Платформа самоопределения РПРФ [1991, июль].

Сегодня представляется очевидным, что теория и практика строительства социализма оказались несостоятельны В демократических странах люди живут счастливее нас: свободнее, богаче, честнее. Октябрьская революция оказалась ошибкой Республиканской партии России достойно стать партией людей, сознательно отказывающихся от так называемого социалистического выбора Открыто ставит перед собой задачу изменения политической и экономической системы с целью возвращения России в общество цивилизованных государств.

Мы видим возрожденную Россию суверенной демократической республикой, в которой:

- наивысшим приоритетом обладают права человека;

- признано неотделимое право всех населяющих ее народов на ту степень суверенитета, которую они сочтут необходимой,

- экономическое развитие страны происходит только в результате роста благосостояния ее граждан,

- деидеологизированы государственное управление, экономика, наука, культура, образование;

- обеспечены нормальные условия жизни престарелым, инвалидам и другим нетрудоспособным гражданам;

НАШЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Каждый человек оценивает происходящие в жизни события и строит планы на будущее исходя из своих вкусов и пристрастий. Так же и любая политическая партия при составлении своих программ и концепций развития общества опирается на некоторую систему ценностей и фундаментальных принципов.

Республиканская партия России может стать партией, которая наивысший приоритет отдает СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. Такое мировоззрение называется либерализмом.

Либерализм как политическое течение сформировался в конце XVIII—начале XIX вв. С середины XIX века партии либерального направления занимают ведущее положение в наиболее развитых странах мира. Реализация идей либерализма в политическом и экономическом устройстве привела страны Европы и Америки к их нынешнему процветанию. Именно либеральные реформы возродили после войны ФРГ и Японию и сейчас лежат в основе бурного развития Южной Кореи.

Важнейшая составная часть либерального мировоззрения—права человека—признана всем цивилизованным миром и зафиксирована во “Всеобщей декларации прав человека” и в “Парижской хартии”.

Основы либерального мировоззрения можно выразить в следующих принципах:

Индивидуальные свободы человека (экономические, политические, вероисповеданий и т.п.) даются ему от рождения. Никто не вправе их отнять или ограничивать, они являются основой конституционной системы, их защита и развитие является главной целью государственной власти. >

Главной гарантией индивидуальных свобод является "частная собственность. Ее ограничения неизбежно влекут за собой ограничения политических, экономических, религиозных и иных свобод.

Свободное и конкурентное предпринимательство, основанное на частной собственности, является лучшей созидательной силой, раскрывающей творческий потенциал человека. Духовное и материальное процветание страны возможно лишь тогда, когда вмешательство государства в социальную, экономическую и политическую жизнь граждан жестко ограничивается.

Для здоровых граждан в трудоспособном возрасте уровень жизни должен зависеть только от результата их труда. Основной и единственной гарантией со стороны государства должна являться свобода выбора сферы деятельности.

Принятие этих принципов не является механическим перенесением западных моделей в Россию, а служит основой приобщения нашей страны к той части накопленного человечеством опыта, без которого бессмысленно надеяться на возвращение России в цивилизованный мир.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Республиканская партия России родилась и становится партией мировоззрения, противостоящего коммунистическому.

Характер нашего мировоззрения проявляется не только в том, что мы считаем деятельность КПСС и ее предшественников глубоко безнравственной и представление о добре и зле.

Характер мировоззрения заключается в полной несовместимости либеральных идей и коммунистической идеологии. По всем важнейшим аспектам политического и экономического устройства общества наша позиция противоположна постулатам коммунистической идеологии, согласно которым гражданин всем обязан государству, личность подчиняется коллективу, частная собственность и предпринимательская инициатива упразднены, рыночные отношения подавлены планом, произведенные материальные и духовные ценности принадлежат государству. Результат всем известен—нищета, духовная деградация, кровь.

Мы утверждаем, что свободный человек сам несет ответственность за свою судьбу и ничем не обязан государству, а у государства не должно быть никаких других задач, кроме одной—защиты свободы каждого гражданина Не может быть каких-либо коллективных интересов, противоречащих свободе личности. Мы убеждены, что только свобода частной собственности и свободное предпринимательство ведут к экономическому процветанию. Поэтому антикоммунизм—это не только отрицание идеологии насилия и нетерпимости, но и созидательная концепция построения и развития политического и экономического устройства страны на иных, отличных от коммунистических, принципах.

Отдавая высший приоритет праву каждого человека иметь свои убеждения, мы никогда не переносим свое неприятие коммунистической идеологии на конкретных людей

ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА

Непререкаемым принципом нашего мировоззрения является постулат о свободе человека. Свободный человек сам решает для чего он живет на Земле, сам выбирает свои цели и сам ищет как их

достигнуть. По человек живет в окружении других людей поэтому с неизбежностью возникает вопросы, каково

политическое устройство общества свободных людей?

ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО

Свободный человек сам несет ответственность за свою судьбу. Поэтому в свободном обществе свободных людей государство не должно стремиться решать какие-либо проблемы своих граждан, кроме одной—защищать свободу своих граждан, руководствуясь принципом. Свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого. Обо всем остальном—еде, одежде, жилье, работе свободный человек заботится самостоятельно.

Для свободного человека государство есть совокупность граждан, а не нечто стоящее над ними Свободный человек гордится общим наследием и верен общим традициям, но не признает никакой общей цели, не являющейся добровольной совокупностью целей отдельных граждан. Только для достижения таких целей, которые, не ограничивая свобод каждого гражданина, признаны подавляющим большинством граждан, государству вручаются дополнительные полномочия.

Вместе с обязанностями по защите свободы эти полномочия образуют сферу компетенции государственной власти В отношениях гражданина и государства должен соблюдаться основной общеправовой принцип: для гражданина разрешено все, что не запрещено законом; для государства запрещено все, что специально не предусмотрено законодательством.

Здравый смысл диктует, что на государство целесообразно возложить ответственность за:

— защиту территории страны и интересов ее граждан от посягательств извне;

— экологическую безопасность страны;

— защиту жизни, чести, достоинства, прав собственности духовных прав граждан;

— соблюдение законов, договорных обязательств;

— функционирование кредитно-денежной системы;

— защиту экономической свободы, достигаемую поощрением свободной конкуренции и предотвращением монополизации рынка;

— социальную защиту нетрудоспособных граждан.

Этот перечень, конечно, не исчерпывает всех функций современного государства (например, в нем нет государственных программ научных исследований и т.д.). Но уже из него видно, насколько велика опасность того, что государственная власть поглотит свободу гражданина. Носителями государственной власти являются всегда конкретные люди. Даже если поначалу властью будут обладать люди доброй воли, и пусть даже власть их не развратит: власть повлечет и вырастит людей другой породы

Поэтому необходимы механизмы, защищающие свободу гражданина от государственной власти. Таких механизмов два: принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также децентрализация, рассредоточение власти. Однако эти механизмы не будут работать, если отсутствует надлежащее политическое и экономическое устройство государства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политическая и экономическая система должна основываться на:

— многопартийной системе;

— свободных выборов органов власти;

— свободе слова;

— частной собственности;

— свободном предпринимательстве и конкуренции;

— рыночных отношениях;

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Страна доведена до разрухи. Обескровленный острыми внутренними конфликтами и национальной рознью, СССР распался и становится неуправляемым. За хищническое господство партийно-хозяйственной бюрократии, десятилетиями безнаказанно экспериментировавшей над обществом, оно расплачивается очередями и талонами, дороговизной и спекуляцией, страшной чередой катастроф и экологических бедствий, вспышками социальной агрессии и преступности, физическим вырождением, моральной деградацией, духовным и культурным опустошением.

КПСС взлелеяла гигантского 'спрута— административно- командную систему. Она душит предприимчивость ярких и энергичных личностей, стрижет под одну гребенку таланты, наказывает работников за инициативу и добросовестность, лишает граждан свободы. Общество задыхается в тисках зависимости от чиновников всех мастей, страдает от эксплуатации, полуфеодальной колхозно-совхозной системы, разбухшего сверх всякой меры военно-промышленного комплекса.

Пять лет назад предчувствие надвигающегося краха вынудило М.Горбачева и его ближайшее окружение круто изменить политический курс, начать “революцию сверху”. Однако, пытаясь оздоровить экономику страны. Политбюро, правительство и их советники снова допустили грубейшие просчеты. Даже тот ненастоящий рынок, который существовал до перестройки, распался. При пустых прилавках, за “деревянные” рубли никто не хочет больше трудится добросовестно в полную силу. Руководство не способное предложить убедительный план выхода из кризиса “утрачивает последние остатки авторитета”.

Его не спасают заклинания и верности выбору, сделанному в октябре 1917 года, и о коммунистической перспективе. Слишком много было невыполненных обещаний и проваленных программ. Претензии партии, цепляющейся за обветшалые догмы и утопии, на роль, “авангарда”—тяжкие вериги, которые сковывают общество и затрудняют разумные практические действия. Пять лет перестройки доказали, что большинство политических и хозяйственных деятелей, сформировавшихся в условиях партийной монополии и административно-командного управления, не воспринимает новые реальности, не хочет или не может перейти к рыночной экономике и демократическому правовому государству.

Кризис поразил государственное устройство СССР, вызвал взрыв центробежных тенденций. После провозглашения суверенитета республик многие Верховные Советы действуют радикальнее и демократичнее Центра. Фактическая сфера компетенции Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Кабинета Министров СССР резко сузилась. Реальное распределение власти больше не соответствуют ни союзной, ни республиканским конституциям, и это нельзя больше игнорировать.

Сейчас, когда кризис системы обострился настолько, что перед обществом встала угроза гражданской войны, мы полны решимости сделать все от нас зависящее, чтобы не допустить насилия. Для преодоления кризиса нужно сосредоточить усилия на решении следующих проблем.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Первую и главную предпосылку выхода из кризиса мы видим в коренном изменении государственного устройства.

Основой для такого изменения становится возникновение новых политических реалий—республик, провозгласивший свой суверенитет. Главным тормозом этого процесса является наличие отживших политических, экономических, административно- государственных, военных и других союзных структур. Их безболезненный демонтаж, утверждение государственности республик и переход к содружеству суверенных государств является главной проблемой переходного периода.

Не надо стремиться предугадать форму будущего содружества. Одни могут высказаться за полный суверенитет с собственными дипломатическими и внешнеторговыми представительствами, национальными армиями и т.д. Отношения между такими государствами будут носить характер координации и подчинения фундаментальному принципу международного права—невмешательству во внутренние дела друг друга. Другие члены Союза могут предпочесть более тесную форму содружества—Союзный договор, покоящийся на субординационном праве, которое предполагает делегирование части прав центру и четкое разграничение между ним и субъектами Союзного договора.

Необходимо незамедлительно начать прямые переговоры между Республиками и с Центром прежде всего по следующим вопросам:

— экономические и финансовые отношения;

— внешний долг;

— вооруженные силы, военно-промышленный комплекс, КГБ;

— топливно-энергетический комплекс, включая объекты атомной энергетики и промышленности;

— транспорт и связь;

— правопреемство Республик в отношении международных договоров и имущества СССР;

— совместные экологические программы;

Предстоит решить также следующие проблемы:

— установить консенсус между будущими государствами по поводу принципов нового национально-территориального размещения;

— гарантировать права национальных меньшинств;

— разработать механизм создания новых национальных образований и восстановление прежних;

— решить проблему беженцев.

Переход на рыночные отношения должен будет остановить центробежные процессы внутри Российской федерации.

ЭКОНОМИКА

Вторую важнейшую предпосылку выхода из кризиса мы видим в переводе на рыночную основу экономики

суверенных государств и формировании на территории СССР общего рынка.

Мы выступаем за срочные оздоровление финансовой системы, прежде всего через демилитаризацию экономики. Проблема приватизации должна быть решена путем поиска оптимального соотношения между выкупаемой и распределяемой долей государственного имущества.

Мы выступаем за незамедлительную передачу, земли (сельскохозяйственных угодий) в частную собственность всем желающим ее обрабатывать.

Третью предпосылку мы видим в демилитаризации страны, перепрофилировании военно-промышленного комплекса на мирные цели и активном включении народов СССР в мировое сообщество.

Сейчас ВПК—становой хребет советской экономики, управляемый жесткими командными методами. Об этот оплот административной системы неизбежно будут разбиваться все попытки оздоровить экономику. ВПК поглощает столько средств и ресурсов, что даже при условии успешного проведения приватизации и запуска механизма рыночной экономики, он не позволит ей нормально развиваться.

ПОЛИТИКА

Четвертую предпосылку выхода из кризиса мы видим в проведении политической реформы. Ежечасно доказывающая свою неэффективность власть Советов в ее нынешнем виде должна быть заменена демократической системой с прямыми выборами кандидатов от партий—как депутатов, так и руководителей исполнительной власти. В нынешний переходный период срок полномочий действующих органов власти слишком велик. Мы выступаем за проведение досрочных выборов на всех уровнях и в первую очередь—после прямых выборов Президента России первых лиц исполнительной власти (мэров, губернаторов) на местах. Мы выступаем за скорейшее принятие новой Конституции России, муниципализацию власти.

ПРОГРАММА РЕФОРМ

Если республиканская партия Россия когда-нибудь придет к власти путем свободных выборов, то есть получит возможность участвовать в формировании правительства, то она будет проводить последовательные реформы во всех сферах человеческой жизни, направленные на изменение политической и экономической системы. Как бы ни были сложны наши проблемы, решать их можно только на пути свободы.

По стандартам развитых стран большинство советских граждан живет в нищете. Уйти от бедности каждый может своим трудом. Мы не будем обещать “накормить народ”, но сделаем .все возможное, чтобы не мешать людям не только накормить себя и свои семьи, но жить богато и счастливо. Мы предоставим возможность добиться успеха всем, кто способен это сделать и поможем добиться успеха, кто нуждается в такой помощи.

Основное содержание политики может стать аналогичным политике, которую проводили правительство М.Тетчер и администрация Р.Рейгана—создать условия для быстрого экономического роста, отчего в итоге в выигрыше окажется каждый гражданин.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И ПРОЦВЕТАНИЕ

Основные компоненты экономической реформы: земельная реформа, либерализация цен и финансовая реформа, приватизация, налоговая реформа.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

Наиболее позорным следствием коммунистического правления является неспособность ведущей в прошлом аграрной державы прокормить собственное население. Восстановление частного, конкурентного землевладения и свободные цены на сельскохозяйственную продукцию преобразят Россию. В этой связи мы поддерживаем чрезвычайно важные меры по предоставлению земли всем желающим ее обрабатывать, предпринятые российским правительством.

Мы считаем, что для становления фермерских хозяйств государство может оказывать целенаправленную поддержку как льготным кредитом, так и страхованием на случай неурожая.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА

История снова доказывает, что контроль над ценами и заработной платой (ценой труда) не в состоянии остановить инфляцию. Такой контроль ведет к дефициту, очередям, несправедливости и в результате—к коррупции, развитию черного рынка и более высоким ценам на нем. Либерализация цен будет одним из первых мероприятий.

Будут сняты ограничения на валютные операции. Свободно конвертируемый рубль—главное условие быстрого вхождения российской экономики в мировую экономическую систему.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Конкретный механизм приватизация, как и темпы либерализации цен во многом будет определяться ситуацией, но в любом случае приватизация будет проходить быстро, и в результате ее значительная часть приватизируемой государственной собственности перейдет в руки людей пенсионного и предпенсионного возраста.

Одной из главных задач правительства будет защита собственности и сбережений граждан. Правительство не будет вмешиваться в решения граждан куда и как инвестировать свои сбережения. Роль российского правительства будет ограничена. Мы убеждены, что местные власти ближе к людям и способны принимать более правильные и эффективные решения.

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА

Содержание налоговой реформы будет отменена принудительного ежемесячного изъятия части доходов в пользу государства. Ежегодная правильная уплата налогов будет основой обязанностью гражданина перед государством, за выполнение которой он будет нести ответственность перед законом.

Будет введен налог на собственность, который заменит существенную часть налога на прибыль.

Курс на постоянное снижение налогов будет основным. Прогрессивные налоговые ставки будут индексированы, чтобы избежать скрытого повышения налогов за счет инфляции.

Церкви, религиозные и благотворительные организации будут освобождены от уплаты налогов.

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ

Приватизация государственной собственности и либерализация цен в корне изменит структуру расходной части бюджета, который расходуется сегодня в основном на дотации и содержании армии и военно-промышленного комплекса. Дотации будут отменены, расходы на армию и вооружения подвергнуться значительному сокращению—произойдет демилитаризация экономики.

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Одной из немаловажных правительственных программ станет программа поддержки предпринимательства и малого бизнеса. Это особенно важно в то время, когда экономика будет переживать глубокие структурные изменения, и многие люди будут искать место приложения .своих возможностей. Эта программа будет включать налоговую, кредитную и правовую поддержку малого и семейного бизнеса.

Для оживления экономически отсталых регионов мы создадим зоны свободного предпринимательства с упрощенным регулированием и более низким налогообложением для малого бизнеса. Будет упразднена прописка.

Серьезную поддержку правительства получит индустрия туризма.

НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Исследования в области науки и технологии получат один из высших приоритетов в наших правительственных программах. Особый акцент будет сделан на стимулировании международного сотрудничества в этой сфере.

ЭНЕРГЕТИКА

В течении долгих лет Россия является сырьевым придатком развитых стран. Государство бездарно растранжирило колоссальные запасы энергоресурсов. Либерализация цен на энергию и энергоносители, приватизация энергетики и добывающих отраслей, создание конкуренции—вот ключ к решению этих проблем. Указанные меры позволят в корне улучшить жизнь шахтеров и нефтяников, доведенных до массовых забастовок политикой коммунистов. Свободные цены на энергоресурсы будут стимулировать энергосбережение и пользование альтернативных источников энергии: солнечной, ветряной, геотермальной и пр. Мы не отказываемся от использования ядерной энергетики, но предпримем как во всем мире специальные меры по обеспечению безопасности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Мы выступаем за свободную, открытую международную торговлю. Россияне ощутят выгоды от свободного обмена со всем миром товарами и услугами.

Для возрождения России, привлечения иностранного капитала, создания предпосылок для экономического бума будет реализовано главное правило: условия для предпринимательства и вывоза капитала в России должно быть выгоднее, чем а других странах.

ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ—ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ПРОБЛЕМА ЖИЛЬЯ

Советская власть поселила людей в безликие коробки многоэтажных домов. “Бесплатность жилья” привела к трагедиям коммуналок, разрушенным семьям, отнимающим у людей нервы и здоровье.

Вернуть людям неотъемлемое право построить для своей семьи свой дом на своей земле—может быть, главное политическое решение.

Создание рынка жилья со свободными ценами на нем, устранение всех административных ограничений на строительство, продажу, покупку, сдачу в наем жилья, сокращение государственных расходов на жилищные программы, предоставление вместо этого льготных долгосрочных кредитов на покупку или строительство жилья—вот те меры, в результате осуществления которых мы избавимся от той крепостной зависимости от государства, в которой находится сейчас почти каждая семья.

Принципиальное стремление к рынку жилья не помешает нашему правительству позаботится о бедных и престарелых и помочь многодетным семьям.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Львиная доля госбюджета расходуется сейчас на дотации для поддержания низких розничных цен. Низкими розничными ценами пользуются преимущественно не те, кто производит, а те, кто распределяет—работники партийно-государственного аппарата, гипертрофированного во-многом по этой причине.

Либерализация цен и отмена дотаций позволяет высвободить средства для помощи не чиновникам, а тем, кто действительно в ней нуждается—людям по разным причинам неспособным на равных участвовать в конкурентном производстве материальных благ. Все программы такой помощи будут адресными, и распоряжаться этими средствами будут не столичные чиновники, а те, кто находится ближе к людям—местные власти.

Эта помощь всегда будет ограниченной и не будет питать иждивенчество. Интересы налогоплательщиков и бедных людей должны быть уравновешены В конечном итоге, только экономический подъем способен избавить от бедности общество в целом.

Мы верим в людское милосердие и возлагаем большие надежды на то, что люди сумеют позаботиться о своем ближнем, не привлекая к этому громоздкий государственный аппарат. Поэтому наше правительство будет всячески поддерживать и стимулировать частную благотворительность.

ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ

Показатели, обобщающую оценку качества жизни при коммунистическом режиме: крайне низкая продолжительность жизни, чудовищно высокая детская смертность и врожденные уродства, опасное распространение алкоголя и наркотиков заставляют всерьез задуматься о вырождении наций Советского Союза.

“Бесплатно” предоставляемое государством медицинское обслуживание означает попросту дискриминацию большинства населения. Между “кремлевской” и обычной городской больницей—бездна. Отсутствие лекарств, медицинских инструментов и приборов сегодняшняя повседневность.

Мы предполагаем ввести частное медицинское страхование, открыть простор инициативе, свободной конкуренции, поиску новых, гибких форм медицинское обслуживания. Люди способны позаботиться о своем здоровье без помощи государства. Мы подчеркиваем главный принцип персональной ответственности каждого за свое здоровье

Наше правительство ограничивается такими функциями, как контроль за качеством лекарственных препаратов и медицинского образования, финансирование научных исследований в области медицины и биологии и некоторых других. Главное направление политики правительства Республиканской партии России в этом направлении: устранять не болезнь, а причины ее вызвавшие. Экономический подъем, повышение уровня жизни позволят избавиться и от повального пьянства, ведущего к травматизму и преждевременной гибели, и от тотальных очередей, влекущих нервные расстройства и болезни на этом фоне, и от плохого питания, прямо сказывающегося на состоянии здоровья каждого, и от многих других язв “советского образа жизни”.

[Москва, 1991, июль].

Источник: Материалы к внутрипартийной дискуссии. Копия оригинала. Принтер+ксерокс. Москва, M1, июль, 30 стр., С. 8-16.