Либеральный манифест
[РПРФ. Москва, 1991, июль].
Российская социал-демократическая партия (РСДРП), преобразованная в 1953 году в КПСС, за всю историю своего пребывания у власти не дала народам России ни гражданских прав, ни демократических свобод. Многочисленные человеческие жертвы, принесенные во имя упрочения и насаждения социалистических ценностей и социалистической идеологии, затраченные сырьевые, интеллектуальные и духовные ресурсы народов, вошедших в единый Союз, не принесли людям ни материального, ни социального благосостояния.
Социализм и коммунизм и как духовная основа, и как политическая программа практических преобразований повсеместно демонстрировали свою моральную и экономическую несостоятельность.
Жизнь доказала как “порочность новой коммунистической морали” с ее идеями “нового человека новой социалистической формации”, так и ошибочность самой программы построения нового общества, основанного на коллективистских коммунитарных принципах и началах. Во всех частях земного шара, где начинала осуществляться записанная в Манифесте коммунистическая партии марксистская программа строительства социализма, очень быстро начинали рушиться сами основы человеческой жизни.
Идеология социализма оказалась огромной разрушающей силой, расколовшей мир на две части, две враждующие системы, на два противоборствующих лагеря, и открывшей безграничный простор для военных конфликтов, братоубийственных гражданских и холодных войн.
На протяжении всего XX столетия на нашей земле шла планетарного масштаба война двух идеологий, двух систем и двух путей. Война, жертвы которой не сопоставимы ни с какими укладывающимися в голове реалиями. Национал-социализм, сталинизм, фашизм, тоталитаризм, марксизм-ленинизм—все это тесно сплотилось и переплелось под единым знаменем и
символом, имя которому—социализм. Тот самый “светлый” социализм, во имя которого велись войны, строились концентрационные лагеря и ГУЛАГи, лилась кровь и осуществлялись массовые насилие и террор. Жестокое преследование инакомыслия, физическое уничтожение “врагов социализма”, расстрелы и репрессии—это еще не зарубцевавшееся наше прошлое, которое кровоточит и взывает привлечь “строителей” к ответу.Вторая мировая война, самая трагичная и кровавая в истории человечества, преподала Западному миру большой исторический урок. Нюрнбергский процесс, осудивший фашизм, национал-социализм и тоталитаризм оказался качественной прививкой против новых тоталитаристов. Запрет фашистам и коммунистам преподавать в школах и университетах стал гарантом того, что на государственном уровне никто и негде не будет больше пропагандировать экстремистские, разрушительные идеологии и системы. Западный мир прочно усвоил уроки тоталитаризма, близко не подпуская- новых тоталитаристов к власти.
И только Россия оказалась вне этого исторического поражения, почти на полстолетия продлив жизнь диктаторскому режиму. Язвы, рецидивы и метастазы национал-социализма и большевизма, облаченные знаменем коммунизма, социализма и марксизма-ленинизма все еще угрожают нашей жизни. Призрак сталинизма, агонию которого мы все сегодня наблюдаем, все еще бродит по Европе.
Пришло время посмотреть правде в глаза. Все многочисленные попытки организовать экономическую жизнь на принципах планового централизма, побороть, в людях дух частного предпринимательства и разрушить протестантскую этику, оказались тщетными. Как только ослабевали репрессии и убирались штыки, люди пытались выбраться из нищеты и социальной неустроенности собственными руками и силами, всякий раз посрамляя коммунистическую мораль и этику классовой справедливости.
Практически все “перестройки” в странах социалистического лагеря были направлены на преодоление социалистической идеологии, морали и образа жизни, социалистического способа организации производства и эксплуатации человека могучей государственной машиной. Подавляемые штыками и танками, граждане стран Восточной Европы так и не смогли смириться с уготованной им участью быть “живым материалом”, “винтиками” и “элементами” в великом социалистическом эксперименте XX столетия. Но все их попытки освободиться от искусственно насажденной у них социалистической диктатуры до сих пор насильственно подавлялись. Сегодня эти страны как никогда близко подошли к своему освобождению. Они стоят перед своим новым выбором и выбор этот они делают в пользу рыночной экономики и буржуазной демократии.
Западноевропейская социал-демократия, пройдя длинный и трудный путь переоценки ценностей, вычеркнула свой марксистский корень, отреклась от пролетарской диктатуры и встала на путь мирного компромисса. Компромисса не с коммунистическими партиями и не с диктаторскими режимами и идеологиями, а с либеральными движениями и партиями, составляющими основу политического правления в странах Западной Европы и США.
Коммунистические же партии в этих странах превратились в малочисленные секты, не имеющие массовой поддержки и не играющие сколь-нибудь значимой роли в политической жизни общества.
Западный мир сделал свой окончательный выбор. И выбор этот не в пользу социализма и коммунизма.
Сегодня перед таким выбором стоим МЫ. Останемся ли МЫ еще на ряд лет вооруженной до зубов “Верхней Вольтой”, культивирующей свои феодально-рабовладельческие и крепостнические “завоевания” и бряцающей перед миром атомным оружием или, расставшись во своим социалистическим прошлым, встанем на путь социального самоустройства. На тот путь, который впишет нас в единый мирохозяйственный процесс.
Общественная мысль XX столетия выработала концепции трех путей. Путь к либерализму, который многие именовали словом “капитализм”. Путь к тоталитаризму, получивший имя “социализм”. И смешанный “третий путь”—реформистский, социал-демократический путь к тоталитаризму (социализму), объединивший свободу, справедливость и солидарность в качестве своей идеологической платформы.
Начало первого идет от Адама Смита с его идеей фритредерства и гражданских прав и свобод. Начало второму положено Манифестом Коммунистической партии Маркса-Энгельса—в их программе построения социализма, основанной на ликвидации и подавлении всех либеральных гражданских прав и свобод и ликвидации рыночных отношений и отношений частной собственности на средства производства. Третий путь берет начало в реформизме Бернштейна, сделавшего заявку на возможность построения социализма мирным, эволюционным, социал-демократическим путем.
История расставила свои оценки. Те, кто выбрал своим знаменем марксизм и встал на путь разрушения и подавления основ либеральной рыночной цивилизации, основанной на принципах свободного рыночного хозяйства, частной собственности на средства производства и правовом государстве, стоящем на страже индивидуальных свобод и прав граждан, оказались в глухом проигрыше. Ни одна из стран социалистического лагеря не вышла в разряд экономически развитых и передовых. Не достиг соцлагерь и нравственных, духовных и социальных высот.
Страны с сильной социал-демократической ориентацией, вставшие на путь огосударствления и национализации собственности, перераспределения доходов и борьбы с частным капиталом, очень скоро начали отставать от своих либерально ориентированных конкурентов. В 70-е годы “социал-демократического правления” Западная Европа заметно сдала свои былые экономические позиции.
Но в этой части мира всегда находились сильные “правые” силы—либералы в Западной Европе и консерваторы (те же либералы) в США, которые быстро и эффективно перехватывали власть и исправляли социал-демократические ошибки.
И только страны, изначально свободные от социалистической идеологии, вооруженные Либеральным манифестом, Декларацией независимости и Биллем о гражданских правах одержали безусловную победу в борьбе с нищетой, голодом, социальной незащищенностью и бесправием своих граждан. Убедительность примера стран, своими руками, своей волей и своей силой защитившей либеральные права и свободы и сумевшие явить миру феномен экономического либерализма, гражданских прав и свобод, которые только и избавляют народ от рабства.
У нас нет больше ни второго, ни третьего пути. Путь к социализму, эволюционный или революционный, это путь насилия, подавления, путь коллективизма и тоталитаризма. Полвека тому назад об этом поведал великий идеолог либерализма Фридрих фон Хайек. И спустя полвека, окинув взглядом историю земного шара, можно вслед за ним повторить:
путь к социализму, демократическому или диктаторскому, эволюционному или революционному, с человеческим лицом или тоталитарным оскалом ведет не к экономическому благосостоянию и не к социальному и духовному возрождению. Это путь нового тоталитаризма, нового подавления, насилия и рабства.
Объявленная Михаилом Горбачевым “перестройка” должна была открыть умирающему социализму, с его разложившейся моралью и идеологией, разграбленными недрами и разрушенной экономикой второе социалистическое дыхание. И на этом историческом витке нашего развития коммунисты ввели народ в заблуждение. Поманив будущими демократическими свободами, которые, произрастут из “демократизации”, будущей свободой слова, которая вырастет из “гласности” будущим благополучием, которое построят строители “социалистического рынка”, они втянули народ в разрушительный “перестроечный хаос”, навязав свой “капитальный ремонт” без
выселения. И они начали осуществлять свой “ремонт”—вторую индустриализацию, отключая водоснабжение, тепло и электричество, разрушая потребительский рынок, обесценивая сбережения и мобилизуя все возможные ресурсы для нового тура вооружения, так необходимого им для того, чтобы дольше нести в мир свою социалистическую идеологию и на штыках и атомных бомбах держать народы, не желающие больше участвовать в этом разрушающем мир и жизнь строительстве, в страхе и повиновении.Мы—либералы—должны сказать свое твердое “НЕТ” второму социалистическому дыханию. Ибо “второе дыхание” будет горячее, страшнее и разрушительнее первого. Вторая индустриализация, которой нам уже открыто грозит нынешний премьер Павлов, низведет народ до нищенского состояния. Уже сейчас мы—жители самой богатой природно-климатической части земного шара—стоим с протянутой рукой перед западным миром и клянчим себе кредиты, режимы благоприятствования и материальную помощь. Мы—нищие— принимаем благотворительные посылки из поверженной .руками наших воинов Германии и ждем в своей немощи, пассивности и бездуховности “великих перемен”, которые придут к нам вместе с новы социалистическим дыханием. Ждем тщетно, ибо никакие “перестройки”, с их ущербной и убогой, дарованной милостивой рукой Генсека КПСС “гласностью” и “демократизацией”, не сделают нас сытыми, богатыми и свободными.
История XX столетия свидетельствует: социализм и свобода не могут жить под одной крышей. Там где живет социализм, где сильна его идеология, где ему молятся и поклонятся тысячи и десятки тысяч людей, нет места свободе. Ибо свобода—это всегда и везде, во всех теориях и самозначимость. Человек должен быть свободным—это закон жизни. Там же, где действует закон веры в светлое завтра, во имя которого надо приносить в штыки и запреты, насилие и подавление. Там поселяется государственный тоталитаризм, коварно балансирующий между “демократизациями” и “радикализациями” и холодно и расчетливо приносящий в жертву все проявления свободолюбия, свободомыслия и свобододействия.
Либерализм—это враг тоталитаризма и социализма. Там где господствует социализм, места свободному либеральному духу нет. Ибо социализм—это идеология коллективизма, государственного тоталитаризма, грубого насилия и подавления гражданских свобод. Тех свобод, завоевание которых было знаменем прокатившихся в прошлом столетии буржуазных революций, свобод, которые западный мир сумел завоевать, сохранить и уберечь от грубого поползновения со стороны всех форм и типов коллективизма.
СВОБОДА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ ТРУДА И КАПИТАЛА, СВОБОДА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, наложенные на СВОБОДУ СЛОВА И ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ даруют людям экономическое и социальное благосостояние.
Ни идеологи, ни политики, ни экономисты, ни западные кредиторы и консультанты не смогут сделать народ, забывший слово СВОБОДА, сытым и благополучным.
Мы должны учесть исторический урок, преподнесенный нам нашим расколотым на два мира XX веком. В XXI век мы должны войти одним миром, одной системой, одним единым свободным и открытым для всех стран рынком. Миром в котором заказывать музыку и править балом будут не Гитлеры, Сталины и Хусейны, а либеральные ценности, либеральные свободы и либеральные демократии.
Сегодня мы все еще больное общество. Имя нашей болезни—тоталитаризм, облеченный в наших книгах, песнях и ритуальных танцах именем—социализм.
Тоталитаризм и социализм—это синонимы, братья-близнецы, сторонники и сподвижники всех форм коллективизма, того коллективизма, который всегда и везде попирает индивидуальные права и свободы и загоняет каждого человека в “коммуну” или в “колхоз”. Имя, образ, зная социализма—колхоз—коллективное хозяйство, в котором нет места для каждого конкретного человека с его личными мечтами, правами и свободами.
Нас всех растили и воспитывали в страхе. В страхе быть “антикоммунистом” или “антисоциалистом”, в страхе кары за “социалистическую неблагонадежность”, в стразе расправы за проявление свободолюбия и независимости Этот страх все еще живет в нашем народе, в его крови, в его генах, в его мыслях и помыслах. Этот страх насажден нам с материнским молоком, с первым глотком воздуха, с первыми детскими шагами и словами. Наши дети познают чувство партийного коллективизма в первом" классе, когда становятся октябрятами. И так и шагают они по жизни в красных галстуках,
комсомольских значках и партийных билетах, неся в руках факел коллективизма. Их в яслях приучают быть благонадежными, они с пеленок знают, что их дедушку зовут Ленин.Социализм или благосостояние. Коллективизм или либерализм. Там, где живет чувство коллективизма, места либеральному духу нет. Там, где действуют социалистические принципы, социалистическая мораль и социалистические “свободы”, осознанные всеми как “познанные необходимости”. Либеральные свободы, гарантирующие гражданские права, не выживают рядом с социалистическими свободами, гарантирующими коллективную ответственность, коллективную нравственность и коллективную—классовую мораль.
Свобода—это путь к благосостоянию. Это та непревзойденная никем и ничем ценность, за которую надо каждый день и каждый час бороться, а обретя, тщательно охранять оберегать от посягательств со стороны коллективистов всех видов и мастей, презревших в своих идеологиях и теориях это несомненное и безусловное богатство.
Мы призываем всех граждан нашей страны объединиться под знаменем либеральных ценностей и громко сказать НЕТ новому тоталитаризму, новому наступлению диктатуры, новому национал- социализму.
Сегодня время осуществлять прорыв. Тот прорыв, который не удался ни хрущевским, ни брежневским, ни горбачевским реформаторам, не сумевшим порвать со своим социалистическим прошлым. От “демократизации” к подлинной классической демократии; от “гласности” к свободе слова; от тоталитарного, неправового, штыками поддерживающего правопорядок и боящегося своего народа слабого государства к сильному правовому демократическому государству, свято защищающего права и свободы каждого гражданина.
Нам нельзя допустить раскола общества на два лагеря—коммунистов и некоммунистов, консерваторов и лжедемократов, правых и левых, “горбачевцев” и “ельцинцев”. Путь НОВОЙ РОССИИ лежит не в разъединении и борьбе с идеологией, партий, групп, национальных меньшинств, а в консолидации и объединении всех сил общества за экономическое, социальное и духовное выздоровление и возрождение.
Мы призываем все демократические силы страны объединится вокруг Либерального Манифеста и Декларации о свободах, провозглашающей свободу собственности, предпринимательства и частного землепользования священными и незыблемыми основами нашего будущего возрождения.
Мы обращаемся к каждому свободному человеку НОВОЙ России, к той части души его, где умерло рабство и торжествует дух свободолюбия: не озлобляйтесь, не поднимайте руку на ближнего своего, не группируйтесь в национальные группировки по расовому признаку. Вспомните уроки национал-социализма и сталинизма: там где торжествует дух национализма—русского, грузинского, литовского, молдавского—любого национализма—там рушатся устои жизни и начинает литься кровь. Но никогда не наступает торжества справедливости. Ибо нет в мире справедливости, завоеванной братоубийством.
Вспомните уроки гражданской. Сколько “белой” и сколько “красной” крови было пролито на земле этой, до сих пор не захоронившей все разбросанные по лесам и долинам человеческие кости. Во имя чего?
Нет такой ценности, во имя которой можно было бы вести братоубийственную войну
Мы все были взращены и воспитаны на революционных идеалах и социалистической идеологии, требовавшей принести себе в жертву веру, нравы, обычаи и ритуалы своих предков. Но нет на зеле таких идеалов и такой идеологии, во имя которой дети могли бы продавать отцов и дедов и проливать человеческую кровь.
Мы призываем каждого человека, будь он русский, грузин или еврей, партийный или беспартийный, “правый” или “левый”, осмыслить свое место, свою роль и свое дело в этой жизни. Осмыслить и понять, что НЕТ в нормальной здоровой человеческой жизни места ни классовой вражде, ни национальной ненависти, во имя которых можно было браться за оружие и проливать кровь.
Мы обращаемся к военным—к маршалам и генералам, к полковникам и рядовым—не проливайте народную кровь. Даже если гнев и возмущение сотрясают Ваши души. Мы все—больное общество, и наша сегодняшняя демократия не избавилась еще от болезнен тоталитарного правления. Душить сегодняшнюю демократию—это все равно что
поднимать руку на слабого и немощного. Но за пролитую сегодня кровь платить будут Ваши дети, которые с исторической неизбежностью встанут в оппозицию к защищенному Вами сегодня тоталитарному режиму и проклянут Вас точно так, как сегодняшнее молодое поколение прокляло своих отцов—сподвижников сталинской эпохи.Кровавое насилие породит лишь новое насилие и этому не будет конца до тех пор, пока не падет сам тоталитарный режим, пока не будет поднято знамя либерализма, на котором засияет целительное слово—СВОБОДА.
Всмотритесь в искаженные злобой загнанные лица ОМОНовцев, запятнавших свои руки с свою честь кровью. Пройдет немного времени, и у всех будут такие лица. Помогите им забыть кошары смерти, которые посещают их по ночам и взывают к новым насилиям и возмездиям за искалеченные афганом души.
Мы обращаемся к Главнокомандующим—не отдавайте приказов стрелять по бунтующей молодежи. Там могут оказаться и Ваши дети.
Мы обращаемся к солдатам—не убивайте своих сверстников саперными лопатками, не травите их смертоносными газами, не давите их танками. Эти люди пусть неумело и неловко, крикливо и драчливо, защищают Ваши и Ваших детей права и свободы.
Мы обращаемся ко всем честным людям нашей страны: выходите из рядов КПСС. Ибо каждый оставшийся своим голосом, своей принадлежностью и своими партийными взносами голосует за руководящую роль этого монстра. И если в прежние времена однопартийной идеологии членство в КПСС могло быть оправданным отсутствием жизненных перспектив:
образования, преподавания, продвижения по службе, работы за рубежом или на руководящих постах в науке, искусстве, культуре, экономике, то сегодня этого оправдания больше нет. Сегодня каждый, кто остается членом КПСС, делает это осознанно и добровольно.
Сегодня не страшно быть не членом КПСС. Вступайте в широкое многонациональное и свободное от всяких идеологий движение—“Демократическая Россия”, движение, объединяющее в своих рядах всех борцов за свободу и демократию, за гражданское общество, за свободу воли и действий, движение, которое только своей многочисленность и единством волеизъявления сможет противостоять диктаторскому режиму и новому наступлению тоталитаризма.
Вспомните нашу недавнюю историю. Сталинизм никому не дал блага. Он уничтожил лучшую часть нашего населения и опозорил огромную часть граждан, превратив их в доносчиков, провокаторов и палачей.
Выходите из КПСС. Не бойтесь. Социалистическая идеология не принесет нового счастья ни Вам, ни Вашим детям.
История свидетельствует: те страны мира, которые преодолели в себе коммунистическое и социалистическое начало, покончили с национал-социализмом и взяли в руки знамя свободолюбивого либерализма, научились жить в мире и благосостоянии. Они учат своих детей принципам либерализма. Они передают из рук в руки, из поколения в поколение то лучшее, что сумела
завоевать западная цивилизация. Свобода индивида. Вот высшее благо. Свобода собственности. Вот путь к экономическому благосостоянию. Страны, вставшие на путь либерализма, быстро возвращались в лоно цивилизации и достигали экономического расцвета и социальной обеспеченности.Просыпайтесь же от впрыснутого в Вашу кровь идеологического наркоза. У нас есть путь экономического и духовного возрождения. Имя его—ЛИБЕРАЛИЗМ.
Знамя его—свобода.
[Подготовила ] Л. Пияшева.
[Москва, 1991, июль].
Источник: Материалы к внутрипартийной дискуссии Копия оригинала. Принтер+ксерокс. Москва, 1991, июль. 30 стр., С. 1-7.