само государство. Именно последний вариант имеет место в нашем Отечестве: государства нет, “советская власть”—это ширма, за которой скрывается партия со своей порочной системой формирования (“выборов”) руководящих органов...
— Почему порочной?
— Все руководящие органы КПСС “выбираются” не прямо, а опосредованно. На крупные отчетно-выборные конференции съезжаются малознакомые друг с другом люди для того, чтобы “избрать” новое руководство... Понятно, что “выбрать” друг друга они не могут, т. к. ничего друг о друге не знают. Кандидатов им предлагает предшествующее руководство... Таким образом неизбежно формируется слой (“сливки”), который и из которого “выбирают”... О действительных человеческих и деловых качествах каждого представителя этой элиты мало что знают “выборщики” и почти ничего не знают рядовые члены партии. При том, что принцип “демократического централизма” предполагает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих и каждого члена партии, неизбежно складывается ситуация господства “элиты”. Если теперь принять в расчет “руководящую и направляющую
роль партии” в политической системе нашего общества, то становится очевидна фатальная неизбежность превращения партийного аппарата в оторванную от народа “правящую группу”. Что касается выборов “народных депутатов”—здесь “спектакль” просто дублируется... В верхних эшелонах советской власти “тусуются” те же персонажи, что и в руководящих органах КПСС. О том, что это за люди, никто ничего толком не знает!Еще одно следует иметь в виду, чтобы понять, что класс “хозяевов” значительно шире партийного аппарата:— воплощение принципа “демократического централизма” в организации советского государства обернулось верховенством исполнительной власти, обернулось господством бюрократии... Все решения в нашей стране принимаются Советами (законодателями) по проектам, которые готовит (на свое благо!) исполнительная власть... Теперь, когда на долгие годы “советской” власти партийно-бюрократический аппарат оформился в самостоятельный социально-политический класс и обрел классовое самосознание, любые реформы политической системы, не затрагивающие механизмов воспроизводства “хозяевов”, бесполезны для нашего общества. Они тем более бесполезны, что на сей день наши хозяева обрели и твердые собственные экономические интересы, которые привязаны к государственной системе материального и духовного производства... Сломить отлаженный механизм воспроизводства тоталитарного режима может лишь изменение процедуры формирования высших органов государственной власти вместе с революционным преобразованием формы правления. Для этого волей народа,
силами Народного Фронта из Конституции РСФСР должны быть устранены те положения, которые допустили тоталитаризм и сохраняют его до сих пор, а внесены такие положения, которые обеспечат появление сильной центральной власти, подотчетной народу и способной навести порядок в Республике... Речь, следовательно, идет о необходимости серьезной конституционной реформы, о революционном преобразовании основного закона (Конституции).— Что предлагают “РОССЫ"?
1. Строго определить Конституцией место, функциональные права и обязанности государства в структуре нашего общества.
— Государство, как и все другие общественные институты, должно быть в законе и обязано соблюдать этот Закон.
2. Устранить из Конституции порочащее ее положение о руководящей и направляющей роли КПСС, ибо эта организация за 70 с лишним лет своего безраздельного господства всесторонне и окончательно дискредитировала себя в этой роли. Устранить также все противоестественные гарантии какого-либо верховенства в государстве этой политической организации и ее “союзников” (ВЛКСМ, существующие профсоюзы...).
3. Внести в Конституцию положение, гарантирующее появление и развитие любых политических организаций за исключением тех, “Программы” которых противоречат “Всеобщей декларации Прав Человека” (ООН). Всероссийские политические партии могут составить основу здоровой политической системы! Именно они должны предложить народу, на выбор свои программы и кандидатов на пост Президента (см. след. пункт).
4. Объявить Россию президентской республикой. Президент—глава государства и правительства—выбирается непосредственно народом. Правом выдвижения кандидатов на пост президента обладают всероссийские политические организации (партии). Президент формирует правительство из членов своей партии и ее сторонников.
Законодательные права президента должны быть строго регламентированы Конституцией.
5. Законодательную власть в республике осуществляют Советы народных депутатов. Они же осуществляют контроль за деятельностью правительства. Функции Советов строго оговариваются в Конституции таким образом, чтобы правительство было подконтрольно им.
Прокуратура подчинена только Советам.
Система судопроизводства независима и подчинена только Закону.
Судьи назначаются вышестоящим Советом. В районном суде они обеспечивают соблюдение процессуальных норм и, обладая лишь правом совещательного голоса, консультируют народных заседателей по существу дела. Решение в суде принимает коллегия народных (присяжных) заседателей. В вышестоящих судах решает судейская коллегия.
Народные заседатели районных судов выбираются жителями района из кандидатов, которых выдвигают трудовые коллективы района или другие районные организации граждан.
7. Национальные автономные республики, области и округа переходят на хозрасчет с максимальной реализацией самоуправления во всех сферах материального и духовного производства.
Функции местных и федеральных властей строго разграничиваются в Конституции.
8. Исполнительная власть является общей (сквозной) для всей РСФСР. Руководителя исполнительной власти в национальной автономии назначает Президент РСФСР из числа депутатов Совета автономии от национального большинства. Назначенный президентом руководитель формирует всю исполнительную власть в автономии на свое усмотрение. Персональный состав его кабинета утверждает Совет автономии
. В состав кабинета не могут входить депутаты Совета.9. Выборы в РСФСР.
Выбираются: Президент, Народные депутаты. Народные Заседатели судов.
Президент. Его выбирают все граждане республики прямым тайным голосованием из числа кандидатов, представленных всероссийскими политическими организациями (партиями).
Народные депутаты. Кандидатов в депутаты мо1ут выдвигать политические и другие общественные организации, трудовые коллективы.
Каждый гражданин РСФСР имеет право участвовать в выборах либо по территориально-административному принципу, либо по национальному. Для этого выборы осуществляются:
а) от территориально-административных единиц. При этом кандидатами в депутаты могут быть только лица соответствующей (для каждой автономии) национальности;
б) от культурных, культурно-хозяйственных ассоциаций национальных меньшинств (для конкретной местности), проживающие вне своих национальных территорий или не имеющих таковых.
Нормы представительства для территориально-административных единиц и культурных ассоциаций национальных меньшинств устанавливаются равнопропорциональными числу граждан, заявивших о своем намерении участвовать в выборах по тому или иному принципу.
10. Взаимоотношения РСФСР с Союзом ССР должны строиться строго на основе союзного договора, содержание которого, к тому же, подлежит пересмотру, т.к. Россия не нуждается в Союзной власти, откровенно попирающей суверенные права русских. Наша республика нуждается в таком Союзе, где интересы каждого союзника будут соблюдаться вполне ко всеобщей выгоде остальных
.11. Новая Конституция России (РСФСР) должна быть принята общенародным референдумом. Любые поправки и дополнения к ней впредь должны обязательно выноситься на всенародный референдум.
Источник: Копия оригинала, машинопись, 8с. 1989 г., Ленинград