К всеединству—свободными, уверенными, созидающими. [Гуманитарное воззвание]

[Программный документ. 1991, декабрь].

«Homo res secra!» «Homo mensura!» «Человек—священен!» «Человек как мера!» (Latine) Принято I съездом Республиканской гуманитарной партии 21 декабря 1991 года

ЕврАзия Москва 1991

«Третье тысячелетие—эпоха гуманитаризма»

ЧТО НАС ТРЕВОЖИТ

Завершается 11-е тысячелетие. Всего несколько лет отделяют нас от 2001 года. Кто мы сегодня? Куда движемся? Что с нами будет? Эти важнейшие вопросы бытия правомерны в нынешний ответственный этап общечеловеческой истории—в год разрыва времени и глобальных перемен, каким предстает 1991-й. В этом загадочном четырехзначии—начало и конец, крушение и рождение. Сколько социальных бурь, политический потрясений, военных конфликтов, экологических катастроф перенес мир. Для гигантских территорий—год великих коллизий и надежд, трудного -прорыва в будущее. Он открыл 90-е годы XX века—мост между II и III тысячелетиями Мост неустойчивый, ибо под ним опаленные войной точки планеты; прогресс и процветание одних, голод и бедность других; хаосы и междоусобицы третьих. Там оазисы цивилизации и мутные потоки экстремизма, незаживающие раны больной природы, зияющие пустоты бездуховности, озлобленности и ненависти. Возникает вопрос: Сумеет ли человечество благополучно перебраться на крутой берег I века? А по существу: Быть или не быть нам всем в надвигающемся будущем? Ведь человеческое могущество безмерно: послужит ли это благу самому человеку?

I.A. Канун вступления человечества в III тысячелетие омрачен развитием событий, ставящих под угрозу само существование цивилизации на планете Земля. Оказалось, что исторический опыт государств и народов не достаточен для преодоления углубляющегося кризиса, способного стать всемирной экологической, социальной или термоядерной катастрофой. От нее не застрахованы ни богатые, ни бедные страны, спокойные и взрывоопасные регионы. Нужен поиск универсальной идеи всеобщего продвижения вперед, основанной на традициях прошлого, достижениях настоящего, потребностях будущего. Ибо масштабные перемены в жизни людей, тем более гигантские общественные переустройства, охватившие большие пространства, не могут обходиться без высшего идеала.

Что с нами происходит?

Кризис. Катастрофа. Война. Многозначительные, пугающие слова-образы. Сегодня ими кишит все вокруг. Потому мрачнеет небосклон. И мрачнеет наше мироощущение в предчувствии угрозы, которое словно червь разъедает наше нутро. Как много написано и пишется о происходящем, сколько делается всевозможных прогнозов и дается советов. Оптимисты соревнуются с пессимистами: одни успокаивают, другие пугают. Теории, концепции, расчеты предупреждают, предвидят, предостерегают. Кому верить? Чему отдать предпочтение? Где ответ на сложные вопросы? Будем мудро относиться ко всему сказанному, ибо каждый прорицатель по-своему прав.

Но поверим тем, кто видит происходящее с самой высшей точки бытия, имя которой— человеческое Я. Здесь пик жизни, с высоты которого можно увидеть перспективу и понять величайшую угрозу самому существованию человека. Ибо на огромных просторах—смена жизнеустройства, слом привычного, распад, раздоры, противостояние. Все это чревато опасностью—выбить личность из седла жизни. Тернист путь человеческого единения. Мир все еще дробиться: национально, политически, религиозно. Из общего мироздания беспорядочно вынимаются целые блоки. Рушатся строения, Нередко разрушители забывают вывести из домов оставшихся жильцов.

1.1. В сложившейся ситуации человечество, народы, государства и правительства, каждый из людей должны осознать величайшую угрозу вселенского, мирозданческого характера. Речь идет о праве человека на существование вообще и на цивилизованное существование в особенности. В отдельных регионах наглядно, а в целом на планете в форме тенденции, проявляется примат разрушения интересов общества и государства над интересами личности и гражданина, приоритет национального над индивидуальным и общечеловеческим, диктат корыстно используемого массового сознания в ущерб развитию личной свободы, права выбора потребностям индивидуума. Фон происходящего—преобладание усилий дезинтеграции над усилиями интеграции целостного по своей природе человечества, разъединение над соборностью.

Спасти человека и человечество

Мудрый взор отчетливо увидит: человек и человечество в коварной западне. Снаружи— загрязнение окружающей среды: проблемы экологии природы. Изнутри—загрязнение межличностной и внутриличностной среды: проблемы экологии человека. Внутренний капкан особенно опасен. Ибо без его преодоления не вырваться из капкана внешнего: защитить среду обитания может только свободный созидатель. Только ему под силу противостоять природно-экологической катастрофе. И не только противостоять, но и предотвратить... А по а железные зубья ловушки впились в душу человечества. Коверкают наше Я. От боли внутренней забывается угроза внешняя. Как вырваться из двойной западни? Ответ как будто прост: найти секрет коварного механизма. Для чего уподобимся летящей сильной птице и увидим сверху то, что трудно различимо снизу. С орлиных высот рассмотрим самих себя и. не поверим: большинство из нас в духовных кандалах, связанных единой цепью, что прикована к монументу «человеку-неразумному»: На кандалах и постаменте высечено: «Помни, ты—только средство». Это и есть внутренний капкан жизни. Спасение—снять оковы, открыв их замок. Так переведем же защелку с отметки «Человек-средство» на отметку «Человек-цель». И почувствует вдруг освобожденный: мир как будто подменили—он стал добрее. Ибо изменился сам вчерашний узник, перестать пресмыкаться перед происходящим. Пришло понимание: Каждый человек для другого—цель.

2.1. Здравый смысл, основанный на инстинкте самосохранения и опыте жизнебытия, указывает на две тесно связанные между собой проблемы, которые необходимо решать, чтобы успешно двигаться в будущее. Первая из них—экология природы. При этом отметим приоритетность постановки и решения мировым сообществом природоохранных вопросов. На их решение нацелен научный, технологический, организационный, материальный, общественный потенциал многих страх и международных организаций. Вместе с тем, общий ход современного мирового развития, направления внутренней и внешней политики значительного количества государств, реальное состояние в мире правозащитной деятельности, свидетельствуют о формировании и усилении в обещецивилизационных, региональных и национальных процессах прогрессирующей тенденции, рассмотрения человека в качестве средства, а не цели социального, экономического, политического и даже духовного развития общества.

Где выход из кризиса

Снять оковы с одного человека—большое благо. Но чтобы освободить всех, надо разорвать гигантскую цепь их связующую. Для чего потребуется участие самих прикованных. Объединить же их для решающего рывка может великая идея. Только ей одной под силу концентрировать волю, создавать безграничный потенциал действия, что способен преодолеть любые преграды. Ибо нет препятствий, которые не покоряются убежденным, не поддаются одержимым, не сдаются преданным высшей идее. Но где отыскать эту идею. Как выбрать ее из того, что накоплено цивилизацией. Где эта мера, что выявит самую высшую из всех ценностей? Ведь каждая уникальна, многогранна, почитаема. Обратимся за ответом к самому авторитетному судье—мудрости жизни. И поведал ее пророк: мера всех вещей— человек. Потому гуманизм, как смысл уважения и возвышения человека,—начало и конец, альфа и омега земного бытия. Он есть основание самой высшей идеи—гуманитарной. Суть ее: сделать смысл человекоуважения и человековозвышения реальностью. Гуманитаризм— это гуманизм созидательный, а не абстрактный, реальный, а не только желаемый. Зерно гуманизма брошено Античностью. Проросло в эпоху возрождения. Станет могучим древом в эпоху Гуманитаризма, что придет с III тысячелетием.

1.3. Общепланетарный опыт показывает, что народы и государства терпели катастрофу или неудачу на пути своего движения из-за потери стратегии развития: отсутствия идеалов, способных консолидировать, вдохновлять, стимулировать; или при вульгаризации таковых в общественном сознании и извращении на практике, что в противоречии с общецивилизационным процессом Вступая в 111-е тысячелетие с гигантским созидательным и разрушительным потенциалом, человечество в выборе главной идеи будущего может опираться лишь на глобальные ориентиры, представляющие собой высшие уровни мировых ценностей. Главный и определяющий среди них—сам человека, как индивидуум, гражданин, личность. Совокупность взглядов, объединяемых понятием «гуманизм»—признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных процессов. В своем реальном, а не абстрактном проявлении гуманизм выступает в форме гуманитаризма.

В этом, наверное, истина бытия всех времен и народов. И станет она той идеей-гигантом, что объединит человечество для разрыва духовных оков и цепей. Ибо вместит этот гигант все накопленное мыслью, словом, действием. И при свете факела всеединства мы найдет выход из мрачного лабиринта кризиса: к свободе, уверенности, созиданию. Смотрите: из Гуманитарности выкован плуг, молот, шит и оружие Гиганта. Этот сплав благородней, тверже, ярче всех металлов земли.

1.Б. Гуманитарный идеал—плод духовно-исторического развития от древних до современных представлений Востока и Запада о всеедином смысле бытия—раскрыть и реализовать созидательную природу каждого. От опыта провозглашения гуманистических идей Античности, Гуманизма—таков путь движения цивилизации к торжеству подлинного человекоуважения. Это—универсальная основа общепланетарного жизнеустройства, когда человек—цель, а не средство общественного развития.

К ГУМАНИТАРНОМУ МИРОПОРЯДКУ

(Семь «За» во имя спасения человека и человечества)

Три тысячи лет вызревала эта истина—от эпох Античности и Возрождения до эпохи Гуматаризма. Тридцать столетий ее лелеяли, защищали, укрепляли. За нее страдали, шли на гибель. С ней побеждали. Она—образ нового миропорядка, ритуалика идеального бытия. Это—выход из всех кризисов, путь к процветанию и возвышение. Это—пик мира, лазоревая семигранная скала, на гранях которой золотом высечены семь «За» во имя спасения человека и человечества.

II. А. Создание высшей иерархии ценностей требует оформления соответствующих понятий. В этой связи центральной категорией общецивилизационных процессов становится «гуманитарность», «гуманитаризм», смысловой фундамент которого—«гуманизм». Именно эти обобщения характеризуют будущий мировой порядок, его основную суть. Если активный гуманизм есть идеология человеколюбия и человекоуважения, то гуманитаризм—практическое воплощение человеколюбия и человекоуважения. Гуманитарное видение мира не имеет альтернативы, оно универсально, всеедино, безусловно.

I. За новое понимание мира

Жизненный опыт утверждает: в тяжелой ситуации выживает тот, кто верит в себя, свои возможности и реализует их. Уверенность эта рождается видением мира, в котором человек—воплощенная сила. Именно такое видение дает гуманитарность, что вобрала в себя высоту и глубину миропонимания. В ней человечество и человек предстают одновременно как сила геологическая и духовная. В основе этого взгляда—научный авторитет естествознания, его теории активной эволюции. По ней все преобразователи биосферы в ноосферу... Ноосфера: загадочное, многозначительное слово. Оно несет в себе научность и сохраняет тайну бытия, сопричастно к рациональному и иррациональному. В этом понятии целостность всеединство бытия. Потому нет больше деления на своих 'и чужих, на друзей и врагов. И идут в единой процессии знания научные и религиозные, естествознания и мистика, миф и научно-технический прогресс, оккультизм и философия. Ибо все они—часть общей картины мироздания. Ноосфера—царство разумного бытия мира. Если уничтожить разумное, человеку и человечеству смерть. Потому будет его верными стражами, рыцарями разумных деяний. А разумное означает созидательное... Но что это? Со многих мест планеты доносится неблаговестие: разрушение стало одолевать созидание, неразумность вцепилась в горло разумности. Интеллектуалы назвали это социально-экологической катастрофой. Если разрушающая неразумность станет необратимой, будет готовить человечеству гроб.

II.I. Гуманитарность—новое понимание мира, основанное на реальном, деятельностном, создающем гуманизма. При этом данные его статус основывается на высших достижениях мирового естествознания—теории активной эволюции (эволюциологии), представляющий собой учение о ноосфере. Речь идет о сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная (созидательная) человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. При этом человечество предстает как целостная геологическая, духовная и социальная сила. Дезинтеграция этой силы, равно как и примат неразумной (разрушительной) деятельности ведут к деструктивным последствиям. Если данные факторы примут необратимый характер, миру грозит социально-экологическая катастрофа.

II. За торжество созидающего гуманизма

Гуманизм. Сколько надежд всегда связывалось с этим словом. Казалось, вот он—идеал бытия. Лишь протяни руку. И опусти его на землю. Иногда это удавалось. Но при первой же буре слабое растение вырывалось с корнем и вновь кружилось как иллюзорный фантом. История знала и примеры могучих деревьев, когда глашатаи трубили на весь мир, что гуманизм, наконец, созрел. Но деревья не укоренялись в почве истории и время смывало их идеологические краски. И вновь. И вновь рушились чаяния поверивших. Сколько светлых голов не досчитывалась цивилизация. В который раз зло побеждало добро. Но древо гуманизма произрастало, несмотря ни на что. Античность подарила ему жизнь, но первые ростки затронули лишь сферу образования. Возрождение дало прекрасному растению второе дыхание, превратив его плоды в великую идею. Но пользоваться этими плодами реально могли немногие. Мать—цивилизация лелеяла свою любимое дитя. Но опустить на землю не решалась. Пока не появилась на планете защитная духовная среда, в которой многоликий гуманизм мог окончательно прижиться. Эра ноосферы открыла ему третью жизнь, когда появилась надежда реального человекоуважения. И настал вселенский день в истории мироздания. День посвящения Гуманизма-Странника в сан Гуманизма-Созидателя. Свершилось самое великое на земле: Человеколюбие обрело силу; человековозвышение стало миротворчеством, человекоуважение приняло шит и меч; человеческое Я надело броню. Под рукоплескание человечества Гуманизм-Созидатель принял из рук Матери-цивилизации гуманитарный титул, как вечный обет бескорыстного служения человеческому благу. В честь этого события воздвигнут монумент из синего камня, олицетворяющий взлетающую ввысь птицу в круге всеединства и вечности.

II.2. Соединение гуманизма с эволюциологией породило гуманитарную идею. Ибо гуманизм обрел созидательную силу, преодолев тем самым свой абстрактный, пожелательный, нередко конъюнктурный статус. Впервые в истории человечества универсальный идеал человекоуважения, достоинства личности, ее внутренней и внешней свободы стал иметь не только и не столько меняющуюся в зависимости от социально-экономических обстоятельств идеологическую основу, сколько естествознанческий глубинный фундамент, как результат высших достижений мировой научной мысли. Сфера разума—результат, цель и средство гуманитарной деятельности человека и человечества. Расширение области ее распространения ведет к созданию мирового гуманитарного миропорядка как формы самоорганизации ноосферы.

III. За идеал гуманитарного общества

Мысли о лучшем жизнеустройстве... Сколько их было в мировой истории. Как много идеалов похоронено: ярких, вдохновенных, привлекательных.

Так где же путь истины? Общечеловеческий опыт мудрости гласит: ищите идеальное общежитие не только в высоте и глубине существования. Не в размахе или всесильности. Идеальное общество надо искать в жизненной естественности и всеединстве бытия, то есть в гармонии с социумом и природой. В основе этих добродетелей—ноосфера, так как среда разума сомоорганизована, сомоустаивается, самовоспроизводится созидательной деятельностью человека. Это гуманитарный миропорядок в образе всеединства, когда личность—первооснова всего. Это—безупречный механизм, приводимый в действие гармонией созиданием, взаимоувязанностью. Это означает всеединство и естественность. Как высший закон Богини-Природы. Потому искусственное общество быстро становится безжизненным, какие бы мощные подпорки ему не ставились. Гуманитаризм—высшая ритуалика общественного бытия. Это социальная естественность, царство человека—разумного—творческого. Это многосложный организм из бесчисленного количества составляющий. Управлять им невозможно, нужно лишь направлять, давать курс. Ибо многочисленные входящие самообеспечиваются, саморазвиваются, самофункционируют. Это тайна естественного всеединого бытия: гуманитарная саморегуляция. Ее форма правления—активная демократия—всепроникающая, самовоспроизводящая, духовно-эстетическая.

11.3. Гуманитарное общество—идеал жизнеустройства, переход в новые измерения бытия, глобальная смена приоритетов. Суть этого процесса—движение от массово-количественных к индивидуально-качественным ориентирам. Эпоха масс должна смениться эпохой личности. Речь идет не о прихоти единицы в ущерб общественному, о гармонизации массовых групповых и индивидуальных интересов через личностный приоритет. Потому стратегическая задача—преуспевание гражданина через общество, а не общества за счет гражданина. Новый миропорядок покоится на деполитизации: политизированость с ее массовыми приоритетами уступит место гуманизации, основанной на качестве жизни отдельного человека. Революции сменятся эволюцией, противостояние—движением к целостности, политической корысти придет естественная ноосферная сомоорганизация, в основе которой свободный человек-созидатель—часть единого человечества, природы, космоса.

IV. За великую духовную ЕврАзию

ЕврАзия—странное дитя Матери-Цивилизации. Ей подарена великая и тяжелая судьба:

страдать, испытывать, преодолевать. И не столько ради самой себя, сколько во имя всего человечества, на всегда благодарного за приносимые ему жертвы. ЕврАзия—испытательный полигон земля, регион-великан контрастов: безграничные возможности и ограниченное ими пользование; природные богатства и жизненная бедность; талантливые народы и бездарное жизнеустройство. В преддверии III тысячелетия он стал ареной смертельной схватки двух начал: созидания и разрушения, добра и зла, великого и низменного, света и тьмы. Как могучий Атлант, не зная покоя и отдыха, регион-гигант взваливал на свои плечи тяжелые ноши судьбы. Нередко он давал искусить и увлечь себя изнуряющими тропами неестественного бытия. Особо опасен был яд политизации. Опьяненный светом далекой мечты но с отравленной плотью, исполин взбирался ей навстречу, раздирая тело о камни, разбивая врагов на своем пути. Но мечта никак не приближалась. Хитрые погонщики давали изможденному путнику очередную порцию возбуждающего зелья. Политическая цель вдруг оказывалась совсем рядом... Но однажды голодный и полураздетый исполин вдруг рухнул на землю. Говорят, что тело гиганта стали расчленять. Но осталось жить его духовно-интеллектуальная сила: исторически невостребованная, но безграничная в возможностях и потому не знающая преград. Кто ею воспользуется? Куда направится великая непобедимость: на разрушение, на созидание, в бездеятельность? И другой вселен кий вопрос: какой дорогой двигаться—политической или гуманитарной. Первая, неестественная,—возврат к рабству. Вторая, естественная,—восхождение к свободе. Нужен исторический выбор: созидающее царство духовности или разрешающая империя расчленяющей стихийной «рациональности». Так создадим же великую духовную ЕврАзию. Это не есть имперский возврат к прошлому. Это—вселенское предназначение нести гуманитарный факел человечества. Оно выстрадано всем великим прошлым евразийцев.

11.4. Переход к гуманитарному миропорядку—общепланетарное движение к всеединству. Исходя из особенностей и уровня своего развития, народы, государства регионы ищут свои пути включения в этот процесс. Парадокс XX века—наибольшая предрасположенность к гуманитарности и, вместе с тем< значительная удаленность от нее ЕврАзии (Востока-Запада). Суперрегион, превратившийся для цивилизации в полигон испытания социальных систем, моделей, структур и переживающий глубокий кризис переустроительного характера, находится в приоритетном положении для своей динамичной гуманитаризации. Ибо речь идет о гигантском исторически, невостребованном духовно-интеллектуальном потенциале евразийских народов, открывающем перспективу воссоздания на базе многовекового культурного наследия интенсивной гуманитарной среды, стимулирующей региональный и всемирный духовно-интеллектуальный взлет. Налицо беспрецедентные предпосылки для:

а) создания сверхавангардной экономики, основанной на идеях инновационного общества (значительное превышение в валовом национальном продукте его доли, произведенной в инновационной сфере: информационно-внедренческой, культурно-поисковой, интеллектуально-управленческой); б) формирования оптимальной социально-гуманитарной организации общественной жизни на основе синтеза светских и религиозных традиций Востока и Запада; в) освоение на их фундаменте наиболее естественных ритуалик духовной жизни человека: гармонизации его Я с самим собой и окружающим природным и социальным миром. Перед ЕврАзией драматический выбор—либо духовное всеединство для великого созидания, либо деструктивная конфронтация, несущая гибель всей земной цивилизации.

V. За единение свободомыслящих созидателей

Есть три зла у современного человечества: невежество, экстремизм, несправедливость. Существа они родственные, но первопричинное—невежество. Ибо оно порождает экстремизм, что дает жизнь несправедливости. Подобно шакалам рыщут по земле эти злобные дети тьмы, провоцируя неразумность, жертвами которой становятся духовность, свобода, созидательность, всеединство. Шакальи стаи умерщвляют здравый смысл, убивают творчество, оскопляют человекоуважение. Как враги естественности, они плодят разрушительность и рабство. Как бороться с растущей опасностью? Почему гибнут войска, идущие против опасности на священный бой под знаменами гуманизма. Отчего светлые идеалы терпеть поражение. На Олимпе мудрости дали такой ответ: не уничтожайте препятствия разрушением, а преодолевайте их созиданием! Против неразумных сил нужна мощь разумная. Потому мир ждет деяния всех времен и народов—свершить единение гуманизма и силы, созидания и твердости, воли и ума. Но для подвига этого надо сплотить свободомыслящих созидателей в непобедимый легион-миссию, для величайшего испытания:

Пройти сквозь вселенски огонь, что сплавит навеки два благородных металл—гуманизм и силу созидания в бесценный слиток самой высшей пробы—Гуманитарность. Его формула проста: Гуманизм + Сила разума = Гуманитарность. Но войти в пылающее чрево кратера истории могут только те, в чьей родословной запись «Свобода-Уверенность-Созидание».

11.5. Путь к гуманитарно-естественному миропорядку, основанному на всеединстве и целостности человека, человечества и природы, требует преодоления основных дестабилизирующих цивилизацию факторов—невежества, экстремизма, несправедливости. Будучи взаимоувязанными (невежество порождает экстремизм, который ведет к несправедливости), эти явления носят агрессивно-деструктивный характер. Потому требуют глубокого осмысления своей природы в целях эффективного им противодействия. Актуальная задача современности—сплочение сил, осознавших глобальный феномен противодействия процессу общепланетарной гуманизации, координация действий свободомыслящих созидателей во имя предотвращения всемирной социально-экологической катастрофы. Они—естественная элита человечества: профессионалы, мастера, люди слова и дела, олицетворяющие интеграцию гуманизма и духовно-интеллектуальной силы личности. Они исповедуют витасофскую (основанную на мудрости жизни) систему ценностей, при которой человек—всеобщая созидательная сила.

VI. За сильную творческую личность

Как бы ни сложна была жизнь, она может и должна быть внутренним праздником. Кто-то возразит: праздник, когда вокруг столько горя, проблем, трудностей? Не пир ли это во время чумы? Авторитет гуманитаризма гласит: существование человека есть триумф бытия, реализация им своих бесконечных возможностей. Каждое рождение—акт торжества жизни. Но почему в повседневье эта изначальная торжественность для многих затухает. Секрет—в уровне уверенности. Ибо неуверенный человек—боль наших дней, дитя неестественного общества. Его противоположность—Сильная творческая личность, идеал, покоящийся на свободе и созидании. Свобода есть ощущение истины. Потому, познавший гуманитарную идею ноосферы становится духовно непобедимым, эмоционально бессмертным.

Это триумф свободы, ибо сопричастность к сфере разума расковывает внутренний потенциал для решения проблем, преодоления трудностей, помощи в горе. Выпущенная из оков фантазия охватывает Землю и Космос, что дает непоколебимость богов. А взлеты интуиции погружены в глубины своего Я защищает нас от мелкой рассудочности, пробуждает мощь ума, его способность найти выход из любой ситуации. Это—праздник освобожденного духа, ни с чем не сравнимая эйфория уверенности. Идеал сильной творческой личности освещает наш путь в будущее, дает стимул жизни в настоящем, открывает кладовые мудрости прошлого. Созидательность—та броня, что защищает наше Я от неуверенности, вооружает в момент опасности, спасает он неминуемой гибели в безвыходном положении. Это поэтика действий, борьбы, преодоления. Ее суть в эстетическом видении мира. Каждый пусть станет частью высшей элиты человечества—мастеров своего дела, профессионалов, людей дела, действия, тех кто умеет держать слово, милосердных и трудолюбивых. Созидание— возбудитель воли, страж уверенности каждого в самом себе. Сильная творческая личность—триумф гуманитарного миропорядка, торжество естественного бытия.

11.6. Витасофский взгляд на мир предусматривает абсолютную самоценность человека. Однако, как наследник мирового опыта бытия, он не может рассчитывать на беззаботное земное проживание. Усложняющиеся экономические, политические, социальные и культурны отношения требуют от него сегодня и потребуют в будущем воли к "действию и самосохранению, мощного потенциала созидательное™, жизнестойкости, способности достойно нести тяжесть традиций и преодоления противодействующих гуманитарное™ факторов. Криз цивилизации породил человека неуверенного, не способного решать стоящие перед ним и окружающим миром проблемы. Потому по мере их усложнения должен сформироваться новый тип человека III тысячелетия—Человека-Созидателя. Это личность, обладающая качествами суверенного человека—самостоятельного, инициативного, организованного, свободного, предприимчивого, живущего по высшим законам человеколюбия. Сильная творческая личность—эстетический, нравственный, социальный идеал гуманитаризма.

VII. За эпоху Человека-Созидателя

Мечты, рассуждения, дискуссии о будущем. Сколько их было, есть и будет. Ведь без образа предстоящего бытия человеку и человечеству жить трудно. Ибо завтрашняя надежда—инстинкт социального самосохранения. Если собрать все предсказания, прогнозы и проекты, положить вместе с опытом настоящего и пошлого, все смешать и пропустить через сито естественности. То останется самое драгоценное—идеал человеко-природного жизнеустройства—гуманитарный миропорядок. Не устанем описывать его ноосферную сущность и отличительную особенность—нацеленность на индивидуума, личность, гражданина. Гуманитарный миропорядок—отражение всеединства, великой целостности всего сущего. Это самая глубокая истина земной мудрости. И покоится она на единой точке отсчета сего. Это—первоначало и край мироздания, геологическая, духовная и социальная сила, первопричина сферы разума, естественная часть природы и дитя цивилизации. Это: Кто и Что, Я и Мы, Он и Она, Мы и Они; Сотворенный и Созидатель. Он силен и слаб, смерен и бессмертен. Его имя—Человек—всеединен, целостен, уникален. Так предскажем торжественно наступление эпохи нового возрождения, гуманитарного тысячелетия, эры созидающего гуманизма. Это будет царство Человека-Созидателя, империя свободного человека. Здесь не будет рабов: ни внутренних, ни внешних. И все человечество станет кастой творцов. Потому сменим язык холопов на язык цезарей, осанку приниженных рабов на поступь свободных повелителей жизни. И станем жить в гармонии с самим собой, окружающими людьми и Матерью—природой.

11.7. Гуманитарный мировой порядок—общепланетарный жизненный уклад, основанный на идеалах созидающего гуманизма, принципах гуманитарного общества, торжестве человеческой личности. Будущее цивилизации зависит от уровня развития сферы, где пока еще се более ощутимы противоречивые результаты взаимодействия общества и природы. Гуманитарная эволюция—путь гармонии человека и окружающей среды, разрешения противоречий между ограниченным характером ресурсов биосферы земли и между возрастающими потребностями общества в энергии и веществе. Эпоха ноосферы как эра разумной деятельности станет для III тысячелетия новым возрождением человечества, когда восторжествует Человек-Созидатель, способный создать оптимальный (в социальном, духовном, интеллекту льном, научно-производственном плане) механизм взаимодействия человека с окружающей средой, общества с природой, цивилизации со вселенной. Сподвижники! Грядет эра Человека-личности, живущего по законам всеединства—в гармонии с самим собой, окружающими и природой. Готов ли каждый низ нас к ее созиданию? Для позитивного ответа отбросим вчерашние заблуждение: вражду, междоусобицу, неприязнь, насилие, экстремизм и несправедливость и восславим то, что возрождает в нас первозданный смысл бытия: гармонии человека, общества и природы. И отыщем для себя три высших добра:

свободу, уверенность, созидание.

II.Б. Гуманитаризм провозглашает творчество свободной всепобеждаеющей личности. Речь идет о ее духовно-телесной гармонии, основанной на совершенствовании себя и социального мира. Человек-Созидатель—эстетический, нравственный и функционально-повседневный идеал отдельного человека в образе сильной творческой личности. Потому политические идеологии должны уступить место гуманитарным идеологиям преодоления, философии бытия как праздника жизни, всепобеждающего творческого Я, коллективным и всеобщим Мы эры гуманитаризма.

ВСЕЕДИНСТВО—ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

Много идей витает вокруг, но не все из них становятся великими. Нет прекрасней идеала гуманитарного миропорядка, но сможет ли он обрести реальность, превратиться в непобедимую силу. Может—если семена этого идеала дадут плоды в душах многих людей. Но как это сделать, если множество душ проросли сорняком неверия, отравлены ядом униженности, изранены недоброжелательностью. Разве здесь взойдет благородное семя, разве выживет его плод? Идея внешняя должна стать идеей внутренней. Только тогда она становится силой. Если творится неладное вовне—будем искать причины изнутри. Потому, когда говорят о кризисе цивилизации, забывают о главном: о кризисе человека в цивилизации. Ибо он—первопричина и мера происходящего. Потому не о кризисе экономики надо говорить, а о кризисе человека в экономике, а о кризисе человека в политике. То же самое о других сферах. Больное общество есть болезнь его граждан. Посмотрите, сколько рецептов выписано для его излечения. Одни врачуют экономику, другие политику, третьи культуру. И ни одного целителя у больных в экономике, ослабевших в политике, чахнущих в культуре.

III.А. Цивилизацией накоплен огромный потенциал знаний, в том числе относящихся к области человекознания. Логичен вывод: накопленный и постоянно пополняемый интеллектуальный арсенал должен обеспечить ускоренное самосовершенствование человека. Однако реалии подтверждают обратное—эрозия духовности, рост неуверенности, деградация в форме экстремизма преступности, наркомании. Одна из причин—примат знаний о человеке над знанием для человека. Повсеместно он объект, испытуемый, подопытный. Информационные пространства не всегда заполняются с учетом личностно-психологических потребностей людей, их внутреннего состояния. Многие общественные институты больше говорят о человеке вообще, чем с самим человеком. Это не может отражаться на его социальном самочувствии. В прогнозировании будущего нередко игнорируется глобально-гуманитарный аспект: все происходящее в той или иной степени результат человеческой деятельности.

Преодолеть кризис человека

Эпохальная задача—излечить человека что означает вернуть ему вкус к естественному бытию. Суть этого состояния—свобода, уверенность созидание. Свободный, уверенный, созидающий есть человек-естественный. Ибо каждый рождается свободным и при рождении должен наследовать два высших блага: уверенность и созидание. Научиться видеть в человеке цель, а не средство общественного развития—в этом путь преодоления его кризиса. Этот подход называют витасофским—основанным на жизненной мудрости. Витасофия (Vita—жизнь, Sofia—мудрость)—путь к естественной гуманитарности, ибо сама покоится на безыскусном мудрости нашей жизни, реальном опыте внутреннего бытия. В ней то, что наделяет каждого высшими благами, делает каждого самим собой, способным преодолеть социальное невежество и вытекающие из него экстремизм и несправедливость. Перед всей мудростью земли одна задача—спасти цивилизацию. Спасение же—в гуманитарном миропорядке. Но, чтобы начать к нему движение, надо остановить сползание к катастрофе. Это можно сделать лишь остановив кризис человека, что означает сделать каждого внутренне свободным, уверенным в себе, творческим. Ибо раскованный созидатель найдет выход из трудного положения Он сумеет остановить лавину разрушения гигантским щитом разума, скипетром созидания, начнет уверенно теснить силы зла. Пусть вдохновляет нас романтическая легендарность этого образа оберегает от мелкой рассудочности, конъюнктуризма, суеты и всевоздержанности.

III.I. Настоятельная потребность современности—новая идеология общепланетарного бытия, в основе которой приоритет отдельного человека—гражданина, личности, индивидуума. Она не претендует на научный статус, ибо духовность и наука явления разнопорядковые, а представляет собой новый ракурс видения мира в диапазоне пограничного знания—витасофии. Это: целостное восприятие бытия; ощущение сопереживание всеединства;

нерасчлененность внутреннего и внешнего опыта взаимодействия человека с действительностью; приоритет миропонимания, в котором личность выступает активно действующей и всепобеждающей силой. Витасофия—взгляд на мир со стороны здравого смысла, интеграции рационального и иррационального, с позицией накопленного опыта соотношения и Мы. Как пограничное знание она включает широкую палитру составляющих—от мифа, религиозных учений и эстетического идеала до философских систем и научно-технических достижений.

К всеединству во имя человека

«Цель—человек! Стратегия—всеединство! Тактика—созидание!». Эти великие слова прочтем на гуманитарном знамени эпохи, что водружено на пике жизни когортой свободомыслящих, сильных, стремящихся к высшим идеалам бытия. Всеединство—путь к достижению начертанной на знамени цели. Оно есть гуманитарный миропорядок, у которого две стороны—внешняя и внутренняя. Первая—естественное общество, вторая—естественный образ жизни человека. Без второго нет первого. Лабиринты внутреннего бытия сложны и опасны. Сколько светлых голов полегли в поисках пути, ведущему к своему Я. Одни, их большинство, пытались разрушить многочисленные стены и оказались под обломками. Другие, найдя свое Я, не смогли найти обратную дорогу. И лишь третьи—и единицы— засучив рукава, превращались на долгие годы в неутомимых строителей. Не разрушая лабиринта, они созидали свои безопасные переходы, лестницы, тоннели и медленно шли к своему Я. А найдя его, гордо несли его по новому пути. Что давало им силу, энергию, неутомимость? Ощущение всеединства. Ибо ни помнили всегда: мое Я—часть природы, часть человечества, часть космоса. Эта великая истина, дающая радость и гордость бытия. Она покоится на высших взлетах духа и самых глубоких открытиях естествознания—эволюциологии: учения о ноосфере. Я и целое—два спасительных места, где можно укрыться от любых невзгод. Ибо, если терпишь временное поражение на внутреннем фронте,—спрячешься в целом, если на внешнем—укроешься в своем Я. Так спасешься от саморазрушения, сохранишь силы для нового победного наступления. Мир внутренний—крепость, и мир внешний—крепость. Если душа имеет витасофский опыт—можно найти и нейтральное прибежище между высокими стенами этих мощных укреплений.

III.2. Всеединство—новое качество бытия, основанное на гуманитарном миропорядке. Это: воплощение идеальной демократии, основанной на максимальном уважение прав личности, реализации человеком своей социально-родовой, созидательно-творческой природы, на уверенном и суверенном существовании, свободе выбора жизненного пути, мировоззрения, религии, профессиональной и иной деятельности. Всеединство—естественный атрибут бытия человека, составная часть его жизненной ритуалики. Кризис современной цивилизации—это кризис жизнеустройства, основанного на абстрактном гуманизме: примате массового над личным, общего над отдельным. Включенность в естественный миропорядок предполагает гуманитарно-правовое единение интересов отдельного человека, народа, мирового сообщества. Речь идет о триедином статусе человеческого существования, когда личности есть часть моноструктуры («родина»), полиструктуры («отечество»), макроструктуры («цивилизация»). Нарушение гармонии этой триады ведет к деструктивным последствиям. В будущем все большую актуальность будет приобретать фактор космоструктуры («вселенная»).

Легендарный форпост всеединства

Величайшая ценность всеединства многолика, ибо это—и идея, и образ жизни, и движение к ним. Всеединческое движение—путь в будущее, выход из всеобщего кризиса цивилизации, лекарство от тяжелого недуга, отхватившего ЕврАзию. Это сложный путь к самому себе и единому целому, возвращение к ним, как изначальным истинам. Потому вспомним о тех, кто знает дорогу из опасного лабиринта разобщенного бытия. Одни называют их витософами—мудрецами жизни, а проложенный ими путь витасофией: мудростью жизни. Другие именуют их эволюционерами—теми, кто естественно движется к царству разума—ноосфере, а их взгляды эволюциологией или активной эволюцией: учением о ноосфере, естественном движение к царству разума. И первые и вторые правы—каждые по-своему, как правы и те, кто считает, что витасофия—формирование внутренней ноосферы. Путь в сферу моего, твоего, его, их разума. Познавшие эти истины—легендарный форпост всеединства, романтический авангард. Жить большой идеей—торжество бытия. Потому неописуем восторг стремящихся к гармоничному жизнеустройству. Ибо нет выше идеала гуманитарного миропорядка, ведущего к познанию самого себя и всего мироздания. Это вселенское возвращение в будущее, встреча изначального и бесконечного, предстоящего и первопричинного. И будет новое рождение мира. И придет его хозяин—Человек-Созидатель. Придет через тернии сомоусовершеноствования, изнуряющий труд сомостановления, поиска и выращивания своего Я. Неутомимой методичностью, волей к действию, милосердием и жертвенностью отмечен этот путь.

III.3. Любая идея может быть жизненной, если имеет своих носителей и воплотителей. Потому в судьбе гуманитарной эволюции—важна роль движения всеединства и его политической организации. Их историческая задача—пропаганда, популяризация и реализация концепции нового миропорядка, его сути—перехода от эпохи человека—массового к эпохе человека—личностного. Основа—принцип всеединства. Приоритет личности по-иному ставит наиболее сложный вопрос современности—о национальных взаимоотношениях, переводя их из сферы политической в гуманитарную. Идеология созидающего гуманизма— достаточное противоядие от национализма и расизма. В ее социально-духовной ауре великодержавные и шовинистические атрибуты не могут найти почву для реальных всходов. Из отношений между людьми навсегда должно уйти оружие, а существующая в обозримом будущем военная сфера пусть станет хранителем духовных завоеваний человека, традиций и ритуалов его жизнестойкости, воли к порядку, философии преодоления. Гуманитарный фактор свободной созидательности максимально воплотится в экономическом развитии человечества—мировой системе изобилия, основанной на экологически чистых технологиях и принципах гуманитарного предпринимательства—можно все, что не противоречит человеколюбию и человекоуважению.

Познать самого себя и окружающее—значит ощутить свои колоссальные возможности, использовать их ради себя и других. В этом вселенская миссия каждого. Но как исполнить ее, если общество больно и мрак неразумности заслоняет небосклон. Витасофия—лучший путеводитель, ибо она не поучает, не навязывает, не диктует. Лишь зовет к мудрости, здравому смыслу, примату созидания. Они—единственный узкий проход над пропастью духовного рабства. Трипа эта узкая, неудобная, скользкая. Но только она ведет к и тинной победе. Готово ли мое Я к суверенному бытию? Пусть этот вопрос встанет перед нами каждый день: и как призыв к прорыву обыденности, и как момент прозрения, самооценки, самонастроя. И таится здесь еще одна истина: право выбора между разумностью не разумностью. Разумное возвышает, неразумное унижает. Первое—дорога к внутреннему и внешнему освобождению, второе—путь в духовное и социальное рабство. Холопу живется легче, ибо ему все предписывают. Свободный—один на один с мирозданием, сам в ответе за себя. Гуманитарность—его плуг и молот, щит и меч. Витасофия же—путь к гуманитарности. Это: гармония внутреннего и внешнего, новое миропонимание, развитие ноосферы внутри каждого, культивирование своего царства разума, внутренней и вне ней ритуалики бытия. Ибо без миропорядка внутри внешний миропорядок иллюзорен. Так станем же каждый сильной творческой личностью! Вольемся в великое братство свободомыслящих созидателей!

III.Б. «Третье тысячелетие—эпоха гуманитаризма!»—пусть этот вселенский девиз, провозглашенный за десять лет до вступления в XXI век, определяет движение человечества в будущее, станет глубинным противовесом периодически вспыхивающему в различных ре ионах планеты, синдрому деструктивности, оказывает позитивное воздействие на происходящие в мире события и общецивилизационные процессы, ориентирует на свободную, уверенную, созидающую личность. Речь идет о распространении в различных стратах мирового сообщества основных положений витасофского видения общечеловеческих проблем, методологии глобального всеединого гуманитаризма, направленной на их разрешение «Цель—человек! Стратегия—всеединство! Тактика—созидание!»—эти романтические установки могут и должны стать организующим началом политических и общественных гуманитарных движений, всех тех, кто поднимает свой голос спасения человека и человечества.

Концептуальные источники

— Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

— Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. От 4 июля 1950 года;

— Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан I августа 1975 года;

— Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Октябрь, 1991 год;

— Федерико Майор Сарагоса—генеральный директор ЮНЕСКО. Всемирное десятилетие развития культуры (Курьер, 1988, декабрь);

— Декларация прав и свобод человека. Принята съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 года;

— Манифест либералов, принят на учредительном конгрессе Либерального Интернационала в апреле 1947 года;

— Альфонсо Арджиолас—президент Гуманистического интернационала. Прогресс через ненасилие (Проблемы мира и социализма. 1986 год);

— Защитить, раскрыть и реализовать созидательную природу человека: Программа Синего движения.

Принята Учредительным съездом Всесоюзной общественной организации «За социальную экологию человека через массовое творчество»—Синее движение. 31 марта 1990 года.

В тексте Воззвания использован материал Введения готовящейся к изданию Синей книги (Витасофии) д-ра Боканя.

Источник: Материалы I съезда РГП. Копия оригинала. Принтер+ксерокс, Москва, 1991, декабрь.