Политика “Рабочего” (интервью с сопредседателем объединения “Рабочий” В.Буртником)

[в “Рабочей газете”. Свердловск, 1991, февраль]

Вопрос: Судя по названию, Ваша организация выступает за интересы рабочих. Скажите, в чем заключаются особенности этих интересов в современных условиях?

Ответ: Мы, как организация, не стремимся к непосредственному выражению интересов рабочих, потому что это было бы подменой их самодеятельности и на деле означало бы непризнание их как личностей, способных самостоятельно давать оформленное выражение своим экономическим и политическим интересам. Мы помогаем им, в меру наших возможностей и сил, организовывать защиту своих собственных интересов на уровне предприятия и государства.

Исходя из этого наша первая задача—организация регулярного общения между рабочими разных цехов, предприятий, городов и т.д.

Регулярное общение помогает рабочим понять свое место и роль в системе производственных отношений, выработать коллективную позицию по отношению к другим социально-профессиональным группам на уровне предприятия и общества, а также определить свое отношение к проводимым и намечаемым преобразованиям в сфере экономики и политики.

Особенность же интересов заключается в том, что рабочие стремятся к созданию организаций на основе своих собственных положительных интересов, а не на образе врага.

Вопрос: Означает ли борьба за интересы рабочих борьбу против чьих-то интересов?

Ответ: Несомненно. Но здесь мне бы наметить два аспекта. Во-первых, стремление рабочих добиваться выражения и реализации своих интересов демократическим путем, т.е. через согласование своих интересов с интересами других социально-профессиональных групп в Советах разных уровней. Но, чтобы иметь там реальное влияние, рабочие должны быть в достаточной степени организованы и выступать в единстве с ИТР. Во-вторых, рынок—это борьба за реализацию экономических интересов разных групп, слоев, классов через механизм обращения товара и денег. Последние просто прикрывают “наготу” межчеловеческих отношений в процессе производства и распределения.

Если рабочим не удастся преодолеть ведомственную разобщенность, т.е. групповой эгоизм, наладить тесное сотрудничество, в первую очередь с ИТР, и прочный союз с крестьянством, то они проигрывают в борьбе за успешную реализацию своих интересов посредством рынка. Рынок будет осуществляться в интересах отдельных групп и слоев. Такой исход дела положит начало достаточно длительному периоду борьбы работодателей с наемными рабочими. Когда мне кивают на результаты “западных цивилизаций”, то забывают добавить что это, в первую очередь, результат классовой борьбы, которая там велась и ведется и, во-вторую очередь, обеспечение приоритета своих интересов за счет третьих стран, что дает значительные средства и возможность для регулирования и сглаживания своих межклассовых и вообще внутренних противоречий. При этом я, конечно, не забываю о трудолюбии, бережливости и талантах, которые там имеются.

Вопрос: Охарактеризуйте, пожалуйста, особенности нынешнего этапа развития рабочего движения?

Ответ: Рабочие никогда не спали и не спят. Заканчивается период пассивного протеста и переосмысления прежних форм проявления активности в выборных кампаниях разных уровней. Результаты последних не соответствуют ни их вложенной активности, ни ожидаемым результатам.

Думающие рабочие приходят к выводу, что необходимо переходить от стихийных протестов к организованному рабочему движению в рамках самостоятельных организаций и на основе собственных положительных интересов, которые заключаются в том, чтобы рабочие стали реальными хозяевами всего общественного богатства, создаваемого их трудом.

Вопрос: Кого вы относите к рабочим?

Ответ: Этот вопрос имеет два основных аспекта. Мы прекрасно осознаем общую тенденцию удельного веса умственного труда но отношению к физическому и, следовательно, смену предмета труда рабочего. В США. в общей сумме энергозатрат физическая сила составляет чуть больше одного процента. По совсем другие условия в России, где уровень механизации в основном производстве составляет самым “хорошим” подсчетам около 80 проц., а вспомогательное производство около 48 проц. Поэтому нам еще предстоит поднять наше производство на качественно новый уровень, чтобы мы могли реально получить основу для преодоления резкой грани между физическим и умственным трудом.

Второй аспект состоит в том, что сейчас в России политэкономическая разница между собственно рабочим и представителями преимущественно умственных профессий только в предмете труда, а не по отношению к тем, кто распоряжается этим трудом и создаваемым богатством. В этом я вижу залог успешной деятельности рабочих, крестьян и интеллигенции по совместному овладению средствами производства и государством для реализации своих экономических интересов. Результаты этой деятельности нам бы хотелось видеть в перерастании трех сил в единый (при сохранении многообразия) социокультурный блок, лежащий в основании единства народа.

Вопрос: Как соотносится необходимость профессионализации управления с необходимостью развития самоуправления?

Ответ: Пока есть разделение труда, будет разделение и на управляемых и управляющих. По здесь весь вопрос заключается в том, чьи интересы берет за основу своей профессиональной деятельности управляющий. От этого зависит, будет процесс развиваться в сторону противоположности и антагонизма, как произошло у нас, или найдет свое конструктивное разрешение. Мы не предлагаем ликвидировать управленцев. Для нас критерии отделения управленца от “бюрократа” в его отношении к самоорганизации и самоуправлению: или он этому препятствует, или способствует. “Идеальный” вариант прост. Управленец—это технически, экономически грамотный творческий исполнитель интересов и воли коллектива, общества, выраженных через Советы разных уровней.

Вопрос: В чем вы видите возможность сотрудничества Союза трудовых коллективов и Ассоциации государственных предприятий?

Ответ: Ассоциации госпредприятий нет. Организовавшиеся в корпоративно-политическую организацию руководители предприятий выдают желаемое за действительное, так как решения хотя бы одного трудового коллектива (о вхождении) в эту ассоциацию я не знаю.

Общий же интерес с руководителями госпредприятий есть преобразование жестко административных вертикальных “ведомственных столбиков” переходом на производственно-территориальную структуру построения промышленного и с/х производства.

По под решение этой объективной задачи очень немногие руководители госпредприятий согласны выступить в роли вдохновителей и организаторов трудовых коллективов. Так как они знают, что палка о двух концах, т.е. сорганизовавшийся на решении этой задачи коллектив, осмысливший свои интересы, потребует свободы и демократии не только от министра для директора, но и от директора для себя. И это последнее заставляет очень многих руководителей гуртоваться, добиться максимальной свободы себе по отношению к министру и сохранить единодержавную власть по отношению к коллективу. Но в реальной жизни руководителям приходится идти на компромиссы, которые, по моему мнению, на 90 проц. сегодня совершаются за счет интересов коллективов. Эти компромиссы капитанов производства с ведомственными столпами выливаются в предложения об аренде, выкупе или участии в организации ведомственных акционерных обществ, концернов, ассоциаций и т.д. Через реализацию всего этого они протаскивают черным ходом себя в качестве субъектов собственности на средства производства и производимого общественного продукта. Задача же Союза трудовых коллективов глубже. Довести ростки демократии от немногих до самоуправления трудовых коллективов. Если на производстве человек будет оставаться несвободным, то вся свобода сведется просто к политической трескотне. Вокруг этих проблем и шел разговор на Учредительном съезде Союза трудовых коллективов страны, где были приняты следующие принципиальные положения:

а) трудовой коллектив имеет исключительное право выбора форм собственности;

б) администрация нанимается по контракту и не входит в состав СТК;

в) наем руководителя предприятия является исключительным правом трудового коллектива.

Вопрос: Ваша организация возникла уже давно. Произошли ли за это время изменения в позиции объединения “Рабочий"?

Ответ: Организация возникла в марте 1987 года. В марте 1990 года нас зарегистрировал как общественно-политическое объединение Орджоникидзевский райисполком, т.е. три года ушло на борьбу за выживание и развитие организации.

Паши принципиальные стратегические позиции остались прежними, но получили достаточное углубление и развитие.

Тактика наших действий и взаимодействия с другими стала многообразной и, как нам кажется, более эффективной.

Вопрос: Многих сейчас волнует вопрос о реформе цен и ценообразовании. Ваша позиция в этом вопросе?

Ответ: Позиция зависит от того, как человек понимает общую концепцию рыночных отношении. Если видеть в этих отношениях центральной фигурой предпринимателей, которые на свой страх и риск создают и воспроизводят эту систему отношений при минимальном регулировании со стороны государства стратегических направлений в форме госзаказа, то тогда необходимо относиться к ценам и ценообразованию, как к Уральской зиме с ее перепадами температуры от 0 до 50 градуса. Руководствуясь английской поговоркой, что нет хорошей или плохой погоды, есть люди, которые одеваются не по погоде. Если перевести это применительно к нашей ситуации, то будет означать, что нет высокой или низкой цены—есть люди, которые способны или неспособны этот товар купить, т.е. предложение и спрос через борьбу за повышение зарплаты или снижение монопольно высокой цены определяют среднюю продажную цену товара.

И если исходить из сказанного, то мы готовы к борьбе организованных и неорганизованных социальных сил на рыночной арене за ограничение беспредельного роста цен.

Мы видим центральной фигурой в рыночных отношениях коллективного собственника, который имеет приоритет по отношению ко всем другим видам и формам собственности.

В этой ситуации рынок превращается в организованную кооперацию по обмечу продуктами общественного труда. Тогда, условно говоря, в кооперации участвуют три лица: рабочий, крестьянин и работник духовной сферы, которые не заинтересованы в спекулятивной горячке повышения цен, что подтверждается многими примерами даже из нынешней практики. В данном случае кооперация работает не на отдельные группы предпринимателей, а на коллективных собственников, т.е. основную массу трудящихся.

В этой ситуации очень большая роль и ответственность возлагаются на Советы всех уровней как на механизм согласования интересов разных социально-профессиональных групп, начиная с предприятия и заканчивая страной.

Вопрос: Ожидается реформа системы местной власти. Одни предлагают упразднить Советы, другие—укрепить их. Обсуждается ли этот вопрос в среде рабочих?

Ответ; В среде рабочих этот вопрос обсуждается меньше всего. Во-первых, потому что на сегодня результаты деятельности Советов всех уровней не оправдывают тех ожиданий, которые с ними связывали в предвыборной активности, спад которой шел по нисходящей. Очень многие рабочие, по моему мнению, близки к тому, чтобы объявить и Советы, и исполкомы недееспособными. Поэтому проблему упразднения или укрепления Советов они считают на сегодня их внутренней проблемой. Они не видят пока что в них механизма выявления и решения своих проблем.

Позиция же нашей организации заключается в том, что мы не только за укрепление Советов, но и за превращение их в механизм согласования, решения проблем. При этом мы исходим из того, что объем и структура власти должны расти (формироваться) снизу вверх. И главное звено здесь Советы районов, которые в лице СТК на предприятиях и Советов жителей микрорайонов должны получить опору и иммунитет от бюрократизации и отрыва, т.е. превращения в чисто надстроечное образование. К тому же в лице СТК и Советов микрорайонов мы можем получить самостоятельно организованных и действующих граждан, которые только и могут добиться того, чтобы Советы стали открытыми, подконтрольными и сменяемыми, что обеспечит эффективность их работы.

Вопрос: Как вы считаете, насколько отвечает интересам рабочих проект Конституции Российской Федерации, принятый за основу конституционной комиссией ВС РСФСР?

Ответ: Во-первых, есть действующая конституция, и ее никто не отменял, во-вторых, это всего лишь внутренний рабочий документ комиссии, который они слишком быстро представили но ознакомление общественности демонстрируя этим не серьезный подход к делу, а борьбу группировок за господство своих схем общественного развития. В-третьих, это касается интересов рабочих, а там во главу угла поставлены интересы предпринимателя и работодателя.

В целом это документ, составленный с позиции элитарной демократии, т.е. демократии для организованного меньшинства и авторитарности по отношению к неорганизованному большинству, которому предлагают во многом фиктивную судебно-юридическую защиту. Фиктивную потому, что в каждом разделе отсылают к федеральному закону, который будет приниматься только депутатами.

Источник: “Рабочая, газета”—совместное издание Рабочего политклуба и Марксистской рабочей партии, 1991. №2 (6), 8-14 февраля, тираж 15 тыс. экз.