“О некоторых актах Российского руководства в послепутчевый период”— Заявление Координационного совета РПРФ от 15 сентября 1991г.

Республиканская партия Российской Федерации, члены которой как и другие граждане России, участвовали в сопротивлении попыткам ГКЧП свергнуть законную власть в стране, поддерживала решительные действия Президента РСФСР и Российского руководства в период подавления путча и считает их в сложившейся ситуации единственно правильными.

Однако, революционный характер послепутчевых действий Российского руководства, сменивший реформизм предшествующих периодов, вызывает неоднозначное отношение к ним, в том числе к ряду Указов и заявлений Президента РСФСР.

К ним относятся, в частности, верные с политической точки зрения, но некорректные в правовом отношении, Указы о приостановке деятельности КПСС и национализации ее имущества (приняты во внесудебном порядке, мы остаемся уверены в необходимости в проведении открытого судебного процесса над КПСС), решение о прекращении выпуска ряда газет и некоторые другие. Обострило ситуацию в стране заявление пресс-секретаря Президента РСФСР о возможной постановке Россией вопроса о пересмотре границ с сопредельными республиками в случае отказа последними войти в новый союз.

Вызывает серьезные опасения шаги, направленные на переустройство органов власти и управления. Так, глава администрации—мэр Москвы назначается одновременно представителем Президента РСФСР в Москве и Московской области, который призван контролировать деятельность исполнительно-распорядительной власти, т.е. в данном случае московскую мэрию. Но совмещение этих постов противоречит не только демократическим принципам, но и вышедшему позже “Временному положению” о представителях Президента РСФСР.

Указом Президента РСФСР “О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы” мэрия наделяется дополнительными полномочиями за счет ослабления и без того не получивших реальной власти представительных органов. Этим Указом нанесен также удар по свободе предпринимательства, в результате чего Москва может оказаться в очень сложной социально-экономической ситуации.

Если это означает, что в столице, а после предполагаемого присоединения к ней Московской области, во всем столичном регионе отрабатывается модель подобного устройства органов исполнительно-распорядительной власти новой России, то республике грозит серьезная опасность. Речь идет не только о судьбе едва народившееся и неокрепшей демократии. Еще опаснее создание рассредоточенной и практически бесконтрольной, но сильной исполнительной власти. Такая децентрализация может разрушить всю государственную и общественную систему, если не создать достаточно сильные демократические противовесы исполнительным органам и централизованный, независимый контроль их деятельности со стороны представительной и судебной власти.

Советы, которые несомненно себя изжили, требуют замены их парламентами, формирующимися на партийной основе, и муниципальными органами самоуправления. Однако прежде, чем проводить такую реформу, мы считаем, необходимо в рамках уже существующих представительных органов создать прототип в соответствии с принципом разделения властей и отработать ее практике.

Нам понятно желание Российского руководства одним махом решить те проблемы, которые требуют нескольких лет реформ и болезненного противоборства. Закономерной представляется, мы надеемся, и временная авторитари зация правления в обществе, переходящем трудный путь от тоталитаризма к демократии в условиях дефицита всех ресурсов. Однако за ту легкость, с которой сильная исполнительная власть пытается действовать по праву победителя, придется впоследствии платить.

Такой платой могут явиться и уже наметившаяся негативная реакция различных слоев населения (прежде всего независимых коммерческих структур), а также возможное необольшевистское перерождение демократической власти.

Во избежание этого мы считаем, что необходимо отказаться от чрезвычайщины и сделать главным предметом заботы Президента России и Российского Правительства развитие демократии, предпринимательской инициативы, обеспечение равных прав и свобод человека.

Проект подготовили В.И.Фалько, Г.М.Селицкий, А.М.Глушец [Москва, 15 сентября 1991 ].

Источник: Копия оригинала. Принтер+ксерокс. Москва, 1991, сентябрь. 2 с.