За экономику прагматизма и справедливости (социально-экономические позиции РОС). Проект [1991, 21 декабря. Москва, 1 съезд РОС]

I. Причины кризиса в экономике страны

После 1917 г. в нашей стране была создана нерыночная, жестко централизованная монопольная административная система управления Этот путь оказался тупиковым, поскольку он не смог обеспечить в нужной мере использование в производстве современного научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить рост эффективности производства и жизненного уровня народа. Монопольная экономика, которая просуществовала более полувека, игнорировала требования объективных экономических законов Это нарушило оплату труда в зависимости от его количества, качества и эффективности, вело к малой заинтересованности людей в эффективной работе, не позволяло определить экономическую эффективность капвложений Этот закон на практике реализуется с помощью рынка, договорных и свободных цен, товарно-денежных отношений между свободными товаропроизводителями, которые работают в условиях коммерческого хозрасчета и конкуренции. Весь мир в течение сотен лет развивается естественным образом в направлении совершенствования рыночного хозяйства, широкого использования централизованного государства для регулирования таких сфер жизни как экология, оборона, защит беспомощных в условиях рынка слоев населения, культура, образование и воспитание, здравоохранение, для поддержки науки и стратегических направлений научно-технического прогресса Эти жизненные сферы рыночное хозяйство решает неудовлетворительно, для их развития необходима сильная центральная власть. Удачное сочетание централизованного регулирования и конкурентного централизованного рынка имеет место в таких странах как Япония, ФРГ, Швеция и др. У нас за 70 лет сложилась монопольная структура производства, которая олицетворяется не столько отраслевыми министерствами сколько монопольными узкоспециализированными предприятиями.

В промышленности одна треть продукции выпускается одним единственным предприятием, а по существующим на Западе нормам у нас монополизировано 3/4 производства. Основная причина экономического кризиса в нашей стране в последние годы—это игнорирование этого обстоятельства В период перестройки вводились отдельные элементы рыночных отношений (закон о предприятии, хозрасчет, договорные цены, снижение госзаказа и др ), которые давали свободу монополистам Но монополистами нельзя управлять рыночными методами—это нонсенс' Монополисты стали взвинчивать цены и экономика стала терять устойчивость и разваливаться Этих монополистов активно поддержали рыночные структуры (биржи, коммерческие банки, кооперативы и др.), помогая реализовать по монопольным ценам часть продукции В этом же направлении разбалансирования экономики действует и теневой рынок. В результате государство имеет 300 млрд бюджетного дефицита и триллион рублей долга, а у части населения (менее 15%) и предприятий, у коммерческих банков накоплено более триллиона рублей В государственном банке денег нет, и для выплаты зарплаты учителям, врачам, военным, служащим и пенсионерам, студентам и др государство вынуждено прибегать к массированной эмиссии денег (за два последних года почти 150 млрд рублей) с тем, чтобы не возникла массовая безработица и социальные беспорядки. Государство оказалось банкротом, производство падает (за 1991 г не менее чем на 15%), инфляция нарастает, жизненный уровень большинства людей находится ниже черты бедности и продолжает снижаться. Наше общество напоминает паровой котел, в котором из строя вышла система, предохраняющая его от взрыва.

Правительство России взяло на вооружение рекомендации либерального течения западной экономической науки, воплощенных в таких программах как “500 дней” “СССР-Запад” (Г.А.Явлинского, С.С.Шаталина, Е.Т.Гайдара и др.) и современной российской программе.

Они включают в себя ряд стандартных мер, испробованных на практике в ряде слаборазвитых капиталистических стран либерализация цен, приватизация госсобственности, отмена ограничений на предпринимательство, ликвидацию министерств, свобода внешнеэкономической деятельности и т.п. Эти меры пригодны для “больной” рыночной экономики или по крайней мере для полурыночной страны типа Польши, которая уже два года после либерализации цен не может выйти из экономического кризиса (растет безработица, уменьшается национальный доход, нарастает социальная напряженность) Но эти меры недопустимы, потому что разрушительны для нашей экономики с ярко выраженной структурной монополией Кроме того российская программа носит финансово-денежный характер и относится к сферам обращения и распределения, в ней отсутствует производственная программа государства, что недопустимо для нашей нерыночной экономики.

Такие меры как либерализация цен, приватизация и другие дадут практически полную свободу нашим монополистам-предприятиям, то есть будет многократно усилен тот отрицательный эффект, который уже проявился в нашей экономике, когда Рыжков и Павлов дали им некоторую относительно небольшую свободу (договорные цены на часть продукции, кооперативы при предприятиях и т п) Полная свобода монополистам, заложенная в программе российского правительства, приведет нашу экономику к катастрофе Причем чем решительнее правительство России будет ее осуществлять, тем быстрее экономика развалится и придавит как народ, так и предпринимателей.

Структурная монополизация нашей экономики является одним из главных препятствий на пути использования западных рецептов для лечения народного хозяйства. Эти рецепты—вопиющая экономическая безграмотность той группы наших и западных экономистов, которые дают для нашей страны рекомендации, усиливающие кризис Но не только структурная монополизация мешает быстро перейти к рынку Этому препятствует также отсутствие нужных кадров и рыночной инфраструктуры, при этом большинство населения психологически не готово к рыночным отношениям западного типа.

II. Основные принципы экономической политики

Для выхода из экономического кризиса необходима соответствующая государственная политика, основанная на критическом анализе опыта других стран и реально сложившегося положения в нашей экономике. Экономическая реформа невозможна без решения государственности страны и управляемости экономики. Сейчас создано Содружество Независимых Государств Это образование не может быть устойчивым, поскольку при сохранении единого рынка и рублевого пространства надо сохранять и единые цены на нефть, газ, лес, хлопок, марганец и т.п. Но эти внутренние цены во много раз ниже мировых цен и они не выгодны тем независимым государствам, которые имеют валютные товары Попытки же ввести мировые цены заставят республики-государства устанавливать охрану границ и таможни, то есть это уничтожит единый рынок Такое противоречие может быть преодолено только в рамках союзной федерации, а не содружества или конфедерации.

Основные принципы и положения рациональной социально справедливой экономической политики.

1. Для создания социально-ориентированной конкурентно-способной рыночной экономики современного типа необходим переходный период не менее 10 лет В этот период должен быть создан ограниченный рынок без приватизации земли, крупных и средних предприятий. При этом коллективы предприятий получают право распоряжаться результатами своего труда как свободные товаропроизводители Средства производства, купленные госпредприятиями на свои средства, становятся их собственностью Это положит начало естественной приватизации Для государственных предприятий директора (менеджера) выбирают на конкурсной основе, и их доходы должны зависеть от массы прибыли предприятия. В переходный период государство осуществляет контроль за доходами во всех секторах экономики Такой контроль снимается только в том случае, если в данной сфере имеется эффективная конкуренция.

Имеется большой опыт создания и функционирования в течение многих лет ограниченного рынка (НЭП в СССР, Китай, Югославия, Венгрия). Этот опыт во всех странах однозначно показывает, что в первые 5-10 лет имеет место скачок эффективности экономики, увеличение жизненного уровня населения без заметной инфляции и безработицы. Это наиболее рациональный вариант реформы в ближайшие годы, он позволяет перейти от административного управления к современному рыночному хозяйству в условиях экономического роста, при возрастании экономического и научно-технического потенциала страны, а не разрухи, инфляции, безработицы и обнищания населения как это следует из последней программы России.

2. В сельском хозяйстве целесообразно создавать крупные коммерческие хозяйства на основе колхозов и совхозов Фермерство в нашей стране не может быть генеральным направлением в сельском хозяйстве Об этом например, говорит опыт США, где быстро развиваются крупные капиталистические хозяйства с наемным трудом, а не семейные фермы Коммерческим хозяйствам в нашей стране, особенно вблизи городов, следует передавать в аренду магазины, базы хранения продовольствия и автотранспорт Те хозяйства, которые сами не могут обслуживать всю цепочку от поля до сумки потребителя будут создавать, объединяя усилия, снабженческо-сбытовые кооперативы, которые возьмут на себя перевозку, хранение и розничную продажу продовольствия в городах через арендованные магазины И горожане будут знать у какого колхоза или совхоза покупают продовольствие (овощи, фрукты, яйца, птицу, крупу, мясо и др.)

3. В рамках ограниченного рынка государство должно способствовать созданию инфраструктуры современного рынка, подготовки кадров для рыночной деятельности, готовить законодательство и механизм для широкой приватизации госсобственности и переход к рынку с использованием опыта Японии, ФРГ, Франции, Южной Кореи, Турции и др.

4. В переходный период необходима такая демократическая власть, которая способна провести экономическую реформу, осуществить регулируемый переход к рынку Для того, чтобы такая власть пользовалась авторитетом у населения, необходимы перевыборы всех властей, от местных до Президента, тем более, что все предыдущие выборы происходили в РСФСР как части СССР в условиях господства КПСС, теперь же Российская Федерация— самостоятельное государство и программы депутатов и Президента должны быть иными, чем раньше.

5. Государству надо стимулировать производственную предпринимательскую деятельность, особенно в таких сферах как более глубокая переработка сырья и материалов, хранение продовольствия, производство товаров народного потребления, программу энергоснабжения, восстановление валютных отраслей и отраслей определяющих научно-технический прогресс Сейчас же государство поощряет торгово-посредническую деятельность, что не увеличивает количество товаров в стране, а ведет к дифференциации доходов и социальной напряженности, стимулирует инфляцию в стране, то есть углубляет кризис.

6. Главное в переходный период—это структурное преобразование нашей монополизированной и военизированной промышленности с тем, чтобы увеличить долю производства товаров для населения с 25% до 40% в общем объеме производства. Для этого надо ликвидировать структурную монополию и провести комплексную конверсию оборонной промышленности Такая перестройка по плечу только государству Она требует медленно окупающихся капитальных вложений и поэтому нашим предпринимателям она невыгодна, поскольку они на коммерции зарабатывают в десятки и сотни раз больше.

7. Государство создает благоприятные условия для развития отечественных предпринимателей и защищает их в переходный период от внешней конкуренции до тех пор пока они не станут на ноги Положительным примером в этом отношении является Япония, которая после войны в течение 20 лет не допускала иностранных конкурентов на свой рынок Особенно они следили за тем, чтобы иностранные банки не проникли в японскую банковскую систему, которая контролирует производство в стране Взаимоотношения с иностранным капиталом должны осуществляться на взаимовыгодной основе, и пока у нас нет конкурентно способных отечественных фирм, необходим контроль государства за этими процессами В Японии этим занимается министерство промышленности и внешней торговли, которое контролирует экспорт, импорт и иностранные инвестиции.

III. Стабилизация экономики

Для сбалансированности экономики и восстановления разрушенного потребительского рынка необходим комплекс мер.

1. Сократить дефицит государственного бюджета путем согласования доходов и расходов государства С помощью сокращения расходов на оборону, управление, дотации и льготы, производственные капвложения, помощь другим странам и социальные программы, которые не имеют товарного покрытия Увеличить доходы государства за счет введения налогов, учитывающих инфляцию в стране, создать эффективную налоговую инспекцию.

2. В тех секторах, где нет конкуренции ввести соотношение между доходом предприятия и производительностью труда.

3. Ужесточить кредитно-финансовую политику, ограничить дотации, льготы, субсидии.

4. Провести денежную реформу двух типов как в СССР и ФРГ после войны для ликвидации лишних денег в экономике и ввести параллельную валюту типа червонца как при НЭПе, или золотого юаня в Китае для улучшения внешнеэкономической деятельности Первая реформа проводится в течение нескольких дней, а вторая в течение нескольких лет.

Такие реформы более выгодны по сравнению с либерализацией цен как для населения, у которого нет денег, так и для предпринимателей, у которых деньги есть При либерализации цен и умеренной денежной реформе потери владельцев денег будут одинаковы, но в первом случае неизбежно обнищание населения, разрушение науки, научно-технического потенциала и производства в стране В этом случае неизбежен социальный взрыв, основная сила которого будет уже направлена не против КПСС, а против рыночных структур В результате будут сметены все рыночные структуры в стране и ликвидированы созданные состояния. Наступит долгий, тупиковый нерыночный период развития Денежная реформа, которая практически не коснется более 80% населения, позволит сбалансировать экономику при небольшом росте цен, без обнищания населения и разрушения материальных основ производства и не будет причины для социального взрыва.

IV. Создание ограниченного рынка

1. В 1992 году до 1/3 производственных мощностей не загружать госзаказами, дифференцировано в разных отраслях. Это позволит сразу создать рынок разных товаров (нефти, бензина, леса, тракторов, станков, продовольствия и товаров народного потребления и др.) и включить все предприятия в рыночные отношения. На эту часть товаров вводится свободное ценообразование, а продажу своих товаров производители осуществляют, как правило, через свои фирменные магазины Это ликвидирует монополию на товар как государства, так и централизованной торговли. Рыночная часть производства работает по тем же правилам как малые предприятия или кооперативы, то есть государственное предприятие становится собственником товаров, которое оно производит. Монопольные предприятия должны работать под контролем государства Если во второй половине 1992 г. инфляция и безработица не выйдет за допустимые рамки, то рыночные отношения будут расширены в 1993г. еще на 20-30%. Для выполнения госзаказа должны взиматься соответствующие штрафы в том числе и из коммерческих доходов предприятия За 3-4 года можно перевести все производство на режим ограниченного рынка, наибольшие успехи при этом достигаются в сельском хозяйстве за 2-3 года по опыту других стран (НЭП, Китай, Венгрия и др.).

В 1992 году не менее 2/3 мощностей предприятий должно быть загружено госзаказами, иначе страна будет парализована безработицей

2. Создавать банковскую систему, соответствующую ограниченному рынку, для чего использовать опыт Китая и стран Восточной Европы, где такой рынок был создан В переходный период должны действовать три типа цен (по опыту Китая, Югославии, Венгрии и др.) твердые, свободные и лимитные. По мере расширения рыночного сектора расширяется использование свободных цен Привлечь для разработки и выполнения экономических программ не только западных, но и советских специалистов по Восточной Европе и Китаю.

3. Создать научно-производственные фирмы, включающие в себя НИИ, КБ, заводы и сервисные службы как это имеет место в развитых странах, обеспечить государственную поддержку фирмам определяющим научно-технический прогресс.

Раньше деятельность хозрасчетных НИИ, КБ, и др. объединяли министерства, а после их ликвидации цепочки научно-технического прогресса распадаются, а спекулятивный рынок, который у нас создается, их интегрировать не сможет В результате наш научно-технический потенциал будет этим рынком разрушен Если не будет создана союзная федерация, то необходимо республикам создать межреспубликанские фирмы типа транснациональных корпораций на Западе для сохранения производства сложной техники (самолетов, видеомагнитофонов, электровозов, телевизоров и т.п.). В эти фирмы включаются все предприятия, которые сейчас участвуют в создании сложной техники Необходимо также сохранить общую инфраструктуру (транспорт, связь, электроэнергетику), договориться об ее совместном использовании

4. Защитить беспомощную в условиях рынка часть населения (дети, пенсионеры, инвалиды и др ) с помощью карточной системы и твердых цен Ввести индексацию доходов неприбыльных государственных предприятий (учителей, врачей, ученых, военных, студентов, служащих и др.). Защитить с помощью индексации сбережения населения.

5. В стране должна господствовать свобода объединений профсоюзов и предпринимателей, заключаться коллективные договора с целью улучшений условий труда и его безопасности.

6. Поскольку правительство России твердо идет по пути либерализации цен, то вероятность провала реформы велика, поэтому целесообразно при этом правительстве создать постоянно действующую группу ученых и практиков, которые выступают против “шоковой терапии”, для составления аварийной программы выхода из кризиса, после того как существующее правительство уйдет в отставку после провала своей программы Эта группа должна располагать той же информацией, что и действующее правительство. Объективный критический анализ этой группой возникающей в экономике ситуации будет полезен и правительству России при проведении реформы. Если такой аварийной программы не будет, то Россия при уходе в отставку правительства окажется в безнадежном состоянии.

[Документ принят на общем съезде Российского общенародного союза 21 декабря 1991 года в Москве.]

Источник: Копия оригинала Машинопись+ксерокс. 2 с. Москва, 1991, декабрь.