“Будущее за прагматизмом”. Хартия Республиканцев. [Москва, 1991, июль].

Главным политическим содержанием 70 лет Советской власти была непрерывная гражданская война

Можно сказать, что слова “Караул устал”, с которых началась история Советской власти, ее и завершают “Караул” высшей номенклатуры оказался уже неспособен вести гражданскую войну Наступил действительно пре дел усталости Наступил действительно предел усталости всех структур власти в стране и начался ее внутренний распад Реформы Горбачева лишь обнажили его

Мы не знаем, была ли перестройка задумана как попытка номенклатурной реформы или как радикальная революция сверху, но на шестом году перестройки всем стало ясно, что обновление системы невозможно Более того, ее идеи умерли в душах людей

Последней точкой в этом процессе, результатом стала необратимость перемен, первым шагом на пути действительно радикальных, системообразующих реформ стали выборы Президента Российской федерации И окончательно это было подтверждено во время путча 1“-21 августа, которым завершилась агония режима и начался его распад

Главное сейчас для российских демократов и всех демократов Союза не дать вовлечь себя в новую гражданскую войну, под какими бы лозунгами нас туда ни звали, защиты советской власти, реставрации, мести, национально-освободительного движения Прошлое должно остаться историкам

Новое будущее для всех возможно только, если мы все скажем, что гражданская война в этой стране закончилась раз и навсегда, и что с этого момента начинается будущее, где нет “красных” и “белых”, потому что их действительно давно нет, а есть граждане Российской Федерации и Союза с их новыми заботами и интересами в новом мире, взаимное признание которых и поиск компромиссов между различными социальными слоями и политическими силами должно быть основным содержанием любой современной политической деятельности

Вместе со всеми участниками современного политического процесса подвести черту под прошлым, договориться о парламентских и правовых способах решения всех проблем общества и решать их именно так, вот важнейшая задача нашей партии, так же как и всех демократов

Какие идеи мы выбираем

Демократия—это разнообразие В том числе и разнообразие идей В такой сложной стране как Россия демократия будет реализовываться через постоянное соперничество идей и каждая партия должна найти свое место

Вакуум политической жизни созданный семидесятилетним тоталитаризмом, заставил очень многих обратить взор в поискал идей и прообразов для российской политической жизни на Западе Другая часть российской общественности ищет идеи в русском прошлом одни в старом русском либерализме, другие в христианстве и национализме

На лицо воспроизведение старого российского дуализма- западников и почвенников, уже дошедшее во многом до крайности, которые 70 лет назад стали одной из основ гражданской войны.

В свою очередь “западники” в своей среде воспроизводят дуализм социал-демократов и либералов, являющийся основным для европейском политической истории последнего столетия

Все противоречия с одной стороны отражают, хотя и в очень деформированном виде, реальные противоречия нашей жизни С другой они, если их понимать буквально, не имеют под собой почвы, потому что реальная политика в такой стране как Россия может быть только прагматической, т е сочетающей в себе элементы различных ситуациях и в разных регионах А ее равнодействующая может в каждый момент времени не совпадать с любым из перечисленных идеологически “чистых” направлений

Социал-демократия в настоящий момент это не столько идеи социализма, пусть даже “демократического”, сколько история, ориентированная на определенные классы общества История защиты униженных и оскорбленных История великой борьбы, которая и через революционное потрясение и через радикальные реформы, привела Запад к его нынешнему состоянию—социально ориентированной экономике - экономике, ориентированной на потребителя в самом широком смысле этого слова Эта история породила великую легенду, создала своих святых

Советский Союз и Россия всего этого лишены Напротив, социал-демократическая легенда несет здесь отблеск 70 лет Советской власти, и ее “святые” выглядят наивными простачками, которых черт коммунистического соблазна обвел вокруг пальца

Обращение реформаторской партийной и хозяйственной номенклатуры к лозунгам социал-демократии это, во-первых, следствие их стремления сохранить лицо. Переход от коммунизма к социал-демократии кажется им естественным Хотя, конечно, сусловский коммунизм (как его последняя советская редакция) ничего общего с социал-демократией не имеет, в том числе исторически, корме отдельных общих слов, и нынешнее его перерастание в национал-коммунизм лишь подтверждает это

Во-вторых, это поиск идейной опоры для своих государственнических симпатий Военно-промышленному комплексу в словах “регулируемый рынок” чудятся Слова “государственно-организованный” Поэтому они “социал-демократы”. На наш взгляд возродить социал-демократию в России и Союзе в настоящий момент невозможно Любая попытка будет либо интеллигентской иллюзией, либо номенклатурным обманом.

Либерализм—это идея свободы как высшей человеческой ценности, возникшая как ответ на социальный и культурный запрос общества свободной конкуренции Как идеал общества, где равенства возможностей автоматически расставят всех в соответствии с их природными задатками

Реализация либерализма менялась от жесткой антисоциальности начала XIX века к социальной экономике и “государству всеобщего благоденствия” ныне.

И в этом новом обличий либерализма многое было ответом на социалистический и социал-демократический вызов XIX и XX веков. Либерализм—наиболее адекватная идеологическая реализация современной западной цивилизации. сша, страна классического либерализма, где большинство населения воспринимает его доктрины как трюизм и. пожалуй единственная страна в мире, где спектр всей политической жизни состоит из различных оттенков жизни. Однако большинство населения земного шара, не в состоянии реализовать принципы либерализма в своей жизненной практике из-за давления исторических традиций и экономической системы.

Так и в нашей стране.

В стране 70 лет задавленной тоталитарной диктатурой и по феодально-организованной экономикой мало кто понимает, что такое свобода, и тем более мало кто способен ей цивилизовано воспользоваться

В сознании многих демократов, к сожалению, происходит лишь замещение мифа “марксизма-ленинизма” на мифы социал-демократии, либерализма и другие. И это не вина, а беда людей, живущих в обществе, где эти понятия могут существовать только как миф, т.к. не имеют адекватного отражения в нашей жизни

А реалии нашей жизни состоят в:

—некомпетентности на всех уровнях и политической и профессиональной деятельности, которая постоянно себя воспроизводит из-за некомпетентного подбора новых кадров;

—антиправового характера сознания и поведения на всех, опять же, уровнях жизни, в последнее время принявшем вызывающие формы. Пресловутое купеческое “что хочу, то ворочу” стало стилем жизни значительного числа наших граждан;

—антибуржуазности общественного сознания;

—коррумпированности значительной части общества и мафиозном характере человеческих отношений (последние два пункта напрямую следуют один из другого).

Можно говорить можно спорить о происхождении этих явлений, но они факт, и проектируя свое будущее мы должны понимать, что “демократия дает возможности для преодоления этих темных сторон нашей жизни, но только в условиях целенаправленных, многолетних усилий, параллельных усилиям по созданию здоровой экономической жизни

Нас ждут десятилетия таких усилий.

Сочетание этих особенностей общественного сознания делают, как и в большинстве развивающихся стран, либерализм невозможным в нашей стране в настоящее время. И любая попытка его реализации будет опять же либо интеллигентской иллюзией, либо самообманом предпринимательской элиты

Коммунизм

Коммунизм как идея и система взглядов в нашей стране умер

Все, что делается и декларируется под флагом коммунизма, большевизма, марксизма-ленинизма все это не имеет ничего общего с их реальными историческими прототипами и либо обман и лицемерие, как у высших государственных сановников, либо надувание лягушки под шкурой мертвого льва, как у Нины Андреевой Но мятеж 19-21 августа не оставил возможностей даже для них.

Национальная идея

К сожалению, национальная идея, патриотизм в основном были в России знаменем черной реакции, позволившим обманывать достаточно широкие слои российского общества. Благородная национальная идея, как она сложилась, например, во Франции или США, как идея национальной демократии в России не состоялась При этом надо отметить, что национальное в этих странах понимается широко, без деления на национальные группы Каждый гражданин Франции—француз, независимо от происхождения.

Демократия в России и в Союзе еще предстоит создать здоровый демократический патриотизм Знамя национальной идеи должно быть перехвачено из рук “черной сотни” Нужно добиться, чтобы демократические идеалы стали частью национального самосознания и основой Российского и, может быть, Союзного патриотизма “Я— патриот” должно звучать как “я—демократ”, и это будет окончательное вступление России и союза в семью цивилизованных стран и народов

Идеи для РПРФ

Что же выбрать в этом море идей?

И надо ли выбирать?

На наш взгляд приверженность любой программе, будь то социал-демократическая, либеральная или национальная, рано или поздно станет препятствием, ограничивающим поиск новых нестандартных решений

Поэтому для РПРФ характерно отсутствие ярко выраженного идеологического фундамента, что позволяет объединить в ее ряды людей, имеющих различные убеждения.

Характер нашей политики, ее социальная, либеральная или национальная окраска, определяется характером, временем и местом решаемых партией задач, потому что нет единых рецептов для нашей политики в Москве и в Татарстане, в Томске и на Камчатке, нет таких единых рецептов для нашей политики сегодня и через год.

У нас только два ориентира—последовательный демократизм и интересы конкретных людей в конкретное время и в конкретном месте.

Итак, мы выбираем прагматизм.

[Москва, 1991, июль].

Источник: Материалы к внутрипартийной дискуссии. Копия оригинала. Принтер+ксерокс Москва, 1991, июль. 30 стр., С. 17-20.