Платформа общественно-политического объединения “Рабочий”.
[1990, март].
Попытка реформ 1956, 1965, 1979 гг. не смогли привести к политической революции. И лишь начатая с 1985г. социально- экономическая реформа подвела, как и в 1917г., к переломному моменту.
Поэтому на повестку дня сегодня выходят вопросы качественного преобразования экономической и политической структур. Это подтверждает, что свобода стала объективной необходимостью.
Характер преобразований в определенной степени будет зависеть от организованности рабочих о общественном движении. Ведь в правовом государстве в качестве всеобщего будет выступать интерес тех, кто окажется лучше организован, кто будет сплоченнее. А, следовательно, сильнее. На наш взгляд, рабочим сегодня необходимо разобраться в прошлом историческом опыте для того, чтобы не оказаться в роли тарана для какой-либо социальной группы, рвущейся к власти. Прежде всего, определим свое отношение к Октябрьской революции в России. По этому поводу сегодня представлены две позиции:
1. Октябрьская революция—политическая авантюра, приведшая на практике к отклонению от естественного развития страны. Сторонники этой точки зрения считают, что необходимо вернуться к результатам февраля 1917г. и продолжить буржуазное развитие, отбросив идеи коммунизма.
2. Октябрьская революция—реализация исторической необходимости. Если верно последнее, то сегодня мы должны иметь те элементы, благодаря которым
рабочие и крестьяне смогут участвовать в практическом ведении дел на производстве и в
государстве.
Основные моменты, достигнутые с 1917 по 1922 годы, следующие:
а) развитие противоречия между наемным трудом и капиталом до противоположности
и оформление этой противоположности на межгосударственном уровне;
б) политическое завоевание и юридическое закрепление роли рабочих и крестьян как полноправных хозяев средство производства и продуктов общественного труда через создание новой государственной структуры в форме Советов;
в) основные предпосылки развития демократической модели социализма через НЭП.
Почему до сих пор трудящиеся России—пролетарии, которым должно принадлежать все богатство, созданное их трудом, но находящееся в распоряжении стоящих над народом привилегированных лиц, прикрывающихся вывеской социалистического государства?
Основные причины этого проседания вниз, на наш взгляд, следующие. Октябрьская революция в России произошла с двумя существенными отклонениями от классического марксовского обобщения. Это определило в дальнейшем специфику и судьбу пролетарской революции.
Во-первых, революция произошла в отдельно взятой стране, т.е. в национальных рамках, а не в интернациональных, как предполагали Маркс и Энгельс.
Во-вторых, преобразование политической надстройки произошла не в результате накопившихся изменений в базисе, а наоборот, революционно преобразованная надстройка уперлась в необходимость качественного преобразования производственных отношений.
Как итог предшествующего пути, мы имеем недоразвитое буржуазное государство без традиционной буржуазии, которую экспроприировали в 1917г. Ее функции сегодня выполняет слой парт-гос-хоз-бюрократии, который был выдвинут к власти союзом рабочих и крестьян.
Основная масса теоретиков и практиков правящей ныне партии не смогла правильно осмыслить взаимосвязь национального и интернационального конкретно-исторически, с учетом упомянутых отклонений. Господствующее положение приобрели те, кто рассматривает самостоятельный политэкономический союз организованных в Советы рабочих и крестьян как временный и служебный—для завоевания и упрочнения власти.
Таким образом, единство народа на новой основе, достигаемое с помощью интеллигенции, разрушалось. Схематизм этих доктринеров вылился на уровне идеологии в безнациональный интернационализм вместо пролетарского, а на уровне политическом проводился как великодержавный шовинизм. Результатов этого было международное государство, где человек сведен к одному из факторов производства.
Кульминацией этого процесса явилась резолюция 12-го съезда РКП(б), провозгласившая, что диктатура рабочего класса не может быть обеспечена через Советы, а только через диктатуру авангарда, т.е. партии. Формализировав таким образом Советы, бюрократия направила всю мощь государственной машины и партийной идеологии на раскол и уничтожение рабоче-крестьянского союза, на полное деклассирование народа.
В своем последнем публичном выступлении на Пленуме Московского Совета (20 ноября 1922г.) Ленин говорил, что “из России нэповской будет Россия социалистическая. Это означает, что специфика построения социализма в России—НЭП. НЭП была ликвидирована бюрократически централизованной властью. Такая власть выросла из крайне отсталого уровня промышленности, не позволившего организовать на новых началах труд и производство. То есть, в частности, перейти от рабочего контроля в промышленности к рабочему самоуправлению и, следовательно, к новой организации общества на социалистической основе.
Главное в нашем понимании социализма—это реальное обобществление средств производства и продуктов общественного труда в единстве с самоуправлением рабочих и крестьян на всех уровнях в форме Советов.
Сегодня мы имеем наемный труд как всеобщую основу взаимоотношений между теми, кто реально распоряжается всем общественным богатством, и работниками, производящими это богатство. За социализм у нас выдали прикрытое пролетарской фразеологией развитие частной собственности до своей крайней всеобщей формы. Всеобщая частная собственность существует как государственная, объединяющая множество ведомственных монополий в одну.
Все это мы получили вместо движения к бесклассовому обществу с отмирающими политическими структурами.
Извлекая урок из этого исторического опыта, рабочим и крестьянам следует сделать основной упор не на классовую борьбу, а на союз между собой, в основе которого лежат взаимные положительные интересы. Организация и развитие этого союза дают форму и меру борьбы с узурпаторами власти рабочих и крестьян. Бюрократия в свою очередь сама определит свою судьбу тем, насколько она будет способствовать или препятствовать решению этой задачи.
Достигнутый уровень промышленности дает реальную возможность через создание коллективных форм деятельности провести преобразование в интересах трудящихся классов, а не в интересах ограниченных социальных групп, стремящихся удержать у власти или добраться до нее. Дошедшая в своем развитии до крайности, частная собственность стоит перед переходом в свою противоположность—в действительно общественную собственность. Суть в том, чей интерес в основе предлагаемых схем преобразования производственных отношений, а также их политического выражения на уровне
государства.Рабочим и крестьянам необходимо привести экономические и политические отношения между собой и государством в соответствие с правами, завоеванными в 1917 году. Решение этой задачи и будет означать проведение социалистических преобразований.
Кроме того, рабочим и крестьянству необходимо добиваться подконтрольности законодательных и исполнительных органов самостоятельно организованным гражданам по месту жительства и на производстве.
Исходя из этого мы предлагаем следующие принципы практической работы:—демонополизация экономики, т.е. перевод экономики на производственно-территориальные принципы построения на основа основ эквивалентного обмена продуктами труда;—в предлагаемом разнообразии форм собственности ведущая роль должна принадлежать коллективной собственности, как наиболее полно соответствующей интересам рабочих и крестьян. Коллективные собственники, чьи интересы на уровне государства выражены в Советах, способны контролировать производство и рынок, направляя его развитие на повышение уровня и
качества жизни всей массы трудящихся, а не отдельных социальных групп;—приложить усилия для организации самостоятельного политэкономического союза между рабочими и крестьянами. Этот союз будет организован взамен “шефской помощи” города деревне, организованной министерской бюрократией.Объединение “Рабочий” выступает за свою готовность сотрудничать со всеми демократическими силами, которые стремятся не к обеспечению абстрактного господства закона над людьми, а к господству интересов рабочих и крестьян, возведенному в закон.
25 марта 1990г. г. Челябинск.
Источник: копия оригинала, принтер+ксерокс, Челябинск, 1990, март.