Николаев А. Экономический либерализм - что это такое?

[статья в газете “Гражданское достоинство”, 1991, май.]

Кадеты—самые последовательные сторонники либеральной экономики в нашей стране.

Вволю наигравшись планированием, социальным партнерством, кейнсианством, кооперативами,—человечество возвращается к идее, что только экономическая свобода сулит благосостояние. Мир снова читает Адама Смита и переживает “либеральную революцию” “Рейганомика” и “тэтчеризм” обеспечили процветание США и Великобритании в 80-е годы. На волне либерализма поднялась экономика многих стран третьего мира. Эта волна достигла Восточной Европы—Венгрии, Польши, Чехословакии.

В основе либерализма простые истины. Каждый человек должен иметь гарантированные права: владеть собственностью в любом размере, вести экономическую деятельность и извлекать из нее доход. Добровольность—условие устойчивости хозяйственных отношений, выполнимости любой сделки. Производитель может получать быструю и достоверную информацию о том, что и в каком объеме следует выпускать, только благодаря свободно складывающимся на рынке ценам. Политические и административные ограничения на движение товаров, капитала, рабочей силы и информации мешают оптимальному сочетанию “факторов производства”, обеспечивающему максимум продукции при минимуме затрат. Государство не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность: ведь ни один чиновник не испек ни буханки хлеба, не добыл ни капли нефти, задача государства—предотвращать нарушение “правил игры” ( например, монополизм) и осторожно корректировать действие экономических сил в долгосрочных интересах своего общества. Естественное саморегулирование рынка заинтересованность производителей в эффективном хозяйствовании, открытость экономической системы исторически одержали верх над всеми попытками насильственно “улучшить” экономику. Сегодня либеральная волна дошла до нас.

В отечественном либеральном движении уже сложились разные оттенки и направления—от западнического до русофильского, от радикального до имперско-охранительного. Это движение можно назвать возрождением: перед страной стоят те же задачи преодоления деспотизма и отсталости, что до октябрьского переворота.

В экономике это означает прежде всего восстановление частной собственности. В этом вопросе кадеты ведут себя решительнее других либералов, настаивая на том, что к середине десятилетия не менее половины государственного имущества должно перейти в частные руки. Они считают беспочвенными утверждения об утрате предпринимательского духа нашим народом. Одновременно нужно провести демонополизацию, оздоровить финансовую систему, радикально либерализовать внешнеэкономические связи. В частности, кадеты считают абсолютно необходимой реформу налогообложения. Она должна строиться на принципах равенства юридических и физических лиц как предпринимателей и на первых порах предусматривать ^значительные льготы частному капиталу.

Партия к.д. продолжает линию своих исторических предшественников, связывая успех экономических преобразований с правовой защищенностью личности. Рынок требует демократии, позволяющей различным экономическим силам отстаивать свои интересы на политическом уровне Другой важнейшей предпосылкой перехода к рыночным отношениям служит обретение республиками реального экономического суверенитета. Мучительный саморазвал имперской системы дезорганизует хозяйственную жизнь. Ему должно быть противопоставлено скорейшее налаживание экономических связей между независимыми равноправными государствами.

Кадетское движение, как и либерализм а целом, не приемлет навязывания обществу своих взглядов. “Свобода выбора, свобода от насилия, свобода предпринимательства”,—под такими лозунгами выступают современные кадеты. Они убеждены, что нарождающиеся независимые общественные силы выведут страну из тупика и вернут нас к ценностям мировой цивилизации.

Источник: “Гражданское достоинство”—еженедельная конституционно-демократическая газета, 1991, №3 (65), 23-30 мая, Москва.