Капитализм и социализм.

[Программный агитационный материал РПЯ. 1991].

Политические руководители бюрократии единогласны в том, что приближается экономическая катастрофа. Но ни одна из поочередно объявляемых политик, которые в большинстве своем отрицались еще до того, как находил свое воплощение, не представляла интересы трудящихся.

Консервативный курс рассчитывает, даже в экономическом плане, на КГБ и армию, как на якорь спасения. От нового укрепления репрессивного аппарата трудящихся ожидать нечего. Именно в тени этого репрессивного аппарата бюрократия расхищает народное достояние и укрепляет свои привилегии в ущерб трудящимся классам.

Многие фракции, бюрократии выражают открытое стремление вернуться к капитализму, реставрировать частную собственность на средства производства. Это откроет единственную перспективу рабочему классу—всеобщую безработицу и повышение цен; СССР падет на уровень полуколонии капиталистического Запада.

Рабочий класс не может и не должен сделать своей ни одну из перспектив, перед которыми колеблется бюрократия. Он не должен позволить задушить себя в тишине.

Только перехватив инициативу, рабочий класс сможет открыть благоприятную перспективу для осуществления своих собственных интересов всех трудящихся масс.

Дело не только в том, чтобы противостоять возврату бюрократической диктатуры, от всех мер, задуманных для “оздоровления” экономики, но которые усугубляют условия жизни рабочего класса, как всеобщее повышение цен или волны увольнений, которые могут привести к появлению 20-30 млн. в стране. Необходимо реагировать не корпоративно, область за область, а на уровне всей экономики. Только так можно одолеть теперешний кризис Надо, чтобы рабочий класс противопоставил свою собственную политику очередным политикам бюрократии.

В интересах рабочего класса оказать сопротивление всем попыткам реставрировать капитализм. Не во имя возврата к сталинизму или брежневизму. Противостоять восстановлению привилегий, основанных на легальной эксплуатации рабочего класса не во имя привилегий, лицемерно скрытых за “социалистическими” фразами. Нужно положить конец привилегиям и социальному неравенству! Необходимо опрокинуть власть бюрократии над пролетариатом!

Традиционный дефицит в товарах широкого потребления не фатальность. Явные дефициты сегодня—еще меньше. Все зависит от экономических выборов бюрократии, если не от открытого ее саботажа.

Экономические выборы должны быть в интересах трудящихся масс.

Советский Союз производит многое из того, что необходимо для обеспечения основных потребностей. И там, где теперешнее производство недостаточно—возмутительный недостаток приличных квартир для трудящихся—производственный потенциал существует, но его нужно направить в нужное русло. Для этого план должен быть пересмотрен. Просить у бюрократов направить экономику в нужное русло—все равно, что требовать от козла молока. Все бюрократы, и реформаторы и консерваторы, озабочены интересами их привилегированной касты.

Только демократические организации трудящихся могут решить, как сориентировать производство и распределение в своих интересах. В стране существует потенциал и технические возможности, которые позволили Советскому Союзу стать одним из первых в гонке за завоевание космического пространства. Этот потенциал должен быть использован не только в военном секторе экономики. Он должен быть приведен в действие, чтобы обеспечить ежедневные нужды большинства населения: постройку необходимых жилых домов, снабжение, нормальное функционирование транспорта. Используя увеличивающуюся экономическую анархию, руководители некоторых областей и республик отказываются обеспечить съестными припасами другие области и другие республики. Они предпочитают сбыть свою продукцию за валюту путем экспорта. Также развилась блатная система, чтобы дать возможность кооперативам или создающимся совместным предприятиям импортировать извне то, чего нет вообще или в необходимом качестве в советском производстве. Долги СССР западным банкам быстро увеличиваются. Опыт восточноевропейских стран показал —выплата долгов выражается в уменьшении уровня жизни большинства населения.

Интерес трудящихся, конечно, не в том, чтобы плотно закрыть границы товарами, а при случае—капиталами. Но монополия внешней торговли, контролируемая бюрократией, и которую бюрократы сами нарушают все больше и больше, чтобы извлечь выгоду в валюте, должна быть заменена монополией внешней торговли, которая служила бы интересам трудящихся. Необходимо остановить импорт товаров, которые доступны только богатым: предметы роскоши, оборудование для частных предприятий, которые не являются необходимыми для экономики. Необходимо предназначить ресурсы в валюте необходимому импорту, чтобы обеспечить нужды трудящихся классов.

В интересах трудящихся, в особенности трудящихся женщин, создать и организовать потребительские кооперативы. Потребительские кооперативы должны контролировать то, что имеется в магазинах, реально, а не по бюрократическому плану.

Экономический саботаж бюрократов принимает в последние месяцы катастрофические размеры. Дезорганизация более всего ощутима в распределении. Бюрократы имеют возможность задержать товары на разных посреднических уровнях. Это дает им возможность спекулировать при будущих повышениях цен или расхитить товары для так называемого свободного рынка, где цены обещают быть настолько высокими, что станут недоступными для трудящихся.

Дезорганизация скоро достигнет и производства. До того, как присвоить предприятия, бюрократы постараются отрезать их друг от друга, разорвать путы планификации.

Высшие руководители бюрократии сами боятся дезорганизации, порожденной противоречивыми аппетитами их социального слоя. Чтобы бороться против грозящего застоя, Горбачев меньше говорил о рыночной экономике, больше о соблюдении плана. Но он только говорил об этом! Когда он старается действовать, он действовать, он действует через КГБ.

КГБ выступает за соблюдение плана, но ценой усиленной бюрократической диктатуры.

План был задуман в связи с интересами бюрократов, со множеством возможностей для спекулятивных комбинаций. Необходимо пересмотреть план с целью, чтобы он стал более пригодным для удовлетворения нужд производителей и потребителей. Нужно контролировать запас товаров и их распределение по разным каналам, настойчиво и безжалостно преследуя всех тех, кто старается извлечь частную выгоду и морят голодом коллектив.

Мобилизуясь на этих направлениях трудящиеся могли бы сразу обуздать не которое количество дельцов, снять блокаду с товаров, которые они хранят на складах, заставить продавать продукты по твердым государственным ценам, противостоять спекуляции. Мобилизация и решительные действия трудящихся рабочего района, города, которые являются жертвами совсем не таинственного исчезновения товаров, решили бы многие проблемы.

Но суть проблемы в другом! Не достаточно оказывать давление на бюрократов и спекулянтов. Необходимо вырвать у них руководство экономикой. Это значит вырвать у них власть! Бюрократия привыкла защищать свои привилегии и таким образом, социальное неравенство путем жестокого угнетения. Политический кризис в верхах ослабил угнетение. Оно может вернуться. Борьба против социального неравенства непременно требует, чтобы способы бороться против политического угнетения. Бюрократия и лакействующая перед ней часть интеллигенции придумали новый способ, чтобы обмануть трудящихся. Они окрестили словом “ демократия” или, по крайней мере, “попыткой демократической перестройки” теперешнюю политическую анархию, которая является продуктом противоречивых аппетитов и амбиции в рядах бюрократии. Эти люди связывают возвращение к рыночной экономике, т.е. к усугублению социального неравенства, с консолидацией сил демократии.

В интересах трудящихся отбросить с презрением этот способ рассматривать демократию, которая будет таковой только для привилегированного меньшинства. Трудящихся должны навязать рабочую демократию, которая означает не только их право организовываться, выражаться, но и их право на приличную заработную плату и право контролировать экономику вместо того, чтобы быть ее жертвой.

Необходимо вернуться к демократическим рабочим Советам. Дело не в том, чтобы просто изменить состав парламентов, этих болтливых тараторок, водворенных перестройкой. Нужно, чтобы Советы снова стали бы классовыми органами рабочих, избранных и контролируемых на предприятиях.

Необходимо лишить избирательных прав бюрократов, именитых граждан, рабочую аристократию, словом, всю коррумпированную сволочь.

Рабочие от станка, которые живут ежедневной жизнью трудящихся,—вот кто может быть достойным представителем трудового народа. Нужно, чтобы депутата можно было отозвать в любой момент, если трудящиеся заметили, что они сделал плохой выбор. Нужно, чтобы Советы предприятий и рабочих районов, осуществляя контакт между собой, построили демократическую систему Советов по принципу снизу-вверх.

В рамках демократических рабочих советов все точки зрения должны иметь возможность выразиться. Монополия одной партии никогда не являлась хорошей вещью. Но когда партия, как КПСС выражает только интересы бюрократов—это невыносимо. Трудящиеся своим голосованием должны выделить разные советские партии.

Руководители национальных бюрократий прежде раболепно равнялись на центральную диктатуру и угнетали свои собственные народы, ныне демагогично толкают их друг на друга, требуют национальные деньги (часто усиливая угнетения национальных меньшинств). Трудящиеся вовсе не заинтересованы в удержании силой в рамках Советского Союза народов, которые не желают в нем остаться. Только демократические, равные отношения могут скрепить сотрудничество между народами Советского Союза; эти демократические, равные отношения невозможны под гнетом бюрократии.

Но и не в интересах трудящихся, чтобы СССР был расчленен на претендующие на “независимость” бюрократические уделы, которые будут неизбежно подвержены влиянию капитала империалистических стран, то есть экономическому расхищению и эксплуатации.

В интересах трудовых людей всех народов сотрудничать в Советском Союзе, руководимом трудящимися.

Это сотрудничество вполне совмещается с самой полной автономией в планах политики, культуры и т.д.

Оно должно быть полностью добровольным с правом каждого народа на независимость, если он этого пожелает. Но изоляция и экономический уход в себя смогут выразиться только регрессией. Планификация, даже руководимая трудящимися, не будет иметь никакой эффективности в масштабе так называемых маленьких стран, намного более зависимых от снабжения, от обмена, чем теперешний Советский Союз.

Несмотря на свое пространство. Советский Союз сам пострадал от разрыва с международным разделением труда. Сталин и бюрократы выдумали нелепость о “социализме в одной стране”. Коллективизированная, социализированная экономика сможет полностью показать свое превосходство лишь при навязывании себя на международном уровне. К тому же, очевидно, что если трудящиеся отберут у бюрократии руководство советским обществом, то они должны будут противостоять всему буржуазному миру, который так снисходителен к Горбачеву, как он был снисходителен к Сталину. Возрожденный взятием власти трудящимися, СССР неизбежно будет знать не только экономическое, но и военное давление империализма. Единственный способ для трудящихся Советского Союза противостоят этому—возобновить отношения с пролетариями других стран, под стягом интернационализма в борьбе за общее раскрепощение. Настоящее освобождение пролетариата будет только тогда, когда он отделается от капитализма в мировом масштабе.

[Ленинград, 1991]

Источник: Агитационно-пропагандистский материал РПЯ, Принтер+Ксерокс. 6 стр. 1991, март, Ленинград.