Специальная Комиссия была создана в соответствии с Указом Президента СССР от 15 ноября 1990 года "О мерах по реализации предложений Комитета солдатских матерей".
Для рассмотрения уголовных дел по фактам гибели военнослужащих и военных строителей было укомплектовано 10 групп и 11-я группа-по фактам гибели военнослужащих в результате аварий и катастроф в ВМФ, в которые входили народные депутаты (руководители групп), представители Прокуратуры СССР и Военной прокуратуры, независимые юристы, криминалисты, графологи, баллисты, специалисты ВМФ и солдатские матери.
В процессе работы был открыт приемный пункт (Рыбный пер., 3), в который приходили военнослужащие и граждане с жалобами и письмами, а также сборный пункт (Лефортово) для солдат, самовольно оставивших службу из-за неуставных отношений и насилия реальной угрозы их жизни и здоровью. Были созданы группы оперативного реагирования для выезда на места по конкретным жалобам и принятия по ним необходимых решений.
Комиссия в процессе работы столкнулась с такими вопиющими фактами, что ее деятельность вышла далеко за рамки очерченного ей круга вопросов, и обратила пристальное внимание на ряд других проблем военной службы.
В период с середины декабря 1990 г. по 15 марта 1991 г. Комиссией была проделана следующая работа:
1. Из 107 уголовных дел, запрошенных Комиссией, были представлены и рассмотрены 96 дел (принятых за 100%), из них:
33 дела (34,4%)- бесспорно отменены ранее принятые по ним решения и уголовные дела переданы на доследование;
13 дел (13,5%)- отменены самими органами прокуратуры после Указа Президента уже во время работы Комиссии;
10 дел (10,4%)-сделано представление Генеральному прокурору СССР для проверки и возбуждения уголовных дел в отношении солдат, якобы умерших от болезней;
5 дел (5,2%)-виновные уже осуждены военными трибуналами по делам погибших солдат;
27 дел (28,1%)-спорные, т.е. члены Комиссии со стороны солдатских матерей требуют отмены предыдущего решения, но Прокуратурой СССР вопрос окончательно еще не решен;
4 дела (4,1%)-возбуждены новые уголовные дела по имеющимся материалам;
4 дела (4,1%)-Комиссия согласилась с прежним решением.
Таким образом, из 96 рассмотренных уголовных дел Комиссия оставила без опротестования только 4 дела или 4,1%, опротестовав 92 дела, т.е. 95,9%. Такие результаты полностью перечеркивают результативность работы Главной военной прокуратуры (ГВП), показывают ее полную ненужность и даже вредность. Поэтому все расчеты и цифровые данные, представленные ГВП ранее для доклада Президенту, не могут приниматься во внимание, как не соответствующие действительности.
Комиссия выявила грубейшие нарушения установленного порядка ведения дознания, следствия и формальное отношение к рассмотрению жалоб родителей и родственников погибших. Наиболее вопиющие нарушения Комиссия усмотрела в делах погибших солдат О.М.Мазура, И.Ф.Губерского, В.В.Станиславского, А.Н.Русяева и других.
По делу О.М.Мазура 4 раза выносились постановления о прекращении уголовного дела из-за поверхностного анализа материалов, халатности следователя, который утерял даже вещественные доказательства-нож, одежду, а при эксгумации трупа голова была отделена от тела и не возвращена в могилу.
По делу И.Ф.Губерского следствие тоже несколько раз прекращалось, хотя были достаточные улики, подтверждающие факт его убийства. И здесь все вещественные доказательства были либо утеряны, либо уничтожены (зачем?).
По делу В.В.Станиславского, который якобы разбился при падении с высоты, осмотр места происшествия произведен неквалифицированно, одежда погибшего уничтожена, судебно-медицинская экспертиза проведена поверхностно.
По делу А.Н.Русяева вещественные доказательства утрачены, осмотр места происшествия произведен поверхностно.
Во всех рассмотренных делах Комиссия усмотрела однотипные нарушения процессуального законодательства: уничтожение улик, вещественных доказательств, неквалифицированный осмотр места происшествия, возбуждение в некоторых случаях уголовного дела и его закрытие командованием части, незаинтересованного в фиксации чрезвычайных происшествий, которые негативно влияют на дальнейшее продвижение по службе начальников всех степеней, попытки увести от ответственности командование воинских частей и подразделений.
2. В Комиссию поступило 12 250 писем, из них:
б 240-о погибших военнослужащих и военных строителей;
1 240-об инвалидности и болезнях, полученных на службе:
1 700-от пострадавших от "дедовщины" и "землячества";
1 820-от покинувших места службы из-за неуставных отношений и наличия реальной грозы их жизни и здоровью;
1 250-от осужденных по различным причинам, в том числе и из-за оставления части по причинам неуставных отношений.
Из 12 250 писем в качестве причин смерти указаны:
50%-самоубийство (повешение, огнестрельные ранения);
20%-умершие в результате нанесения телесных повреждений, но доставленные в госпитали и больницы еще живыми;
5%-перегревание и электротравмы;
15%-пропали без вести (родителям ничего не известно о детях);
10%-несчастные случаи.
Причинами инвалидности и болезней в письмах указаны:
30%-нервно-психические заболевания (в результате черепно-мозговых травм, изнасилований и других моральных и физических потрясений);
40%-заболевание внутренних органов (разбитые и отбитые почки, печень, желудок, селезенка, половые органы и др.);
30%-призваны уже больными военкоматами (болезни обострились уже во время службы).
Письма свидетельствуют о том, что 75-80% смертей и 70% инвалидности и болезней связаны с неуставными отношениями, с существующей в Вооруженных Силах СССР системой прохождения военной службы. Поэтому представленные Министерством обороны СССР и ГВП цифровые данные о "дедовщине", других видах неуставных отношений для доклада Президенту СССР не могут быть приняты во внимание, как несоответствующие действительному положению, грубо искажающие реальную действительность.
Комиссия считает, что я Вооруженных Силах СССР количество смертей военнослужащих неуклонно растет, увеличивается количество инвалидов и больных. Например, из ответа корреспонденту "Известий" офицера юридического отдела Управления делами МО СССР полковника В.Зюбина следует, что за последние 15 лет погибло 120 000 человек, или в среднем по 8 000 человек в год; ранее Госплан давал цифру 6 600 чел. (3 000 000 000 рублей : 25 000 - 120 000 чел. : 15 - 8 000-"Известия". 1991. 18 марта).
Оценивая все имеющиеся данные и тенденции к росту количества смертей в Вооруженных Силах, Комиссия считает, что в настоящее время в ВС СССР ежегодно погибает от б 600 до 8 000 человек. Вот почему Министерство обороны СССР считает недопустимым рассекречивание полных сведений о смертности военнослужащих. Такое рассекречивание вызовет шок у советского народа, который может поставить вопрос о самом военном руководстве, о полной его замене и немедленном переходе к профессиональной армии. Всякие ссылки на практику других стран и "рассекречивание" данных об абсолютной численности ВС СССР не только неуместны, но и аморальны.
При работе с письмами члены Комиссии успевали лишь регистрировать письма, не имея времени для их прочтения. Ответы на письма не давались из-за нехватки времени, и невозможности их проверить, хотя каждое письмо-это буквально крик материнской и солдатской души, стоящей зачастую на пороге смерти. Вот некоторые примеры из писем:
Военный строитель рядовой Синельников Петр Александрович, в/ч 75154, г. Ленинск, призван 23 мая 1990 г.; с первых дней офицеры избивали его дубинками, металлическими прутьями, штырями по почкам, голове, печени, грудной клетке. Убежал, спасая свою жизнь, прострелили ногу, лечили в санчасти, там же и били, вторично сбежал. 24 сентября 1°90 г. положили в госпиталь в г.Уральске в/ч 86717. Заключение судмедэкспертизы: сломано ребро, огнестрельное ранение, просит перевести в другую часть.
Военный строитель рядовой Васильев Сергей Александрович, в/ч 02587, Московская обл.. Подольский р-н, п/о Вороново: капитан Севян избивал меня кулаками, затем на полу бил ногами, рядовому Дюсунову и Солнцеву выбил плечо и зуб. В части капитан Севян творит произвол совершенно безнаказанно.
Рядовой Бакотжан Абишев, призванный в в/ч 63582 "А" г. Ленинск (Казахской ССР), зверски избит, нарушена координация движений, потеря памяти, боязнь всего живого, три раза оперировали ухо, три раза руку" один раз живот, фото прилагается. Отец солдата Кемпрбай Абишев (487780, Казахская ССР, Чимкентская обл., Сузакский р-н, к/с "Тасти").
Студенты Роберт Дужак (2-й курс ХАИ, Киев 252213, ул.Северная 54 Г, кв.282), погиб на 3-й день службы 9.7.99 г., и Олег Бочаров (студент ХПИ, Харьковская обл., г.Чищев, ул.Жадоновского, 2, кв.37), погиб 20.7.88 г. Оба погибли от теплового удара в 40-градусную жару в в/ч 55468, г. Бердянск. Роберт умирал 30 часов без воды, просил воды, не давали, умер по дороге в госпиталь, Олег умер также от теплового удара, еще 120 человек попали в госпиталь с перегревом. Виновные отделались партийными и административными взысканиями.
3. Через сборный пункт в Лефортово (Москва) прошло 208 военнослужащих, в том числе 130 военные строители (62%); 174 русских, 17 украинцев, 5 татар, 3 белоруса, 3 казаха, 2 азербайджанца, 1 армянин и другие; ранее судимые-10.
Госпитализировано 35 солдат, комиссовано-8, уволено а запас 2, из "горячих" точек переведено 55 человек, сбежало непосредственно из Лефортово 23 человека. Работа велась в трудных условиях, т.к. военные и гражданские ведомства чинили препятствия. У прибывавших солдат самые частые травмы-черепно-мозговые. груди, почек, печени, у двоих сломан нос (Евстратенко, Любченко), из-за травм головы заторможенность и заикание у Тимашова, заикание у Медведева, эпилепсия у матроса Мизурова, в психбольиицах находилось 7 человек, почти все они комиссованы. Солдата Плесецкого избивал командир части Мостовой (г. Ижевск, в дальнейшем переведен с повышением), над солдатом Манохиным издевался капитал Солдатов (г. Новосибирск), исключительно тяжелое положение солдат в строительных частях на Байконуре (бывший начальник политотдела генерал Пауджюнас, секретарь ЦК КПЛ); в Р. Ленинске солдаты собрали деньги на дорогу до Москвы солдату Бухарову, чтобы он сообщил Комиссии о том, как капитан Финогенов издевается над солдатами.
Даже при переводе солдат s другие части Комиссия не могла гарантировать безопасность солдат. Так ушли из новой части (после перевода) из Артемовска военнослужащие Мсхтиев, Боровлев; Боровлева вернули в Артемовен вместе с Бобковым, Марковым и Киресоым. В первые же дни вновь прибывших солдат избил командир роты капитан Сильченко В.В., заводя их поодиночке в Ленинскую комнату.
Рядовой Гриценко был арестован через 2 дня после прибытия в новую часть. 10 дней никто не знал, где он. Затем выяснилось, что он находится в СИЗО №1 и отправить его по этапу к прежнему месту службы должны были к 1 марта, но адрес отправления был перепутан, где находится Гриценко на 16 марта-неизвестно. По этому солдату Комиссия вышла с ходатайством на Генерального прокурора СССР.
4. На прием в Рыбный пер. пришли 1 002 человека, из них большинство покинули части из-за неуставных отношений, избитые, больные. Больные направлялись в госпиталь, здоровые-в Лефортово. Военнослужащие продолжают и сейчас идти в Рыбный переулок, 3-мя сплошными потоками, хотя Комиссия уже и прекратила работу.
В/ч 01487, Балашихинский р-н. Московская обл., пос.Купавна. Замполит военно-строительной части Михайлин и начальник штаба Тушев лично избивали солдат, в том числе армированный резиновой дубинкой. В специально оборудованной комнате держали солдат по 25/30 суток, кормили редко, оправлялись солдаты на клочки бумаги, которые затем руками относили в мусоросборник, разрешалось только стоять, спали после отбоя на голом цементном полу. Михайлин считает, что так он-политработник "проводит эксперимент". В ведомостях на деньги за солдат расписываются сами офицеры, деньги зачастую отбираются вместе с посылками, почтовой бумагой. Солдат, которых Михайлин и Тушев нарекают "впущенными" и "чертями", лишают койки и постели в казарме, солдаты вынуждены спать в тамбуре казармы, в канализационных колодцах и на асфальте территории части.
В результате непосильного труда, систематических избиений и издевательств "политработника" рядовой Вильцер Константин Юлисович, призванный в строительные войска с искривленным позвоночником (нарушение ст.90 Приказа МО СССР), лишился левого глаза и потерял зрение на правый глаз. На него Михайлин и Тушев сфабриковали уголовное дело и грозят судебной расправой. Об этом диком случае члены Комиссии сообщили Министру обороны и Президенту СССР.
5. Группы оперативного реагирования неоднократно выезжали на места для проверки жалоб военнослужащих и их родителей.
Например, при проверке 27.12.90 г. в в/ч 71476, г. Серпухов, Московская обл., выяснилось, что за последнее годы в этой части погибли 6 солдат: Мазур О.М., Волков ( русские), Заборук (еврей), Воль (эстонец), Степанавичюс (литовец). Плешей (молдаванин). В части процветает землячество, в лазарете антисанитарные условия. В лазарете солдат Калашников с загноившейся резаной раной на ноге, солдат Фокин с синяками на лице, с разбитой рукой, солдат Рыбников с ссадинами на шее, похожими на полосу при начальной стадии задушения.
16.01.91 г. в/ч 63287 (одна рота части на станции метро "Войковская", Москва), в присутствии полковника Шевченко А.А. и подполковника Проценко В.Д. члены Комиссии Иванова Б.Я., Лысова Н.Г. и Седова Л.И. беседовали с солдатами Андреем Фроловым, Вячеславом Тереховым и Вадимом Больлюсовым. Все трое избиты, жалобы на боли в голосе, в сердце, в печени, все трое говорят о неуставных отношениях м просили о госпитализации.
Проверки, проведенные в Дальневосточном, Забайкальском, Туркестанском, Приволжско-Уральском, Московском, Ленинградском, Киевском военных округах народными депутатами, и анализ конкретных дел, имевшихся в Комиссии, показали существенные недостатки в деятельности военной прокуратуры:
чрезвычайно слабый надзор некоторых военных прокуратур за органами дознания в воинских частях;
нарушения процессуальных норм органами дознания, в том числе и закрытие дел, подследственных органам прокуратуры; необъективное и неполное расследование дел.
б. Группа П произвела анализ гибели военнослужащих вследствие аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий с кораблями, самолетами и другой боевой техникой и вооружением. Положение в ВМФ вызывает глубокую тревогу, аварии, катастрофы и другие ЧП не уменьшаются, выводы из трагических событий не делаются. Уже после гибели "Комсомольца" в начале 1991 г. на ТОФ у причала при погрузке боезапаса затонула дизельная подводная лодка.
По причине преступной халатности, одних и тех же нарушений норм безопасности при перегрузке активной зоны произошли тепловые взрывы на реакторах АПЛ в г. Северодвинске (Северный флот) И в п. Шкотово-22 (Тихоокеанский флот). Во втором случае имела место гибель людей, а также радиоактивное заражение акватории и причалов завода. В 1983 г. на Тихоокеанском флоте у берегов Камчатки затонула новейшая АПЛ, только часть экипажа удалось спасти. Некоторое время спустя АПЛ была поднята, отбуксирована на судоремонтный завод, частично восстановлена, после чего затонула во второй раз, прямо у причальной стенки завода. Рабочая группа изучила 4 из 10 запрошенных уголовных дел (остальные не представлены):
столкновение ПЛА "К-56" с судном "Академик Берг" 14.6.73 г. на ТОФ; пожар на ПЛ "К-131" 18.6.84 г. на СФ; гибель ракетного подводного крейсера 6.10.86 г. в Атлантике; гибель АПЛ "Комсомолец" 7.4.89 г. в Северной Атлантике. Только в этих рассмотренных случаях погибло 86 человек, материальный ущерб, в ряде случаев трудно поддающийся точному исчислению, составил ориентировочно несколько миллиардов рублей. Ни по одному делу никто из должностных лиц, в той или иной степени причастных к авариям и катастрофам, к уголовной ответственности, не привлечем.
Следствие проводилось, как правило, в рамках версий и выводов правительственной комиссии, что препятствовало объективному и оперативному ведению уголовных дел, затрудняло установление истинных причин и виновников аварий и катастроф. Обстановка в ВМФ продолжает обостряться из-за невыполнения совместных решений Минсудпрома и ВМФ по повышению пожаробезопасности подводных лодок (СР №С-13/1719 от 22.9.89 г.) и выполнению первоочередных мер по повышению живучести ПЛ (СР №С-13/1788 от 22.9.89 г.) принятых после гибели "Комсомольца", как и множество ранее принятых решений, направленных на безопасность плавания кораблей ВМФ.
И сейчас отдельные атомные ПЛ выходят в море без надежды на спасение из-за: заклинки выходных люков ПЛ и дефектов в конструкции аварийновсплываюшей камеры (ВСЮ, не позволяющих личному составу выйти из затонувшей подводной лодки; большой пожароопасности электро-энергетических систем с повышенной емкостью и являющейся поэтому своеобразным детонатором пожара; невнедрение режима "максимальной ремонтной площадки" на атомных ПЛ (Директива ГК ВМФ о внедрении от 28.3.87 г.)-единственного способа спасения личного состава и ПЛ от катастрофы в случае выхода из строя двух главных энергетических установок при плавании подо льдами (устранение двух последних, крайне опасных недостатков практически не требует ни материальных затрат, ни времени на их устранение).
При расследовании уголовного дела по факту гибели "Комсомольца" не допрошены в качестве основных свидетелей вице-адмирал Чернов Е..Д., являющийся в прошлом командующим флотилии, куда был включен "Комсомолец" (он же председатель комиссии оптовой эксплуатации), а также контр-адмирал Прусаков В.Т. и капитан I ранга Долгов В.А., являющийся командиром дивизии и заместителем командира дивизии по электро-механической части соответственно.
В уголовном деле не рассмотрено по меньшей мере 17 ключевых вопросов, касающихся катастрофы "Комсомольца", по отдельным из которых вице-адмирал Чернов Е.Д. выступал в Комитете обороны и государственной безопасности, однако не получил поддержки и с их стороны.
Вопрос об игнорировании международного механизма спасения личного состава из воды не рассматривался, хотя он существует и в рамках двустороннего советско-норвежского соглашения и в рамках многосторонней Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974/78 гг. Международный механизм спасение не задействовался вообще, хотя место гибели "Комсомольца" находилось на линии обнаружения средствами и силами НАТО" а спасательной операцией "Комсомольца" руководил лично Главком ВМФ Чернавин В.Н.
Рабочая группа №П предложила незамедлительно возобновить следствие по гибели "Комсомольца" (с этим согласен и Главный военный прокурор Катусев А.Ф.), не связывая следствие с результатами работы Правительственной комиссии и сроками подъема затонувшей ПЛА на поверхность.
На основании проделанной работы Комиссия пришла к следующим основным выводам:
1. Рост числа гибели и травматизма военнослужащих и военных строителей в мирное время из года в год растет (от 6 600 до 8 000 чел. в год), стремительно падает престиж воинской службы не только у молодежи, но и у офицерского состава, у призывной молодежи все активнее проявляется нежелание служить а армии, такое же настроение постепенно охватывает молодых офицеров. Этому способствуют существующие в советском обществе объективные причины:
- общее падение экономического благосостояния народов СССР, неспособность всей системы осуществить коренные экономические преобразования, изменить отношение к частной собственности и идеологическим догмам;
- пренебрежение общечеловеческими ценностями в обществе, на которое огромное значение оказали война в Афганистане и последовавший затем многолетний обман советского народа о характере афганской войны, сокрытие потерь, бесчеловечное отношение к собственным военнопленным и недостойное отношение к воинам-афганцам уже после войны;
- межнациональные конфликты, в которых противопоставляются не только нации и народы, но и проигрывает Армия, ее авторитет;
- отрыв командования от нужд рядового, сержантского (старшинского) и офицерского состава Армии и Флота, более 200 000 бесквартирных офицеров; полное отсутствие комплексной программы перестройки ВС, отсутствие целостной концепции оборонительной военной доктрины и самого понятия оборонной достаточности;
- незаинтересованность высшего военного руководства в скорейшем переходе к профессиональной армии, поскольку профессиональной армии (значительно сокращенной) будет совершенно не нужно такое количество маршалов, генералов и адмиралов;
- незаинтересованность высшего военного руководства в ликвидация антиконституционных военно-строительных формирований-этих "крепостных" в военной форме, которые, по существу, никакого отношения к обороне страны не имеют, но позволяют с наименьшими расходами выполнять объем работ не только в МО СССР, но и в гражданских министерствах и ведомствах;
- отсутствие социальной защищенности кадровых военнослужащих и членов их семей, острая "бесквартирность" младшего и среднего офицерского состава и сверхсрочнослужащих, бедственное положение семей военнослужащих в "горячих" точках, а также полная неуверенность в завтрашнем дне;
- падение общего уровня дисциплины в войсках, процветание в ВС "дедовщины", "землячества", жестокости и "кулачного права", зависимость благополучия военной службы и продвижения офицерского состава от числа чрезвычайных происшествий в подчиненных подразделениях толкает офицерский состав на сокрытие правонарушений, в том числе и преступлений, что, в свою очередь, ведет к ухудшению общего состояния воинской дисциплины, к созданию обстановки видимого благополучия.
2. На рост числа гибели и травматизме военнослужащих и военных строителей в мирное время влияют:
- отсутствие законов, защищающих жизнь, здоровье, честь и достоинство военнослужащих; призыв на военную службу юношей практически со школьной скамьи, не имеющих никаких профессиональных и житейских навыков; призывы во многих случаях хронически больных юношей; упущения в лечебно-оздоровительной и воспитательной работе с допризывной молодежью, недостаточное обучение призывников воинским специальностям или их полное отсутствие;
- неквалифицированное медицинское обследование в военных комиссариатах при призыве, непри нятие во внимание амбулаторной карты призывника, в которой могут быть записи, вызывающие стеснение и замалчивание болезней самим призывником (энурез, нервные или психические заболевания и др.); отсутствие должного контроля местных органов власти и за работой призывных комиссий и полное незнание родителями сведений в медицинской карте сына-призывника; эти недостатки приводят к тому, что на службу призываются юноши, которые по медицинским показателям не должны служить в ВС или которые должны получить отсрочку до полного выздоровления;
- несовершенство подбора и расстановки сержантского и старшинского состава, отсутствие должного контроля со стороны командования и воспитательной работы, что способствует процветанию в казармах неуставных отношений и порождает у солдат чувство безысходности и обреченности; отсутствие в войсках службы психологической помощи, которая крайне необходима в минуту слабости для отдельных яиц; наличие уголовного элемента в среде призывников;
- направление призывников, родившихся и выросших а одних климатических условиях, в другие климатические условия, что ведет к резкому возрастанию заболеваний; неудовлетворительные условия прохождения воинской службы (смерть северян of тепловых ударов, обморожение южан на севере, желудочно-кишечные заболевания и т.д.); несвоевременная и неквалифицированная медицинская по мощь; привлечение военнослужащих к работам в интересах народного хозяйства без необходимого обеспечения их безопасности, отвлечение военнослужащих от исполнения прямых воинских служебных обязанностей; недостаточные расходы на питание;
- отсутствие на кораблях и в частях современных спасательных средств (индивидуальных и коллективных) и тренажеров; принятие в боевой состав небоеготовных кораблей, не обеспечивающих взрыво-, газо-, пожаробезопасность; отсутствие действенного контроля за качеством поставляемой в ВС техники и вооружения;
- фактическое отсутствие уголовной ответственности офицеров за использование военнослужащих и военных строителей в личных корыстных целях; нарушение и несоблюдение режима службы и отдыха личного состава воинских частей и отсутствие в ряде случаев дежурных офицеров в воинских частях;
отсутствие системы ответственности за ущемление прав человека в ВС СССР; закрытость воинских частей для контроля со стороны государственных организаций и родителей военнослужащих; слабая правовая подготовка не только допризывной молодежи, но и кадрового состава; использование в ВС СССР (и МИД СССР) запрещенных международным правом пуль калибра 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые многократно увеличивают страдания человека и делают его смерть неизбежной;
- недостатки системы создания и отработки вооружения, боевой техники, кораблей и самолетов;
отсутствие контроля за игнорирование командным составом правил техники безопасности при работе подчиненных на боевой технике и на подъемно-транспортных средствах.
3. Существующая система военной прокуратуры не отвечает предъявляемым к ней требованиям и не обеспечивает правовую защиту военнослужащих и военных строителей, не обеспечивает жизнь, здоровье, честь и достоинство защитников Родины;
- органы военного дознания всецело находятся в прямой зависимости от военного командования частей и подразделений, зачастую они не обладают никакой специальной подготовкой а области прав. Именно от первоначальных следственных действий зависит качество и быстрота следствия, объективность и обоснованность выводов;
-- офицеры военной прокуратуры, несмотря на словесную независимость от военного командования и подчинения только закону, на самом деле практически полностью зависят от Министерства обороны, Поскольку денежное довольствие, обмундирование и присвоение воинских званий, а также продвижение по службе связано с Министерством обороны, не заинтересованными в полной гласности и осведомленности населения в вопросах преступности в войсках;
- Комиссия располагает сведениями, что во многих случаях глумление и издевательства над солдатами и матросами умышленно скрывались, а к уголовной ответственности привлекались не обидчики, а сами потерпевшие солдаты, особенно из числа покинувших места службы из-за неуставных отношений; полная безысходность и незащищенность военнослужащих, особенно первого года службы, систематические избиения и издевательства доводят солдат до самоубийства или оставления места службы, при этом солдаты не знают, куда идти и где искать защиты;
- Комиссия отмечает низкую результативность работы военных прокуратур, неудовлетворительное ведение следствия. В силу этого Комиссия пришла к выводу, что вся система военных прокуратур должна быть ликвидирована, а ее функции должны быть переданы гражданским прокурорам. Всякие ссылки на особенности военной службы необоснованны и нелогичны. Ранее в СССР было время, когда военных прокуратур не было вовсе, да и ныне не каждый судья рассматривает уголовные дела, ведь среди судей также имеется профессиональный подход, когда один судья рассматривает только уголовные дела, а другой-только гражданские. Аналогичная дифференциация и среди адвокатов.
Комиссия отмечает большое противодействие, особенно на первом этапе, со стороны официальных органов (МО СССР, ГВП), которое тормозило работу и не способствовало ее продвижению. Особо необходимо отметить отрицательную роль газеты "Красная Звезда", поместившей несколько публикаций оскорбительного для солдатских матерей характера.
Вместе с тем Комиссия благодарит за оказанную большую помощь в работе офицеров Главного военно-политического управления полковников В.В.Бараненко, Н.А.Большакова, генерал-майора А.В.Горбачева, работников ГВП полковников юстиции В.А.Волина, В.С.Шейнина, Г.К.Черских.
4. Следует особо отметить, что Главная военная прокуратура неоднократно вносила представления Министру обороны СССР, направляла информацию в ЦК КПСС и Главное политическое управление СА и ВМФ по многим вопросам и прежде всего о поставке недоброкачественного вооружения и военной техники, однако исчерпывающих мер для устранения недостатков в практическом плане принято не было.
Как следует из представления от 21.05.89 г. Главной военной прокуратурой на имя Министра обороны СССР тов. Язова Д.Т. по состоянию на 20.02.89 г. из-за несоответствия требованиям договорных спецификаций, недоработок и других отступлений, существенно снижающих боевые возможности и безопасность плавания кораблей ВМФ, не утверждены акты о приемке 12 атомных ПЛ, 29 надводных кораблей и 5 судов обеспечения. Причем, более половины из них приняты в состав ВМФ в 1988 г. В старых традициях, застойного времени ВПК решает судьбоносный вопрос для ВМФ по письму академика т. Александрова А.П. и адмирала флота т. Егорова Г.М. (исх. ИАЭ им. Курчатова И.В., №312 от 27.07.90 г.), направленному в адрес Президенте страны, поэтому положительное решение и этого вопроса под большим сомнением.
С большой тревогой о чрезвычайно опасном положении дел в ВМФ в разные годы эти вопросы командирами кораблей, частей, офицерами штабов, представителями Постоянной комиссии госприемки кораблей ВМФ ставились во всех инстанциях, вплоть до высшей, однако и их тревога не услышана.
Комиссия считает, что большая часть положений Указа Президента не выполнена или выполнена не полностью; не решен вопрос о компенсации за погибшего сына до 1 января 1991 г., не решен вопрос о льготах для матерей {родителей) погибших военнослужащих и военных строителей; не создан центральный орган (комитет, комиссия) при Президенте (Верховном Совете СССР), который продолжал бы работу, начатую солдатскими матерями.
Комиссия считает необходимым сделать следующие предложения и рекомендации:
1. Принять закон, запрещающий использовать ВС в межнациональных конфликтах, против собственного народа и для устранения законно избранной государственной власти в республиках в угоду амбициям любых политических партий и любых политических деятелей: принять закон, который содержал бы понятие "преступного приказа" и устанавливал бы уголовную ответственность за отдачу такого приказа и его выполнение.
2. Законодательно определить численность ВС СССР, исходя из разработанной и опубликованной оборонительной доктрины и принципа разумной достаточности для обороны, а не из Закона о всеобщей воинской обязанности, учитывая опыт западноевропейских стран.
3. В течение 1991-1992 гг. полностью перейти к профессиональной армии, комплектуя ее на контрактной основе, сократив численность существующих ВС СССР до установленных законом пределов достаточности для обороны с одновременным сокращением числа маршалов, генералов и адмиралов до западноевропейских стандартов.
4. Поставить под контроль законодательных органов страны всю деятельность Военно-промышленного комплекса, проведя реформу органов управления ВПК, с разделением законодательных, исполнительных и контрольных функций; для полного устранения всех причин прошлых и возможных в будущем аварий и катастроф с гибелью личного состава необходима полная реформа всей системы: ВПК, МО СССР и органов юстиции.
5. Вопросы разработки, производства и поставки военной техники и вооружений регламентировать законом СССР "О разработке, производстве и поставке военной техники и вооружений Министерству обороны СССР" с одновременной разработкой и утверждением Указами Президента положения "О Государственной комиссии по приемке вооружения и военной техники" и положения "О военном контроле за разработкой и производством вооружения и военной техники". Государственную комиссию по приемке вооружения и военной техники целесообразно подчинить непосредственно Совету безопасности при Президенте СССР.
6. В рамках подготовки военном реформы создать специальную комплексную Комиссию с участием народных депутатов, независимых военных экспертов (по видам вооруженных сил) для всесторонней глубокой проверки фактического положения дел в ВС СССР с последующим докладом ее выводов и предложений Совету безопасности и Президенту.
7. Полностью расформировать подразделения военной прокуратуры, включая ГВП, передав их кадры в прокуратуры республик; полностью расформировать военные трибуналы с передачей их кадров и дел обычным судам; полностью ликвидировать институт военных дознавателей. За счет высвобождающихся средств улучшить материальное и финансовое положение и обеспечение работников Прокуратуры СССР и судебной системы, оградив их от всякого влияния Министерства обороны.
8. Поручить Министерству здравоохранения и Министерству обороны ввести к очередному призыву научно обоснованные критерии годности призывников к военной службе; прекратить, начиная с 1991 г., призыв на военную службу юношей, квалифицирующихся по действующему Положению об освидетельствовании военнослужащих как "годные к нестроевой службе"; укрепить материальную базу и кадровый состав медицинских подразделений ВС, МВД и КГБ СССР.
9. Полностью запретить и расформировать все антиконституционные военно-строительные формирования во всех министерствах и ведомствах; асе строительные работы производить обычными наемными рабочими.
10. Запретить использование военнослужащих срочной службы на работах с профессиональной вредностью, в том числе с радиационной опасностью; исключить использование военнослужащих на работах, не связанных с военной службой, за исключением случаев ликвидации стихийных бедствий и аварий в народном хозяйстве: улучшить питание военнослужащих, увеличив ежедневные расходы на питание с 1 руб. 06 коп. до 2 руб. 50 коп. с учетом инфляции.
11. Разработать и принять законы "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной службе", "О статусе военнослужащих"; предусмотреть я законе право военнослужащих обращаться непосредственно в суд для защиты своих прав, чести, достоинства и законных интересов:
осуществить призыв в ВС не с 18, а с 19 лет, предусмотреть обязательное 6-месячное обучение военной профессии в учебных подразделениях с учетом уже имеющейся гражданской специальностью: увеличить ассигнования для организации безопасных условий работ и воинского труда; запретить призыв в ВС криминогенных элементов; до принятия законов о прохождении военной службы предоставить в 1991 г. отсрочку призыва единственным сыновьям матерей-одиночек, а также отсрочку брату служащего до возвращения последнего из армии; призыв производить один раз в год.
12. В 1991-1992 гг. решить все вопросы о компенсации матерям (родителям), потерявшим сыновей в мирное время в ВС до 1 января 1991 г. (начиная с окончания Отечественной войны), установив размер компенсации 50 000 рублей, как это обещал солдатским матерям Президент СССР, в случае получения инвалидности при прохождении срочной службы или наступления инвалидности после службы из-за болезни, травм и т.п., полученных за время прохождения службы, приравнять пенсию к военной, младших сыновей из этой семьи не призывать.
13. Родственникам граждан, умерших в период прохождения военной службы-по уголовным делам данной категории предоставить право потерпевших и представителей потерпевших вне зависимости от причин смерти во всех случаях проведения дознания и следствия; в кратчайшие сроки завершить замену свидетельств о смерти военнослужащих и военных строителей с принятыми дополнительными записями.
14. Предоставлять возможность родителям призывника знакомиться с картой призывника, знать место будущей службы сына и род войск, иметь возможность иметь с сыном контакт на всех этапах его службы в ВС.
15. Комиссия рекомендует всем Верховным Советам союзных республик создать специальные Ко миссии по делам военнослужащих и их родителей, как это уже сделано в РСФСР и Казахской ССР, которые могли бы взять на себя все вопросы контроля за порядком прохождения службы военнослужащих на территории своей республики; прекратить порочную практику направления юношей в чуждые для их организма географические регионы для прохождения службы; юноша должен проходить военную службу исключительно в пределах своей республики, направление в другие регионы и республики производить с согласия призывника (при профессиональной армии этот вопрос отпадет).
16. Комиссия по делам военнослужащих и их родителей формирует группы оперативного реагирования для выездов по жалобам на места чрезвычайных происшествий с военнослужащими; в группу должны входить депутат, юрист, врач-криминалист, представители потерпевшего, оплата командировки полностью за счет Министерства обороны.
Цель выезда группы: засвидетельствовать обстоятельства происшествия, установить истинные при чины смерти, травмы или увечья военнослужащего, составить необходимые юридические документы, произвести судмедэкспертизу; своевременно возбудить уголовное дело, проверить работу официальных структур, оказать помощь потерпевшим в транспортировке (при необходимости). Все расходы по транспортировке должны быть за счет Министерства обороны.
17. Для профилактики и защиты солдат от неуставных отношений все воинские части должны быть доступны для народных депутатов всех уровней, а также представителей Комиссии по делам военнослужащих и родителей на местах и других общественных организаций, которые будут уполномочены соответствующим исполкомом местных Советов; обл- и горсоветам довести в каждую воинскую часть адреса и номера телефонов местных отделений Комиссии по делам военнослужащих и родителей, а также специальных служб на случай экстремальных условий, где солдат в минуту слабости мог бы получить необходимый совет и участие; в местной печати систематически публиковать все случаи преступных действий и неуставных отношений.
18. Все солдаты, покинувшие места Службы из-за неуставных отношений и наличия реальной опасности для их жизни, здоровья, чести и достоинства, в отношении которых имеются официальные подтверждения таких неуставных отношений, не должны привлекаться к уголовной ответственности, а уже осужденные должны быть немедленно освобождены после проверки прокуратурой всех имеющихся данных.
19. Комиссия считает также, что должны быть полностью запрещены, сняты с вооружения и уничтожены пули калибра 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые имеют конструктивные особенности, многократно увеличивают страдания человека и делают его смерть неизбежной. Такие пули запрещены действующими нормами международного права.
Комиссия надеется, что все ее выводы и предложения будут приняты во внимание и положены в основу коренных изменений и реформ в Вооруженных Силах СССР, Прокуратуре СССР и других министерствах и ведомствах, от которых зависит, чтобы наши военнослужащие по-настоящему гордились своей профессией, с честью выполняли свой долг по защите страны и своего народа и в мирное время матери не плакали бы по своим погибшим и изувеченным сыновьям.
Источник. Копия подлинника доклада Специальной комиссии... Маишнопись+ксерокс. Москва, 1991, март. 17 с.
|