Республиканская Народная партия России. Интервью с заместителем председателя Центрального Совета РНПР Н.Н.Лысенко.

[газете “Славянский Вестник” 1990].

Корреспондент:—Николай Николаевич, мой первый вопрос, наверное, традиционный—что лежит в основе деятельности Республиканской народной партии России, что определяет ее политический курс и чем ваша партия отличается от других политических организаций страны?

Н.Н.Лысенко:—Наша партия—это партия национально-государственного курса. Интересы простого человека, интересы масс трудящихся народа, национальные чаяния народов России—вот что поставлено во главу угла нашей политической деятельности. Если говорить о наших приоритетах, то это государственность, свобода национальной жизни и правовая демократия. Ну и, конечно, здоровый российский патриотизм. Я не случайно оговорился насчет именно российского патриотизма—долгие годы нашему народу назойливо внушалось, что возможен только одни патриотизм—советский. Сейчас это у многих вызывает улыбку, и совершенно справедливо, ведь если выводить патриотизм, как понятие, их формы государственного строения, то возможен патриотизм конгрессменский—в США, парламентский—в Англии, бундестаговский—в ФРГ. Абсурдность такого рода патриотизма очевидна. Подлинный патриотизм может быть только один—это любовь и верность своей Родине, своему народу. Вот именно это, наверное, и отличает в главном нашу партию т многочисленного лагеря демократов.

Корреспондент: Но ведь только что Вы, Николай Николаевич, говорили о приоритете правовой демократии, которая является существенным звеном в Платформе РНПР?

Н.Н.Лысенко: Это нисколько не противоречит одно другому—можно бороться за идеалы подлинно правовой демократии и, одновременно, решительно отвергнуть ту псевдодемократическую вакханалию, которая разыгрывается на наших глазах. Возьмите прошедшие выборы в РСФСР, местные Советы—разнузданная клевета, ложь, систематические нарушения Закона о выборах допускались прежде всего нашими “демократами”. Я не говорю о той атмосфере морального террора, которая стараниями опять-таки “демократов”, установилась на многих избирательных участках в день первого, да и второго тура голосования. Разве ж это есть демократия? А призывы Ленинградского народного фронта к созданию на территории России независимых друг от друга, суверенных республик, то есть фактически к развалу России? Когда я впервые услышал на теледебатах рассуждения лидера так называемой Свободной Демократической партии России Марины Салье о необходимости вычленения из России некоей Ленинградской республики, мне, прямо скажу, стало не по себе—не дай бог людям с такими устремлениями получить реальную государственную власть—Россия в кратчайшие сроки будет превращена в такое же лоскутное одеяло, каким, к сожалению, на сегодняшний день является СССР. Видимо не случайно лидеры Свободной Демократической партии России тесно сотрудничают со всеми открыто антироссийскими организациями, предоставляют место на страницах своей прессы людям с агрессивно антирусскими убеждениями.

Наша партия выступает за последовательное развитие российских демократических традиций и общественных институтов, ориентированных прежде всего на конкретного человека. В нашей республики должен быть создан правовой механизм, обеспечивающий каждому гражданину России реальную защиту от посягательств на его политические, экономические, социальные права. При свободе и беспрепятственном осуществлении прав личности, РНПР поведет решительную борьбу с антигосударственными тенденциями. Нашему народу должна быть обеспечена спокойная мирная жизнь, а это, как учит нас исторический опыт России, может быть осуществлено только в сильном государстве.

Корреспондент: Политическая программа вашей партии ориентирована прежде всего на Россию, а само слово “Россия” вынесено даже в название... Не сужает ли это сферу деятельности и политического влияния РНПР?

Н.Н.Лысенко: В Уставе нашей партии предусмотрено создание Республиканских партий и в других республиках СССР. Наши отношения с такими партиями будут строиться на основе признания их автономности, взаимного доверия и поддержки. Кроме того, Россия—самая обездоленная из всех республик страны и потому именно ее проблемам мы должны уделять максимум внимания, прикладывать максимум усилия для вывода республики из состояния экономического оцепенения и государственного развала.

Нужно, наконец, сказать прямо—бывшее правительство Воротникова-Власова систематически предавало интересы российских народов, покрывало тотальное разграбление природных богатств нашей республики, практически ничего не делало для ликвидации страшных последствий Чернобыльской катастрофы для России.

Именно поэтому мы выступаем за суверенность Российской республики, за многоукладной экономики и собственной системы административно-хозяйственного ее развитие на основе управления. Республиканская народная партия России, в случае завоевания депутатского большинства, прекратит вмешательство союзных органов в дела республики, пересмотрит размер перечислений России в общесоюзный бюджет. С позиций суверенитета Россия вступит в новые—равноправные отношения с другими союзными республиками, что предполагает справедливое, пропорциональное политическое, юридическое, экономическое представительство в союзных органах власти. Мы выступаем за принятие новой Конституции Российской Федерации, за создание таких механизмов государственной власти, благодаря которым, государственное устройство будет неизменно соответствовать потребностям гражданского общества.

Корреспондент: Сегодня очень важным аспектом любых политических платформ оказывается так называемы!' национальный вопрос, то есть разработка решений национальных проблем. Есть ли эти проблемы и в России? Что предполагает в этом смысле Платформа РНПР?

Н.Н.Лысенко: Как я уже говорил,—свобода национальной жизни, обеспечивание беспрепятственного национального самовыражения личности—наш основной принцип. Обеспечивая его, РНПР будет так же поддерживать сотрудничество и равноправный диалог всех населяющих страну народов, решительно выступая против всякого насилия, шовинизма и национальной нетерпимости.

Если говорить о первоочередной цели РИПР в области национальной политики, то это—немедленное решение самого болезненного национального вопроса в России—восстановление разрушенной в 1917 году русской государственности. Важность решения именно этой проблемы понятна: почти 70 лет в нашей стране велась политика сознательного унижения русского народа, его прямого духовного и физического геноцида. Нашему народу постоянно внушалось, что он, как великий, должен всегда и во всем быть в тени, молча нести самые большие жертвы нс вспоминая о своем славном прошлом и собственных заслугах. У русских сознательно воспитывался “комплекс приниженности и страха”, ощущение неловкости, даже противоестественности своего национального чувства муссировались домыслы о якобы исторической вине русских перед другими народами. Преемники такого отношения к русским проблемам, такого взгляда на русский народ является сегодня наши “демократы”, прежде всего Ленинградский Народный фронт. Демократическая партия России.

Итого этой политики очевиден: из самого богатого, самого исторически более развитого, самого демографически динамичного народа русские сегодня превратились в народ-пасынок “великих штатов СССР”. Самый низкий жизненный уровень, самые худшие социальные условия, одно из последних мест по уровню образования и культуры, полный демографический крах, уже перешедший в вымирание нации—вот что ныне характерно для русских в России. Прибавьте к этому тот неприкрытый моральный геноцид, прежде всего в Прибалтике и Закавказье. В этих условиях единственным и, замечу, естественным выходом является создание собственной русской государственности в пределах РСФСР.

Корреспондент: Николай Николаевич, наших читателей может заинтересовать отношение РНПР к проблемам Армии и Флота.

Н.Н.Лысенко: Хотел бы сразу отметить—наша партия крайне отрицательно относится к той массированной кампании по шельмованию и дискредитации Армии и Флота, которая сейчас ведется леводемократическими средствами массовой информации. В этом вопросе—мы за реформы в Армии и на Флоте, которые были бы направлены на возрождение русских армейских и флотских традиций, формы, званий, знаков отличия, мы за государственную помощь армии и флоту в решении всех трудных проблем, при обязательном создании в обществе атмосферы искренней любви и уважения к офицеру и солдату Отечества.

Корреспондент: С вопроса об отношении к армии логично, видимо, перейти к вопросу о внешней политики. Каково мнение РНПР, Ваше личное мнение о происходящем ныне потеплении международного климата?

Н.Н.Лысенко: Вы, вероятно, имеете в виду концепцию так называемого “нового мышления”... Боюсь Вас разочаровать, но лично я отношусь к внешнеэкономическим актам, предпринятым в русле этой концепции по меньшей мере настороженно. Наша страна пошла на совершенно беспрецедентное сокращение вооружений, резкое и одностороннее сокращение армии. Сомневаюсь, чтобы это было таким положительным явлением, каким любит его представлять наша пресса. Нынешние реальности со стороны НАТО совсем иные—модернизации вооружений, производство новых видов оружия, дальнейшая разработка наступательной доктрины. Если же говорить о той внешнеполитической концепции, которую предлагает наша партия, то смысл ее, видимо, традиционен для России:

миролюбие, невмешательство в дела соседей, если не задеты наши национальные интересы или суверенитет наших союзников, внутренняя крепость, я бы даже сказал—постоянная боеготовность государства—как гарант прочного ч долгого мира в Европе и мире. И конечно, поиск союзников.

Корреспондент: Николай Николаевич, как Вы, разумеется, знаете в России образована новая коммунистическая партия РСФСР в составе КПСС. Ваше отношение к созданию партии российских коммунистов?

Н.Н.Лысенко: Республиканская народная партия России стоит на противоположных Компартии РСФСР идеологических позициях, которые во многих пунктах, например, во взгляде на исторические судьбы наций или религию,—просто несовместимы. Тем не менее мы признаем право российских коммунистов на собственную политическую партию, как впрочем и всякой другой группы людей, чьи взгляды нс носят расовый, национальной или религиозной нетерпимости. Почему бы действительно чрез 72 года российским коммунистам не вспомнить, что живут они все-таки не на земле Третьего, или какого там еще, Интернационала, что собирали эту землю воедино Александр Невский, Дмитрий Донской, а не Клара Цеткин и Роза Люксембург, что, прежде чем бороться за всеобщее счастье всего прогрессивного человечества, нужно обеспечить хотя бы простой человеческий достаток своему народу? ,

Корреспондент: Николай Николаевич, РНПР, как известно, пропагандирует черно-желто-белый флаг... Между тем, существует расхожее мнение, что этот флаг является флагом русской монархии, если это так, то как же это согласуется с названием вашей партии—Республиканская?..

Н.Н.Лысенко: Мне не приходилось слышать подобного мнения, но коль скоро вопрос задан, отвечу—черно-желто-белый флаг не имеет никакого отношения к монархии, как правления. Этот флаг, в отличие от известного бело-сине-красного, был узаконен как национально-государственный флаг России. В 1858 году, а затем в 1865 году вышли указы императора Александра II, подтверждающие черно-желто-белое сочетание как национально-государственные цвета. Это сочетание выбрано не случайно и объясняется исконной российской геральдической традицией, причем очень древней—еще со времен великого князя Ивана III. Конечно же мы не отвергаем и наш исторический бело-сине-красный флаг, тот флаг, с которым на груди шел к северному полюсу и геройски погиб Георгий Яковлевич Седов. Бело-сине-красный флаг, в совершенно равной степени с черно-желто-белым,—наша боль, наша радость и наша честь. Но символом РНПР все же остается флаг черно-желто-белый, так уж сложилось, национально-государственное движение подняло в России именно этот флаг...

Корреспондент: Спасибо. Но прежде чем проститься, позвольте задать последний вопрос: как обстоит дело с регистрацией вашей партии?

Н.Н.Лысенко: Хотя Конституция страны определяет возможность многопартийности, по существу продолжает действовать закон 1928 года об общественных организациях, согласно которого политические партии регистрации не подлежат. Мы ждем нового закона о партиях, который, надеемся, будет скоро принят. Пока же всем интересующимся нашей Платформой, а также желающим вступить в Республиканскую народную партию России, могу посоветовать позвонить в Ленинград, по контактному телефону РНПР.

Источник: “Славянский Вестник”—орган Челябинского отделения Международного фонда славянской письменности и славянской культуры Челябинского областного Славянского культурного центра, Челябинск, 1990, октябрь.