Фадеев В. Первый президент избран: будет или нет война через полгода?
[статья. 1991, июль, Москва]
Выборы Президента России проходили 12 июня на фоне усиливающейся бедности, вызванной троекратным повышением цен 2 апреля 1991 года Лавинообразное изменение социальной структуры общества в сторону преобладания в нем малоимущих и люмпенов создало революционно-радикальный настрой, который не оставлял шансов для кандидатов умеренных и неторопливых, а также для связанных какими-либо узами с нынешним партаппаратом Коммунистам в России был нанесен удар, подтверждающий крушение коммунистических идей во всемирно-историческом масштабе и сравнимый по значению разве что с падением режимов Чаушеску и Хоннекера в Восточной Европе Особенно примечателен факт, что
удар по коммунизму был нанесен в месте, ставшим в начале века колыбелью коммунистического восстания, которое дестабилизировало обстановку в мировой политике на протяжении целого столетияЦентризбирком РСФСР 19 июня 1991 года подвел окончательные итоги За кандидатов в Президенты проголосовало:
1 Ельцин Б.Н. 57,30 %
2 Рыжков Н.И. 16,85 %
3 Жириновский В.В. 7,81 %
4 Тулеев
A.M. 6,81 %5 Макашов А.М. 3,74 %
6 Бакатин В.В. 3,42 %
Таким образом, подтвердился прогноз о противостоянии на выборах кандидатур Б Ельцина, лидера российских демократов, и Н Рыжкова, который рассматривался как ставленник партаппарата Очередной спор между двумя бывшими членами “команды Горбачева”, придерживающимися противоположных взглядов, опять был не в пользу сторонников сочетания государственного планирования с рынком Парод своим естественным чутьем отверг столь противоестественное скрещивание Однако на вопрос, что же будет с Россией дальше, до сих пор нет убедительного ответа
Совершенно очевидно, что большинство тех, кто отдали свои голоса Борису Ельцину, сделали это с целью избежать еще большего зла Избиратели голосовали за личность, а не за конкретную программу, ведь план Б Ельцина по приватизации российской экономики известен лишь в общих чертах, а отнюдь не в деталях Наиболее авторитетной личностью оказался Б Ельцин—это предопределило исход выборов. Теперь недавнему Кандидату в Члены Политбюро, Первому Секретарю Московского горкома предстоит доказать, что он не только непревзойденный борец за власть, в чем теперь никто не сомневается,
но и способный реформатор Если учесть, что для создания рынка в России нужно произвести или закупить товары, но в любом из двух вариантов для этого сначала надо достать деньги, то перспективы России становятся очень туманными. Президент СССР М Горбачев уже собрал на Западе столько кредитов, что для России мало чего осталось Это должно повлиять на отношения двух политических гигантов М Горбачева и Б Ельцина—в сторону прекращения невыгодного теперь для обоих “спора Казбека с Шат-горою”. Кто-то теперь должен доказать немного соскучившимся по изобилию российским гражданам, что демократия и колбаса—вещи совместимые.Известно пророчество В.Жириновского, согласно которому избрание Б.Ельцина Президентом России—первый шаг к началу Гражданской войны. Был назван даже конкретный срок: через полгода после избрания Б.Ельцина. Не исключено, что прогноз В.Жириновского окажется очередным лжепророчеством эпохи перестройки, каких мы слышали достаточно, но слишком важна тема, чтобы обойти ее без придирчивого анализа.
Тема гражданской войны давно звучит в речах и песнях, ее перепевают на свой лад журналисты и политики, певцы и кинематографисты, она завораживает первобытным ужасом, гипнотизирует историческими аналогиями, разогревает кровь в жилах и распаляет воображение. Гражданская война опоэтизирована в советской культуре, взята за образец писателями, живописцами и композиторами как наиболее яркий нравственный конфликт. Гражданская война для России—не абстрактная возможность, а часть нашей жестокой культуры, нашу психологию, характер и претерпеваемые нами эмоции. Наконец, гражданская война уже идет в нескольких республиках Союза, так как, формально говоря, там сражаются друг против друга за идею суверенитета граждане пока что одной и той же страны.
Примечательным стал первый разговор по телефону Президента СССР М.Горбачева и Б.Ельцина, принимавшего поздравления. В нем М.Горбачев, по собственному признанию сказал, что его волнует, как немного голосов было отдано за Б.Ельцина как первого Президента России, ведь в голосовании приняло участие около восьмидесяти процентов избирателей и только 57 процентов из них отдали свои голоса за лидера демократов.
Вероятно, еще более внушительным было бы упоминание об избрании Шаймиева первым Президентом Татарстана, а также цифры проголосовавших “за и против” Б.Ельцина в национальных республиках России. Однако не только в национальных республиках, но и в некоторых областях с преобладанием коренного русского населения Б.Ельцин не набрал большинства голосов, как, например, на Юге России. Это означает, что Президенту России предстоит трудный диалог с представителями более 80 национальностей, населяющих Россию, которые хотят сегодня иметь собственных национальных лидеров и собственную, независимую от России государственность, хотя это подчас и не обусловлено объективными обстоятельствами.
Столь нестабильное положение при, казалось бы, убедительной победе, обусловлено двумя обстоятельствами. Одно из них можно назвать роковым, так как именно оно позволило Б.Ельцину одержать значительную победу:
граждане России голосовали против коммунистов, не слишком обращая внимание на остальное. Второе обстоятельство—маневрирование с военно-патриотическими кругами. Данная интенция сфокусировалась при выборе вице-президента России, которым стал между прочим, полковник-афганец Руцкой, не так давно возглавлявший про памятное общество “Отечество”. Москвичи, еще не забывшие предвыборную гонку 1989 года помнят, что тогда нынешние демократы-друзья Б.Ельцина, в частности, отец Глеб Якунин, боролись против Руцкого на дополнительных выборах и сумели вырвать у него победу, передав ее в руки В.Логунова.
Можно согласиться, что без А.Руцкого—коммуниста за демократию—Б.Ельцин набрал бы достаточное количество голосов, но здесь важен выбор, так как Президент России демонстративно подчеркнул симпатию к патриотическим и военным кругам.
Обозреватели выборов утверждают, что А.Макашов потерпел сокрушительное поражение и что вместе с ним народ отринул военно-патриотические идеи. Но это не совсем так, поскольку “макашовизм” еще далеко не исчерпал своего потенциала. Его на время ослабил новый феномен, стоящий на грани демократического и патриотического движений,—“руцковизм”. Но можно прогнозировать, что по мере радикализации Правительства Б.Ельцина, твердые сторонники военно-патриотических идей будут чувствовать свою отчужденность, и процент их вырастет. “Макошовизм” имеет силы к росту, и его сторонники не поступятся принципами. Это первый залог если не прямо гражданской войны, то гражданского озлобления.
Однако настоящим феноменом выборов, который не был предсказан даже академиком Т.Заславской, стало поражение В.Бакатина. Сподвижник М.Горбачева, Член Совета Безопасности СССР, выступивший с умеренной программой, но под радикальным бело-сине-красным флагом России—флагом демократического движения, он не смог обойти генерала Макашова, представлявшего офицерские круги, которые тоскуют по своему, российскому Пиночету. Появление В.Бакатина как кандидата на пост Президента России ничем не было обусловлено. Он не нашел своего избирателя, так как коммунисты отдали свои голоса критику М.Горбачева—Н.Рыжкову, наиболее радикальные “правые” голосовали за Макашова и Жириновского. Оказавшись в горбачевском Центре, В.Бакатии с треском провалился, заставив многих централистов задуматься о своем ближайшем будущем. Фиаско Бакати на—наиболее тревожное явление всей избирательной компании, ведь именно оно подтверждает, что российские народы охотнее идут за громкой революционной фразой и жаждут радикальнейших перемен. Жажда перемен сегодня сродни той религиозной вере в светлое будущее, которая породила Октябрьскую революцию в 1917 году. А она в свою очередь была прологом к гражданской войне.
Лучшим подтверждением своего собственного прогноза о гражданской войне стал сам В.Жириновский, занявший с 7 миллионами голосов почетное третье место после гигантов советской политики: В.Ельцина и Н.Рыжкова. Говорят, что он собирается выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Украины. Это кажется вполне вероятным. Наверное, лидер малочисленной либерально-демократической группы окрылен успехом и рассчитывает получить несколько миллионов голосов на Украине, как и в России. Ему уже подпевает хор голосов обозревателей, с ужасом констатирующих, что российский избиратель предпочел отдать свои голоса никому, чем отдать их коммунистам. Неразвитый ум российского избирателя, его не остывший от тоталитаризма менталитет сыграли свою демоническую роль в коротком, но ярком представлении, какими были российские выборы Президента. Если В.Ба катин отобрал голоса у В.Рыжкова, то В.Жириновский отнял голоса как у
А.Макашова, так и у Б.Ельцина. Все-таки он не коммунист, хотя и опаснее иного коммуниста. С другой стороны, по названию он либерал, а по воззрениям—русский империалист. Это радикальное сочетание, сдобренное известным красноречием и обильным потоком слов, не могло не привлечь люмпенизированные массы. Не трудно предположить, сколько голосов собрал бы В.Жириновский, если бы предвыборная гонка продолжалась хотя бы два месяца. Вполне возможно, что В.Жириновский обогнал бы самого Н.Рыжкова к полному его стыду. Тогда наш национальный позор приобрел бы вид национальной катастрофы—и может быть, озадачил бы многих. Многие пророчат В.Жириновскому карьеру А.Гитлера, но вряд ли он сможет где-либо повторить свой российский ивано-дурацкий успех. Звездный глобо-час В.Жириновского уже пробил и на Украине, как и в Белоруссии, никто не будет голосовать за водку и унитаризм с великодержавным душком. В республиках сильна идея суверенитета. Если говорить в целом, то В.Жириновский выступил на выборах как “обезьяна Ельцина”. За его гримасами и кривляньем все же был узнаваем стиль сильной личности, народного героя и вождя, жаждущего радикальных перемен для русского народа. Проигрышным для позиции “обезьяны Ельцина” было только то, что она соседствовала с самим Б.Ельциным. Если бы выборы были областные или лучше районные, В.Жириновский мог бы победить.Шансы А.Тулеева, который реально мог побороться с Б.Ельциным, были ослаблены его директорско-коммунистической позицией Если бы он вышел из КПСС—и поклялся бороться за полный суверенитет российских мусульманских народов, пообещав им самостоятельное подписание нового Союзного договора, тогда в штабе Б.Ельцина могла начаться паника. Но этого не произошло А.Тулеев не сумел использовать единственного преимущества, которое у него было он был единственным нерусским кандидатом в Президенты. С другой стороны, такая позиция противоречива, поскольку после ее осуществления под властью Президента России останется совсем другая и не такая уж могущественная территория. Нельзя забывать, что СССР не последняя империя, пока остается Россия. Россия в составе СССР—это мини-империя в составе супер-империи.
Известно, что после избрания Б Ельцина Президентом России поднялась третья волна выхода из КПСС. Теперь “Коммунисты за демократию” вместе с собирающимися расстаться с КПСС бывшими членами Политбюро А.Яковлевым и Э Шеварнадзе и бывшим коммунистом Н.Травкиным собираются создать Демократическую партию Советского Союза, чтобы поставить точку в затянувшемся споре между либералами и сталинистами. Осуществление этих остросюжетных планов только усилит напряженность, поскольку в перспективу новых демократов входит сохранение Союза Кто знает, может процесс создания этой новой партии и станет той искрой, которая должна сверкнуть в наполненной взрывоопасными парами атмосфере, чтобы началась еще одна безысходная битва за власть. Только в этот раз гражданская война отбросит нас гораздо дальше—за горизонт мировой цивилизации, и мы уподобимся сообществу ливанских многорелигиозных группировок или африканских племенных политиэированных, групп, которые никак не могут выяснить между собой отношения
Источник Копия оригинала. Принтер+ксерокс. Москва, 1991, июль