Нестеренко А. Чтоб не остаться на обочине истории: Второй съезд партии к.д. уточнил либеральную концепцию перехода к рыночной экономике

[статья в газете “Гражданское достоинство”, 1991, май].

С тех пор, как учредительный съезд ПКД принял экономическую платформу партии, прошел год. страна под руководством коммунистов еще глубже погрузилась в кризис. В то же время свободная экономика дала первые крепкие ростки.

Опираясь на принципы первоначального документа, мы теперь можем точнее определить пути создания свободной экономики. Второй съезд партии принял новую редакцию экономической платформы, отражающую наше сегодняшнее видение экономических проблем.

Что такое либеральная модернизация?

В новом документе выдвинута концепция “либеральной модернизации”, которая признана делегатами съезда как наиболее соответствующая условиям и потребностям развития страны.

Несовместимость рынка с государственной собственностью—азбука экономической науки, будучи детищем бюрократического аппарата, любое государственное предприятие зависит от “инстанций”, а не от рыночных импульсов.

Исторически частная собственность показала неоспоримое преимущество над другими видами собственности. В сегодняшних условиях только она способна модернизировать экономику и вывести страну из кризиса.

Как вернуть собственность человеку? Год назад мы делали упор на приватизацию. Но опыт Восточной Европы, да и наш собственный, убеждают приватизация потребует долгого времени, больших усилий. Хуже всего, что она служит ширмой для захвата собственности коммунистами, сохранения их монопольного контроля над экономикой. тем не менее сама идея продажи или бесплатной передачи (в зависимости от профиля производства, финансового положения и т.п.) государственных предприятий гражданам не вызывает возражений.

Однако главным направлениям развития частной собственности мы сегодня считаем становление предпринимательства “снизу”, укрепление слоя реальных и заинтересованных владельцев капитала. Только в руках настоящих хозяев производство станет эффективным и динамичным.

Возможности роста частной собственности “снизу”, налицо. Это и многомиллиардные суммы, пока вынужденные обращаться в “теневой” сфере, и тысячи предпринимателей, которым до сих пор приходится прикрываться вывесками “кооперативов” и даже государственных -организаций, и сдвиг общественного сознания в пользу свободной экономики.

Условия, которых мы будем добиваться для предпринимателей, просты. Должны быть исключены вмешательство государственных органов в функционирование частного сектора, бюрократическая регламентация деятельности предпринимателей. Своего рода “кодекс прав предпринимателей” должен включать права учреждения фирм, компаний, акционерных обществ, полную свободу в вопросах ценообразования, использования рабочей силы, капиталовложений, приобретения и расходования валюты, внешней торговли. Государство должно гарантировать и обеспечить безопасность объектов частной собственности и их защиту от посягательств чиновников. (У нас пока все с точностью “до наоборот”. Государство в лице М.Горбачева дает милиции и КГБ право врываться в помещения, арестовывать товары и документацию и т.п. Предлог—борьба с экономическим саботажем. Товаров стало заметно больше, не правда ли?)

Вопреки тому, что делают Горбачев и парламент,—надо не увеличивать, а максимально смягчать налоговое бремя для частного бизнеса—ведь он начинает действовать в гораздо более трудных условиях, чем “казенные” заводы и фабрики. Часть средств, идущих сегодня из госбюджета в пропасть государственной экономики, необходимо направлять специально для поддержки предприятий честного сектора. В республиках и на муниципальном уровне нужны полномочные комитеты содействия частному предпринимательству. Все же, отстаивая приоритет частной собственности, будем реалистами. Становление новых структур требует активной государственной поддержки. Конечно, ее окажет не “центр”, этот становой хребет коммунистической системы, а демократические государства, возникающие на месте СССР. Без такой поддержки пока невозможно представить развитие наукоемких и экспортных производств. В ряде случаев государству придется ограждать неокрепшее частное предпринимательство от иностранной конкуренции вопреки либеральным традициям, зато с учетом нашей невеселой специфики. Государству придется взять на себя заботу и о тех сферах, которые на Западе уже давно финансируются частным капиталом (например, научные исследования, подготовка кадров).

Итак, кадетская концепция “либеральной модернизации”—это программа возрождения экономики на основе растущей “снизу” частной собственности и активной ради демократического государства в поддержку новых структур. Государственные, но независимые.

В конечном итоге в честную (индивидуальную и смешанную) собственность должно перейти до 60-80 процентов производственный фондов. Но в ближайшие годы нам придется жить в системе, которая все еще будет по преимуществу государственной. Нет беды в том, что в руках государства останутся некоммерческие по своей природе сферы деятельности—связь, магистральный транспорт, энергетика—и даже ведущие научно-производственные комплексы. Но для того, чтобы улучшить функционирование экономики, остальные предприятия придется сделать максимально независимыми от органов управления. Они должны самостоятельно составлять производственные программы, определять цены, финансировать капитальное строительство, нанимать и увольнять рабочих...

При этом чрезвычайно важно постепенно сокращать бюджетное субсидирование: в рыночной экономике не место убыточным производствам. А пока—установить жесткий контроль над расходованием государственных средств предприятиями. Госбюджет—не дойная корова, и каждому директору надо научиться самостоятельно зарабатывать деньги.

Против монополизма. Включая профсоюзный чтобы преодолеть кризис, надо решиться на несколько простых операций. Непременное требование—осуществлять их комплексно, потому что самые правильные, но изолированные меры лишь усилят хаос.

Рыночная экономика требует свободных цен, которые объективно отражают издержки и беспрепятственно передают информацию о спросе от потребителей производителям. Значит, многократное подорожание товаров, которые сегодня и так недоступны большинству покупателей!—горячо возразят многие. Да, цены сильно подскочат, но потом стабилизируются, натолкнувшись на “барьер спроса”. В Польше, например, относительная стабилизация наступила через полгода, в Чехословакии—через три-четыре месяца после “деконтроля” цен. Естественно, либерализация цен даст положительные результаты только в том случае, когда параллельно предпринимаются реальные шаги по “раскрепощению” производителей. Они должны быть поставлены в такие условия, чтобы не только могли, но и хотели реагировать на повышенные цены ростом производства товаров, здесь не обойтись без самых решительных мер по демонополизации, а советские монополии—самые “монопольные” в мире. Неудивительно, что на павловское повышение цен они отреагировали не увеличением, а снижением выпуска продукции: теперь можно получать ту же прибыль, производя меньше.

В вопросе демонополизации кадетская программа содержит самые радикальные требования по сравнению с позициями других демократов. Мы выступаем за “конкурентность” во всех сферах социально-экономической жизни, включая рынок рабочей силы. Поэтому в нашем документе стоит требование противодействовать монополистической практике не только предпринимателей, но и профсоюзов. Запад в свое время столкнулся с этой проблемой: профсоюзы, не подпадая под действие антимонопольного регулирования, объединились и набрали такую силу, что стали навязывать свою волю и работодателям, и рабочим иметь то, что заработал.

Свободное, нерегламентированное предпринимательство, либерализация цен и прочие атрибуты рыночной экономики могут восприниматься как покушение на жизненный уровень народа. На самом деле именно ограничение инициативы и уравниловка ведут к застою и упадку. Даже “цивилизованная” шведская социал-демократическая модель выродилась во всевластие бюрократии, социальный паразитизм и стагнацию производства. А ведь объем и качество товаров важнее, “первичнее”, чем из справедливое распределение: нельзя разделить и потребить больше, чем произведено.

Признавая необходимость поддержки государством тех, кто не может заработать на жизнь, кадеты решительно против популистских по сути мер и обещаний. Индексация доходов? Это новый виток инфляции: товаров-то не прибавится! Поддержание занятости? но нужны структурные перемены в экономике и следовательно, перемещение рабочей силы. Увеличение налогов для финансирования социальных программ? Кто же тогда будет “вкалывать” от души?

На пути в мировое сообщество.

Кадетская программа отвечает не только потребностям страны, но и духу мирового развития. За рубежом социалистические по своей природе идей государственного регулирования экономики приказали долго жить. Запад принес честную инициативу и конкуренцию даже в сферу социального обеспечения.

На базе либеральной экономической философии многие страны мира успешно преодолели отсталость. Вчерашние колонии и полуколонии снабжают коммунистическую империю тушенкой—не пропадать ж добру, которое больше некуда девать! несмотря на семидесятилетнее промывание мозгов, либеральная идеология пускает корни и у нас. мы получили шанс быть может, последний?—создать свободную и эффективную экономику и занять достойное место в мировом сообществе.

Источник: “Гражданское достоинство”—еженедельная конституционно-демократическая газета, 1991, №3(65), 23-30 мая. Москва.