Предварительное заявление о создании общественной организации
"ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКОЕ ДОСТОИНСТВО"

В НАДЕЖДЕ применить могучие силы широких общественных слоев страны к делу исторической реконструкции ее социально-государственного механизма мы сегодня открываем для себя новые и новые области жизни, где раньше не хотели, боялись или просто не были способны увидеть повода для личной ответственности и работы. Ощущение гражданской несостоятельности, подавленности и робости перед лицом бюрократического безличия власти и барственного всесилия чиновников вытесняется на глазах растущим чувством гражданской причастности-чувством собственной вины за худ шее внутри и вокруг нас и совершенно новым желанием непосредственно лично участвовать в социальном благоустройстве.

Почти оглушает поток сенсационной информации и едва не ослепляет падение глухих ширм, сделавшее впервые доступным нашему взгляду такие глубины и дали отечественной действительности и истории, к которым наши глаза вовсе еще не привыкли. В этой обстановке важно не растеряться, скорейшим образом определив направление шагов первейшей важности.

Важно же все. Требуются срочные меры реанимации, а потом и оздоровления экономики: децентрализация, хозяйственная самостоятельность, хозрасчет, ИТД, рынок и пр.-это непочатый край работы. И еще-детская смертность, алкоголизм, наркомания, преступность, деградация деревни, "тихая" эпидемия экологических катастроф... Всем нужно заниматься вплотную и, к сожалению, необходимо открывать очередной, быть может, самый трудный и длинный в нашей истории "фронт", для начала,-борьбы за то" чтобы завтра не было хуже, чем вчера и сегодня... Для первых сдвигов нужна работа и время, в течение которого она будет делаться. И только в одном мы вправе требовать от себя особой расторопности и первоочередного решительного усилия.

Оживление экономики, улучшение систем социального обеспечения, насыщение товарами рынка-дела необходимые и конкретные, но и достаточно абстрактные, чтобы их выполнение могло происходить во времени и со временем, растягиваясь на месяц, другой, на год.

В отличие от них есть еще живые люди, томительно ожидающие социальной реанимации в качестве полноправных граждан, и они не должны ждать, а должны ее срочно получить.

История свидетельствует, что революционные изменения в обществе практически неизменно влекут за собой освобождение масс людей из заключения. Как правило, это закономерные реабилитации. Нынешние процессы а стране уже дали реабилитацию, но она пока странным образом ограничена:

реабилитированы НЭП, рынок, реабилитированы давние жертвы. Помилованы несправедливо осужден ные в качестве уголовных преступников некоторые из недавних несогласных. Но сколько среди сотен тысяч наших сограждан, отбывающих уголовные наказания людей, пострадавших невинно, равнодушно смолотых явно неблагополучно управляемой и плохо функционирующей карательной машиной?

"Осетрина второй свежести", единожды поданная в ресторане, наносит трудно поправимый ущерб его репутации, безвозвратно теряет доверие раз солгавший человек и политик, великое же число сделавшихся известными чудовищных ошибок наших правоохранительных органов до сих пор не вызвало естественного в таком случае квотума общественного недоверия всей системе следствия, суда и прокуратуры. Публицисты деликатно оговариваются дабы очередной обвинительный материал ни в коем разе не принимался бы в качестве общего обвинения, пытаясь убедить и себя и читателя в том, что частный (хотя и частный) случай не может затемнить и подпортить общую картину. За последний год из газет мы узнали о 14-ти ПО ОШИБКЕ КАЗНЕННЫХ в Витебске ("ЛГ" 17 дек.1986 г.), о петрозаводских пытках на предварительном дознании, о широком распространении простых избиений и подлогов на следствии, о заведомой нечистоплотности многих судебно-следственных работников-это ли не свидетельство вопиющего неблагополучия?! Первого страшнейшего пункта а приведенном списке должно было бы оказаться достаточным для поднятия волны общенационального беспокойства состоянием дел в этой области, для отставки и смешения высших руководителей Министерства и для общей реконструкции, наконец. Тогда и пока этого не произошло, может быть, вывод ясен сегодня?-машина столько и таким образом ошибающаяся не может быть оставлена в прежнем рабочем режиме, не подвергая серьезной опасности нормальную жизнь всего общества. каждого из них, а итоги ее работы должны быть немедленно подвергнуты всесторонней проверке! Освобождение и полная реабилитация людей, ставших жертвой профессиональных преступлений, корыстолюбия, бездушия, низкого карьеризма и жестокости, незаконно лишенных права на нормальную, свободную от насилия жизнь, должны сегодня явиться стратегически важным шагом и первой победой в ходе преобразования общества.

В этой связи представляется очевидной настоятельная необходимость создания независимого общественного центра, способного активно включиться в эту работу, стимулируя тем самым общественное внимание к указанной теме и добиваясь включения в нее соответствующих официальных органов. Деятельность проекта Гражданское Достоинство предполагает сосредоточение основных усилий на следующих узловых направлениях, задающих одновременно и главные цели Проекта.

ЦЕЛИ

1. Контроль над общим уровнем выполнения процессуальных норм и уровнем состояния следствия с целью выявления тенденций, угрожающих полноты, всесторонности и объективности судебно-следстаенных процедур.

2. Содействие раскрытию, оглашению и устранению судебно-следственных ошибок и скорейшему пересмотру дел, в которых таковые были допущены.

3. Добиваться положения, при котором преднамеренное допущение работниками следственных и судебных органов любых процессуальных нарушений, чреватых ущербом объективности следствия (судопроизводства) будет рассматриваться как свидетельство профессиональной непригодности с обязательным лишением юридического диплома.

4. Изучение случаев вопиющих нарушений законности и профессиональных злоупотреблений судебных и следственных работников с привлечением виновных к судебной ответственности, выступая при этом в качестве истца (общественного обвинителя).

5. Широкая общественная реабилитация граждан, пострадавших от судебно-следственных нарушений и ошибок, с возмещением нанесенного им материального и морального ущерба за счет государственных учреждений" допустивших указанные нарушения (Минюстиция, Мин. внутренних дел), а также лиц, непосредственно их совершивших.

6. Повсеместное учреждение принципа презумпции невиновности в качестве исходного положения я следственной, прокурорской и судебной практике.

7. Добиваться пересмотра действующей системы защиты и обязательного предоставления подследственному защиты с момента выдвижения против него официального обвинения с правом обвиняемого пригласить для осуществления функций защиты любое юридически компетентное лицо по его выбору.

8. Ограничение существующей практики предварительного заключения подследственных применением его в качестве экстраординарной меры в исключительных случаях. Добиваться при этом, чтобы помимо факта необходимого предварительного лишения свободы подследственный не испытывал ограничений предусматриваемых судебным признанием его виновности (в общении с близкими, переписке, пище, отдыхе и т.п.).

9. Гуманизация условий труда и жизни граждан, отбывающих заключение в местах лишения свободы с предоставлением ими возможности наиболее полно реализовать их профессиональные навыки работой по специальности. Борьба с нынешним положением, при котором пребывание в заключении выполняет исключительно функции наказания, но, по существу, не может служить делу перевоспитания, т.к. ожесточает и закореняет преступника, что особенно опасно в случае молодых и малолетних правонарушителей.

10. Инициация принятия государственных законов, усиливающих степень ответственности за ущемление свободы и личного достоинства граждан.

Для непосредственной работы по решению поставленных целей я рамках Проекта предполагается создать следующие рабочие органы.

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СОВЕТ-основные задачи: накопление, классификация и периодическое оглашение получаемых материалов; связь с органами массовой информации, выпуск информационного бюллетеня.

2. ЮРИДИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА-преимущественно составленная из профессиональных юристов, занимается прямым изучением юридических вопросов, связанных с темой Проекта; независимые повторные иди параллельные судебные расследования дед, решения которых официальными инстанциями вызывают серьезные замечания с точки зрения законности, рассмотрение случаев зло употреблений, фабрикации, необъективности и прочих нарушений с предоставлением конечных мате риалов в суд и т.д. Материалы, ориентирующие работу группы, она получает от Информационного Совета, предоставляя ему впоследствии результаты проведенных расследований для их публикации.

Составлено Золотаревым В.Б., Москва.

Источник: Информационный бюллетень Пресс-центра Информационной встречи-диалога
"Общественные инициативы в перестройке" (Москва 20-23.08 87 г.).
Машинопись+ксерокс. Москва, 1987. сентябрь. 100 с. С. 23-29.


   TopList