Программа РХДП [1991, 16-17 февраля, Москва]

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1. ВСЕРОССИЙСКОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Более 73-х лет тоталитарного коммунистического режима не могли пройти для России даром. Россия потеряла ту единственную искру надежды на подлинно демократическую систему государственной власти, которая зародилась вместе с выборами во Всероссийское Учредительное Собрание. За время, прошедшее с момента его разгона большевиками в январе 1918 года граждане России практически полностью утратили представление о том, что есть подлинная государственная власть. Диктатура плотно вошла в сознание каждого человека, превратив его в послушного раба тоталитарной системы.

Политика так называемой “перестройки”, а вернее ухищрения с целью модернизации обветшавшей “социалистической демократии”, полностью дискредитировали саму ее сущность. Советы оказались абсолютно непригодными структурами ни для новой “мягкой” формы диктатуры КПСС, ни для нужд зарождающегося в стране демократического движения. Жизнь в стране, и прежде всего в России, оказалась фактически парализованной. Не желая идти на серьезные преобразования разваливающегося строя, коммунисты предприняли ряд действий с целью возвращения ситуации 1984 года, т.е. “жесткой” диктатуры.

В связи с вышеизложенным РХДП считает, что единственным выходом из катастрофической ситуации в стране, а также реальным способом избежать тотальной гражданской 'войны является скорейшее восстановление преемственности государственной власти в России путем созыва Всероссийского Учредительного Собрания или иного подобного ему органа, главной задачей которого стало бы определение будущего государственного устройства Российской республики, принятие новой Конституции России и мирное поэтапное изменение всей общественно-политической системы.

Выборы во Всероссийское Учредительное Собрание должны проводиться прямым голосованием всего дееспособного населения России, а также добровольно пожелавших объединиться с ней других республик, на многопартийной основе при равных стартовых возможностях для всех кандидатов и под строгим общественным наблюдением.

Всю дальнейшую программу можно считать тезисами предвыборной платформы РХДП на выборах во Всероссийское Учредительное Собрание или подобный ему орган.

2. КОНСТИТУЦИЯ

2.1. Непреходящей христианской ценностью и основополагающим принципом христианской демократии является свобода и суверенитет человеческой личности как Образа и Подобия Божия. Главным гарантом свободного развития как личности, так и общества в целом должно являться правовое демократическое государство, в основе которого лежит гуманная демократическая Конституция.

2.2. В Конституции Российской республики должны быть четко зафиксированы политические и гражданские права россиян, свобода слова, собраний, совести, печати, манифестаций и союзов, предоставляемые гражданам безотговорочно и безотносительно к их убежден ям. Основным правом ориентиром Российской Конституции должна стать Всеобщая декларация прав человека.

Экономические и социальные права должны быть обозначены четко и конкретно. Так, всем гражданам России должны быть гарантированы: всеобъемлющее право собственности, право на свободный труд и его справедливую оплату, обеспечивающую достойный образ жизни.

2.3. Исходя из исторического опыта европейской цивилизации, мы вынуждены констатировать, что ни одна самая совершенная Конституция не может обеспечить обществу благо свободы и процветания, если она не находит гаранта в институтах, предохраняющих общество от возможности возникновения тоталитаризма. Но и то, и другое бессильно без развитого гражданского правосознания и внутренней ответственности каждого гражданина, готового отстаивать свои права.

3. СТРУКТУРА ВЛАСТИ

3.1. Путь к развитому гражданскому обществу в России, по нашему мнению, лежит через органическую связь парламентской демократии с культурно-историческими корнями России, с идеей ее духовного, культурного и экономического возрождения. Эту задачу в наших условиях могла бы осуществить Президентская республика, где Президент избирается всенародным прямым равным тайным голосованием.

3.2. Для нормального функционирования, равновесия и стабильности такой формы государственной власти полномочия Президента должны быть жестко ограничены с одной стороны Парламентом (Законодательным Собранием России), с другой стороны—Конституционным Судом (Верховным судом России). Законодательное Собрание и Президент должны обладать правом взаимного вето, причем решающее слово должно оставаться за Парламентом. Любое решение Президента законодательного характера в таком случае вступает в силу только в случае его ратификации законодателями.

3.3. Верховный Суд России со своей стороны следит за соответствием принимаемых Президентом и правительством решений “к исполнению”—существующему законодательству и Конституции страны и имеет право их приостановления. Верховный Суд России также должен иметь право приостанавливать решения Законодательного Собрания в случае их противоречия ранее принятым и не отмененным решениям или Конституции России. В последнем случае Законодательное Собрание должно либо изменить свое решение, либо принимать конституционную поправку. Для подлинной независимости суда судьи всех уровней, начиная с членов Верховного Суда, должны избираться на срок, превышающий срок полномочий как Президента, так и Законодательного Собрания. Впоследствии с ростом политической культуры и укрепления общей стабильности страны срок полномочий судей может стать пожизненным.

3.4. Состав правительства России представляется Премьер-министром Законодательному Собранию страны для его утверждения. Кандидатура самого главы правительства, а также кандидатуры некоторых министров, как например министра иностранных дел или обороны вносятся самим Президентом.

3.5. На местном уровне государственная власть должна отвечать интересам граждан, проживающих на подчиненной ей территории. Для этого с одной стороны местная власть должна чувствовать свою зависимость от избирателей, в силу чего ее структуры не должны быть слишком многочисленны и обезличены. С другой стороны, местные народные избранники должны обладать реальной, зафиксированной законодательной полнотой власти на своей территории.

Система местных советов—исполкомов во нее периоды советского государства была жалкой пародией на действительное местное самоуправление. Не имея никакой реальной власти эти структуры фактически полностью подчинялись решениям райкомов, горкомов и обкомов КПСС.

Нам представляется, что в основу новой системы местного самоуправления должны лечь структуры по сути близкие к уже проявившим себя в России земствам—Местные Земские Собрания, избираемые в меньшем составе, чем нынешние советы. Исполнительные постоянно действующие структуры власти во главе с председателем избираются при этом из самих членов Собраний. Это позволило бы исключить часто возникающее сегодня двоевластие на местах и подкрепило бы местную исполнительную власть (мэрию, городскую управу, или др.) авторитетом избирателей. В сельской местности Районные (уездные) Земские Собрания образуются старостами, избираемыми сельским сходом.

3.6. На среднем уровне власть формируется в экономически целостных зонах. С этой целью территория России должна быть поделена на губернии (земли, штаты), например, Сибирская губерния, Дальневосточная губерния и т.п. Наличие Губернских Законодательных Собраний позволило бы заполнить ныне пустующее звено между высшими и местными выборными органами власти. Это способствовало бы в частности устранению экономических, социальных и культурных диспропорций, существующих сегодня в развитии таких регионов.

Безусловно, что губернская власть должна быть достаточно полномочной и независимой, чтобы влиять на жизнь всего региона. Со своей стороны Местные Губернские Суды должны следить за законностью принимаемых решений, и в случае их несоответствия Российскому Законодательству иметь возможность приостанавливать их до решения вышестоящего законодательного собрания.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

1. НАРОДНЫЙ КАПИТАЛИЗМ

1.1. Одним из самых тяжких экономических и социальных преступлений, совершенных большевиками против своего народа было лишение граждан права на частную собственность и возможности свободно распоряжаться результатами своего труда. Вместо гражданина, главным собственником, капиталистом и работодателем, полновластным ничем не ограниченным хозяином всех средств и результатов производства, а также земли и природных богатств России, стало лишенное ответственности обезличенное “государство”.

Отмена частной собственности и свободы производства стала одной из главных причин, вследствие которых некогда богатейшая страна оказалась сегодня на грани нищеты и экономического банкротства. Был уничтожен свободный рынок, при котором вне зависимости от политической власти, той или иной государственной политики, всегда были в достатке продовольствие и товары первой необходимости, так как количество их производителей зависело не от прихоти того или иного государственного деятеля, а исключительно о спроса на производимый товар. Именно эти российские производители (фабриканты, промышленники, заводчики, зажиточные крестьяне, др.) и стали в первую очередь кандидатами на уничтожение.

1.2. Определяя экономические ориентиры государственной политики, РХДП опирается на доктрину “Народного капитализма”. Эта экономическая концепция предусматривает всеобъемлющее право частной собственности при стимулировании рассредоточения крупного капитала и поощрения различных форм владения средствами производства (компании, корпорации, акционерные общества и т.п.).

1.3. Другой составной частью концепции “народного капитализма” является социальная ориентация экономики, при которой налоговая и инвестиционная политика государства направлена на создание и развитие тех или иных социальных институтов. Постепенно при таком подходе все большую роль станут играть неправительственные социальные институты, организуемые и финансируемые без участия государства, но при налоговом поощрении учредителей. Безусловно при этом должна существовать всеобъемлющая система государственного страхования, включая систему пособий и пенсионного обеспечения.

2. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Что касается общих принципов экономической политики, то здесь можно выделить несколько направлений экономических преобразований:

— приватизация и децентрализация всех сфер экономики России;

— государственная земельная реформа с передачей земельных угодий в частную собственность гражданам и сообществам;

— изменение финансовой системы, введение стабильной конвертируемой денежной единицы;

— создание единой всероссийской налоговой системы, введение всеобщего гражданского (подушного) налога, определяемого не только величиной заработной платы, но и реальным уровнем жизни каждого человека;

— ликвидация системы государственных министерств кроме общественно необходимых (иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, образования и т.п.), на базе бывших промышленных министерств создание торгово-финансовых объединений различного типа (ассоциаций, консорциумов, холдинговых компаний и т.п.);

— переход от директивного централизованного планирования к индикативному (рекомендательному) ;

— за счет средств сэкономленных на закрытии предприятий, сокращении военных расходов и т.д., создание замкнутых экономических зон и поэтапным разукрупнением всех находящихся в них производств, и прежде всего обслуживающих сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность.

— создание Национального Фонда Развития непроизводственной сферы экономики, снятие всех необоснованных ограничений, тормозящих развитие данной области;

— децентрализация и демонополизация внешнеэкономических связей при их налоговом контроле, активное привлечение международного капитала на внутренний рынок, включение России в международный рынок рабочей силы при безусловной социальной защите граждан;

— активное включение в хозяйственную деятельность церквей и общин с соответствующими налоговыми льготами.

ОСНОВЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СССР сегодня—самая огромная и единственная такого масштаба империя мира. Принципы национальной политики, взятые на вооружение большевистской властью и ведущие к стиранию всех национальный различий и насильственной русификации, привели к ужасным последствиям не только народы так называемых союзных республик, но фактически разложили и поставили на грань национальной катастрофы саму русскую нацию.

За годы господствующего интернационализма мы стали свидетелями вопиющих фактов беззакония и произвола в национальной вопросе: раздел Польши, оккупация Прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины в соответствии с преступным пактом Молотов -Риббентроп, массовые депортации татар и немцев Поволжья, а также некоторых народы Северного Кавказа, произвольное перекраивание исторически сложившихся межнациональных границ. Сегодня плодами такой национальной политики стали многочисленные межнациональные конфликты, происходящие по всей стране и уносящие жизни ни в чем не повинных людей.

Мы считаем, что единственным глобальным решением национального кризиса в стране является скорейшее упразднение тоталитарной коммунистической империи СССР.

РХДП считает возможным определять принципы межнациональных взаимоотношений исключительно в пределах независимой Российской республики и других пожелавших добровольно присоединиться к ней республик. Вопросы, связанные с межнациональными проблемами иных государств должны рассматриваться в контексте внешней политики России и ее борьбы за соблюдение прав человека, в том числе прав национальных меньшинств в других странах.

Что касается национального устройства Российской республики, то в основе его должны лежать следующие принципы;

— реальное осуществление национально-культурной автономии для всех населяющих Россию больших и малых народов и придание национального статуса народностям, которые его лишены;

— законодательная гарантия равноправия и защиты интересов всех граждан независимо от их национальной принадлежности;

— законодательное пресечение пропаганды национальной ненависти и дискриминации по национальному признаку;

— право возвращения на историческую Родину за пределами России и в пределы России из-за рубежа.

Терпимость, ответственность и уважение к чужой и своей свободе должны стать фундаментом межнационального мира в России.

Во взаимоотношениях с бывшими союзными республиками пожелавшими стать независимыми государствами, Россия должна стремиться к тесному сотрудничеству и укреплению культурных и экономических связей на принципах взаимоуважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга.

ПРАВОПОРЯДОК

1. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Основной особенностью правовой системы советского государства с первых дней его существования стал фактически узаконенный произвол власти по отношению к своему народу. Это характеризуется массовым физическим уничтожением населения, заключением в лаге я, депортацией и другими притеснениями и ущемлением прав и свобод граждан, и как следствие, население им невосполнимого морально-нравственного ущерба. Поэтому, говоря о переходе к правовому демократическому государству, мы считаем необходимым добиваться следующих принципиальных изменений в этой области:

— обеспечение как законодательно, так и практически, безусловного равенства всех граждан России перед законом независимо от их политических и иных убеждений, вероисповедания, социального происхождения, общественного положения, расовой и национально принадлежности, пола, языка, места жительства и иных обстоятельств. Любые формы правовой дискриминации граждан России должны рассматриваться как государственное преступление;

— правовая защита неприкосновенности личности, жилища и собственности. Никто не может быть подвергнут обыску жилища, аресту, заключению, лишению собственности или иной форме преследования или привлечения к ответственности иначе как на основании судебного решения в установленном порядке;

— обеспечение действительной независимости юстиции от законодательных, исполнительных и карательных органов;

— создание демократических условий и принципов формирования судов. Введение суда присяжных;

— повышение правового статуса адвокатуры, в частности, беспрепятственный доступ защитника по выбору и желанию задержанного к участию в деле с момента задержания;

— отмена смертной казни, как легального государственного убийства несовместимого с идеалами христианства и демократии, замена ее на пожизненное тюремное заключение;

— деполитизация и гуманизация исправительно-трудовой системы, введение добровольного труда заключенных, снятие необоснованных ограничений в пище, одежде, получение почтовых отправлений, передач, свиданий и т.п.;

— уничтожение всех атрибутов системы карательной психиатрии, запрещение принудительной госпитализации в психиатрические лечебницы иначе, чем по решению суда;

— создание условий для нормальной адаптации и социальной реабилитации в обществе граждан, отбывших сроки заключения, с предоставлением им работы и со снятием всех дискриминационных ограничений;

— отмена паспортной системы и прописки;

— обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства, а так же свободного выезда из страны и возвращения обратно.

2. РОССИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ

РХДП считает, что гарантом настоящего демократического правопорядка и внутреннего спокойствия в Российской республике может стать только деполитизированный правоохранительный государственный институт—полиция, подчиненный Министру внутренних дел России, в состав этого института безусловно должны входить такие характерные для всех подобных органов подразделения как: Уголовная и Криминальная полиции, Муниципальная (Земская) полиция, включающая Постовую службу и подчиняющаяся Земским Местным собраниям, а также Полиция нравов (борьба с распространением наркотиков, развращением малолетних, проституцией и т.д.). Специальная полиция (группа захвата, работа в чрезвычайно сложных условиях) и другие целевые подразделения. Кроме этого в ведение полиции должны быть переданы службы, находящиеся сегодня в подчинении иных ведомств, например, необходимо создание объединенной Транспортной полиции, выполняющей функции нынешних ГАИ и Транспортной милиции. Таможенная полиция и Пограничная Стража (полиция Охраны Края), обеспечивающие неприкосновенность границ России, защиту от контрабанды и т.п., также должны контролироваться исключительно МВД. В связи с введением гражданского \подушного\ налога, необходимо образование в составе общего ведомства Налоговой полиции, ведущей борьбу против уклонения граждан и организаций от налогообложения.

Деятельность всех подразделений Российской полиции должна находиться под строгим контролем со стороны Законодательного собрания России через соответствующую парламентскую комиссию и Совет безопасности при Президенте России.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ

Цена, которую Советский Союз заплатил за то, чтобы получить статус “сверхдержавы”—неизмеримо высока. Численность и вооружение Советской Армии превосходит все разумные пределы и в последнее время привело армию к серьезному кризису. Государство оказалось не в состоянии содержать такие вооруженные силы. Быт рядового и младшего офицерского состава стал больше походить на быт заключенных, чем военных. Нищенская “зарплата”, получаемая солдатами, также напоминает оплату труда “зеков”, “дедовщина”, ненормальные условия службы, бесправие и произвол, все это—никак не способствует укреплению обороноспособности государства. В последнее время армия стала использоваться внутри страны, что в принципе противоречит сути и смыслу армии и только еще больше усилило ее разложение.

В этой связи РХДП видит единственный выход из создавшегося критического положения в создании профессиональной Российской армии, главными чертами которой должны стать:

— всеобщая деидеологизация и деполитизация всех родов войск и командного состава (упразднение политотделов и запрет на создание в армии любых политических структур, движений и т.п.);

— безусловное соблюдение всех гражданских прав военнослужащих и членов их семей, создание достойных условий службы и быта. Введение личной ответственности офицеров за безопасность рядового состава, прежде всего молодых солдат и национальных меньшинств от посягательств на их честь и достоинство;

— полное исключение какой бы то ни было возможности применения армии внутри собственной страны;

— включение России в мировую систему безопасности, укрепления доверия и контактов между военными. Прекращение противостояния “Восток-Запад”;

— сведение до минимума возможности применения военной силы для разрешения международных конфликтов.

Российская армия должна находиться в ведении Министерства Обороны, во главе которого должно стоять гражданское лицо.

СЛУЖБА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Самым жестоким и страшным орудием подавления любого инакомыслия, главным рычагом диктатуры с самого ее зарождения и до сего дня стали так называемые “органы государственной безопасности” \ВЧК, НКВД, МГБ, КГБ\—по сути органы безопасности номенклатуры КПСС от собственного народа.

Список преступлений, совершенных ВЧК-КГБ не укладывается, видимо, ни в какие, даже самые фантастические представления. Число жертв этих преступлений исчисляется многими десятками миллионов человек. Об этих преступлениях написаны уже сотни книг на разных языках мира. Совершенно очевидно, что продолжающаяся до сих пор работа этой страшной машины должна быть остановлена, Комитет государственной безопасности в его нынешнем виде должен быть немедленно распущен вместе с громадной системой платных и бесплатных осведомителей. Должны быть обнародованы все тайные архивы КГБ. Каждый гражданин должен получить доступ к любой касающейся его информации.

Помимо всеобщей реабилитации всех репрессированных за все время существования ВЧК-КГБ правовую оценку последствий деятельности этих органов должен взять на себя Верховный Суд России.

РХДП считает необходимым после ликвидации КГБ создание принципиально новой концепции национальной безопасности Российской республики.

Главными принципами деятельности Службы Национальной Безопасности России (СНБР) Должны стать: полная деидеологизация и деполитизация всех структур СНРБ, законодательная однозначность в отношении полномочий и возможностей СНБР, жесткий контроль со стороны Законодательного Собрания и Президента в виде Совета Безопасности при Президенте России, недопущение возможности использования СНРБ в политических или групповых целях.

Нам представляется, что деятельность СНРБ должна быть ограничена решением трех типов проблем:

— разведка и контрразведка. Вся работа этого отдела должна вестись прежде всего вне территории страны под строгим контролем Совета Безопасности;

— защита секретов при строго регламентированных полномочиях с четким определением перечня секретности;

— охрана государственных учреждений, руководителей страны, борьба с терроризмом и т.п.

Ни одна структура СНРБ не должна иметь в своем распоряжении какие бы то ни было вооруженные формирования армейского типа. Исключением могут быть специальные подразделения (группы захвата, вооруженные наряды для охраны особо важных объектов, телохранители и т.д.) необходимые для успешного выполнения СНРБ своих функций.

СВОБОДА СОВЕСТИ

Невозможно говорить о каком бы то ни было духовном и культурном возрождении России, не упомянув о фундаменте, основе все ее духовной сути—Церкви.

В годы советского безвременья Церковь оставалась той единственной нитью, связывающей людей с Богом и не дающей обществу окончательно разладиться. Изрядно потрепанная, поставленная не колени, почти полностью раздавленная государственным воинствующим теизмом, Церковь все же устояла и сегодня безусловно нуждается в защите и поддержке.

РХДП считает жизненно важной задачей государства обеспечение подлинной свободы совести и реального суверенитета Церквей, общин и религиозных объединений в Российской республике, что включает:

— законодательное закрепление принципа отделения Церкви от государства и невмешательства государства в дела Церкви (суверенитет Церкви), предоставлении всем Церквям, религиозным общинам и объединениям статуса юридического лица;

— возвращение Церквям, религиозным общинам и объединениям ценностей принадлежащих им исторически (храмы, молитвенные дома, здания, церковную утварь, иконы и другие предметы изъятые в различные годы советской власти), возмещение государством принесенного ущерба в виде участия в восстановлении монастырей, храмов и т.п.;

упразднение существующих и законодательное запрещение создания любых государственных органов для управления Церковью или контроля за ней;

— гарантированное право на пользование и обладание Церковью, верующими и их объединениями средствами массовой информации, в том числе радио и телевидением;

— Церковь и религиозные общины и объединения должны иметь право на религиозное образование как детей, так и взрослых. С этой целью они должны иметь возможность создавать религиозные учебные заведения и воспитательные учреждения любого уровня. Введение изучения Закона Божьего в средних школах в качестве факультативного курса. Предмет “История мировых религий” должен стать обязательной частью учебных программ;

— священнослужители должны иметь право совершать богослужения, религиозные обряды и вести проповедь в частных жилищах и общественных местах, больницах, армии, в местах заключения;

— обеспечение свободы предпринимательства и право на хозяйственную деятельность Церквям и религиозным объединениям наравне с другими общественными организациями. Создание льготных условий для сельскохозяйственной деятельности приходов и общин;

— не считать предпринимательской деятельность, если Церковь или религиозное объединение поддерживает функционирование культурных, учебно-воспитательных, социальных, здравоохранительных учреждений, а также производит и реализует издания. И предметы культового назначения.

Ввести юридическую ответственность за нарушение частным лицом или организацией свободы совести, равно как и за осквернение религиозных храмов и святынь.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В социальной области РХДП видит свою цель в том, чтобы превратить человека из орудия достижения политических целей в хозяина своей судьбы по праву распоряжающегося всеми благами государства.

Рыночная экономика должна стать фундаментом новой социальной системы. Деятельность государства по защите социальных интересов граждан не должна идти в разрез с законами рынка. Функция государства должна состоять прежде всего не в том, чтобы владеть больницами, домами престарелых и т.д., а в том, чтобы обеспечить возмещение расходов граждан на обслуживание в неправительственных социальных учреждениях посредством организации страхования и развернутой системы пособий.

Только всеобъемлющая гуманная система социального обеспечения не находящаяся в исключительном ведении государственного бюрократического аппарата, способна гарантировать соблюдение законных прав граждан и обеспечивать высокое качество работы и вежливость персонала социальных учреждений.

Существенным элементом системы социального обеспечения должна стать благотворительная деятельность Церкви, частных лиц и организаций. Традиции русской благотворительности имеют глубокие корни, и нравственный долг российских законодателей состоит в создании самых благоприятных условий для возрождения этого прекрасного движения. Необходимо также разрушить искусственную изоляцию страны и включиться в работу международных благотворительных организаций.

Социальная деятельность государства по выплате пенсий и пособий должна осуществляться из фонда, средства которого будут складываться их трех компонентов: налогов с населения, взносов предпринимателей и отчислений из регионального (губернского) бюджета. Местные Земские Собрания, формирующие свои бюджета на основе местных налогов и других поступлений, приводят свои собственные социальные программы.

При создании новой системы социального обеспечения не маловажную роль на первых порах должна сыграть ликвидация всех полуфеодальных льгот и привилегий наподобие тех, которым и сейчас пользуется партийно-государственный аппарат. В частности, все спецбольницы и спецсанатории должны быть переданы на социальные нужды.

Одна из наиболее острых проблем нашего общества—бедность. В стране имеется многомиллионная армия людей, практически лишенных средств к существованию. Многие из них не имеют жилья, страдают от голода. Необходимо протянуть им руку помощи и создать условия для нормальной человеческой жизни.

Первым шагом в этом направлении должно явиться установление минимального прожиточного уровня и введение пособий по безработице и бедности. Необходимо также создание широкой сети технически оснащенных бирж труда и системы профессиональной переквалификации.

На краю бедности или за ее чертой находятся сейчас многие многодетные семьи, которым практически неоткуда ждать помощи. Для них должны быть установлены такие ежемесячные пособия на каждого ребенка, размер которых мог бы обеспечить им достойный уровень жизни.

Необходимо установить и пенсии по старости, достаточные на покрытие расходов всем гражданам, достигшим пенсионного возраста независимо от стажа работы и меры участия в экономической жизни общества. Независимо от этих пенсий существуют пенсии по труду Фонд трудовых пенсий за счет взносов предпринимателей, взимаемых в определенном проценте к заработной плате рабочих и служащих.

При выплате пенсий и пособий должно учитываться индекс инфляции для автоматического повышения суммы выплаты.

Должна быть разработана особая программа помощи инвалидам, включающая не только различные пенсии и льготы, но широкую систему социальной реабилитации.

Твердая основа гражданской независимости—обладание собственным жилищем. Помимо обязательно государственной жилищной программы необходимо создать наиболее благоприятные условия для строительства жилья посредством, снижения налогов на строительные фирмы, кооперативы и предоставления долгосрочных ссуд на льготных условиях. Наряду с этим безусловно должен существовать свободный рынок жилья.

Важным элементом социальной политики мы считаем социальную защиту молодежи, в том числе учащейся. Студенты и учащиеся, посещающие неправительственные и частные учебные заведения \университеты, лицеи, гимназии, колледжи и т.п. должны получать долгосрочные займы и пользоваться другими финансовыми льготами.

В любых специальных программах статусом наибольшего благоприятствования должна стать семья, являющаяся нравственно-этической и экономической основой существования человеческого сообщества.

Мы уверены, что проведение всех вышеизложенных и последующих социальных преобразований приведет к созданию прочного фундамента общества христианской взаимопомощи и справедливости.

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Сохранение здоровой окружающей среды—земли, чистого воздуха, чистой воды, растительного и животного мира, означает сохранение самих природных основ человеческой жизни. РХДП рассматривает проблему защиты окружающей среды в контексте охраны здоровья благосостояния каждого отдельного человека. В нашем, подходе мы исходим из того, что природа и окружающая среда в целом, принадлежат не только нынешнему поколению—от их состояния зависит и наше будущее.

Основной задачей экологической политики государства должно стать не только возмещение ущерба, постоянно наносимого природе, но главное—создание экономических, социальных и др. условий, в будущем позволяющих вообще исключить нанесение подобного ущерба.

Между тем, многолетняя хищническая эксплуатация природных богатств, экстенсивный рост экономики \прежде всего—энергетики, тяжелой, химической и горнодобывающей промышлен ности\ поставили страну сегодня на грань экологической катастрофы. СССР занимает одно из первых мест в мире по уровню загрязнения атмосферы, детской смертности, потреблению нитратов и пестицидов на душу населения. Ежегодно миллиарды тонн сточных вод сбрасываются в водоемы практически безо всякой очистки, около пяти миллионов куб метров используемых подземных вод ежедневно загрязняются устойчивыми химическими соединениями. Около 2% территории засорено, подтоплено, или находится в кризисном состоянии. Две трети общей площади и более половины сенокосов эрозировано. Этот список можно продолжить. Однако ясно, что на наших глазах происходит национальная трагедия. Мировоззренческие устои советского тоталитаризма, который всегда относился к природе как к источнику дарового сырья и ресурсов, рассматривал природу \и человека как часть природы\ в качестве объекта эксплуатации, стали причиной того, что треть населения СССР находится в зонах экологического бедствия.

В то же время мы убеждены, что подлинная картина экологической войны с собственным народом составляет одну из наиболее охраняемых “государственных” тайн тоталитарного режима, и масштабы трагедии до сих пор скрываются от общества.

В качестве первоочередных мер по защите окружающей среды и экологии, мы считаем необходимым:

— рассекречивание и обнародование всей информации об экологическом положении страны, снятие всех ограничений на проведение экологическом положение страны, снятие всех ограничений на проведение экологических экспертиз и контроля за состоянием окружаю ей среды;

— разработку на государственном уровне целевой программы природоохранных мероприятий, проводимых как государством, так и непосредственно виновниками загрязнения;

— разработку системы экономических льгот безотходным \чистым\ производством с одновременным ужесточением санкций за загрязнение природы, усиление уголовной ответственности за экологические преступления;

— предоставление права Местным Земским Собраниям самостоятельно закрывать экологически особо вредные производства и оставлять часть средств от соответствующий санкций и штрафов в местном бюджете;

— разработку и принятие пакета законодательных мер, обеспечивающих защиту прав населения экологически загрязненных районов, установление порядка компенсаций ущерба непосредственно пострадавшим от загрязнения, РХДП выступает за поэтапное прекращение испытаний ядерного и других видов оружия массового поражения в России и во всем мире, введение статуса “экологического беженца”.

Мы убеждены, что неотъемлемым правом каждого человека является право на здоровую жизнь.

Мы считаем, что каждый человек должен иметь право самостоятельно принимать меры к защите себя, своей, семьи, своего города или села от экологических преступлений и с этой целью создавать группы и движения в защиту окружающей среды.

РХДП заявляет о своей принципиальной поддержке независимого экологического движения и рассматривает его как основной элемент экологической защиты общества.

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Культура является фундаментом любого человеческого общества и непреходящей общечеловеческой ценностью, без которой не мыслимо существование современной цивилизации.

РХДП считает развитие культуры в целом, и в первую очередь национальной российской культуры во всем ее многообразии, а также возрождение и сохранение ее утраченных или попранных социалистическим государством ценностей, наиважнейшей задачей своей гуманитарной политики.

Необходимыми мерами в этой области мы считаем:

— прекращение вмешательства государства в развитие всех областей культуры и упразднение всех административно-бюрократических структур в этой области, прежде всего института Министерства культуры в его нынешнем виде;

— создание общероссийского и местных фондов поддержки всех форм некоммерческой культуры, а также разработка государственной программы возрождения некоммерческого искусства, сохранение и восстановление памятников российской истории и культуры;

— законодательное и практическое обеспечение условий для свободного и равноправного развития национальных культур народов России;

— снятие всех необоснованных ограничений на частную инициативу в области культуры и искусства, защита прав интеллектуальной собственности, льготное налогообложение всех творческих работников;

— налоговое поощрение всех форм благотворительности в области культуры и искусства, защита прав интеллектуальной собственности, льготное налогообложение всех творческих работников;

— налоговое поощрение всех форм благотворительности в области культуры и искусства;

— создание Всероссийского фонда стимулирования молодежной культурной инициативы ;

— демонополизация и создание условий наибольшего благоприятствования для развития международных культурных связей на любом уровне.

Первоочередной задачей в области образования Российская Христианско-Демократическая партия считает создание новой деидеологизированной децентрализованной системы начального и среднего образования с широкой сетью неправительственных общественных и частных учебных заведений различного уровня и специализации.

Некоммерческие общественные учебные заведения должны получать поддержку наравне с государственными. Часть общего гражданского налога должна направляться в местный бюджет непосредственно с целевым назначением на поддержку начальных и средних учебных заведений данного региона.

Важным элементом системы начального и среднего образования должно стать упразднение единообразия учебных пособий и поощрение создания различных вариантов учебников через целевые заказы, конкурсы и т.п.

Государственные учебные заведения должны перестать быть насильственно атеистическими. Изучение Закона Божьего должно стать общедоступным и существовать в учебной программе в виде факультативного курса. Предмет “История мировых религий” должен стать обязательной частью программы.

В области высшего образования необходимо упразднить существующий бюрократический диктат и предоставить ВУЗам необходимую самостоятельность для их нормального функционирования. Выборность руководства, развитие студенческого самоуправления и хозяйственная независимость, все это—необходимые элементы для повышения эффективности и уровня высшего образования в России. Важную роль в улучшении образования должно сыграть создание частной сети институтов переквалификации и повышения квалификации на разных уровнях.

МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Одно из декларируемых достижений социализма—так называемое “бесплатное медицинское обслуживание”—всегда было самым слабым местом нашего здравоохранения. Имея безусловные научные достижения в области медицины, эта система оказалась совершенно неспособной к главному—эффективно лечить людей.

Мы считаем, что в основу новой системы здравоохранения должен быть положен принцип альтернативного медицинского обеспечения. Наряду с государственными необходимо существование частных лечебных учреждений. Граждане должны иметь право выбора врача или больницы. Создание широкой системы медицинского страхования позволило бы компенсировать затраты на обслуживание в частных медицинских учреждениях.

Особое внимание должно быть уделено развитию медицинской промышленности, и в первую очередь производству медикаментов. Мы считаем, что частное в этой области должно всячески поощряться и поддерживаться государственными инвестициями и налоговыми льгот ми при жестком контроле качества производимой продукции.

Необходимо кроме того коренным образом изменить структуру, техническое оснащение службы “Скорой помощи” с целью обеспечения ее максимальной эффективности.

Безусловно важным фактором развития и укрепления российского здравоохранения должно явиться расширение международных контактов и привлечение в страну передовой медицинской технологии.

Основной заботой государства должна стать разработка общих подходов к различным проблемам. Например, предупреждения различных эпидемий и общая стратегия борьбы с такими особо опасными заболеваниями как рак, СПИД и другие.

Здоровье общества безусловно зависит от здорового образа жизни каждого, поэтому важным направлением здравоохранения должно стать развитие сети различных оздоровительных и реабилитационных учреждений (санаториев, профилакториев и т.п.), бассейнов, спортивных комплексов и т.д. и других институтов, способствовавших здоровому образу жизни. Здесь также главную роль должно сыграть частное предпринимательство и общественная инициатива.

ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Многие годы СССР называли в свободном мире “Империей зла” и на то были все основания.

Идеологическое, политическое и военное противостояние с Западом, результатом которого стала многолетняя разорительная для страны гонка вооружений, на протяжении десятилетий было главной проблемой для -всего мира. Поддержка диктаторских режимов, вторжение в Афганистан и т.п., все это никак не способствовало росту доверия в нашей стране.

Говоря о внешней политике Российской республики, мы прежде всего считаем необходимым:

— прекращение противостояния между Востоком и Западом и поэтапное взаимное сокращение всех видов наступательных вооружений, и прежде всего оружия массового уничтожения, включение России в мировую систему безопасности;

— с целью укрепления международного сотрудничества, взаимного доверия и стабильного мира стимулирование контактов людей и идей на всех уровнях. Движение России к созданию свободного, открытого общества;

— последовательное отстаивание во всех международных делах принципа невмешательства во внутренние дела других государств, безусловный отказ от политической, экономической и военной экспансии и насильственной идеологизации, сведение до минимума возможности применения военной силы в международных конфликтах;

— развитие добрососедских отношений с бывшими союзными республиками на принципах уважения суверенитета друг друга; взаимное движение к возможному созданию содружества славянских или иных государств;

— развитие всех видов коммуникации, включая спутниковую связь, международные компьютерные сети и т.п. Создание свободного информационного пространства;

— защита право человека в мире всеми доступными мирными средствами, исходя из правовых международных соглашений и прежде всего Всеобщей декларации прав человека, действенная защита прав граждан Российской республики, находящихся за ее пределами.

Источник: Копия оригинала. Принтер+ксерокс. Москва, 1991г., июнь.