Наш съезд собрало время. Все имеет свое начало, свою первую тропу. Обеспокоенные стремительным нарастанием духовного кризиса, как это ни прискорбно в период перестройки, безнравственной подменой истинных, духовных ценностей суррогатами "лжекультуры" разных мастей, все большим пониманием того, что не только атомный Чернобыль продолжает угрожать жизни, здоровью россиян; но, может быть, еще более неотвратим и страшен незримый, ползучий "Чернобыль" экологии наших душ, распада нашей духовности. (Апл.)
Всегда так было в истории нашего Отечества, что лучшие, светлые умы России многонациональной, многострадальной, героической, в переломные эпохи и кризисные годы. вопреки убаюкивающим заверениям иных политиков, что все будет хорошо, предвидели и чувствовали реальную возможность духовных катаклизмов жизни общества. И не только чувствовали, а главное, действовали. в том числе - Словом.
Отсюда и традиции, и корни, и сам процесс рождения нашей ассоциации, и, конечно, действия ее инициативной группы, в которую вошли многие известные деятели литературы, искусства, культуры, науки, образования, трудовых коллективов.
Ныне особенно очевидно, что политизация нашей жизни, как всякое диалектическое явление, пробудила, активизировала народное сознание. Вместе с тем она обострила политическую борьбу за власть, породила такое размежевание, такую многоликую гамму чувств и оттенков в обществе, что какого-либо единства в нем сегодня, как бы мы этого ни хотели, реально не существует.
Вот почему в ходе подготовки к нашему съезду родилась более правильная формула - движение к Единению. Нам предстоит выработать стратегическую программу и конкретные пути духовного единения и возрождения нашей многонациональной Отчизны.
Объективная сторона дела такова, что буквально с каждым днем в обществе нарастает критическая масса бездуховности, вседозволенности, отчужденности, индивидуального и группового эгоизма, стяжательства, бума кооперативной вседозволенности. Дефицит духовности, сострадания, милосердия достиг воистину критических кризисных параметров. Это нам надо четко и ясно осознать для того, чтобы наметить конкретную программу, конкретные пути преодоления этого духовного кризиса. Пора осознать всем, особенно в верхних эшелонах власти, включая Президента: всем, кто государственно ответственен за культуру и образование народа, осознать одну непреложную истину, что никакая перестройка, никакие рыночные отношения, даже самые регулируемые, не принесут успеха, если зловещая радиация бездуховности, антинациональной маскультуры со столь же оголтелой вседозволенностью будут и впредь поражать духовные и нравственные основы нашего Отечества. Уроки истории в этом плане поучительны, включая и нашу тысячелетнюю Российскую историю. Не только и не столько силой оружия, сколько непреклонной силой духа, единением народов, всех его социальных слоев и сословий, во имя великой идеи справедливости, защиты Отечества от вражеского нашествия одерживали наши предки победы над многочисленными врагами земли Российской. И наоборот, отсутствие этого духовного единения народа обрекало его не неминуемые горькие поражения и разочарования.
Велика в этом духовном единении роль Слова, самого хрупкого и самого стойкого цемента духовности народа.
Слово может объединить, сплотить народы, а может разъединить и поссорить народы, внести раскол, смятение в людские души. Но однажды в истории все начиналось со Слова - и хорошее, и плохое. В плохом случае начиналось со слова, а кончалось трагедией, междоусобицей, народной кровью. К сожалению, это происходит ныне, на наших глазах, в нашем Отечестве. И мы должны сделать все для того, чтобы на нашей российской земле, в Советском Союзе, не было в будущем ни больших, ни малых Карабахов, не лилась в мирное время кровь народа, не было беженцев, не было обездоленных.
Сегодня, как никогда, необходимо Слово Правды, Слово души и сердца, которое дошло бы до каждого и пробудило чувство ответственности каждого за нашу землю и за жизнь каждой семьи, каждого дома, не говоря уже о нашей Российской Федерации.
Хотелось бы подчеркнуть и сказать об этом на нашем съезде открыто и громко, что масла в огонь здесь все время подливают почти никем не управляемые средства массовой информации.
Трудность для нас, россиян, еще состоит и в том. что в эпоху, когда средства массовой информации более чем кто-либо формируют общественное мнение, влияя на него и положительно, и отрицательно. Россия в течение многих лет практически была лишена своего голоса. Сколько раз на наших писательских съездах, съездах художников, композиторов, на предвыборных собраниях, сколько раз говорилось о том. что Россия должна иметь свое настоящее радио, телевидение. Такое, чтобы там не было ни пятых, ни десятых колес, чтобы там была настоящая правда, чтобы там выступали люди высокой духовности и культуры и чтобы не возникали на телеэкране трясущиеся крикуны и фигляры, не обнажались до бесстыдства, памятуя о том, что народы России всегда были совестливо-целомудренны.
Будем надеяться, что Российский Верховный Совет наконец заработает на полные обороты. Поменьше времени тратя на процедурные вопросы, побольше - на принятие неотложных мер и законов.
Съезд должен поручить Президиуму Ассоциации подготовить альтернативные законы о культуре, а книгоиздании в России и другие, и через депутатов, членов "Единения", внести их в Верховных Совет республики.
Следует подчеркнуть, что программа Ассоциации рождалась не кабинетно, а на миру. Основы ее были впервые изложены в обращении инициативной группы деятелей литературы, культуры, труда "За единство и содружество", опубликованном в газете "Литературная Россия" 28 июля 1989 года. Обращение вызвало живой отклик не только деятелей культуры - в народе. Писали все: рабочие, труженики села, учителя, студенты, военнослужащие, школьники, духовенство, политические деятели. Высказывали замечания, вносили предложения, выражали желание участвовать в учредительном съезде. Часть этих писем обнародовала "Литературная Россия".
В результате такого дружного коллективного творчества появился проект программы деятельности Ассоциации. Программа включает девять основных направлений ее будущей деятельности (вместо пяти первоначальных), со своими тактическими задачами и стратегическими целями. Она стремится охватить важнейшие стороны, основополагающие моменты духовной, нравственной жизни россиян. Сегодня особенно важно не вообще говорить о духовности, а определить, что можно, что необходимо безотлагательно, реально сделать в области культуры, духовного обновления для каждого народа России, отдельных социальных слоев общества, всех россиян. Должны быть свои программы деятельности "Единения" в автономных республиках, краях, областях, городах и сельских районах России. Без этого движения творческой мысли, без живой работы на местах немыслимо и невозможно существование самого "Единения" как массовой просветительской организации.
Возможно, программа "Мы - россияне" может кому-то первоначально показаться реально трудно осуществимой. Если рассчитывать только лишь на силы Ассоциации - да, может!
Подчеркнем особо. Ее претворение в жизнь реально и возможно при одном непременном условии:
непосредственном участии в программе всех российских деятелей литературы и искусства, культуры и науки, образования и православия, всех государственных и общественных институтов и служб. духовенства, каждого трудового коллектива, в конечном итого - самого народа!
Суть и главная забота программы "Мы - россияне" - способствовать духовному возрождению Отечества. Программа завет к сотрудничеству и объединению в СЛОВЕ всех, кому дорога, близка наша культура, наша духовность, наше историческое прошлое и настоящее.
Здесь непочатый край работы. Посмотрите на изуродованный, исковерканный лик нашей Российской земли. Наверное, в мире нет ни одной страны, где было столько разрушенных и полуразрушенных, забытых и полузабытых памятников культуры, как светской, так и духовной.
Мы будем всегда вспоминать с гордостью, с благодарностью, как наш народ, россияне, после Великой Отечественной войны, в неимоверно трудных условиях, без чьей-либо иноземной помощи, возродили из пепла, поставили на ноги полуразрушенную страну, отстроили заново, тысячи городов и сел.
Всенародно обустроить, возродить и облагородить современный и исторический лик России в последнее десятилетие нынешнего века, вступить в XXI век могучей державой, где господствует красота и духовность, - такова, может быть, самая гуманная и патриотическая цель, которую перед нами, россиянами, ставит само время. Всемерно содействовать ее претворению в жизнь - должно стать основой основ всей деятельности нашей Ассоциации.
Достичь этой цели можно при одном непременном условии: если не только Церковь, не только Общество по охране памятников, не только наше Государство, а мы все, всем миром, в каждом городе, в каждом селе будем думать об этом. а главное, действовать, работать неустанно и добровольно, имея конкретный план по восстановлению каждого исторического памятника, каждого собора, монастыря, церкви, каждой мемориальной усадьбы, каждого старинного здания, каждого памятника воинской славы, трудовой доблести...
Особенно это важно для молодежи, для будущих поколений. Забвение прошлого, разрушенные исторические памятники, одностороннее изображение отечественной истории лишь сплошной "черной дырой", - все это ныне особенно травмирует, разрушает нравственно легко ранимые юные души. Отсюда - утрата чувства Родины, гордости за историю своего Отечества, отрицательное отношение к прошлому, к поколению "отцов", среди немалой части современной молодежи, ее нелицеприятный счет к тем, кто в этом повинен.
Да! Великое благо обеспечить каждую семью отдельной квартирой, Боль наша - пустые прилавки. Они должны быть наполнены товарами. Вместе с тем не хлебом единым жив человек. И если в результате забвения прошлого, утраты чувства Родины и национальной гордости за Отечество, его многовековую историю, пустыми нравственно и духовно окажутся наши души, особенно молодые, если, упаси бог, обмелеет до дна историческая память народа, - это неминуемо обернется самой страшной и непоправимой бедой для России, для нас - Россиян.
Следует подчеркнуть особо, что те проблемы, которые обозначены в нашей программе, и. прежде всего, утрата духовности, чувства сострадания и милосердия имеют ныне глобально-вселенский характер. Это - проблемы века. Они в той или иной степени стоят сегодня перед всем человечеством. К сожалению, у нас, особенно в средствах массовой информации, в суждениях о бездуховности, упор делается лишь на Россию. При этом забывается, что бездуховность в XX веке - это самая страшная трагедия всего человечества. И порождена она отнюдь не Россией.
С одной стороны. XX век - век прогресса и научно-технической революции, а с другой - век самых чудовищных и опустошительных войн, и прежде всего второй мировой войны, развязанной фашистской Германией, век атомной энергии и атомной бомбы. Атомная бомба - самое страшное, бесчеловечное оружие массового уничтожения людей. Ее сбросили американцы на головы ни в чем не повинных мирных японских жителей Хиросимы. Этого забывать не надо, да и невозможно исторически, когда мы сегодня говорим о духовности России, об Америке и вообще о цивилизованных странах.
Хорошо, что уходит в прошлое "образ врага", что растет доверие между нашей страной и США. Но не надо пытаться в западных партнерах видеть теперь этаких добрых рождественских "дедов морозов", которые только и думают ныне о том, как бы нас с вами бесплатно накормить, обуть и вывести на правильный путь. Это иллюзорные "надежды" и "мечты", конечно же. далеки от истинной сути. Нашим западным партнерам нужен наш обширный рынок, наше сырье, наша территория, наша дешевая рабочая сила. Они говорят об этом весьма откровенно и свои капиталы готовы вложить в то дело, которое обеспечит им большую прибыль. Что делать! Бизнес есть бизнес!
К тому же, мы знаем: у наших западных партнеров достаточно своих далеко не однозначных проблем. Ради объективности подчеркнем: при возникновении кризисных ситуаций, они решаются на Западе, в наше время,'в высшей степени стратегически целенаправленно и эффективно. Тут есть чему поучиться, что по-хорошему позаимствовать, естественно с учетом своих условий и реальных возможностей.
Сравнительно недавно президент Буш встречался с директорами средних общеобразовательных школ. Речь шла о путях преодоления кризиса в области образования в богатейшей, благополучной, цивилизованной Америке. При этом были определены стратегические цели нации в области образования. В связи с этим было обнародовано "Заявление" Белого Дома. Вот некоторые извлечения из этого поучительнейшего документа. Простите за цитатные длинноты, но в таком важном деле нужна точность:
"Впервые в истории США настал момент, - подчеркивалось в "3аявлении". - когда перед нашим образованием необходимо поставить четко выраженные цели, достижение которых обеспечит нам конкурентоспособность на международном уровне". И далее: "Американское образование в XXI веке должно стать на первое место в мире. Образование - это основа высокого качества нашей жизни, источник нашего экономического могущества и безопасности нашего творчества в искусстве и литературе, нашей изобретательности в естественных науках, бессмертие наших культурных ценностей. Образование - ключ к американской конкурентоспособности на международном уровне...
К 2000 году окончивших среднюю общеобразовательную школу должно быть не менее 90%...
В 2000 году американские школьники должны стать первыми в мире по уровню знаний в естественных науках и математике...
Вовлечь каждое крупное предприятие Америки в дело укрепления связи между школой и практикой...
Работать, чтобы обеспечить вхождение значительной группы учащихся всех рас, этнических групп и уровня дохода в число лучших.
Понимая, что Япония и ФРГ все больше наступают им на пятки в экономике, в "Заявлении" утверждалось: "Америка сможет принять этот вызов, если наше общество посвятит себя делу возрождения образования (подчеркнуто мной. - Ю.П.). Мы должны стать нацией, которая высоко ценит образованность, ученость и знания...
За успехи нашей системы образования ответственны все американцы, и все члены общества должны включиться в борьбу за достижение поставленных целей".
Американцы - народ деловой, слов на ветер не бросают. Они поставили "возрождение образования" как великую национальную задачу исторической значимости, и они ее решат.
Полагаю, что задача "возрождения образования" для нас - россиян не менее важна и актуальна, чем для американцев, естественно со своей спецификой, своими историческими традициями, учетом своего многовекового опыта в области просвещения и образования, в том числе и послеоктябрьской России.
Мы справедливо критикуем многое, что. к великому сожалению, было трагическим и горьким в двадцатые-тридцатые годы: и культ, и беззаконие, и массовые репрессии. Мы говорим и пишем об этом ради справедливости и будущего: чтобы это никогда не повторилось. Вместе с тем ради истины и объективности, отметим, что была и другая сторона жизни. В это время вся Россия "села за парты". Из российской глубинки в студенческие аудитории пришли вчерашние красноармейцы, молодые рабочие, крестьянские Ломоносовы. Люди талантливые и одержимые, они овладели знаниями, высотами науки. Через несколько лет они возглавили строительство оборонных заводов и металлургических комбинатов, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и лабораторий... Это из их среды вышли Ильюшины, Туполевы. Королевы, Лихачевы, Хруничевы и многие, многие другие выдающиеся организаторы науки и производства. Это при из самом непосредственном участии, в канун Отечественной войны и во время нее, в нашей стране были созданы лучшие в мире танки, самолеты, "катюши" и другое вооружение, был наработан научный потенциал, который после войны позволил россиянину Юрию Гагарину впервые в мире шагнуть в Космос. Это тоже наша история, подлинно всенародной борьбы за образованность и науку.
Ныне, более чем когда-либо, вновь встает перед Россией, как всенародная, может быть самая неотложная цель: возрождение, подъем образования, создание приоритетности и авторитета в обществе и государстве науке, знаниям, культуре, духовности.
Есть у нас в России подвижники просвещения, есть умные, думающие специалисты в Союзном Госкомитете по образованию, есть опытные методисты и педагоги-новаторы, есть программы и "концепции" образования в условиях перестройки. Пришла пора задействовать все эти интеллектуальные силы с максимальной отдачей, для разработки подлинно народной стратегической программы возрождения образования в России. Должно состояться всероссийское, всенародное обсуждение такой программы, а затем рассмотрение и утверждение ее в качестве важнейшего закона Съездом народных депутатов нашей республики.
Возрождение в России образования, а значит культуры и духовности, неотложная триединая задача.
Полагаю, что наша Ассоциация "Единение" должна разработать и внести в законодательные органы республики, на правах альтернативного, закон об образовании в России, ставящего своей целью, чтобы, подобно американскому, наше образование в XXI веке стояло на первом месте в мире. Без образованности мы с вами погибнем! Без нее невозможны ни высокая культура, ни духовность и нравственность.
Говоря о программе, естественно встает вопрос, с чего начать претворение ее в жизнь. Прежде всего, надо иметь свою газету. К нашему съезду оргкомитет выпустил ее первый номер. Мы назвали ее "Согласие". В дальнейшем она будет выходить как орган Всероссийской Ассоциации любителей отечественной словесности и культуры "Единение". Она призвана стать газетой духовности и культуры всех россиян, широкой, массовой, народной.
Помимо газеты, Ассоциации следует иметь свой иллюстрированный еженедельник "Россия". Вопрос этот не однажды поднимался на различных писательских и других общественных форумах. У нас должен быть такой журнал! Следует подумать, особенно на первых порах, о выпуске альманаха "Единение". Самый тесный контакт Ассоциация должна установить с российскими журналами, выходящими на местах и в Москве.
У нашей Ассоциации должно быть свое издательство. Почему это важно? Потому, что уже сегодня мы видим, что издают многие кооперативы по выпуску печатной продукции. Как правило, это типичная "маскультура", с примесью секса и порнографии. За бумагу такие "кооперативы" готовы платить в несколько раз дороже, чем ее официальная цена. И это происходит тогда, когда издательство российских писателей "Современник" в этом году недополучит три тысячи тонн фондовой бумаги. В тяжелейшем положении с бумагой оказалось издательство "Детская литература", выпускающее книги для ребят России и всей страны. Реформа, рыночные отношения могут привести к тому, что это издательство прекратит свою деятельность. Разве можно с этим дальше мириться?!
В программе и уставе предусмотрено создание при "Единении" Академии российской словесности, которая стала бы высокоавторитетным научным филологическим центром России.
Наконец, наш съезд должен обратиться к трудовым коллективам, к рабочим бумажной промышленности России. Наша республика производит бумагу почти для всей страны. Не секрет, что машины и фургоны различных неформальных организаций с нашей бумагой, приобретенной по "коммерческим ценам", с переплатой в пять и более раз, отправляются в другие регионы, в том числе в Прибалтику: там выпускают газеты, которые обливают грязью нашу Российскую Федерацию, ее народы, особенно русский, на нашей же бумаге. Надо положить этому конец!
Позвольте в заключение напомнить вам слова великого Пушкина из письма к Чаадаеву: "Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя. Как литератора меня раздражают, как человек с предрассудками - оскоблен, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".
Источник: "Согласие" - газета Всероссийской Ассоциации любителей
отечественной словесности. М., 1990. № 2. Октябрь.
|