Программа действий Республиканской партии Российской Федерации. [Москва, ноябрь, 1990г.]

В условиях стремительно углубляющегося кризиса общества, агонии тоталитарного режима, неспособного обеспечить элементарные условия существования миллионов людей, настоятельной необходимостью становится консолидация всех демократических сил, создание массовой парламентской партии Российской Федерации, объединяющей в своих рядах сторонников радикальной модернизации Российской республики.

На смену перестройке тоталитаризма идет процесс Возрождения в нашем многонациональном отечестве общечеловеческих ценностей и цивилизованных форм общественной жизни.

В этой критической ситуации мы заявляем о создании Республиканской партии Российской федерации.

В основу всех сфер жизни общества надо положить свободу, рассматриваемую как естественное и неотъемлемое состояние человека. Свобода должна стать главным принципом организации экономики, политической системы, духовного развития.

Развитие мирового сообщества выявило полную несостоятельность нынешней общественно-политической и экономической системы нашей страны. После большевистского переворота 1917 года, ликвидировавшего рыночную экономику и демократические институты общества, в результате полной монополизации производства государством произошла концентрация собственности народа в руках нового правящего слоя—партократического чиновничества. Соответственно произошло тотальное отчуждение от собственности всех других социальных групп. Исходя из этого, партия считает своей главнейшей задачей включение в отношения собственности всех основных социальных слоев. Это послужит основой демократизации общества и создаст гарантии социальной защищенности граждан.

Новая партия будет стремиться к восстановлению суверенитета России при уважении суверенитетов входящих в нее республик и достижению гражданского и межнационального согласия в нашей республике. Ради этого мы готовы объединить усилия со всеми демократическими силами, которые исходят из недопустимости гражданской войны, сколь различными ни были бы наши взгляды. Мы убежденные противники тоталитаризма, но выступаем против его насильственного свержения. Мы предлагаем не путь конфронтации, а путь политического диалога, разумных компромиссов, мирной замены старых административно-командных структур новыми рыночными, демократическими отношениями.

Выражая интересы различных социальных групп и, прежде всего, средних слоев населения—квалифицированной части рабочих и крестьян, интеллигенции, цивилизованных предпринимателей и кооператоров, наша партия противостоит, с одной стороны, монополистическому диктату бюрократической элиты, а с другой стороны,—люмпенскому экстремизму. Наша задача—превратить неизбежное столкновение интересов социальных групп из рукопашной в цивилизованную борьбу умов.

I. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ

Партия основывает свою деятельность на приоритете общечеловеческих ценностей над интересами классов и иных социальных групп, ставит своей стратегической задачей реализацию положений и принципов, изложенных во Всеобщей декларации прав человека и других международных актах.

Создаваясь как парламентская партия, наша партия в качестве своей политической задачи видит борьбу за реализацию своих программных целей путем завоевания мандатов на выборах в органы власти всех ступеней в честной борьбе с другими партиями. Она основывается на общедемократических принципах выборности, полной гласности, сменяемости, гарантиях прав меньшинства, включая свободу создания фракций и групп. Она строится на федеративных началах, по территориальному принципу. Это партия-движение, включающая в свой состав, наряду с индивидуальными и коллективными членами, также сторонников, поддерживающих партию в период выборов и других политических акций. Это партия, готовая вступить в добровольный союз с парламентскими партиями близкой ориентации других суверенных республик. Членами новой партии могут быть граждане, придерживающиеся гуманистического и демократического миросозерцания, независимо от философских и религиозных убеждений.

Отстаивая свободное соревнование взглядов и идей, мы отвергаем монополию любой идеологии и подчинение теоретической мысли политическому диктату.

Мы не претендуем на создание единственного и навсегда верного учения, обладающего рецептами на все случаи жизни. Все попытки воплотить в жизнь представления о коммунистическом обществе, создать совершенную модель человеческих отношений, всесторонне развитого человека, осуществляя диктатуру пролетариата, полностью огосударствив средства производства, ликвидировав рыночную экономику и политический плюрализм, привели нас в социальный тупик, породили трагедии миллионов людей и целых народов. В этой связи мы отвергаем как утопическую цель построение коммунистического, как и любого другого искусственно сконструированного общества, оторванного от нужд, противоречий и возможностей реальной жизни.

Основными ценностями демократического общества, на которые опирается наша партия, являются гуманизм, прогресс, свобода, справедливость и социальная защищенность. Они

служат нашими критериями при оценке политической действительности и одновременно ориентирами в деятельности каждого члена партии.

Общество не должно обещать человеку полное иждивение при всех случаях. Оно должно ориентировать его на самообеспечение своих интересов, но дать гарантии защищенности, когда человек не в состоянии решить свои жизненные проблемы. Мы понимаем социальное равенство как равенство возможностей для всех и равенство всех перед законом с полным исключением уравниловки и стремления к недостижимому фактическому равенству всех людей.

Отличительными особенностями нашего подхода к решению конкретных задач являются:

ненасильственный, демократический характер осуществляемых реформ, приоритет здравого смысла над идеологическими схемами.

Наша задача—поиск политических компромиссов для разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов интересов, выражающих глубокую внутреннюю противоречивость основных ценностей демократии: свободы и прогресса с одной стороны, справедливости и солидарности—с другой.

Это является отражением фундаментального противоречия современной цивилизации:

между стремительным движением человечества к новым рубежам науки, культуры, техники, производства и необходимостью социальной защиты тех, кто по тем или иным причинам отстал в этом движении или не хочет принимать в нем участия.

Таким образом партии необходимо постоянно держать в поле своего зрения обе тенденции и решать возникающие проблемы в духе солидарности и гражданского согласия.

II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Цель социально-экономической политики партии—создание предпосылок свободного достойного развития каждого человека на основе эффективной экономики, базирующейся на плюрализме форм собственности, интегрированной в максимально возможной мере в ми ровую экономику.

Социально-экономическая политика партии основана на приоритете рыночных отношений как базовых для эффективного развития экономики при государственном регулировании, обеспечивающем выполнение принципов социальной защиты населения путем реализации социальных и экологических программ, мер правового и экономического воздействия.

Основа экономики—предприниматель, предприятие-производитель, приумножающие свою собственность и тем самым национальное богатство. Основная роль государства в экономике—проведение макроэкономической политики, формирование рыночной инфраструктуры и обеспечение социальной защищенности граждан.

Основная идеология экономической политики—прагматизм.

Основная форма хозяйствования—свободное предпринимательство с различными формами собственности.

Основной регулятор хозяйства—рынок.

Рынок—единственный эффективный механизм, позволяющий достичь естественного сочетания личного экономического интереса каждого человека и общих интересов граждан государства, стать основой для интеграции местных и национальных интересов, позволяющий соединять различные государства и их экономические системы. Только переход к рынку позволит создать основу для добровольного объединения суверенных республик в рамках обновленного Союза.

Выбор рыночной модели развития экономики отнюдь не означает возврата к его устаревшим формам. Тенденции развития человечества ясно указывают на необходимость перехода к экономическим механизмам постиндустриального общества. Исходя из понимания того, что наиболее адекватным современному развитию общества и самого человека являются высокоавтоматизированное производство и творческое участие работника в производственных делах, нужно искать пути и возможности перехода социальных групп, связанных с низко- и среднеквалифицированным трудом, к труду с применением современной передовой технологии, требующему высшей инженерной квалификации.

Переход к рыночным отношениям не может не сопровождаться снижением жизненного уровня отдельных групп населения, поэтому в основу социальной политики должен быть положен принцип социальной защищенности, предусматривающий вознаграждение по результатам труда для занятых в производящих отраслях народного хозяйства и гарантии достойного уровня жизни для нетрудоспособных граждан и лиц с фиксированными доходами.

Социальное равенство признается как равенство возможностей для всех и равенство всех перед законом с полным исключением уравниловки и стремления к недостижимому фактическому равенству людей.

Для перехода к рыночной экономике необходимо:

— обеспечение фактического равноправия различных форм собственности;

— обеспечение экономической независимости товаропроизводителей, свободное ценообразование;

— разработка эффективной государственной антимонопольной политики;

— открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мировых хозяйственных связей;

— создание находящейся под демократическим контролем системы государственных рычагов экономического регулирования.

Переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, процесс относительно длительный,- охватывающий весь период глубинной перестройки народного хозяйства, серьезных изменений в установках и нормах поведения людей.

Вместе с тем время для постепенных преобразований упущено, неэффективность частичных реформ доказана опытом и нашим собственным, и стран Восточной Европы. Нарастание экономического хаоса и недовольства народа, потеря у людей надежды на перемены к лучшему—все это требует безотлагательных, решительных и комплексных мер.

Для достижения этих целей потребуется:

юридически закрепить неприкосновенность, неотчуждаемость собственности граждан и результатов их труда, гарантии прав наследования;

предоставить правовую и экономическую самостоятельность большинству действующих предприятий, оставив в непосредственном подчинении местных, республиканских и союзных государственных органов только ту часть средств производства, которая требует прямого контроля со стороны общества. Республики определяют масштабы и содержание собственности Союза ССР, а также полномочия, добровольно передаваемые ими центральным государственной и исполнительной властям, и закрепляют это в Союзном договоре. Республики получают права на владение частью собственности от автономных и других территориальных структур, входящих в их состав, на основе соответствующих договоров с органами местного самоуправления. Исключительной собственностью республик являются земля и природные ресурсы;

сформировать единое экономическое пространство для деятельности первичных товаропроизводителей, не ограниченное тарифами и квотами, произвольно вводимыми местными и республиканскими органами власти. Должна быть обеспечена свобода перемещения рабочей силы, капиталов, товаров и услуг.

Ликвидировать ныне действующие отраслевые промышленные министерства и Госснаб СССР, систему плановых органов и органов народного контроля.

Создать министерства по основным направлениям экономической жизни, деятельность которых будет направлена на выработку и осуществление государственной политики в этих областях. На этой основе провести решительное разделение функций государственного и хозяйственного управления.

Партия поддерживает концепцию перехода к рынку, принятую российским парламентом. Вместе с тем, считает необходимым, чтобы основная часть приватизируемой собственности, включая и землю, должна быть передана гражданам страны безвозмездно или за символическую плату, с учетом необходимости обеспечения равных стартовых возможностей на социально справедливой основе.

Внутри государственной собственности основным субъектом хозяйственной деятельности является арендное предприятие. Арендодателями в пределах имеющихся у них средств производства могут быть только органы государственной власти. Преобразование государственных предприятий в акционерные или коллективные (народные) необходимо рассматривать как конечную цель внедрения арендных отношений.

Предприятия целиком отвечают за свое положение. В случае разорения имущество предприятий подлежит продаже, а владельцы предприятия могут быть привлечены к судебной ответственности лицами или органами, пострадавшими от банкротства.

Принять антимонопольное законодательство и общегосударственную программу по созданию новых и стимулированию действующих предприятий с целью поддержания необходимого уровня конкуренции. Стимулировать становление и развитие малых и средних предприятий. Партия резко отрицательно относится к наметившейся в настоящее время тенденции к фактическому сохранению ныне действующих административно-хозяйственных ' структур под вывесками концернов, ассоциаций и т.п., срочно создаваемых нынешними союзными отраслевыми министерствами.

Создать рынок ценных бумаг, рынок капиталов.

Развернуть сеть конкурирующих самостоятельных коммерческих банков, разрешить деятельность иностранных банков на территории республики. Госбанк, Госкомстат, Госстандарт и Госкомприрода передаются из ведения Совета Министров СССР в ведение Президента СССР.

За Госбанком СССР закрепляются эмиссионные и резервные функции, проведение единой кредитной и финансовой политики в масштабах государства. Разработать мероприятия по обеспечению конвертируемости рубля, создать валютные биржи. Постепенно перейти к мировым ценам. Ввести единую государственную налоговую политику, в том числе налоги на собственность, наг наследство, на использование земельных угодий, в направлении максимального снижения ставок налога на прибыль и доход. Система налогообложения предприятий не должна носить фискального характера. Величина единой налоговой ставки должна стимулировать субъекты хозяйственной деятельности к эффективному предпринимательству, какие-либо ограничения на доход и прибыль недопустимы. Установить запрет на разглашение данных о доходах граждан. Создать государственную систему налоговой инспекции. Реорганизовать и передать нынешние ОБХСС в эту систему.

Коренным образом изменить претензионные правила, установить порядок, при котором срыв договорных обязательств по срокам, объему и качеству проведения работ влечет возложение на виновного основной части упущенной выгоды и издержек, понесенных пострадавшей стороной. Расширить номенклатуру дел, находящихся в ведении арбитража.

Сформировать в пределах соответствующих бюджетов общесоюзные и региональные программы, привлечь к их выполнению на конкурсной основе предприятия. Указанные программы принимаются для обеспечения оборонных нужд, проведения фундаментальных научных исследований, развития государственной системы социального обеспечения, образования и культуры, общегосударственных программ экологической безопасности и стимулирования конкурентоспособности предприятий, осваивающих новейшие технологии, и, прежде всего, технологии, обеспечивающие глубокую и комплексную переработку сырьевых ресурсов.

Обеспечить открытость экономики для иностранных капиталовложений, стимулировать развитие совместных предприятий. Деидеологизировать внешнеэкономические отношения, основным принципом деятельности в этой сфере должна стать экономическая целесообразность. Предоставить всем хозяйствующим субъектам равные права экспорта и импорта при унифицированных пошлинах, предоставить льготы в налогообложении и привилегированное кредитование предприятиям, выпускающим конкурентоспособную на мировом рынке - высокотехнологичную продукцию.

Осуществить за счет государства поддержку прорыва на мировой рынок созданных в стране высоких технологий, направить советских специалистов на работу и обучение в зарубежные фирмы. Переориентировать государственные расходы конвертируемой валюты .с закупок товаров и сырья на оплату зарубежных специалистов, привлекаемых для консультаций и для работы на отечественных предприятиях, а также для кредитования лицензионных закупок для внедрения на внутреннем рынке.

Резко сократить расходы государственного бюджета по всем возможным направлениям. Целесообразно сократить затраты на вооружение, ограничить средства на государственные инвестиции, уменьшить затраты на управление. Создать рынки товаров, недвижимости, жилья.

Сделать всю информацию, получаемую Госкомстатом, и результаты ее систематизации и обобщения общенародным достоянием. Искажение информации или ее укрытие (за исключением информации имеющей в соответствии с законом ограниченное распространение) недопустимо. Снять все ограничения на открытость экономической информации, развивать аудиторские фирмы.

Создать независимые от исполнительной власти патентную, экологическую службы, органы, устанавливающие в интересах потребителя общесоюзные и внедряющие международные стандарты, отвечающие за сертификацию продукции.

Принципиальная особенность рынка, существенно облегчающая становление присущих ему структур, состоит в том, что они складываются естественно, эффективно используя инициативу каждого человека. Это позволяет отказаться от детального планирования, в этом залог успеха программы перехода к рыночной экономике.

Основными ориентирами социальной политики являются:

— создание предпосылок для роста доходов населения и уравнивание стартовых возможностей граждан при переходе к рыночной экономике. Состоятельность граждан—залог богатства и политической стабильности государства, их нищета—источник нестабильности и социальных взрывов;

— создание системы социальных гарантий;

— создание эффективной системы образования и обеспечения здоровья граждан;

обеспечение оптимальных жилищных условий;

— обеспечение экологической безопасности.

Для достижения этих целей необходимо:

принять закон о правах трудовых коллективов, обеспечивающий право лиц наемного труда на справедливую оплату и равные социальные гарантии, привести КЗОТ в соответствие с нормами, обеспечивающими эффективное ведение рыночного хозяйства;

законодательно закрепить права граждан на гарантированный минимум почасовой оплаты для- всех видов производств при любых формах собственности и минимум выплат социально незащищенным категориям граждан (детям, студентам, инвалидам, престарелым), учитывающий изменение индекса цен;

привязать размеры всех видов фиксированных доходов и социальных выплат к среднему уровню доходов. Перераспределить государственные дотации от производителя к потребителю;

выработать комплекс мер по усилению социальной защищенности военнослужащих вообще и офицерского корпуса в частности.

Необходимо добиться прежде всего такого положения, чтобы слои трудящихся, которые могут влиять на рост национального дохода, были прежде всего заинтересованы в осуществлении предлагаемых реформ.

Для роста их зарплаты необходимо отказаться от урезывания ее за счет огромных принудительных отчислений в различные общественные фонды, средства которых сейчас используются анонимно и перераспределяются в пользу привилегированных слоев населения. Все отчисления в социальные фонды должны быть дифференцированы и персонифицированы. Каждый трудящийся должен иметь свой счет в социальном фонде, иметь возможность пополнить его по собственному желанию и пользоваться поддержкой фондов, пропорциональной размеру вклада на своих счетах. Государство должно перестать изымать у трудящихся деньги и тратить их в соответствии со своими представлениями о том, что этим людям нужно. Право распределения этих средств должно принадлежать каждому работающему.

В связи с развитием рыночных отношений, законодательным путем и через создание новых общественных структур необходимо обеспечить социальную защищенность предпринимателя—катализатора технического прогресса, рискующего своим капиталом.

Сформировать государственные программы трудоустройства и переквалификации граждан, задетых структурной перестройкой экономики, включающие:

— создание государственных и профсоюзных фондов финансирования переподготовки высвобождаемых работников, выплат пособий временно и вынужденно неработающим гражданам на период переподготовки и повышения квалификации в размере не менее 70% прежнего заработка;

— развитие новых форм обучения и переподготовки высвобождаемых работников, в том числе за счет переориентации некоторых учебных заведений;

— создание новых рабочих мест, стимулирование налоговыми льготами предприятий, создающих рабочие места для инвалидов, одиноких матерей, выпускников средних школ, ПТУ, вузов;

— создание предпосылок для увеличения доходов малообеспеченных категорий трудящихся путем переквалификации, установления льгот для приобретения земли и т.п.

Создать общегосударственную систему страхования по болезни, обеспечивающую частичную оплату стоимости лечения от легких болезней и полную оплату лечения тяжелых, инфекционных и хронических заболеваний, травматизма. Освобождению от выплаты страховых взносов подлежат дети, пенсионеры, инвалиды. Привлечь в страховые фонды (наряду со взносами граждан), отчисления предприятий путем установления налоговых льгот. Установить обязательную оплату предприятиями счетов за лечение своих сотрудников в случаях возникновения профессиональных заболеваний и производственного травматизма по вине предприятия.

Перевести на полную самоокупаемость все лечебные учреждения.

Принять меры, экономически поощряющие ведение здорового обра~за жизни. Стимулировать создание на коммерческой основе физкультурно-оздоровительных центров.

Реорганизовать АМН СССР, придать ей высшие экспертные функции при конкурсном распределении государственного финансирования медицинских программ и научных разработок.

Сформировать государственную программу строительства жилья. Жилье должно быть полностью платным, свободным для перераспределения, со снятием всех ограничений на прописку. Необходимо установить и законодательно закрепить уровень обеспечения, при котором приобретение жилья финансируется из бюджета. Стимулировать привлечение капиталовложений от населения, приобретающего жилье сверх установленного минимума на правах аренды или частной собственности. Стимулировать на республиканском и региональном уровнях деятельность строительных предприятий, в том числе кооперативных. Обеспечить свободную продажу стройматериалов как предприятиям, так и частным лицам.

Создать наряду с государственными общественные фонды социальных гарантий. Установить гласный контроль за их расходованием. Освобождать от налогов суммы, перечисленные в эти фонды.

Ликвидировать всю систему привилегий. Все поощрения государственными органами должны проводиться гласно и исключительно в денежной форме.

Постоянно внедрять меры, позволяющие женщине при ее желании в конечном счете оставаться в семье и заниматься уходом и воспитанием детей от рождения и, по крайней мере, до окончания ими начальной школы.

Запретить в соответствии с международными конвенциями использование труда женщин на вредных производствах, свести к минимуму женский труд в ночное время.

Создать государственный пенсионный страховой фонд. Сохранять за работающими пенсионерами полную пенсию.

III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Центральным вопросом политической жизни страны является вопрос о власти. На пути проводимых за последние пять лет преобразований встал непреодолимый барьер: монополия партийно-государственного аппарата на власть, а следовательно, и собственность, идеологию, информацию. Поэтому основной целью радикальной политической реформы, и одновременно, важнейшим условием и средством проведения всех других преобразований, является демонтаж тоталитарной системы власти и переход к парламентскому, многопартийному, правовому государству.

Для достижения этой цели необходимо дать принципиальную оценку совершенных в прошлом ошибок и преступлений, а их инициаторов и исполнителей привлечь к персональной ответственности.

Государство должно служить человеку, обеспечивать его права, свободу, социальную защищенность. Демократически сформированные государственные учреждения должны стать главным механизмом согласования интересов. Общественные и политические организации на равноправной основе участвуют в диалоге и политическом соревновании в демократических формах, в пределах, определенных Конституцией. Необходимо принятие в РСФСР закона о политических партиях, отражающего тенденции развития демократического движения в стране.

Должно быть реализовано разделение и сбалансированность власти с обеспечением полноты законодательной власти Советов, подчиненных им органов исполнительной власти и независимого суда, действующего на основе Закона.

Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР продемонстрировали свою недееспособность. Постоянно множатся неразрешимые в рамках сложившейся политической ситуации разногласия между союзными и республиканскими законодательными и исполнительными органами.

Поэтому мы считаем необходимым:

— прекращение полномочий народных депутатов СССР;

— замену Союзного правительства на межреспубликанский комитет, члены которого делегируются непосредственно республиками;

— превращение на период до подписания Союзного Договора Совета Федерации в основной орган урегулирования отношений между республиками и повышение его статуса предоставлением права вето на Указы Президента СССР, а каждому члену Совета Федерации права вето на решения Совета;

— замену Конституции СССР Союзным Договором.

Мы выступаем за конституционно-гарантированный политический плюрализм и многопартийную систему, отвергая закрепление в законах монопольного положения и привилегий в обществе какой-либо партии. Место и роль в обществе партий и общественных организаций определяются их авторитетом и поддержкой в народе. Главный показатель силы партии—мандаты, полученные на демократических выборах.

Мы считаем, что организации политических партий не могут создаваться в органах государственной власти и управления, на государственных предприятиях, в государственных средствах массовой информации, в учебно-воспитательных заведениях, в Вооруженных Силах, МВД, КГБ и других правоохранительных органах. Недопустимо непосредственное вмешательство политических партий в процессы управления, в организацию и руководство производством, в деятельность научных и учебных заведений, учреждений культуры и искусства.

Указание в официальных документах партийной принадлежности недопустимо, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин.

Мы выступаем за приведение законодательства РСФСР в соответствие с Декларацией прав человека ООН и другими международными соглашениями по правам, за радикальное возрастание роли народа в разработке, обсуждении и принятии законов. Необходимо принять Конституцию РСФСР на всенародном референдуме.

Все граждане без какого бы то ни было исключения должны быть равноправны и ответственны перед законом.

Необходимо гарантировать гражданам страны безусловное право объединяться в партии, организации и союзы; установить для общественных организаций заявительный, а не разрешительный порядок регистрации. Преследованию в судебном порядке подлежат лишь те из них, которые призывают или потворствуют насилию, проповедуют идеи расовой, национальной, религиозной, социальной исключительности и вражды. Должна быть гарантирована свобода выражения организованного мнения в обществе.

Важнейшей задачей является переход от разрешенной гласности к действительной свободе слова и распространения информации. Для этого необходимо незамедлительное принятие демократических законов о печати и информации, предусматривающих предоставление права бесцензурной издательской деятельности общественным организациям, политическим партиям и частным лицам, разделение собственности на средства массовой информации и информационную техническую базу между Советами и монополизировавшими ее органами КПСС.

Для обеспечения реальной свободы совести предлагаем распространить на религиозные общины права общественных организаций со статусом юридического лица, вернуть храмы верующим, сделать доступным для всех желающих получение религиозного воспитания и образования.

Провести разделение центральной и местной власти, обеспечив органам местного самоуправления самостоятельность в решении проблем, касающихся жизни подведомственного им региона и перейти на муниципальную форму местного самоуправления.

Мы выступаем за передачу части имущества КПСС, незаконно ею присвоенной, в распоряжение Советов народных депутатов. Мы считаем недопустимым укрытие собственности КПСС от контроля Советов путем инвестирования и реинвестирования основных фондов и финансовых средств, находящихся под ее контролем, в банки и предприятия, в том числе создаваемые с участием иностранного капитала.

IV. РЕФОРМА НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

.Все народы СССР оказались жертвами системы тотального разрушения личности, природы, культуры. Необходимо с величайшим тактом и пониманием отнестись к росту национального самосознания народов, их стремлению к самоопределению, вплоть до государственного отделения. Всем необходимо понять, что на пути к новому демократическому дому каждой республике предстоит пройти некоторый период обособления. Остановить этот процесс, сохраняя приверженность демократии и праву нельзя, его можно лишь ввести в цивилизованные рамки. Лучше иметь друзей-соседей вне государственной границы, чем народы-враги внутри единого и неделимого государства.

Исходя из данных реалий мы полагаем, что основополагающими принципами взаимоотношений между народами являются право наций на самоопределение и суверенитет, а также их равноправие независимо от численности.

Мы исходим из принципа неделимости и неотчуждаемости от нации ее национального суверенитета, из невозможности существования свободных наций с добровольно ограниченным суверенитетом.

Экономические и политические интересы народов России, ее географическое положение диктует необходимость заключения экономического и военно-политического союза с другими суверенными государствами, бывшими республиками Союза ССР. Мы видим этот союз как содружество суверенных государств, которые делегируют координационному центральному органу определенные исполнительные функции для решения общих задач.

В Российской федерации объединяются на федеративной основе национально-территориальные и региональные образования. Все они входят в Российскую Федерацию на основе равноправия, самоопределения и свободного выбора путей и способов социально-экономического, политикоправового и национально-культурного развития.

Следует предложить народам всех республик провести референдумы для самоопределения и решения вопроса об участии в республиканском и союзном договорах.

Языки народов, давших наименование республикам, в их пределах получают статус государственных. Русский язык получает статус государственного на всей территории РСФСР и одновременно является языком межгосударственного общения.

Для народов и национальных групп, проживающих вне своих национально-государственных образований, или не имеющих таковых, должны быть предоставлены возможности для национально-культурной автономии.

Обеспечить восстановление прав репрессированных народов, способствовать их возвращению на родину и самоопределению.

Создать завершенную систему органов государственной власти и общественных институтов России, предоставив автономным образованиям тот объем прав, который они сами определят для себя.

Мы призываем к сотрудничеству всех народов, осуждая любого рода шовинизм, пропаганду и практику национальной нетерпимости и дискриминации как в прошлом, так и в наши дни. Мы требуем, чтобы государство уважало и защищало национальное достоинство граждан. Считаем недопустимым указание в официальных документах национальности гражданина, как создающее предпосылки для его политической или экономической дискриминации. Мы строго дифференцированно относимся к национально-демократическим и национал-сепаратистским движениям, поддерживая первые и разоблачая консервативную сущность последних.

Мы будем настаивать на реализации самых срочных и всеобъемлющих мер, направленных на защиту жизни, имущества и гражданских прав представителей народов России, проживающих вне ее территории, прежде всего, в зонах межнациональных конфликтов, или уже оказавшихся в положении беженцев, на полной компенсации понесенных ими потерь.

V. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Культура—одна из основных сил формирования общества и поддержания его единства. Свободное духовное развитие человека, его приобщение к благам культуры (художественной, политической, бытовой)—один из основных наших приоритетов.

Целью предлагаемых реформ общества является создание условий для формирования свободной, творческой и нравственной личности, развитие семейной, правовой, профессиональной и экологической культуры.

В обществе должна быть реализована истинная свобода мысли, совести, творчества, недопустимы приоритет или монопольное положение в обществе одного мировоззрения и идеологии, политизация культурной жизни. Мы решительно осуждаем любые попытки регламентировать свободу творчества, реанимировать как сталинскую догму социалистического реализма, так и ленинскую догму партийности, насильственно навязанные литературе и искусству, оторвавшие их от общечеловеческих ценностей мировой культуры.

Необходима замена управления сферой культуры на создание институтов ее поддержки на основе признания полного культурного суверенитета народов, разработка основ законодательства о культурной деятельности, включающих в себя: защиту творческой свободы деятелей культуры и коллективов, повышение уровня их авторских прав, присоединение к Венской и Бернской конвенциям и приведение законодательства в соответствие с ними.

Мы считаем, что наука, культура и образование не могут развиваться только на основе самофинансирования. В самое ближайшее время должны быть увеличены ассигнования на их нужды, работники культуры и искусства, книгоиздания должны быть материально обеспечены на уровне квалифицированных специалистов в отраслях материального производства. Сфера культуры должна стать областью льготного налогообложения.

Государство должно взять на себя бремя финансирования программ эстетического воспитания, художественного и музыкального образования детей и молодежи.

Национальные ценности, музейные объекты, книги, документы, архивы являются общенародным достоянием. Для сбережения культурного наследия необходимо принятие закона о культурном (в том числе художественном) наследии, закрепляющем приоритет государства во владении памятниками культуры. Этот приоритет, в частности, должен реализовываться через закон о налоге на наследство. Мы за восстановление, сохранение и развитие национальных культур народов Российской Федерации.

Должна быть предоставлена полная свобода творческого поиска, создания и деятельности творческих союзов, ассоциаций, объединений, товариществ, фондов культуры, благотворительных фондов в соответствии с потребностями граждан страны. Первейший долг творческих союзов—защита профессиональных интересов, прав и свобод своих членов.

Мы хотим, чтобы культура была доступна всем. Мы поддерживаем многообразие выразительных форм в рамках творческих групп и культурных проектов. Мы с серьезностью относимся к популярному искусству и к высококачественным развлекательным программам. Мы считаем, что в государственной поддержке нуждаются труднодоступные формы искусства, в том числе классические и авангардные. Мы не стремимся к унификации культуры, а воспринимаем многообразие различных ее форм как залог обогащения всей нашей культурной жизни.

Мы выступаем за широкое введение в систему образования принципа выбора и ее деидеологизацию.

Образование должно быть доступно для всех. Учащимся и студентам, успешно осваивающим программу обучения, нужно оказывать такую материальную поддержку, чтобы они могли самостоятельно выбирать свою будущую профессию, независимо от доходов их родителей. В то же время, должен быть обеспечен высокий уровень конкурсности и жесткий отсев неуспевающих на всех этапах бесплатного обучения с одновременным развертыванием системы платного образования и переподготовки.

Мы настаиваем на более активном участии в управлении учебными заведениями со стороны родителей и учащихся, в том числе в вопросах выбора типа учебного заведения, а также большей педагогической свободы. Государство должно выработать такую концепцию образования, которая могла бы наполняться различным содержанием, согласно волеизъявлению на местах, при соблюдении общей тенденции повышения общеобразовательного, и прежде всего гуманитарного, уровня населения. Необходимо создание негосударственных учебных заведений на всех уровнях образования и воспитания.

Необходимо изменить структуру и содержание преподавания в школах, ПТУ, техникумах и технических ВУЗах гуманитарных дисциплин. Необходимо формировать у будущих граждан страны понимание того, что высокий уровень гуманитарной культуры необходим для становления престижа личности, обеспечивающего не только духовные, но и материальные перспективы.

Мы выступаем за широкую автономию и самоуправление университетов и других высших учебных заведений страны на основе их собственных уставов. В интересах совершенствования учебного процесса признать за ними право самостоятельно вступать в договорные отношения, обмениваться опытом с любыми отечественными и зарубежными предприятиями, учреждениями и общественными организациями.

Считаем целесообразным реорганизовать АН СССР в Российскую академию наук, с переводом действительных членов и членов-корреспондентов АН СССР, представляющих союзные республики в академии наук соответствующих союзных республик или предоставление им статуса почетных членов.

Неотъемлемое условие духовного прогресса общества—развитая научная и культурная инфраструктура, неограниченный доступ ученого, деятеля литературы и искусства к любой информации. Специальное хранение следует строго ограничить законом.

Недопустим монополизм отдельных научных школ и направлений.

Толчком к интенсификации прикладных научных исследований должно стать введение конкурсности в финансировании НИР и ОКР. Необходимо всячески стимулировать развитие конкуренции в этой сфере, поощрять развитие малых научных и инженерных предприятий, в том числе и действующих ограниченный срок, в течение которого реализуется конкретный проект.

VI. ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ И ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Глубокий кризис охватил и сферу обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны. В связи с ее неблагополучным состоянием и изменением политической обстановки в стране интересы граждан требуют радикальной военной реформы, реформы органов, обеспечивающих внутреннею безопасность страны.

Цель политической реформы структур, обеспечивающих обороноспособность и внутреннюю безопасность страны—превратить их из инструмента политики КПСС в инструмент политики государства. Политорганы должны быть упразднены. Политработникам обеспечить возможность пройти переподготовку, чтобы найти свое новое место в ВС, МВД, КГБ или покинуть их с необходимыми социальными гарантиями.

Необходимо создать в этой сфере структуры, отвечающие за работу с личным составом и имеющие конкретные функции: пропаганда политики государства и воспитание, юридическая защита, включение в процесс принятия решений на основе социологических методов, психологическую помощь военнослужащим. Образовать органы социальной защиты военнослужащих. Изъять из руководящих документов ВС указания следовать решениям органов каких-либо партий, включая требования партийности обучения и воспитания в подготовке военных специалистов. Перестроить кадровые органы ВС, исключив влияние на них партийных органов.

Многопартийность, которая складывается в стране, не должна превратить ВС, МВД, КГБ, правоохранительные органы в арену борьбы партий за свое влияние. В этой связи необходимы прекращение деятельности парторганизаций и законодательный запрет политических организаций в этой сфере.

Цель военной реформы и реформы органов внутренней безопасности страны—обеспечение в современных условиях достаточной обороноспособности и внутренней безопасности страны с разумными расходами ресурсов и гарантией прав человека в этой сфере. Принимая за основу оборонительную доктрину и принцип разумной достаточности, партия предлагает следующее:

— четкое законодательное определение функций и системы контроля деятельности ВС, МВД, КГБ, исключающее применение ВС для насильственных действий внутри страны;

— отказ от всеобщей воинской обязанности в мирное время, поэтапный переход к наемной профессиональной армии, комплектуемой на добровольной основе с учетом уровня экономического развития страны и степени укрепления демократических механизмов в обществе. Сокращение численности ВС, и прежде всего сухопутных войск, при постоянном внимании к обеспечению паритета с армиями великих держав путем совершенствования качественных характеристик вооружения и военной техники. Организация подготовки резерва ВС также на добровольной основе. Дополнительным источником финансирования этой программы могут стать рабочие руки, возвращенные из Вооруженных Сил в народное хозяйство, а также введение альтернативной государственной службы призывников;

— радикальный пересмотр численности и структуры правоохранительных органов, в частности, ликвидация КГБ и создание с использованием неопорочивших себя борьбой с инакомыслием нынешних кадров ряда независимых и контролируемых законодательной властью ведомств, осуществляющих функции разведки, контрразведки, охраны государственной границы; создание единого Следственного комитета и концентрация в нем нынешних следственных служб МВД, КГБ и Прокуратуры; прекращение контроля “особых отделов” КГБ за “чистотой рядов” ВС, МВД и реорганизация (образование) в ВС органов контрразведки;

— решение социальных проблем военнослужащих, особенно той их части, которая должна будет сменить профессию, место жительства и образ жизни, - демонополизацию исследований, разработки и производства оружия, военной техники и средств обеспечения, придание конкурсного характера финансированию этих программ;

— научно обоснованную конверсию оборонной промышленности с предоставлением права выбора видов выпускаемой продукции народнохозяйетвенного назначения самим предприятиям оборонного комплекса с учетом освоенных ими технологий и уровня квалификации кадров и постепенным сокращением объемов госзаказов на разработку и производство вооружений, военной техники и средств обеспечения;

— оптимизацию финансовых отношений военных органов и .промышленности по схеме “покупатель—продавец” в интересах качества военной продукции. Необходимо обеспечить участие в разработке концепции и .программы реформ в этой сфере всех специалистов, имеющих предложения. Принятие порядка утверждения бюджетных расходов по всем крупным программам непосредственно парламентскими комиссиями.

VII. КАЧЕСТВО ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Мы выступаем за реализацию неотъемлемого права человека на чистую среду обитания, обеспечивающую здоровье, духовное развитие и психологический комфорт.

Для этого мы предлагаем;

повысить удельный вес финансирования мероприятий по охране окружающей среды за счет доходов предприятий, применяющих технологии, пагубно воздействующие на окружающую среду и здоровье человека. Кардинально изменить цели производства, выдвинув на первый плати задачу выживания и длительного развития человеческого общества;

наделить органы местного самоуправления реальными правами и экономическими рычагами воздействия на характер хозяйственного освоения и использования территорий. Для этого ввести платежи за использование всех видов природных ресурсов, установив законодательный порядок рационального использования невозобновляемых и неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов подвластной территории;

проводить обязательную экологическую экспертизу всех проектов строительства и реконструкции, концепций развития народного хозяйства и отдельных регионов. Провести экологические экспертизы программ мелиорации, химизации сельского хозяйства, развития химической и микробиологической промышленности, энергетической программы;

провести экологическую паспортизацию действующих предприятий, в ходе которой определить экологическую опасность используемых технологий и разработать конкретные предложения по их замене на экологически безопасные;

возмещение ущерба, наносимого природе деятельностью предприятий, организаций и лиц, распространить и на ущерб, наносимый здоровью граждан;

разработать государственные программы помощи регионам, оказавшимся в состоянии экологического бедствия (Чернобыль, Арал, Байкал и др.);

обеспечить общедоступность и достоверность всей информации о состоянии окружающей среды, об отдельных видах загрязнений;

создать единую систему экологического воспитания и образования;

ввести в практику референдумы по важнейшим экологическим проблемам.

Мы готовы всемерно поддерживать общественное экологическое движение, сотрудничать на равноправных основах с партией “зеленых”.

VIII. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Стратегической целью молодежной политики является создание возможностей для молодого человека получить образование, профессию, работу, достичь цивилизованного уровня материального благосостояния, обзавестись собственностью, т.е. условий, позволяющих молодому человеку обрести самостоятельность и независимость в обществе.

Основными целями молодежной политики партии являются:

— создание равных стартовых возможностей для каждого молодого человека;

— уравнивание возможностей молодежи с возможностями других социальных групп;

— содействие молодежной инициативе и предприимчивости.

Партия строит свои отношения со всеми молодежными организациями и движениями на основе равноправного партнерства.

В условиях перехода страны к рыночным отношениям мы считаем необходимым предпринять усилия в следующих направлениях:

— обеспечение занятости молодежи через систему мер, направленных на поддержку молодежного предпринимательства, развитию различных форм получения образования, предоставление молодежи возможностей заработать на приемлемых для нее условиях;

—' введение гражданской службы как альтернативы воинской службе;

— поддержка создания независимых объединений учащихся, студентов и других групп молодежи;

• — создание условий для проведения свободного времени молодежи посредством поддержки самоуправляемых молодежных клубов, кафе, спортивных, музыкальных, политических и иных центров, создаваемых по инициативе и при участии партии;

— обеспечение социальной защищенности молодежи с фиксированным уровнем доходов (работники нерыночного сектора экономики, студенты, инвалиды) прежде всего за счет кредитования, льготного налогообложения, через натурально-вещные формы;

Не претендуя на исключительные позиции в организации политической активности молодежи, мы будем содействовать политическому самоопределению нового поколения путем всяческой поддержки формирования и деятельности демократических молодежных организаций и движений. Мы выступаем за создание молодежной фракции партии, как составной части Движения “Демократическая молодежь России”.

IX. ПРИОРИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ

Возникновение глобальных экономических, этнических, экологических проблем, расширение круга государств, располагающих различными видами оружия массового поражения, поставили человечество в целом и наше государство в частности перед необходимостью коренного пересмотра подходов к внешнеполитической деятельности на основе общечеловеческих ценностей, поисков исторических компромиссов, активного участия в мировых интеграционных процессах.

Прежде всего необходимо предпринять усилия для полноправного вхождения России в политическую систему мира. Для реализации этого возможен как путь непосредственного овладения Россией механизмами внешнеполитической деятельности, так и добровольное ее согласие, закрепленное в Союзном Договоре, на представительство ее интересов Союзным внешнеполитическим ведомством. Нужно привести республиканское законодательство в соответствие с общепринятыми нормами международного права. Приоритет нужно отдать обеспечению прав личности, в частности максимально упростив вопросы въезда и выезда из страны, сделать невозможным присвоение какими-либо государственными органами права лишения гражданства, развивать консульские отношения.

Отношения со странами мирового сообщества должны быть полностью деидеологизированы. Необходимо установить нормальные дипломатические отношения со всеми странами. Ограничения на установление или поддержание дипломатических отношений могут быть установлены на взаимоотношения только с теми режимами, которые проводят политику, нарушающую права человека как внутри страны, так и на международной арене. Основами прочных и долговременных отношений между странами должны быть взаимные экономические и экологические интересы, интересы поддержания мира, всестороннее развитие гуманитарных связей.

Необходимо принять в качестве магистрального направления постепенный отказ от военно-политических блоков в пользу создания региональных и глобальных систем коллективной безопасности. В качестве инструментов этого процесса могут быть избраны Хельсинский процесс и расширение функций и укрепление механизмов деятельности ООН.

Возвращение и включение страны в современную систему мирохозяйственных связей невозможно без крупных внешнеполитических инициатив. Необходимо всемерно интенсифицировать процесс вхождения страны в ГАТТ, МВФ и МБРР, выработав механизмы, обеспечивающие выполнение требований, предъявляемых указанными международными организациями к странам-участникам. В целях эффективного привлечения зарубежного капитала для технологического обновления хозяйства России, использования зарубежных специалистов по организации труда, роста производства и повышения качества продукции необходимо заключение межправительственных соглашений, гарантирующих безопасность вложения капиталов и регламентирующих их оборот и вывоз.

Для создания новых и укрепления существующих гуманитарных контактов между народами нужно последовательно переходить от контактов только между соответствующими организациями к обеспечению возможностей непосредственного общения между гражданами. Для этого необходимо стимулировать развитие туризма, создавая ему определенные финансовые льготы и используя централизованные капитальные вложения.

Глобальные экологические деформации биосферы перевели проблемы охраны окружающей среды и вредных воздействий новых технологий на здоровье людей из научной и медицинской сферы в область международной политики. Участие России в выработке и принятии насущно необходимых международных соглашений должно быть синхронизировано с выработкой нового внутригосударственного экологического законодательства и созданием сильных экономических стимулов для технологической реорганизации производств с учетом требований экологической безопасности.

Необходимо всемерно поддерживать все усилия, направленные на интеграцию правоохранительных органов России в систему международных связей между правоохранительными органами различных стран. Прежде всего должны быть достигнуты соответствующие межправительственные соглашения по проблемам борьбы с терроризмом и международной наркомафией.

Снижению уровня международной напряженности должны послужить шаги к договорному ограничению на многосторонней основе торговли оружием.

X. ТАКТИКА ПАРТИИ

Главная тактическая задача партии парламентского типа—разработка и выдвижение перед выборами принципиальных программ развития и завоевание на этой основе поддержки избирателей. Но процесс разработки, обновления, конкретизации республиканской и местных программ непрерывен, как и функция систематической интеллектуальной и организационной поддержки парламентских фракций партии.

Структуры партии тесно взаимодействуют с парламентскими фракциями как в интересах законодательной активности (инициативы, экспертизы проектов), так и для осуществления конкретных акций и мероприятий. Для координации действий парламентских фракций в Советах различных уровней создается Парламентский клуб.

В наших самобытных условиях мы можем рассчитывать на успех только как партия действий. В этой связи важнейшей задачей координирующих органов партии является организация интеллектуальной деятельности, которая призвана опираться на весь потенциал членов партии и ее сторонников.

Необходимо организовать сбор, систематизацию и экспертизу различных предложений и инициатив, автономную социологическую службу, правовую службу, постоянно и временно действующие аналитические центры и творческие группы ученых и специалистов как в центре, так и на местах. Здесь приветствуется каждая инициатива, формируется интеллектуальная копилка партии, налаживается постоянный обмен интеллектуальными и' управленческими продуктами.

Из своих доходов и за счет пожертвований партия создает фонд “Интеллект” (он образуется при всех структурах партии), из которого финансируется деятельность исследовательских центров и специальных проектов различного назначения. Аналитические службы партии активно взаимодействуют с официальными научными учреждениями и самодеятельными образованиями, со всеми учеными и специалистами, кто готов работать в интересах возрождения России. Такой подход способствует как обеспечению научной глубины разработок, так и сохранению независимости и объективности научной мысли.

Но интенсивная интеллектуальная деятельность партии—не самоцель.

Мы—партия социальных инициатив. А это означает, что все структуры партии выступают инициаторами мероприятий и акций, направленных на улучшение условий и качества жизни и труда людей в селе, поселке, микрорайоне, городе, области, республике.

Диапазон таких инициатив охватывает все, что затрагивает интересы человека, определяет его социальное самочувствие: жилье, благоустройство, условия труда, правовая защита, образование, здоровье, экология и т.п.

Партия действует при этом на основе убедительных интеллектуальных и управленческих проработок, организует реализацию своих инициатив, опираясь на активность и заинтересованность людей.

В центре нашей деятельности—интересы и достоинство человека, достойные условия его жизни. Партия активно участвует в акциях благотворительности и милосердия. Основной формой пропаганды инициатив партии и установления устойчивых обратных связей с населением должны стать организованные по инициативе партии дискуссионные клубы.

Мы—партия прогресса и реформ, направленных на раскрепощение экономической деятельности и социальной активности людей.

Партия выполняет функцию политического обслуживания предпринимательства, новых форм хозяйственной жизни, формирование рыночной инфраструктуры в принципе.

Поддержка индивидуальной и коллективной деловой активности всеми законными методами—основополагающая задача всех партийных структур.

Партия содействует деятельности инновационных фондов и созданию новых, в том числе и в интересах решения региональных проблем. Активно участвует в развитии “малой экономики”, кооперации, коммерческих банков (в том числе и своими активами), их различных ассоциаций, финансово-акционерных и других обществ и объединений, деятельность которых укрепляет позиции свободного труда, разрушает монополизм в экономике, ведет к многоукладности.

. Взаимодействие с деловыми кругами партия осуществляет через Российский деловой клуб, созданный по инициативе партии. Клуб формируется на непартийной основе. Основными его задачами являются:—аккумуляция деловых инициатив и программных предложений;—информационное обслуживание парламентских фракций партии по экономическим проблемам;—поддержка экономических проектов предпринимателей с использованием депутатского корпуса партии.

Учитывая значение для прогресса уровня образования и квалификации людей, партия поддерживает и выступает инициатором различных учебных программ, направленных на их повышение. Создает учебные и учебно-консультационные центры, ориентированные на новые формы хозяйственной деятельности, на освоение и передачу появляющегося опыта в этих областях.

Мы—партия демократии. Решительно поддерживая демократические преобразования, добиваясь их необратимости, партия видит для себя приоритет в развитии различных форм самоуправления: и по месту жительства, и по месту работы. Особое значение для структур партии имеет сотрудничество с организациями избирателей, участие в их создании там, где они еще не образованы.

Находясь в оппозиции к КПСС, КП РСФСР, ОФТ и другим неоконсервативным организациям, партия готова к тесному сотрудничеству с СДПР, ДПР и другими демократическими партиями и движениями конструктивной направленности. Новая парламентская партия является коллективным членом народного движения “Демократическая Россия”.

Демократическое и профсоюзное движения нерасторжимы. Мы поддерживаем создание свободных и независимых профсоюзов, реально отстаивающих интересы трудящихся, выступающие защитником работников на рынке труда, приветствуем становление и развитие рабочего движения. Партия поддерживает инициативы независимых профсоюзов в органах государственной власти через свои фракции, участвует в проведении “круглых столов”, дискуссий, дней и недель профсоюзных действий, других профсоюзных акциях, не исключая и забастовку как крайнее средство защиты социально-экономических интересов трудящихся. Взаимодействие партии с профсоюзными, рабочими, молодежными и другими общественными формированиями должно основываться на принципах взаимного уважения интересов, независимости. Мы считаем недопустимым подчинение этих объединений политическому и идеологическому диктату.

Мы—партия свободы слова и информации. Демократия без свободы слова и информационной открытости общества невозможны. Их утверждению партия всячески содействует. С этой целью, в частности, ее структуры распространяют демократические издания и объективную информацию, широко взаимодействуют с независимыми исследовательскими и издательскими центрами. Создают собственные периодические издания, проводят различные информационно-пропагандистские акции.

Партия стремится создать свою информационную структуру.

Мы—партия возрождения духовности, нравственности и исторического сознания. Это декларируют сейчас все. Мы за конкретные действия. И исходим из того, что культура вне конкретной человеческой общности, вне национального типа не жизнеспособна, не развивается. Поэтому важно в нашей деятельности сочетать предельно конкретные, ориентированные на определенную человеческую среду духовно-нравственные акции, с общереспубликанскими программами, с защитой свободы художественного поиска, права на существование различных школ и направлений в культуре.

Принимая программу действий, мы ставим задачу консолидировать прогрессивные, демократические силы общества для совместного поиска путей вывода нашей Родины из кризиса.

[Принято на учредительном съезде РПРФ.

Москва, ноябрь 1990г. ]

Источник: Бюллетень партийно-политической информации. Издание Независимого центра партийно-политической информации. Москва, 1990, декабрь, 56 стр., С.10-36.