Лысенко Н. Третья политическая сила.

[Программная статья в газете “Голос России”. 1991].

Недавняя волна публикаций в левой прессе, начавшаяся статьей известного русофоба А.Янова и посвященная третьей политической силе, весьма убедительно свидетельствует, что противники государственного возрождения России отнюдь не почивают на депутатских лаврах, но внимательно следят за политическим горизонтом. Внутренняя напряженность этих выступлений, заканчивающихся почти всегда либо истошным “ату их! ату”, либо истеричным “караул! уноси ноги!” выдает с головой авторов—они вполне понимают, что их преступления против России не имеют срока давности, что Нюрнберг для них уже предопределен историей и путь к нему лежит через усиление политических организаций национально-государственной ориентации. Их взволнованность имеет основание: в России происходит довольно быстрое организационное оформление политической силы, которая несомненно станет обоюдосторонним мечом одинаково грозным как для коммунистов, так и для лжедемократов. Это путает многие карты, ведь до сих пор леворадикалы успешно навязывали общественному сознанию стереотип, согласно которому любая организация, не принадлежащая к демократической колеснице, немедленно объявлялась коммунистическим сателлитом. Впрочем, необходимо отметить, что некоторые организации национально-государственного спектра немало потрудились над вкоренением этого стереотипа. Но вот возникло совершенно новое политическое движение, вот произошел окончательный разрыв национальных государственников с прогнившим марксистским режимом—и неоткуда стало взять столь привычный и столь эффективный “компромат!”

Все это в самую первую очередь относится к Республиканской народной партии России (РНПР). Народным республиканцам выпала историческая честь стать первой оппозиционной КПСС партией России, которая решительно и до конца размежевалась с национал-советизмом, которая провозгласила своей целью тотальную ревизию разграбленного коммунистами государственного хозяйства при одновременной бескомпромиссной борьбе с любыми проявлениями демократического необольшевизма. Многие слабые духом политические функционер считают эту задачу сверхтяжелой, фактически не выполнимой, муссируют досужее утверждение, что “политика—есть искусство возможного”. Эту заведомо слабую, негодную позицию РНРП отвергает.

С этой позиции невозможно никакое отступление. Имея ее в качеств политического базиса, можно только до бесконечности лавировать, уныло меняя один политический компромисс на другой. Россия устала от слезливых вздохов и ватных рук, для ее спасения нужна единая, твердая воля и единое сверхусилие, не знающее привычных мерок и конечных преград. Мы не можем, попросту не имеем права превращаться в партию вечной оппозиции, вечного критиканства, типа Демократического Союза—Россия находится у черты гибели. И если нашей целью действительно является ее возрождение, как велико богатой, подлинно народной державы, мы должны боротьсг в сущности только за одно—за безусловную победу, за всю полноту власти. Да, нам необходима власть, говорим мы вполне откровенно, но не власть ради власти или ради своекорыстных узкопартийных целей, а власть как инструмент очищения, может быть, даже хирургического очищения нашей Родины! И это, по замечательному выражению национального русского философа Ивана Ильина—сопротивление злу силой имеет для нас только один, зато высший оправдательный смысл— освобождение широчайших масс простого народа, простых тружеников от вечных нехваток, вечных очередей, прогрессирующей нищеты, вопиющего бесправия и социальной безысходности!

Любой глобальный государственный катаклизм в России всегда знаменовал собой кризис государственной идеологии и последующее ее обновление, либо слом старой идеологии и замену ее новой. Этот закон в истории России не имеет исключений, чему лучшим примером является “перестройка”, означающая попытку избежать краха антинациональной коммунистической идеологии, изменив ее сверху в соответствии с реалиями новой исторической эпохи. Отчаянная попытка номенклатуры явно не удалась—сбывается пророчество Н. Бердяева о том, что коммунизм не вынесет трансформации. Борьба за новую идеологию Российского государства разгорается все сильнее, становится краеугольным камнем нынешнего политического противостояния различных общественных направлений, включая “демократов, в первую очередь, хотя контролируемая левая пресса подвергает само слово “идеология” особенно яростным нападкам. Нашему народу пытаются внушить, что России необходимо принципиально деидеологизированное общество, что извечная беда России как раз и заключается в том, что во все исторические эпохи наше Отечество имело свою государственную идеологию. При этом лукаво подтасовываются понятия и ставится знак равенства между коммунистической идеологией, посягающей на все стороны бытия человека, вплоть до семейных и дружеских отношений, и идеологией государственной, которая есть не что иной, как система представлений о сущности, целях и форме государства.

Нечто похожее, к сожалению, характерно и для определенной ча';ти русского возрожденческого движения, только, разумеется, с противоположным знаком. Это движение, будучи, по преимуществу, движением государственным, имея, по сути, одну главную цель—восстановление народной российской государственности, строит между тем свою деятельность на идеологии религиозной—Православии. Это внутренне противоречие во многом определяет то кризисное, или предкризисное, состояние в котором находятся некоторые общественные организации “национал-государственников”.

Чтобы избежать упреков в необъективности, попытаюсь это доказать. При всем уважении к Православию как национальному вероисповеданию нашего народа нельзя не признать, что последовательное применение православной идеологической схемы к задачам государственного строительства заранее предопределяет результат—это реставрация монархии как единственно возможного приближения к великой, но не достижимой, в принципе, идее симфонии духовной и светской власти. Не оспаривая несомненных достоинств единоличной власти монарха (полагаю о конституционной монархии не стоит и говорить, так как в этом случае монарху отводится только роль комедианта, своего рода реликтового и бесполезного навершия государственной пирамиды), отмеченных многими философами, историками, политологами, нельзя не видеть и явных слабостей, недостатков этой власти. К тому же мы не должны забывать, что монархическая традиция в России является традицией глубоко прерванной, не имеющая современных живых корней, незнакомая, непонятная, а значит, чуждая большинству народа. Трагедийность положения многих русских государственников как раз заключается в том, что отталкиваясь в разработке государственной модели будущего от идеологии религиозной, они неизбежно приходят к монархической концепции, а отталкиваясь от нее для достижения тактических пропагандистских целей, они неизбежно, почти в прямом смысле,—отталкивают от себя народ. Конечно, любая политическая сила, уважающая мнение народа, в переходную эпоху крушения советского тоталитаризма должна оставаться на позиции “непредрешенчества”, но, учитывая вышеуказанные объективные факторы, не разрабатывать республиканскую или республиканско-земскую концепцию государственного устройства было бы, по меньшей мере, недальновидно...

Вовсе не случайно Александр Солженицын дал свою периодизацию коммунистической революции, раздвинув ее хронологию до 1932 года (то есть до окончания коллективизации). Первоначальный замысел эпопеи “Красное колесо” высказанный им в одном из выступлений состоял в показе всей революции, вплоть до ее заключительного этапа—уничтожения русского крестьянства. По совершенно правильной оценке Солженицына, именно коллективизация довела до конца все антинациональные замыслы революции 1917-1932 гг. После коллективизации Россия необратимо изменилась, и поэтому стала совершенно невозможно никакая прямолинейная реставрация дореволюционного государственного строя. Сегодня можно искренне сожалеть об этой ушедшей жизни, но невозможно ее воскресить, невозможно сделать ее реальным фактором современной политической борьбы. Поэтому следует признать неудачными попытки некоторых наших писателей-почвенников, особенно Василия Белова, в борьбе за национальные интересы и через пять лет перестройки по-прежнему опираться на старые предания, на мифологизированный “лад” некой, давно ушедшей идеально крестьянско-общинной жизни. Вряд ли стоит повторять старые славянофильские ошибки, а тем более смешивать в сфере политики небесное с земным и желаемое с действительным. Если в период “застоя” такие идеологические модели были действительно плодотворны в тисках тоталитарного засилья городской космополитичной интеллигенции, то в период коренных общественных изменений утопическая ориентация на “прекрасное далеко”, на сказочные добродетели последнего царя оказывают русскому патриотическому движению самую настоящую “медвежью услугу”. Также следует подвергнуть сомнению политическую целесообразность усилий некоторой части русской патриотической общественности использовать религию в качестве прямолинейного идеологического фактора в борьбе за народ. По сути, всякая попытка использования религии для каких-либо светских целей—какими бы благами они не казались—означает не что иное, как попытку обмирщения религии, что является нарушением известной заповеди Христа: “Кесарю кесарево, Богу богово”. Очевидно, что такое (по существу языческое) смешение двух совершенно разнородных сфер не может быть конструктивным и наносит ущерб как первому, так и второму. Еще А.С. Хомяков отмечал, что политизация Церкви неизбежно приводит к понижению ее духовного авторитета, с другой стороны, нельзя заниматься политикой и миссионерской деятельностью, так сказать, “по совместительству”. Политика не терпит дилетантства, а назойливое выставление напоказ религиозных символов, уместное и неуместное использование богословских аргументов, в конечном итоге, ведет к быстрой девальвации этих идеологических приемов и неизбежно отталкивает от себя как верующих церковных людей, так и в гораздо большей степени секуляризированное большинство народа.

Крайне неразумно игнорировать реальности переживаемой страной переломной эпохи. Как известно, “в карете прошлого далеко не уедешь”, и бесполезно надеяться на политический успех, занимая идеологически пассивную и оборонительную позицию. Я имею в виду весьма вредный тезис, подброшенный национал-большевиками, о якобы недопустимости “раскачивания лодки”, то есть политической ситуации в стране, путем активной политизации широких слоев населения. Чистейшим фарисейством звучали и звучат до сих пор из многих уст обличения со словами нашего национального героя—Петра Аркадьевича Столыпина: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”. Во-первых, великие потрясение являются реальностью дня, вне зависимости от нашего желания, и никто не сможет укрыться от них в тихую заводь, а во-вторых, используя слова Столыпина, почему-то забывают, что с 1917 года не существует колоссальный механизм ее подавления, высасывания из нее жизненных соков, нелепый монстр—СССР. Только сейчас появился реальный шанс воссоздания Великой России, но для осуществления этого бесполезно, даже преступно идти по пути укрепительства союзных структур, функционирующих исключительно в интересах мафиозно-партократической верхушки правительственного аппарата, союзных ведомств, КПСС. Будет ли наконец сломан этот преступный альянс, главная цель которого—перераспределение так называемых “союзных” денег, полученных из бюджета ограбленной России на покрытие хронического дефицита бюджетов республик Закавказья и Средней Азии, зависит от политизированных масс, а также политических общественных структур эту волю выражающих.

Итак, национальная государственная идеология России должна сегодня опираться не на идеологизированное христианство, неомонархические концепции или тщетные надежды обновить “союз нерушимый”, но на нравственные и культурные достижения христианской цивилизации, на духовные и материальные запросы нации, на практические требования общественной жизни. Стержнем современной государственной идеологии должна стать идея национального спасения, возрождения русского и других российских народов, идея ликвидации угрозы расчленения России, идея построения подлинно народного независимого государства. Эта идеология, по существу, уже разработана—в фундаментальных трудах И.А. Ильина и А.И. Солженицына. Убежден, не нужно доказывать, что идейный кладезь этих двух титанов русской национальной мысли настолько глубок, настолько полон, что ни нам, ни даже нашим потомкам не исчерпать его до конца.

...Третья политическая сила—сила народного гнева, справедливости и возрождения—строится в колонну, готовится стремительно выступить на политическую авансцену! Что ж, “уважаемые” товарищи с красными партбилетами и не менее “уважаемые” граждане мир с транзитными международными паспортами, посмотрим—за кем пойдет народ!..

Николай ЛЫСЕНКО, Председатель Центрального совета РНРП, г. Петроград [1991].

Источник: “Голос России—Орган Республиканской народной партии России, 1991, №1(6)