Чубайс И.Б. Содоклад на Учредительном съезде РПРФ (стенограмма). [Москва, ноябрь 1990г.]

Уважаемые товарищи! Уважаемые друзья!

В своем докладе я хотел бы поставить извечный для российских демократов вопрос “Что делать?” Л этот вопрос я хотел бы рассмотреть в трех аспектах: 1) что мы сделали, 2) что мы сделали неправильно, какие у нас ошибки, 3) что нам предстоит сделать.

О сделанном, о прошедшем скажу совсем коротко, хотя у нас за спиной очень напряженная и очень богатая событиями история: восстание в партии, битва с противником на его собственной территории, которую мы начали еще 2 года назад. За это время мы столкнулись с мощным противодействием аппаратчиков, были съемки скрытой камерой, были исключения из партии и увольнения с работы, острокритические кампании в прессе, открытое письмо ЦК, резкие выпады президента. Были перебежчики, но мы стояли твердо и свою линию довели до конца. Сегодня мы присутствуем на нашей третьей конференции, на нашем первом учредительном конгрессе.

За 5 лет так называемой перестройки, а правильнее сказать процесса смещения КПСС, процесса раскапэсэсизации в нашей стране, наши демократические силы проделали огромные изменения, произошли огромные преобразования. Итогом этой работы стало превращение нашего запуганного, разрозненного населения в сплоченный, политически активный народ. Итогом этой работы демократов стало появление демократических альтернативных политических лидеров, таких как Ельцин, Афанасьев, Гдлян, Травкин и других. Но до сих пор у нас нет серьезной, крепкой политической организации, у нас пока нет сильных, демократических, политических партий. Вот эту работу мы сегодня выполняем и такую партию мы и хотим создать!

Подведение итогов, хотя бы и самое краткое, было бы неполным, если бы я не назвал хотя бы несколько имен тех товарищей, которые внесли огромный вклад, которые выполнили, огромную работу, и без участия которых не было бы сегодняшней конференции, не было бы сегодняшнего Конгресса. Это Юра Гладыш и Андрей Репников, Сагид Фаизов и Саша Шапиро, Наталья Сергеевна Верле и Михаил Моисеевич Кобрин. Эти люди не появлялись на трибунах или появлялись, но очень редко, они не мелькали перед телекамерами, но они выполняли абсолютно бескорыстную работу не ради славы, не ради денег, а ради нашего общего дела по демократизации нашей Родины. Спасибо им большое. (Аплодисменты.)

Теперь о том, что мы не сделали или какие ошибки мы допустили, что мы сделали неверно. На мой взгляд, конечно, я тоже могу ошибаться. Тем более, что во всех партиях идут политические дискуссии, политические споры. Такие споры, думаю, признак жизни, они идут и в нашей партии. От некоторой части актива я постоянно слышу призывы занять позицию в центре политического пространства, быть центристами. Постараюсь показать несостоятельность такого подхода.

Болезненно идущий в стране процесс перехода от тоталитаризма к демократии—это, как говорят философы-диалектики, переход от одного качества к другому. Такой переход бывает лишь двух типов—плавный, постепенный или относительно быстрый, происходящий за короткий промежуток времени. Как долго растет уровень политической культуры или, скажем, уровень профессионального мастерства. Эти процессы длительные, постепенные, но есть объекты, ситуации, которые трансформируются очень быстро и не имеют промежуточных, переходных стадий. Как подмечено во многих анекдотах, женщина может быть либо беременна, либо не беременна, нельзя быть беременной чуть-чуть. Вода может быть либо жидкая, либо твердая, как лед Не может быть ничего промежуточного. Так вот, переход (я конечно спешу, поэтому немного упрощаю) от тоталитаризма к демократии—это в исторических масштабах процесс быстрый, не имеющий промежуточных ступеней. В 1945 году, в период краха фашистской Германии, были организации профашистские и антифашистские, но не было таких, кто немного был бы за фашистов, а немного за антифашистов. У наших солагерников, друзей по социалистическим странам, не было организаций, выступающих вместе с демократическими силами и вместе с коммунистическими партиями. Или-или Четкий выбор должна сделать и Демократическая платформа, иначе ее подцепит КПСС со всеми вытекающими последствиями. Ведь уши этой организации постоянно здесь торчат.

Только ориентацией на центризм (или попросту на центр) можно объяснить то, что в одном из предлагаемых проектов резолюции содержится критика Ельцина. Но несмотря на предложения многих товарищей, не подготовлена резолюция, дающая оценку фарсу под названием конференция демократических сил в КПСС: Демократической платформы и Марксистской платформы в КПСС, которая “совершенно случайно” конечно, проходит тоже в Москве и тоже в те же дни, что и наша конференция. Я за четкую, леворадикальную ориентацию нашей партии. Вместе с блоком Демократическая Россия я за действительную оппозицию КПСС, РКП и другим консервативным силам. Поэтому считаю, что предложенные проекты документов должны быть доработаны в соответствии с изложенным здесь принципом.

Авторы этого проекта нашего программного документа (и это еще одна проблема, еще одна точка дискуссии) на мой взгляд не совсем точно ориентируют нас в политическом пространстве. Один единственный раз в тексте, как бы вскользь, говорится, что Демократическая платформа—это оппозиция КПСС. Но весь текст построен так, а особенно последняя резолюция на 33-й странице, она меня просто поразила, что призывает к компромиссу со всеми силами, которые признают закон и ненасилие, то есть фактически с КПСС. При этом главными оппонентами, главной силой, с которой следует бороться, в программном документе названы, скажем, не КГБ, не союзное ведомство, которое довело страну до развала, и доведя до развала, не позволило принять программу выхода, то есть оно совершает просто преступление,—не эти силы главные противники. Наши главные противники, оказывается, это левый люмпенский экстремизм. С ним надо бороться. А все остальные должны взяться за руки и идти к всеобщему консенсусу (это в период, когда страну уже покидают сотни тысяч людей, когда пошла массовая эмиграция, когда разваливаются все структуры) Но идея всеобщего согласия или, говоря языком Ю.Н.Афанасьева, идея беспробудного единства советского народа нереализуема. Это огромный шаг назад. Полное согласие существует лишь на кладбище и в тоталитарном государстве, волю которого выражает бесконечно родная организация из четырех букв, из четырех глухих согласных.

С тех пор, как мы добились отмены шестой статьи Конституции, мы признали существование различных социальных групп и их право создавать свои партии. В каждом демократическом государстве существуют власть и политическая оппозиция. Стремление к всеобщему согласию—это попытка вернуть нас к однопартийному тоталитарно-унитарному государству. Я против неразборчивой любви всех со всеми, от этого можно заболеть политическим СПИДом, который не лучше болезни, прививаемой нашему народу семь десятилетий. Ведь мы все переболели КПССом, и многие в тяжелой форме. Повторю, я против компромисса всех со всеми, но я за прочный союз демократов. На данном этапе за новый важный шаг на пути раскапэсэсизации, за объединение 2-х партий: Социал-демократической партии России и Демократической платформы России. (Аплодисменты.) Далее подробно я об этом скажу чуть позже.

Теперь о том, что нам предстоит сделать. Последние полгода у нас ушли на создание партии, на партийное строительство. И мы очень мало действовали, осуществляли акции вне партии. В основном занимались сами собой. Сейчас надо продолжить процесс формирования партии несмотря на общую усталость, апатию, глубочайший социальный кризис. Этот кризис одновременно и выталкивает людей из политики и затаскивает в политику, потому что невозможно решить наши проблемы без участия в политической жизни. Уверен, что мы можем создать не менее чем стотысячную партию. И этого нельзя добиться искусством: через агитацию, призывы, но можно добиться, осуществляя конкретные социально-политические акции, выражающие интересы и настроения людей. Надо работать не на себя, а на общество, но прежде всего четко сориентироваться в происходящих политических процессах.

Убежден, что наша партия должна заявить о полном доверии и поддержке линии Ельцина-Силаева. Российский парламент—единственная в республике сила, способная вывести нас из тупика. Важнейший элемент такого выхода, специфическая советская форма круглого стола—это соглашение Ельцин—Горбачев. Поддерживая Ельцина, мы должны поддержать идею таких переговоров. Ельцин может вывести нас из кризиса, а переговоры с Горбачевым обеспечат нормальное конституционное условие этого выхода. Мы должны требовать выполнения и соблюдения всех заключаемых соглашений. Но если Президент не будет держать слово, мы вместе с другими демократическими силами должны потребовать отставки Горбачева. (Аплодисменты.)

В общеполитическом плане, главным противником реформ сегодня является не только не желающая умереть естественной политической смертью КПСС, но и все союзные ведомства и прежде всего правительство Рыжкова. Поэтому я считаю, что следует усилить борьбу с этим антинародным правительством и в начале декабря, я согласен здесь с Лысенко Владимиром Николаевичем, целесообразно подготовить одночасовую предупредительную политическую забастовку. (Аплодисменты). Мы должны потребовать смещения правительства Рыжкова, но в увязке с требованием о переговорах Горбачев-Ельцин, и выполнения соглашения, заключаемого в ходе этих переговоров.

Задачей партии должна стать защита прав и свобод граждан Хочу обратить внимание на то, что в связи с ростом, цен на периодику численность подписчиков основных изданий сократилась у нас в 8-10 раз. Вообще невиданное явление в истории страны Через полтора месяца люди почти прекратят чтение газет и главным источником информации станет телевидение, а телевизионный канал, как известно, жестко, централизованно и легко контролируется. Не возникнет ли в связи с этим угроза гласности, ведь цензура, отмененная законом о печати, фактически продолжает существовать. Считаю, что депутаты, члены Демократической платформы, должны сделать соответствующий депутатский запрос в Верховном Совете.

Важной мерой социальной защиты граждан может стать обсуждаемая в Московской организации Демократической платформы акция по контролю прохождения товаров от производителя до прилавка. Продукты и товары пока еще в стране есть, но они не попадают в магазины Если подобная акция пройдет успешно, она будет полезна и обществу и нашей партии.

Наконец особой привилегией Демократической платформы должно стать аргументированное, со знанием дела оппонирование КПСС, работа по раскапэсэсизации нашего общества, продуманная и хорошо организованная акция по инвентаризации имущества КПСС и возвращение обществу того. Нюрнбергский процесс не то что не нужен, он невозможен Ведь Нюрнбергский процесс проводили не немцы, а американцы И кстати, немцы до сих пор не могут простить американцам денацификацию ФРГ Это был очень болезненный процесс. Но думаю, что суд над аппаратом КПСС возможен и необходим, потому что ответственность не может нести рядовой коммунист, ответственность не может нести вся партия, а тот, кто принимал решения, должен нести ответственность. (Аплодисменты )

Итак, цивилизованная политическая борьба, защита политических свобод, социальная помощь, оппонирование КПСС Чтобы выполнить эту работу, нужна сильная политическая организация Поэтому я призываю к консолидации демократических сил Считаю, что две родственные партии. Социал-демократическая партия России и Демократическая платформа, могут и должны объединиться Мы уже потеряли много времени и многое упустили, из этого надо делать выводы. Сейчас надо не ставить вопрос об объединении, а решать вопрос об объединении. Никаких существенных теоретических различий в наших документах нет. Могу вас заверить, потому что я стоял, участвовал в создании и социал-демократической партии и знаю наши документы, знаю наши ориентации. Тот, кто пытается найти такие различия, никогда не может сказать ничего вразумительного Поэтому нам надо идти навстречу друг другу Добавлю, что в ряде регионов такое объединение уже произошло, например, в Новосибирске. Ряд районных организаций Демократической платформы в Москве тоже приняли резолюцию об объединении с социал-демократами Я предлагаю после учреждения нашей партии, в конце сегодняшнего заседания, избрать согласительную комиссию, скажем из пяти человек, которая без лишней спешки, не в два-три дня, а скажем в месячный срок проработает документы, процедуры, программы Затем разошлет их на места и, думаю, в январе мы можем провести второй этап нашего съезда совместно с социал-демократами и на равноправной основе учредить единую объединенную демократическую партию (Аплодисменты)

Объединение партий покажет обществу, что для демократов социальные проблемы важнее личных амбиций. Оно также покажет партаппарату, что несмотря на все его наглые, не прекращающиеся выходки, о которых мы когда-нибудь расскажем подробно, демократы оставляют партаппарат с носом Я призываю демократов к единству и верю в успех демократических сил.

[Москва, ноябрь 1990г.]

Источник Бюллетень партийно-политической информации. Издание Независимого центра партийно-политической информации. Москва, 1991, январь, 38 стр. С.21-27.