Лысенко В.Н. Содоклад на Учредительном съезде РПР (стенограмма) [1990, ноябрь].
Уважаемые товарищи! Мне всегда достается немножко неблагодарная работа, я всегда вынужден говорить больше в том плане, что мне пришлось отчитываться как первому и частично за то, что мы сделали и говорить то, что положено в докладе. Поэтому я хотел остановиться сегодня, вычленив в принципе те пять коренных вопросов, на которые по моему мнению, необходимо дать ответы на нашем съезде и постараться на эти вопросы высказать свое мнение. Я думаю, что они являются совершенно принципиальными и необходимыми.
Первый вопрос, на который должен дать ответ уже сегодняшний день, это вопрос о том, необходима ли новая политическая партия в спектре тех политических сил, которые существуют, или она не необходима. Я думаю, что присутствие здесь подавляющего большинства областей и краев, республик нашей страны, нашей Российской Федерации и также то, что региональные конференции прошли более, чем в пятидесяти областях Российской Федерации
подтверждает необходимость создания новой политической партии.Второй важнейший вопрос, который нам предстоит обсудить и решить—это вопрос о том, на каких теоретических, политических и организационных основах будет создаваться новая партия. Ответ на этот вопрос содержится в проекте Программы действий. Декларации, Уставе, Общеполитической резолюции, в Принципах взаимоотношений политических партий, общественных организаций и движений. То есть в тех документах, которые находятся у вас на руках, большинство из
которых были разосланы на места. Мы получили ваши предложения и после учета их, долгого обсуждения и дискуссий по этим предложениям выработан второй вариант документов, которые и вынесены в настоящее время на наш съезд. Кроме того, насколько нам известно из ваших письменных предложений, каких-то принципиальных, концептуальных возражений против документов, представленных на съезд, не поступало. Как председатель программной комиссии я хотел кратко охарактеризовать подготовленный программный документ. Представленная на съезд Программа действий—это программа не коммунистической, но и не антикоммунистической партии. В нем четко оговорено, что наша партия будет опираться на широкий спектр философских, социологических, политических, экономических концепций, используя в теоретических изысканиях ученых разных времен все то ценное, что работает сегодня и будет работать завтра. Не имея какой-либо официальной партийной идеологии, мы отвергаем монополию любой идеологии и подчинение теоретической мысли политическому диктату и конъюнктуре. Мы отказываемся от коммунистической идеологии, полагая, что именно она в совокупности с властью партийного аппарата стала главной причиной многочисленных бед и трагедий Российского и других народов нашей страны, исторического тупика, в который зашли так называемые страны реального социализма. Выступая за политическую ответственность КПСС, находящейся бессменно семьдесят три года у власти в нашей стране, за тот исторический эксперимент, требуя юридической ответственности тех партийных руководителей, которые совершали уголовные преступления, мы в то же время выступаем против предложения о Нюрнбергском процессе над КПСС, преследования рядовых членов партии, в ходе той стремительно нарастающей антикоммунистической волны, которая сейчас наблюдается в целом ряде регионов нашей страны. Нам представляется, что необходимо действительно создавать конструктивную партию, которая могла бы предложить программу выхода из создавшейся ситуации, из создавшегося кризиса. Именно на этой программе объединять вокруг себя и сплачивать тех сторонников, которые эту программу будут разделять.Во вторых, это программа действий парламентской партии, которая через своих депутатов оказывала и оказывает влияние на формирование государственной политики в Советах самых различных уровней. Прежде всего, сегодня важнейшая задача—это поддержка суверенитета Российской Федерации в той многотрудной работе, которую сейчас ведет Российский парламент, правительство республики, Моссовет, Ленсовет, Свердловский и целый ряд других демократических Советов нашей республики. В программе действий, состоящей из десяти разделов, четко прописаны цели и задачи в экономической и социальной сферах, в области политической и национально-государственной реформы, раскрыта политика в области науки, культуры, образования, военная и экологическая политика. В последнем варианте также добавлено, я хотел обратить ваше внимание, три новых раздела. Это приоритеты международной политики, молодежная политика и тактика партии.
Поскольку программный документ у каждого делегата есть, я хотел бы кратко остановиться на двух ключевых моментах: экономическом и национальном разделах. Наиболее развернутым в Программе действий является социально-экономический раздел, в нем четко зафиксирован наш исторический выбор в пользу экономической свободы каждого гражданина, равноправие всех форм собственности, включая частную, радикальный вариант перехода к рынку. Первоначально этот раздел был максимально приближен к программе 500 дней, сейчас, сохраняя логическую связь с концепцией Шаталина-Явлинского, мы более четко обозначили наши собственные позиции, касающиеся прежде всего проведения приватизации в интересах слоев населения и создания четких социальных гарантий гражданина при переходе к рынку.
Серьезно пришлось дорабатывать раздел о национально-государственной реформе, ибо после непринятия Верховным Советом СССР программы 500 дней и соответственно распада левоцентристской коалиции шансы на подписание нового союзного договора фактически уменьшились и равны нулю. Те, кому вчера удалось наблюдать заседание Верховного Совета СССР, обратили внимание, что фактически половина республик стоит сегодня не за подписание нового союзного договора, а прежде всего за подписание экономического союза республик и возможно военно-политического союза, как реального соотношения сил и как того, что соответствует воле большинства народа нашей страны. В этой связи я думаю, что в наши документы необходимо внести те предложения, которыё сейчас исходят из Российской Федерации, из других республик о создании экономического комитета из председателей совминов различных республик и о создании—политического комитета или Совета Федерации с четко ограниченными полномочиями из президентов и председателей Верховных Советов республик.
Что касается организационных основ новой партии, то они по нашему мнению, должны определяться приоритетом парламентской деятельности нашей партии, то есть быть максимально гибкими и демократическими. И здесь мы должны четко отмежеваться как от партий и движений авангардного типа, я имею ввиду
прежде всего КПСС и РКП, так и леворадикального толка. Любые попытки создавать жесткие централизованные, строго дисциплинированные структуры, даже для самых высоких целей неизбежно ведут к возрождению необольшевизма и неототалитаризма. Поэтому мы выступаем за создание партии-движения, с добровольным индивидуальным и коллективным членством, со свободой фракций и групп, институтом сторонников. При этом я полагаю, что взяв все лучшее, что было в нашем предшествующем развитии, мы должны подняться на более качественный уровень по сравнению с тем движением, которое у нас было в течение восьми месяцев.В Уставе партии есть целый ряд дискуссионных моментов. Разрабатывая вопрос о полномочиях различных наших структур, необходимо, наделив всей полнотой власти съезд, в то же время повысить роль координационного совета—совета представителей координирующего и представительного органа партии в перерывах между съездами, дав ему возможность принимать оперативные решения, обязательные для тех организаций, представители которых за них проголосовали. Если этого механизма не будет, тогда, я думаю, аморфная структура нашей партии не будет позволять нам действительно продуктивно и четко работать.
Третий вопрос, на который должен дать ответ наш съезд. Каковы должны быть место, роль нашей партии в новой создающейся демократической политической системе? Каковы должны быть ее взаимоотношения с другими партиями, политическими силами нашей республики? Мне представляется, что наша партия должна занять левоцентристскую ориентацию, поддержать самым решительным образом, во-первых, предпринимательскую деятельность, радикальные варианты перехода к рыночной экономике, с другой стороны, активно выступать за обеспечение социальных гарантий самых широких слоев населения, проявляя солидарность с теми, кому трудно, кто попал в беду и кто нуждается в нашей помощи и поддержке. То есть, мы должны стать партией здравого смысла, максимально ориентированной на интересы людей, а не на идеологические символы.
Нашими ближайшими соседями по политическому спектру, я думаю, слева на сегодняшний день являются социал-демократы, справа—партии и организации либеральной направленности. В этой связи, я хотел проинформировать делегатов съезда, хотя большинству наверное уже известно, о заключении 4-го сентября политической
коалиции с социал-демократами, с Демократической партией России, о том, что мы за последнее время приняли совместное заявление с социал-демократами, обращенное к движению Демократическая Россия и целый ряд других документов, которые мы готовы представить съезду. В то же время одно из отличий нашей партии состоит в том, что сегодня наша структура находится объективно в центре между противоборствующими силами, которые сейчас зачастую ведут политику на уничтожение друг друга. И я думаю, что не только в нашей республике, но и на Украине, в Белоруссии и ряде других регионов страны наша парти'я должна выступить как партия гражданского мира и согласия, как партия, которая будет способствовать поиску компромиссов между различными политическими силами в нашей республике. И в этой связи я думаю, что сегодня—завтра с представителями других республик мы могли бы обсудить вопрос о подготовке демократической ассамблеи партий различных республик близких по политической организации для согласования своих последующих действий.Я хотел проинформировать товарищей, что 3-4 ноября состоялся Учредительный съезд Объединенной демократической партии Белоруссии, в которой 60% представляют сторонники Демократической платформы, 1-2 декабря в Киеве пройдет съезд аналогичный нашему. Поэтому создание партий близких по Ориентации в других регионах нашей страны сейчас очень быстро усиливается.
Четвертый вопрос—один из самых сложных и принципиальных. Это вопрос о стратегии и тактике нашей партии в сложившейся критической ситуации, или иными словами, что делать дальше? Какой из трех вариантов дальнейшего развития событий, о которых говорил Б.Н.Ельцин 13 октября, нам необходимо поддерживать. Я полагаю в ближайшей перспективе основные усилия сосредоточить на реализации второго варианта, а именно—попыток возобновления левоцентристской коалиции. Но теперь уже на новых основах, как результат четких фиксированных договоренностей не между двумя людьми, а между центром и республиками, между демократическими движениями и властями с тем, чтобы это была действительно серьезная политическая коалиция. Основным условием такой коалиции может стать отставка союзного правительства и формирование вместо него коалиционных органов на многопартийной основе. Для этого я предлагаю нашему съезду выступить со следующими инициативами Во-первых, проведение в первой половине декабря 1990г. Конгресса демократических сил всех республик страны на уровне парламентариев с целью выработки совместной линии действий по отношению к союзу и центру. Во-вторых, в случае, если до декабря месяца союзное правительство не уйдет в отставку, необходимо рассмотреть вопрос о проведении предупредительной одночасовой политической забастовки для решения вопроса о формировании коалиционного правительства и решении вопроса о Верховном Совете СССР и съезде народных депутатов СССР, которые на сегодняшний день фактически исчерпали свои возможности и являются тормозом на пути развития нашей страны. И в-третьих, предложение о проведении в декабре 1990г. круглого стола политических партий и организаций республики для обсуждения проекта новой российской конституции. Вместе с тем мы должны быть готовы и к другим вариантам. Это вариант ухода в оппозицию, если левоцентристская оппозиция не удастся, чтобы не дискредитировать себя в глазах народа. При данном варианте непомерно возрастает угроза введения чрезвычайного положения, военной диктатуры. Поэтому я думаю, что здесь основная задача нашей партии будет именно укрепление демократического движения и противодействия таким попыткам. Наконец, третий вариант, который
может возникнуть, и здесь я полностью согласен с Гавриилом Харитоновичем Поповым, только как вынужденный, навязанный нам, как итог поражения демократических сил при первых двух вариантах—это вариант выхода России из союза и формирование собственной армии, КГБ, таможен и всех остальных структур в ближайшее время. В этом случае, я думаю, что конфронтация в России с центром неизбежно перерастет в холодную войну, где скорее всего не будет победителей. Наша партия должна остаться партией мирных, реформистских ненасильственных действий в данном варианте развития событий.Данные варианты деятельности нашей партии, изложены в общеполитической резолюции, которая будет сегодня обсуждаться на общественно-политической секции.
И последнее, пятый вопрос—это вопрос о перспективах нашей партии. С одной стороны, вроде бы повода для беспокойства нет. По авторитету и влиянию наша партия делит первое-третье место среди оппозиционных партий с нашими партнерами по коалиции: Демократической партией России и социал-демократами. По численности членов и сторонников находится на втором месте после Демократической партии России. По представительству на учредительном съезде Демократической России мы также находимся на втором месте после Демократической партии России. У ДПР 21% делегатов,
у нашей партии 10%, у объединения избирателей—8%, у социал-демократов было 7%. По числу партийных организаций в краях, областях нашей республики мы, по-видимому, являемся наиболее разветвленной структурой в Российской Федерации. У нас на сегодняшний день есть структуры во всех областях, краях и республиках нашей республики, за исключением Кировской области. По числу депутатского корпуса наша партия тоже одна из самых многочисленных. В союзном парламенте у нас около 10 депутатов, в Российском свыше 60, в Моссовете около 50 человек. Наиболее сильны наши позиции в крупных индустриальных, научных, культурных центрах, таких как Новосибирск—2600 членов, Москва—свыше 1000, Иванове—свыше 600 членов и сторонников, в Ленинграде свыше 300, Томск свыше 200, Владикавказ 300 членов и сторонников, Казань—240 членов и примерно такое же число сторонников. По регионам наше влияние наиболее сильно в Сибири, на Урале, в Поволжье, в Центре, на Северном Кавказе и в ряде других регионов. В то же время наши организации пока еще малочисленны на Севере, в Черноземной и Нечерноземной зонах РСФСР, на Дальнем Востоке. В социальном плане влияние нашей партии наиболее сильно в вузовских, научных, высококвалифицированных производственных коллективах, школах. Сейчас нас стали поддерживать часть новых социальных слоев, о чем говорит активное функционирование делового клуба в Москве и ряде других регионов страны, растет число рабочих в партии.Вместе с тем мы совершенно не работаем с крестьянством, слабы связи со студенчеством, организованным рабочим движением. Недостаточно активно работаем и с нашими сторонниками в армии. Если же посмотреть на перспективы с другой стороны, то они оказываются не столь благоприятными. После выхода из КПСС число сторонников “Демократической платформы” уменьшилось примерно на порядок. Как и наши соседи по политической коалиции, мы не являемся сегодня массовой политической партией, с которой бы считался сегодня и центр, и Российский парламент, и многие другие властные структуры как страны, так и республики. Если на съезде “Демократической России” по числу сторонников мы были на втором месте, то по влиянию и авторитету среди делегатов наша партия была уже на четвертом месте после ДПР, СДПР и объединения избирателей. Поэтому мне представляется, что для нашей партии сейчас необходимы и возможны два основных направления дальнейшего развития.
Первое, это активнейшая работа в движении “Демократическая Россия”, ибо как показывает опыт Восточной Европы, в переломные переходные эпохи от тоталитаризма к демократии ведущей силой являются не политические партии, а массовые демократические движения.
Второе направление—это сближение, и я предлагаю сегодня продумать и, может быть, решить вопрос о последующем объединении с другими политическими партиями и организациями. Я имею в виду, прежде всего, наших ближайших союзников—Социал-демократическую партию России. Вчера этот вопрос обсуждался на оргкомитете и члены оргкомитета единогласно высказались за начало процесса подготовки объединительного съезда двух партий с тем, чтобы действительно те общие и программные позиции, и многие организационные моменты, и хорошие личные контакты, установившиеся как в центре, так и на местах в дальнейшем использовались с максимальной пользой, чтобы создать действительно сильную, демократичную, интеллигентную, конструктивную политическую партию, которая могла бы в ближайшее время реально стать серьезной политической силой. (Аплодисменты.)
Такова принципиальная постановка основных пяти вопросов, на которые хотелось бы получить ответы от каждого выступающего на съезде. Не считая одного не принципиального, но чрезвычайно сложного и болезненного вопроса. Я имею ввиду вопрос о названии нашей партии. Я думаю, что мы с нашего съезда должны уйти с новым названием партии и в этой связи оргкомитет предлагает делегатам
съезда следующую процедуру определения названия партии. Все мы уже хорошо знаем все аргументы за и против тех названий, которые уже предлагались.Поэтому есть такое предложение. Проведено анкетирование. Социологическая комиссия доложит нам результаты этого анкетирования и те названия, которые получат наибольшее число сторонников среди анкетированных поставить на голосование. И соответственно, то название, которое получит большинство голосов присутствующих делегатов, считать новым названием нашей партии. Ибо, я думаю, что разворачивая дискуссию по названию, можно потерять несколько часов, но мы не придем к единому мнению и, совершенно очевидно, что у кого-то останутся преимущества и приоритеты к тому или иному названию партии. Все, большое спасибо.
[Москва, ноябрь 1990г.]
Источник: Бюллетень партийно-политической информации. Издание Независимого центра партийно-политической информации. Москва, 1991, январь, 38 стр., С. 3-11.