Всеединство или катастрофа. (Резолюция 1 съезда РПГ.)

[Москва, 1991, декабрь].

Москва 21 декабря 1991

Общество пережинает драматический момент своей истории: обостряется экономический, политический, социальный и духовный кризис. Реформы, предлагаемые пришедшими к власти новыми силами, пока не дают желаемых результатов.

Причины углубления кризисных явлений и сползания к катастрофе многолики. О некоторых из них не перестают говорить на протяжении последних ряда лет, упуская из виду, между тем, основную—человека, неготовность его омассовленного, уравнительно-коллективистского сознания воспринимать и тем более реализовывать реформы, рассчитанные на свободную суверенную личность. Человек снова оказался Инструментом государства и амбициозной политократии. Главное препятствие—сохранившиеся несвобода, культ начальственности, упрощенчество, примитивизм, уравнительность, невежественность, экстремизм, несправедливость.

II

Все более нарастает потенциал разрушения, в основе которого—массовое недовольство, падение культуры и нравственности, ускоренная люмпенизация. Опасен синдром ненависти одних к другим по национальному, социальному, имущественному, другим признакам. Все более настойчиво звучат требования о наведении жесткого порядка, сильной руке. В этих условиях есть опасность того, что демократические силы могут потерпеть поражение, а на смену им придут силы экстремистские, что сделает маловероятным осуществление намеченных преобразований. Налицо кульминационный момент кризиса—либо необратимость деструктивных действий и катастрофа, либо наращивание и реализация конструктивных решений, остановка на краю пропасти, налаживание работы на основе консенсуса.

Ill

Создавшееся положение диктует настоятельную необходимость выхода на общественную арену новых социальных сил, способных активно включиться в обновленческие процессы, вывести общество из кризиса, осуществить его переустройство. Речь идет о гуманитарных силах, выступающих за цивилизованный переход от общества нищей уравнительности к обществу достатка и равных возможностей, готовых повести борьбу против некомпетентности дилетантства, поспешности, непродуманности, корыстности и конъюнктурности многих программ и управленческих решений. Именно союз гуманикратии с демократией даст фундамент необратимости переустроительных процессов.

IV

Родившаяся в условиях обострения кризиса Республиканская гуманитарная партия должна выполнить благородную задачу объединения гуманитарных сил общества. Создание РГГ1—реакция на тупиковость ситуации, когда новые властные структуры, теряя кредит доверим начали сдавать свои позиции. РГП—гуманитарно-политическая, правозащитная организация парламентского типа, ставящая целью обеспечить цивилизованный переход к новым общественным отношениям. Партия не выдвигает амбициозных, невыполнимых планов, не предлагает скоропалительных рецептов, способных увести человека в область новых утопий. Главное в ее деятельности—создание благоприятной, гуманистической атмосферы бытия, духовное обновление общества на идеалах гуманитарности, избавление человека о синдрома неполноценности, приниженности и серости.

V

РГП считает, что преобразования в экономической, политической, социальной, культурной сферах не должны игнорировать исторические традиции и сформировавшуюся специфику развития. Ибо механическое копирование западных образцов не только неверно методологически, но и вызывает неприятие в массовом уравнительном сознании. Налицо попытка положить на казарменное мировоззрение свободную демократию, соединить парламентаризм с политическим невежеством. Процесс реформ не должен отрываться от реальной жизни, настроений и уровня сознания. Важно не оскорблять чувств старых поколений, воспитанных на идеалах своего времени, не умалять их вклада в созданные материальные и культурные ценности, в защиту Отечества. Не менее важно направить энергию, разум и устремленность молодежи ь созидательное русло, дать ей возможность самореализоваться через творчество, здоровую инициативу и предприимчивость как для собственного блага, так и для блага общества.

VI

Стратегический путь выхода из кризиса РГП видит в гуманитаризме и всеединстве как целостности, включающей самоценность его частей. Гуманитаризм есть традиции западного гуманизма и восточного самоуглубления, слитые в духовном всеединстве. Это—евразийский, востоко-западный образ жизни, в основе которого всеединство целостности и его независимых частей. Это—поиск собственного пути в общем процессе развития мировой цивилизации, суть которого в синтезе западных идей гуманизма с восточной системой самоценности личностного Я. Речь идет о соединении гуманизма с силой человеческого духа. Идеология всеединства—путь к личной свободе, ответственности перед обществом, к преодолению конфронтации.

VII

РГП исходит из принципиальной посылки о том, что все существующие проблемы поддаются разумному решению, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт. Это трубен осуществления кардинальных социально-экономических преобразований с учетом общецивилизационные процессов исторический особенностей развития нашего общества, традиций его народов, их евразийской ценностной ориентации. В свете этих положений основная задача РГП в современных условиях—создать интеллектуально-духовные и гуманитарно-правовые условия для эффективной реализации кардинальных реформ.

VIII

Прежде всего необходимо духовно-идеологическое переустройство, без которого экономические, социальные и политические реформы обречены на неудачу, ибо рассчитанные на свободную инициативную личность, они наталкиваются на внутреннюю невосприимчивость людей, воспитанных на принципах несвободы. Гуманитарные силы должны заполнить образовавшийся духовный вакуум, взять на себя инициативу ценностной переориентации человека. Идеология реформаторства—это переход от идеала всесильного надындивидуального "коллектива" к идеалу сильной творческой личности как части целого способной вырваться из тисков духовного рабства.

IX

Цель РГП—внутренний мир человека, его готовность воспринимать и осознанно реализовывать реформы. Путь формирования внутреннего мира человека, его обращение к самому себе—витасофия (жизнемудрие). Она—синтез западной жизненной традиции с восточной мудростью бытия. Витасофский взгляд на мир, как базирующийся на вере в неисчерпаемые возможности человека, служит духовно-интеллектуальной закалке человека. Это—гуманитарное пограничное знание, отражающее единство западного рационализма и восточного образно-символического мировосприятия. В условиях дестабилизации социально-духовного самочувствия населения, внутренней дисгармонии человека РГП считает необходимым объявить витасофию официальной партийной идеологией. При этом ее научный фундамент—равно как и всего гуманитаризма—эволюционное учение о ноосфере.

X

Как партия гуманитарной защиты человека, РГП выступает за создание эффективной системы упреждения социального дискомформа. Переходному периоду нужен твердый порядок, опирающийся на идеалы гуманитаризма: гуманитарно-правовой механизм защиты достоинств личности, созидательной деятельности человека во всех сферах жизни общества; нормотворческий культ созидательности, инициативы, предпринимательства. Речь идет о твердой гуманитарной власти, ибо РГП считает, что только сильное гуманитарно-правовой механизм защиты достоинства личности, созидательной деятельности человека во всех сферах жизни общества; нормотворческий культ созидательности, инициативы, предпринимательства. Речь идет о твердой гуманитарной власти, ибо РГП считает, что только сильное гуманитарно-правовое государство способно остановить крах нашего общества. Учитывая исторически сложившуюся особую роль армии в становлении и поддержании государственности, необходимо вести работу по разумной демилитаризации общества, не нанося прямого ущерба обороне и безопасности страны, чести и достоинству личного состава вооруженных сил.

XI

РГП выступает за активную гуманитарную ауру, единое евразийское гуманитарное пространство. Словом, за создание духовно-интеллектуальной атмосферы через преодоление невежества, экстремизма, несправедливости. Идет ломка судеб миллионов людей. Помочь каждому в этот критический для него момент—долг и обязанность общественных и властных структур. В условиях кризиса РГП считает необходимым развитие по месту жительства бытовой и досуговой кооперации, основанной на системе взаимоподдержки. Приоритет партийного внимания социально неустроенным слоям и группам населения.

XII

Историческая миссия гуманитарных сил—остановить угрозу национализма. Гуманитаризм как всеединство целого и его автономных частей—путь выхода из национал-экстремизма. Надежным противоядием от национализма выступает витасофия, создаваемая ею духовно-созидательная среда. Миротворческая миссия РГП нацелена на гармонизацию межнациональных отношений посредством культа свободной, уверенной, созидающей личности. Росту национализма способствует гипертрофированная политизация всех сфер жизни. РГП считает, что дальнейшая политизация, революционизация общества чревата катастрофическими последствиями. Гуманитаризм—альтернатива синдрому всеобщей политизации

XIII

Единое демократическое пространство должно опираться на единое гуманитарное пространство. РГП считает безрассудным дальнейшее нагнетание конфронтационных настроений, несущих усиление деструктивного фактора. ЕврАзия может стать источником расцвета или гибели человечества, мировой цивилизации в связи с опасностью внутрирегионального ядерного конфликта, распространения ядерного оружия. В своей международной деятельности РГП исходит из того, что гуманитарная, созидательная ЕврАзия для всего мирового сообщества приоритетнее Ев рАзии конфронтационной, деструктивной. РГП выступает историческим инициатором формирования на планете гуманитарного мирового порядка.

XIV

В РГП партийная ритуалика духовной жизни призвана культивировать чувства единения, коллективной непобедимости, психологической устойчивости. Партийная ритуалика—это гуманитарное миссионерство, миротворческая деятельности, гуманитарное проповедничество. В этой связи необходимо разработать Кодекс чести члена РГП в виде желаемых правил его взаимоотношений с окружающими; а также свода внутренних установок, призванных утверждать свое Я.

Учитывая сложившиеся стереотипы массового сознания считать необходимым активную включенность каждого члена РГП в работу по индивидуальному влиянию на умонастроения людей. Территориальным организациям РГП формировать различные структуры духовной поддержки населения. В гуманитарном проповедничестве акцентировать внимание на смысле жизни человека и человечества, на ритуалике внутреннего бытия и взаимоотношения с окружающим миром, при котором осуществляется примат индивидуального над массовым.

XV

Реализацию указанных программных целей и задач РГП будет проводить через свой депутатский корпус в представительных органах власти всех уровней, в том числе путем подготовки и внесения парламентскими фракциями законопроектов, касающихся первоочередных опросов гуманитарного развития общества.

Наряду с этим будут создаваться собственные гуманитарно-просветительские организации и общества, формироваться социально-гуманитарные программы и благотворительные фонды, создаваться учебные центры и информационно-издательские службы.

В контексте этого съезд поручает Политсовету РГП разработать программы конкретных действий по гуманитаризации сферы образования и средств массовой информации, духовному восстановлению культпросветучрежденческой сети, возрождению среднего сословия на лучших традициях российского купечества, витасофскому образованию молодого поколения, восстановлению престижа народной и художественной интеллигенции.

Исходя из реалий сегодняшнего дня РГП видит следующую триединую задачу экономического прогресса общества:

1. создание сверхавангардной экономики;

2. российский предпринимательский ренессанс;

3. массовая бытовая кооперация.

Считать целесообразным подготовку предложений о создании совместно с другими заинтересованными организациями и учреждениями координационно-исследовательских центров, таких как:

— Центр гуманитарно-правовых стратегий;

— Центр сверхавангардных экономических стратегий;

— Центр духовно-экологических стратегий;

— Центр ЕврАзийский и всемирных гуманитарных стратегий.

Создать в Москве ЕврАзийский гуманитарный центр “Всеединство”. Просить правительства РСФСР и Москвы оказать содействие в реализации данного намерения.

Сформировать комиссию по разработке проекта “ЕврАзийская гуманитарная конфедерация”. Создать межконфессиональный круглый стол “Миротворчества”.

Подготовить концепцию образования Парламентской ассамблеи суверенных государств ЕврАзии.

Развернуть работу по обеспечению парламентской поддержки на всех уровнях представительных органов. Политсовету РГП созвать внеочередной съезд Республиканской гуманитарной партии после объявления о новых выборах в представительные органы власти.

В реализации целей, стратегии и тактики РГП опирается на широкий актив своих сторонников, объединенных в Движении всеединства. Оставить за Политсоветом право определять приоритетность и сроки реализации данных мер. РГП видит свой долг оказывать Движению всестороннюю поддержку и помощь для создания из числа его участников мощного духовно-позитивного противовеса деструктивно-пессимистическим, аморально-экстремистским факторам, тенденциям, явлениям.

Участники съезда единодушны в своем оптимизме, основанной на вере в созидательные возможности гуманитарных сил общества, их способность выполнить великую миссию—реализовать исторически невостребованный духовно-интеллектуальный потенциал народов ЕврАзии.

Источник: Материалы I съезда РГП. Копия оригинала. Принтер+ксерокс, Москва, 1991, декабрь.