Основные принципы политики партии на современном этапе. [Материалы к внутрипартийной дискуссии. 1991, июль].

Первое и главное, что на наш взгляд должны признать все российские демократы, это необходимость и неизбежность для судеб демократии в России сохранения в какой-то форме того, что сейчас называется СССР. Более того, развал Союза может стать смертным приговором Российской демократии Мятежники добились того, что новый Союз стало создать значительно труднее, но мы должны работать над этим. Десятки миллионов людей, проживающих за пределами своих национально-государственных формирований, состоящих в смешанных браках или смешанного происхождения, народы, не имеющие в Союзе своей государственности, уже находятся в той или иной фазе смятения. Развал Союза приведет эти массы людей в Движение, как уже произошло с армянами из Азербайджана, турками-месхетинцами, осетинами.

Беженцы всех национальностей хлынут именно в Россию, причем в ее центральные области (как большая часть армян из Баку), потому что им и некуда больше бежать за защитой и потому, что значительная часть из них, особенно городские жители, больше ощущают свою принадлежность к целому “советскому” (как бы бессмысленно и плохо оно нам не казалось), чем к записи в пятой графе своего паспорта. И отношение этих людей к демократии будет соответствующим, каким оно уже является у тех, кто успел стать беженцем. (Демократия во Франции после исхода из отделившегося Алжира миллионов французов устояла только благодаря вековой традиции и авторитету де Голля. Но и ей пришлось пережить и ОАС, и ее террор А в Пакистане после раздела Индии демократия не устояла. К кому мы ближе по уровню общественного сознания?)

Развал Союза может спровоцировать развал Федерации и первые трещины мы видим уже в Поволжье, на Северном Кавказе и в Туве. А предельно монополизированная экономика в результате такого развала может просто перестать функционировать.

Возможно, что Союз не сохраниться, но для нас вопрос заключается в том, что надо ли подталкивать его развал или постараться цивилизованным путем противостоять этому процессу.

Итак, Союз неизбежен. Вопрос состоит только в числе его участников и пределах его полномочий, и для нас ясно, что это должен быть минимум полномочий, гарантирующих сохранение единого централизованного управления в области денежной эмиссии, банковского дела, экономического пространства, армии, иностранной политики, аэрокосмической, ядерной и других наиболее сложных и монопольных по самому их характеру отраслей оборонной промышленности, энергетики и транспорта. Возможно первым шагом к новому Союзу может стать экономическое соглашение между всеми бывшими республиками.

Наличие независимого от республик центра в лице Президента Союза и другие союзных институтов позволяет более слабым участникам Союза апеллировать к центру. В лозунге Союза без центра, где естественным образом будем превалировать Россия, многие республики могут увидеть и уже видят своеобразный “демократический шовинизм” Российской демократии.

На наш взгляд и в Союзе, и в Федерации основные принципы отношений между субъектами и Союза и Федерации должны заключаться:

— в праве каждого субъекта на контроль за принятием решений центра и на участие в них;

— в максимальной децентрализации процесса принятия решений;

— в поддержке центрами Союза и Федерации более слабых перед лицом более сильных;

— в невмешательстве центра в решения субъектов Союза;

— в нерушимости внутрисоюзных и внутрифедеративных границ;

— в праве на самое обширное культурно-национальное самоуправление непокоренных (для данного национально- государственного образования) наций, как в данном регионе, так и на всей территории Союза и Федерации, и в праве на экстерриториальное культурное управление со стороны органов соответствующих национально-государственных образований или со стороны общесоюзных или федеративных органов, созданных самой диаспорой каждой из национальностей (в той мере, в какой они сами считают это необходимым). Ясно также, что в наших условиях последовательное проведение в жизнь лозунга самоопределения наций практически невозможно, т.к. в Союзе не существуют мононациональные государственные образования. В этих условиях самоопределение одних может означать угнетение других. И события в Закавказье—это урок и назидание тем, кто абсолютизирует лозунги и превращает жизнь в схему, даже если это демократическая схема.

Из всего изложенного мы делаем следующие выводы:

— о неизбежности Союза;

— о необходимости правового характера перехода к новым структурам Союза;

—о праве на самоопределение вплоть до отделения любых государственных образований Союза и Федерации па основе недвусмысленного волеизъявления подавляющего большинства многонационального народа данного образования;

— о первичности прав человека перед любыми другими правами и обстоятельствами. Из сказанного выше о Союзе следует, что демократические силы, признающие неизбежность этого Союза, должны оформится в общесоюзные политические структуры. Нельзя оставлять вакуум в политической жизни Союза, усугубившийся после развала КПСС. Демократический конгресс объединил фактически только противников Союза, что делает сомнительным возможность его превращения в парламентскую квазипартию Союза.

Ближайшей задачей нашей партии на политической арене Союза должно быть создание общественной, политической организации, которая сможет вести борьбу за мандаты в общесоюзном парламенте, и близкой нам по политическим позициям. Возможно им станет ДДР.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

В своей национальной политике наша партия должна, на наш взгляд, исходить из того, что национальный вопрос—это порождение многочисленных, зачастую трагических исторических обстоятельств, некомпетентности и некультурности все звеньев государственного управления в области национальной политики и особой “культуры” национальных конфликтов и противостояния (воспитанной десятилетиями некомпетентности), которая является неотъемлемой частью нашей общей политической культуры (точнее некультурности). С другой стороны, национальный вопрос—это совокупность мелочей, каждая из которых на взгляд постороннего ничего из себя не представляет, но может стать поводом для национального “помешательства”.

Компетентность и культурность в национальной политике—это как раз внимание к “мелочам”. Потому что из “мелочей” складывается отношение той или иной нации к стране, ощущение принадлежности или отчужденности.

Каковы эти “мелочи”? Это положение нации в официальной истории, в государственных учреждениях, армии, средствах информации, формальных И неформальных символах государства, и в закрепленном традициями, средствами информации и системой образования, внешнем облике типичного (плакатного) гражданина. Каждый из этих вопросов требует большой проработанной программы. При этом мы должны отдавать себе отчет в том, что уже возникшие национальные конфликты можно уладить только многолетней политикой “мелочей” и нюансов в сочетании с жестким административно-военным разделением противоборствующих сторон.

Нам предстоит многолетний “Ольстер” в разных частях нашей страны, причем “Ольстер” в условиях иной, нежели в Англии, и политической и общей, и, если хотите, военной культуры. И любая власть, в том числе и демократическая, окажется “виновной” перед обеими сторонами конфликта, как “виновато” английское правительство и перед протестантами, и перед католиками.

При этом армейские части, участвующие в разделении, не должны иметь “национального” лица, должны носить профессиональный характер, круг их прав и обязанностей должен быть четко и недвусмысленно определен, а все их действия публичны и подконтрольны Верховным Советам Союза и Республик.

Страна должна трезво смотреть в свое тяжелое будущее, а ее политики быть готовыми к “мелочной” и жесткой политике.

Важнейший вопрос—это распространение демократических идей в русскоязычной среде во всех республиках и многонациональных районах России, но его можно решить только в том случае, если национальные демократы поймут страхи и заботы своих русскоязычных соседей.

Никто не должен заблуждаться, что никакая республика, в том числе и Россия, не решит своих проблем, если не повернется лицом к заботам своих национальных меньшинств, в том числе русских.

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ.

Вопросы культуры непосредственно связаны, а зачастую и вытекают из проблем национальных, более того, многими воспринимаются через призму национально-культурного возрождения.

Мм считаем, что связи здесь значительно сложнее, а интересы Союза и Федерации требуют рассмотрения вопросов культурного возрождения каждого из народов в связи с проблемами общего культурного поля федерации и Союза и через взаимовлияние культур. Это, в частности, одно из условий решения национальных вопросов.

Постоянный поиск мотивов, культурно и исторически объединяющих народы, должен служить стержнем культурной политики центров Союза и Федерации.

Главное же в характеристике современного состоянии культуры—это ее значительная бюрократическая деформация и крайняя степень обнищания.

Наши требования в этой области заключаются в сочетании гарантированной государственной материальной поддержки важнейших направлений и объектов культуры, и общественного, гласного управления над выделяемыми средствами.

Центром культурной работы и показателем культуры общества являются библиотеки. В настоящее время в Союзе и Федерации назревает катастрофа основных библиотек страны в сочетании с распадом массовой библиотечной системы. Библиотеки—это синонимы культуры как института общества и мы должны спасти их. Партия и се фракции в Советах должны взять на себя инициативу в политическом обострении этого вопроса. Независимо от прочих обстоятельств средства на содержание библиотек должны быть достаточны для поддержания их. работы и обеспечения достойной жизни библиотекарей.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ.

Необходимость перехода от централизованной, бюрократической экономики к рыночным отношениям осознана почти всеми. Основной вопрос теперь заключается в том, как это сделать.

Именно вокруг этого вопроса сконцентрировалось теперь и политическая борьба и наиболее острая полемика. Основные предметы этой полемики: частная собственность, особенно на землю, способы и направления приватизации. Мы считаем, что существо вопроса лежит в другой плоскости. Самые прогрессивные и демократические законы в этой области не будут работать, если не будут созданы инфраструктуры рынка. Вся идея рыночного хозяйства будет скомпрометирована, т.к. без инфраструктуры рынок превращается в хаос и базар Создание этой инфраструктуры должно быть предметом планомерной деятельности государства на всех его уровнях, и в это и должна состоять его главная экономическая роль на современном этапе.

Теп перехода к рынку будет определяться в первую очередь не формами собственности, а следующими обстоятельствами:

—невиданными в экономической истории человечества структурными искажениями народного хозяйства, милитаризацией экономики и связанным с этим фактическим отсутствием в стране легкой и пищевой промышленности и машиностроения для этих отраслей, так же как и для других отраслей группы “Б”;

—высочайшим, также не имеющем аналогов, уровнем монополизации;

—полным отсутствием каких-либо инфраструктур характерных для рыночного хозяйства и кадров для них;

—отсутствием сельскохозяйственного производства как цельной отрасли народного хозяйства, в частности отсутствием его производственной инфраструктуры, не говоря уже о рыночной.

Пробуксовка земельной реформы—это результат не только саботажа партаппарата и нерешительности местных органов власти. “Декрет о земле” без соответствующей “мелочной” работы в центре и на местах способен только развалить хозяйство. Дайте председателю колхоза, директору совхоза, так же как и руководителю любого государственного предприятия, работать не как феодалу, а как капиталисту, и он им станет. Хотя нам ясно, что магистральный путь развития сельского хозяйства—это частное владение землей со всеми правами на нее, включая куплю и продажу, и фермерское хозяйство на этой основе.

Сочетайте это с широкой приватизацией и развитием частного предпринимательства, в условиях развитой рыночной инфраструктуры и целенаправленной государственной поддержки конверсии и структурных преобразований промышленности всего хозяйства, и через несколько лет вы получите цивилизованное рыночное общество.

Из этих обстоятельств мы делаем следующие выводы об основных направлениях экономической деятельности Советов и правительств, без которых любое законотворчество становится мистификацией:

—первое о чем мы говорили уже выше, это целенаправленное создание рыночных инфраструктур и в промышленности, и, что особенно важно, в сельском хозяйстве;

—демонополизация промышленности, вплоть до разделения отдельных предприятий, и это даже важнее приватизации, главное сейчас не в том, кому принадлежит то или иное предприятие, а как оно работает—в условиях рыночной конкуренции или нет;

—целенаправленные, планомерные государственные усилия по структурным преобразования народного хозяйства с обязательной опорой па уже возникающие рыночные структуры и на коммерческой, а не бюджетной основе, в том числе конверсия;

— постепенная приватизация в направлении от малых предприятий к крупным, причем без заданных форм приватизации.

Эти формы могут отличаться в зависимости от местных и отраслевых условий. Главное, что здесь следует обеспечить—публичность, чтобы избежать фактически уже начавшуюся бюрократическую и мафиозную приватизацию. Но также это не должка быть и единообразная передача предприятий в руки трудовых коллективов или закрытое в их среде акционирование. Подобная мера приведет лишь к стагнации народного хозяйства. А всеобщее уравнительное распределение “талонов” на приватизацию может вызвать только еще большую инфляцию и быстрое обесценивание “талонов”

На основе этих преобразований мы должны получить то, что мы называем “двухуровневой экономикой”, т.е. экономикой, где существует традиционный сектор, в нашем случае квазигосударственный, с присущим ему заниженным жизненным стандартом, но обеспечивающий достойное существование его работникам (в рамках сложившихся в стране представлений) и модернизированный, в первую очередь частный сектор, (в том числе не основе прямых иностранных капиталовложениях) с западным уровнем и качеством жизни.

Такой тип экономики может быть результатом только сознательного строительства и, частности, поддержания стабильного, но заниженного курса рубля, который будет еще долгое время свободно обмениваемым, но не конвертируемым.

Такой путь позволит избежать массовой безработицы, и, при всех социальных издержках, все-таки более надежен. Такой путь позволит избежать массовой безработицы, и, при всех социальных издержках, все-таки более надежен. Такой путь прошли и Япония и Корея, фактически по нему идет Индия. Его не избежать и нам.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.

Переходный период, период экономического хаоса сопровождается значительным ухудшением жизненного уровня большинства трудящихся.

Паша партия в рамках имеющихся у нее возможностей и влияния в Советах и административных органах будем добиваться максимально возможного смягчения социальных тягот и сохранения основных социальных гарантии в соответствии с принципами двухуровневой экономики.

Это означает, что в области цен и зарплаты мы выступаем, за их либерализацию при одновременной индексации минимальной зарплаты и фиксированных доходов.

Опыт перестройки уже показал, что либерализация цен и доходов возможна только в условиях развитого рынка и на коммерческих предприятиях, т.е. живущих от дохода, а не от госбюджета.

Цены и зарплата на госпредприятиях должны определяться теми, кто формирует бюджет, т.е. Советами.

И это должно служить дополнительным стимулом к приватизации предприятий.

Мы будем поддерживать профсоюзы и активно участвовать в их работе по защите прав трудящихся как от бюрократического произвола государственных чиновников, так и от угнетения предпринимателями.

Трудящимся необходимо создавать новые профсоюзы именно по профессиональному признаку, а там, где возможно, завоевывать старые, используя их средства и материальную базу.

Мы заявляем, что в основе нашей концепции профессионального движения лежит принцип социального партнерства и компромисса.

В области среднего образования мы будем поддерживать систему бесплатного государственного образования, поощряя различные формы методы обучения в государственных школах.

Самоуправление школ, попечение за ними со стороны общественности, а не министерских чиновников, должны раскрыть творческий потенциал учителей и учащихся и обеспечить им возможности действительно свободного и демократического обучения.

В области организации медицины мы выступаем за постепенное преобразование “бесплатной” медицины в страховую, основанную на государственном страховании, при сохранении бесплатной медицины для детей, подростков и молодежи, инвалидов, пенсионеров и безработных.

В области строительства жилья мы выступаем за массовое бесплатное муниципальное жилищное строительства и с поддержкой нового частного жилищного строительства на коммерческой основе.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ.

Исторически в Европе сложилось два типа рабочего движения, которые только сейчас начинают окончательно объединяться. Это революционное рабочее движение, ведущее свою историю от революции 1948г., и реформистское, наиболее ярким историческим примером которого служит чартизм, возникший в те же годы.

Одно—революционное—выбрало путь насильственного ниспровержения существующей власти и бескомпромиссного ей противостояния (хотя, надо признать, те власти были достойны такой участи).

Другое выбрало путь массовых выступлений в рамках законов, хотя и очень несовершенных, и постепенное совершенствование этих законов. Надо сказать, что реформизм добился в результате гораздо большего (хотя, конечно, на него работал революционный пример других стран).

Обращаясь к современному рабочему движению в нашей стране мы должны сразу задаться вопросом—по какому пути оно пойдет, какие лозунги выдвинет: революционного ниспровержения всех надоевших властных структур или конституционного давления и реформ, пусть даже в условиях, не располагающих к реформистскому терпению.

Мы однозначно стоим за второй путь.

Задача демократических сил, в первую очередь интеллигенции, с стоит в том, чтобы помочь рабочему и всему новому профессиональному движению в разработке реальных планов и программ экономических реформ их отраслей народного хозяйства, помочь рабочему обрести свое достойное место на рынке труда.

Так, переход шахт в юрисдикцию России, если в ближайшее время не появятся такие планы и не начнется их реализация, обратит шахтерский гнев против Российских структур, потому что для шахтеров этот переход сам по себе ничего ни изменит.

Шахтеры и рабочие других отраслей должны для себя сделать из прошедших забастовок вывод, что только компетентная экономическая поддержка, готовность к радикальным реформам и “чартистское” терпение в их осуществлении способны в конечном счете изменить социальное положение рабочих. Для демократов и рабочего движения главный урок прошедших забастовок должен состоять в том, что забастовка—это инструмент давления с целью осуществления ясной и признанной экономической программы, а не жест отчаяния, и тогда она имеет смысл и победит.

СОВЕТЫ.

Все сходятся в том, что система Советов требует самых решительных преобразований. По нашему мнению корень их недееспособности в настоящий момент:

—в их громоздкости;

—в беспартийном характере их формирования;

—в недостаточном разделении законотворческой и исполнительной власти на всех уровнях.

Реформа Советов должна заключаться в подробном законодательном разделении функций различных органов власти, уменьшении числа депутатов и отказа от депутатских съездов.

Главное в предстоящей реформе Советов, это реформа избирательной системы, которая должна обеспечить преимущественно партийный характер выдвижения кандидатов и сочетание мажоритарной и пропорциональной систем выборов.

Партийные фракции в Советах должны быть единственным местом четкой и обязательной партийной, или по крайней мере, фракционной дисциплины. Только это сделает работоспособными и фракции и сами Советы.

Исполнительная власть должна быть независима в рамках своих полномочий. Однако вся кадровая и бюджетная политика должна быть под жестким контролем Советов.

О ПАРТИИ.

Особенности современной ситуации в Российской Федерации и в Союзе, которые отражаются в настроениях все большего числа людей, не оставляют надежд ни одной из возникших в Российской Федерации политических партий и организаций на превращение в массовую организацию, во всяком случае в ближайшем будущем. И все претензии на это лопнут как мыльный пузырь.

Это не должно смущать нас. Трезво оценивая сложившуюся ситуацию, мы будем постепенно наращивать силы партии, имея в виду перспективу ближайших парламентских выборов и в России и в Союзе.

Для достижения стабильности партии, в первую очередь необходимо, чтобы региональные организации сосредоточились на:

—создании партийных групп на предприятиях и в организациях;

—издание бюллетеней с материалами партии и местных организаций и собственных органов печати (газет, журналов).

Многие региональные организации до настоящего времени не сумели обеспечить взаимные связи между партийными группами в своих регионах, часть общаются между собой через Москву. Но каждому члену партии должно быть ясно, что без нормального функционирования региональных организаций, именно как организаций, нс будет партии.

Необходимо в ближайшее время окончательно завершить фактическое и юридическое оформление областных, краевых, республиканских организаций.

Наряду с партийным строительством необходимо расширение сфер влияния партии в различных социальных группах и слоях общества, через внепартийные структуры.

Там, где уже имеются различные профессиональные, культурные, научные, молодежные, военные, национальные общества, клубы, союзы, нужно идти в них, помогать им в их конкретных делах, замыкать их на наши депутатские группы.

Но опыт показывает, что эти структуры еще не развиты и наша партия могла бы играть активную роль и их создании и тем самым расширять и области своего влияния.

Другое возможное направление работы, это то, что называется “малыми делами”: участие в местном самоуправлении, в акциях милосердия и взаимопомощи. В любой социальной среде мы должны быть своими в силу именно своей серьезности, готовности к конкретным делам. Республиканцев должны узнавать и на работе и в микрорайоне как деловых, в лучшем смысле этого слова, людей и только в этом случае мы может рассчитывать на рост партийных рядов, причем за счет действительно серьезных людей.

Важно уметь написать резолюцию и программу, организовать митинг и выступить на нем, но еще важнее для авторитета партии и демократии в целом наладить нормальную жизнь микрорайона, помочь слабым устоять в современном хаосе, научить рабочего и служащего жить в условиях рынка, помочь представителю любой нации обрести свое достоинство в кругу дружественных народов, поддержать деятелей науки и культуры в условиях возникающего квазирынка, создать условия для предпринимательства, и все это в своем микрорайоне, районе, городе.

Привлечь в свои ряды людей способных именно на такую практическую работу—важнейшая кадровая задача партии.

Одновременно с таким расчетливым наращиванием численности членов партии необходимо начать формировать слой профессиональных политиков как среди депутатов—членов нашей партии, так и среди ее активистов. Это должны быть те, кого партия будет готовить к тому, чтобы они были ее кандидатами на будущих выборах всех уровней от районного до российского и союзного, связавшие свою политическую жизнь с нашей партией, готовые к совместной работе и прошедшие за эти годы серьезную политическую школу.

Итак мы считаем, что важнейшими направлениями работы партии в ближайший период будут:

—окончательное формирование структур партии в регионах;

—наращивание партийных рядов за счет работы в беспартийных организациях;

—формирование слоя профессиональных политиков внутри партии.

Если искать западные прототипы для нашей партии, то, в первую очередь, это может быть Демократическая партия США, опирающаяся на либеральную интеллигенцию, на либеральных предпринимателей, на реформистское рабочее движение и на национальные землячества и не страдающая комплексом неполноценности от отсутствия зарубежных аналогов своей партии.

Важным аспектом такой прагматической политики является сочетание нацеленности на радикальные экономические и политические реформы с готовностью к компромиссам и союзу с широким спектром демократических сил, в том числе в среде номенклатуры, особенно среди специалистов и “капитанов” промышленности. Итак, нас объединяет в РСДРП не идеология, не приверженность “идеалам” и “ярлыкам”, а наш прагматизм при решении конкретных политических и экономических проблем, стоящих перед Россией и Союзом. И это первая отличительная черта нашей партии, как мы ее видим. Во-вторых, нашу партию отличает отказ от жестких внутрипартийных структур, от наследия так называемого демократического централизма. Автономия партийных организаций, их независимость в принятии политических решений, права меньшинства на любые формы организации, более того, автономия каждого члена партии в его оценках и действиях, вот отличительная черта нашей партии, потому что мы убеждены, что единство действий порождается из общих целей и взглядов, а не из партийной дисциплины.

И в этом смысле вопрос об “идеалах” и “ярлыках” теряет вообще смысл. Если кому-то в партии, одному или целой организации, близки социал-демократические, либеральные или любые другие идеи это дело его (или их). Для партии в целом важно чтобы при этом не разрушалось единство ее практической деятельности.

И еще один момент, о котором уже говорилось выше, это последовательная и принципиальная готовность партии к компромиссам. И эта готовность вытекает из самой сути нашего понимания демократии как института.

Ибо, если отвлечься от содержательных моментов, то демократия это:

—процедура, доведенная до полной разработанности и изощренности;

—господство права, даже в ущерб целесообразности “коммунистической” и “демократической”;

—компромиссный характер любой политики, вытекающий из понимания того, что политическая бескомпромиссность—это синоним тоталитарности (при этом надо подчеркнуть, что иногда путают этическую и политическую бескомпромиссность, но это действительно разные вещи).

Будущее для всех.

Идя на предстоящие выборы наша партия уверенно говорит: “В нашей стране можно обеспечить будущее для всех”.

А для этого:

Все должны быть уверены в уважении со стороны государства, стабильности законов и соблюдении всех прав и свобод личности.

Предприниматель и управляющий должны быть уверены в свободе приложения капитала и защите своих прибылей.

Рабочий должен быть уверен в свободе использования всей рабочей силы и в защите от произвола и угнетения.

Интеллигент должен быть уверен в интеллектуальной свободе и в защите и покровительстве культуры и науки.

Крестьянин должен быть свободен при выборе способа ведения хозяйства и защищен от насилия чиновников и грабежа перекупщиков.

И даже люмпен должен быть уверен, что благодаря своей воле и общественной поддержке он может найти социально значимое место приложения своих сил.

Всего этого можно достичь и мы, республиканцы, знаем как этого достичь и не боимся работы и ответственности.

Мы партия широкого социального союза, мы партия для всех.

Вместе мы победим!

[Москва, 1991, июль].

Источник: Материалы к внутрипартийной дискуссии. Копия оригинала. Принтер+ксерокс. Москва. 1991, июль. 30 стр., С. 20-29.