Глобачев М. Аромат прогрессирующих консерв.

[статья в газете “Гражданское достоинстве”, 1991, май.]

О деятельности “конституционно-демократической партии Народной свободы”, возникшей в прошлом году как результат разногласий г-на Г.Дерягина с бывшим союзом к.д., до сих пор охотнее всего сообщали официозные издания—от “Московской правды” до “Известий ЦК КПСС” (см. “ГД” №1). еженедельник Российского христианско-демократического движения “Путь” решился переменить этот обычай, любезно предоставив журналистским силам ПНС полосу в своем третьем, апрельском номере—“газету в газете”.

Как и следовало ожидать, страница носит название “Речь” с обязательным “ятем” и номер 1 (3955). Авторы—газета “Речь” от 26 октября 1917 года, редактор “Речи” нынешней Д.Рогозин, полный состав центрального комитета—М.Астафьев, Д.Ефимов, К.Калачев, Д.Рогозин, В.Савельев, А.Шанин, отдельно Ефимов и снова Рогозин.

5 сентября 1990 года,—сообщают они,—в Москве на конференции инициативной группы принято решение о возрождении Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы) и создании ее московского от деления.. Новый состав ЦК заявляет о своей ответственности как за деятельность КДП с момента ее основания, так и за те коррективы, которые придется внести ему в политические и организационные установки партии (От ЦК КДП). в отличие от других новые русские консерваторы-кадеты готовы взять на себя ответственность за вывод страны из кризиса... Мы понимаем под консерватизмом возрождение российской духовности, эволюционизм, просвещенный патриотизм, индивидуализм и предприимчивость (Д.Рогозин).

Смущают два момента. Во-первых, нигде законные наследники н е назначают себя сами: для этого необходима воля завещателя или его доверенных лиц. В противном случае правопреемство недейтсвительно, и самозваного душеприказчика называют иным словом. Во-вторых, безразмерная “ответственность” астафьевского ЦК оказывается на деле весьма необязательной. “Возрождение” КДП началось не с “конференции инициативной группы”, а на полгода раньше, с “партийного референдума” 16 мая.

Поменяв дату, “русские кадеты” одним махом вывели за скобки память не только о Дерягине 9по словам Г-на Шанина, отец-основатель оказался и организации случайным человеком), но и о собственном неблаговидном поступке—подделке подписи представителя ПКД под регистрационными документами “объединительного оргкомитета” Покуда длилось выяснение обстоятельств, цель была достигнута: ПНС закрепила свой официальный статус на ступеньку выше.

Так заявила о себе эта группа. А вот как они аттестуют сами себя: пока красные и белые большевики все крепче впиваются зубами друг другу в глотку.. на арену политической борьбы выходит “третья сила”—русская, прогрессивная, конструктивная, консервативная и умная Конституционно-Демократическая Партия (Д.Рогозин).

Русская партия? Прогрессивная? Смотря что брать за точку отсчета П.Н.Милюков, чей лик, явно озадаченный окружением, смотрит с листка, во время мировой войны разделял план отдать России турецкие проливы. Задумка-минимум сегодняшней ПНС (на случай, если сорвется максимум—сохранение унитарной державы)—вернуть исторической родине “русскоязычные* Крым, Новороссию и пол-Казахстана. Как по-вашему, подходящий способ “уменьшить зло распада” (о чем они любят распространяться)—начать обновление с перекройки республиканских границ?

Конструктивная? О да! По-латыни constructio—строительство или постройка Ради строительства своих партийных рядов “тезки” не гнушались ни упомянутым подлогом, ни выступлениями от нашего имени, ни рассылкой в местные отделения ПКД подметных писем с инструкциями по переходу в их организацию. А при этом их сторонник, бывший сопредседатель партии И.Суриков нас же постоянно обвинял в большевистских замашках: мол, не хочет политкомитет для блага партии, как выражался этот господин, культивировать инакомыслие в духе ПНС!

Консервативная? Да, если б знать в точности, что они желают законсервировать, кроме имперской государственности. Один ссылается на такую неотъемлемую русскую добродетель, как мирный, эволюционный путь развития, другой -на столь же, очевидно, исконную приверженность россиян священной идее частной собственности...

Умная? Как сказать,—если за все месяцы после изгнания дерягинской “старой гвардии” ее удосужилась обнародовать не только обещанных “корректив”, но и простейшего заявления, не считая декларации о вступлении в блок “народного согласия” с гг. Травкиным И.Аксючицем. Если Михаил Астафьев, отстаивая в кулуарах Демроссии “союз нерушимый”, уверенно ставит в пример не Индонезию или Нигерию, а... Францию, которая не допустит автономии арабских иммигрантов (буде у тех возникнут сепаратистские настроения) Кому же здесь выступать в роли арабов—не подумал? Историю с отказом от Алжира—забыл или не знает?

Но, согласитесь, радеть за избавление от ужасов большевизма, одновременно будучи сотрудниками созданного под эгидой ВЛКСМ Комитета молодежный организаций (как Д.Ефимов, К.Калачев, Д.Рогозин),—по-своему очень неглупо. От Советской власти можно было бы ожидать и возмещения морального и материального ущерба, нанесенного КДП большевиками (От ЦК...) А можно, как видите,—не ожидать, а самим взять милости у этой власти.

Кстати об ужасах. В заметке г-на Рогозина среди всем известных несчастий России упомянут не только житейский факт, что наши жены (чьи, простите?—М.Г.) перестали рожать, ко и то, что наш Христос распят, Это— уже не просто консервативный прогресс, а подлинное новаторство. Жаль, что опытные хозяева газетной площади проглядели этическую неловкость и идейную безграмотность новообращенных просветителей. Если “Путь” действительно христианская газета, видеть в ней такое—странно. Надо ли посвящать столько места описанию газетной полосы с четырьмя заметками—итогом многомесячных интеллектуальных усилий 40 с небольшим человек, воплощающих ныне “народную свободу”? Да, по нескольким причинам.

Все из изывки дословно повторяют таких “друзей” конституционализма, как общество “Отечество” и клубящийся вокруг него сонм “народных” и “русских” партий и партиек. Не стоит обманываться гимнами индивидуализму История показала, как умиление национально мыслящими предпринимателями (это уже не из рогозинской “Речи”, а из листка “Народные новости” со стилизованной свастикой и тевтонским крестом) органично перерастает в возмущение “транснациональными”, а затем в поименную травлю таковых... Но эта публика не участвует в Демроссии. К людям, назвавшим себя кадетами, отношение было иным.

Процитируем еще один документ. Как-то включив поздно вечером телевизор, я замер: на экране голую девицу мазали кремом с торта. Но не это действо привело меня в изумление—в последнее время голые девицы на экранах телевизоров не редкость... Изумило меня другое: девицу сладким кремом “намыливал” один из лидеров современной Конституционно-демократической партии... Что ж, “и жнец, и швец, и в дуду игрец”! Таким оригинальным образом кадет Калачев отдыхает от политической деятельности (В.Корпев. II государственная Дума: социал-демократия и крах кадетского конституционализма.—Вопросы истории КПСС, 1991, №4). Вот такое возрождение российской духовности. В рамках индивидуальной предприимчивости.

Понятно, что источник вполне способен вызвать обвинения в предвзятости. Но об этом лучше всего говорится в самой статье: Могли ли представить себе выдающиеся русские интеллигенты, возглавлявшие кадетскую партию, что их преемники переродятся таким образом? Что, большевики в этом виноваты? Нет, конечно. Дело не в большевиках. Они здесь ни при чем. Дело в культуре, воспитании, подлинной интеллигентности.

Безнадежно пытаться запретить кому бы то ни было лепить на себя этикеты по вкусу, рядиться в одежды с чужого плеча. Но неприятно, когда “железные мальчики” и елейные “статусные либералы”, подновляя прохудившуюся кормушку, перекрашивают прежние догмы уже не только именем “своего” Христа, но и исторических деятелей, никогда близко не стоявших к “русскому консерватизму” Бог может и наказать за профанацию; покойные Струве и Милюков—беззащитны.

И жаль, если у кого-то кадетский образ свяжется с околополитическими аферами румяной “молодедки”. Или, что хуже, с красно-коричневой имперской гвардией.

А именно к тому ведет “третья сила”.

Источник: “Гражданское достоинство”—еженедельная конституционно-демократическая газета, 1991, №3(65). 23-30 мая. Москва.