Резолюция второго съезда партии к.д. “По национально-территориальному вопросу”.

[1991, апрель].

Исходные положения

В развитие декларированной программой партии к.д. цели преобразования Союза ССР в содружество суверенных государств партия к.д. предлагает следующие принципы переходного периода, исходя из нижеизложенных соображений:

1. Приоритет прав личности над правами любых социальных (в т.ч. национальных) групп. Возможность полноценной этнокультурной и конфессиональной жизни для всех граждан на всей территории страны.

2. Признавая, что в настоящее время происходит фактический распад СССР, партия к.д. считает, что единственно возможным путем преодоления центробежных тенденций и восстановления культурных, хозяйственных и

политических связей является:

во-первых: открытое признание факта распада СССР как единого государственного образования;

во-вторых: обретение бывшими союзными республиками статуса субъектов международного права;

в-третьих: создание Содружества на основе добровольного, договорного объединения бывших союзных республик.

3. Партия к.д. считает, что возникающее на месте бывшего СССР содружество должно быть содружеством суверенных государств, не исключая в перспективе возможности более тесной интеграции.

4. Государство призвано охранять равных объем прав всех своих граждан, независимо от их национальности, а государственные органы не вправе требовать от гражданина предоставления сведении о его этнической принадлежности.

5. Стремление к тождественности этнических и административных границ, к выделению моноэтнических государств на мозаично населенной территории ведет к росту социальной напряженности. В силу этого предпочтительнее исходить из принципа, что любое современное государство является полиэтническим, а его народ составляет все население, постоянно проживающее на данной территории. Исходя из необходимости дать каждому гражданину возможность вести полноценную этнокультурную жизнь и знать, что его этнические и конфессиональные интересы четко выражены в структурах власти, необходимо поддержать создание широкой сети национальных обществ (землячеств) имеющих своих представителей при всех органах муниципальной и законодательной власти, вплоть до особой законосовещательной Палаты Народов (общин), участвующей в функционировании высшей законодательной власти. В условиях, как правило, дисперсного (диаспорного) расселения народов на террритории страны, только сочетание участия каждого гражданина, как в деятельности местного общественного самоуправления земств), так и в жизни своих землячеств (общин) создает прочную ткань гражданского общества.

6. Опираясь на практику международного права, выраженную в решениях о стабильности сложившихся границ (Ялта, Хельсинки), партия к.д. считает сохранение исторически сложившихся границ (вне зависимости от степени их естественности) необходимым условием мирного протекания переходного периода.

Предложения по Российской Федерации

Партия к.д. формулирует ниже свои предложения относительно

а) возможного будущего устройства Российской Федерации, как одного из субъектов будущего Содружества и

б) процесса перехода к таковому,—считая возможным предлагать аналогичных подход общественности бывших союзных республик для формирования их национально-государственного устройства.

Устройство

1. за основу национально-государственного устройства Российской Федерации принимается модель федеративного устройства по типу США, ФРГ, Швейцарии, скорректированная с учетом исторической специфики формирования государственности России

В соответствии с этим, субъектами Федерации должны являться юридически равноправные, самоуправляющиеся земли и республики, имеющие собственные Конституции, самостоятельные системы органов государственного управления, налоговые системы и вооруженные формирования в пределах, оговоренных высшими органами федерального управления.

2. В республики выделяются все административные единицы, имевшие в РСФСР статус автономных республик. Земли образуются либо на базе существующих краев и областей, либо путем слияния соседних краев (областей), образующих единый регион с исторически сложившимся культурным и хозяйственным укладом.

3. Земли не может иметь менее 1 млн. чел. населения на момент образования. Существовавшие на территории РСФСР национально-территориальные образования, не удовлетворяющие этому условию или целиком окруженные территорией более крупного национально-территориального образования, получают статус самуправляющихся кантонов в составе соответствующих земель. Официальным языком на территории республики, земли или кантона является язык, которым пользуется не менее 20 процентов населения данной территории, если нет особых соглашений на этот счет.

4. Решения о слиянии территорий для формирования земли должны приниматься с учетом волеизъявления населения данных территорий.

5. Для невхождения национально-территориального или административного образования РСФСР в состав Федерации требуется согласие квалифицированного большинства его избирателей.

6. Все граждане Федерации имеют равные политические и гражданские права вне зависимости от места (земли, республики) своего рождения, места постоянного жительства и текущего местонахождения. В том числе все они имеют право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах Федерации.

7. Высшим законодательным органом Федерации является двухпалатный парламент, состоящий из Палаты федераций и Палаты представителей. В Палату Федераций избирается равное количество парламентариев от каждой земли и республики; в Палату представителей каждая земля (республика) избирает представителей пропорционально численности населения в ней.

Переход

1. Для принятия Конституции (в т.ч. решения вопросов в форме правления в Федерации, ее исключительной компетенции и разграничении полномочий между субъектами Федерации) созывается общенациональное Учредительное собрание по ныне существующим территориальным округам.

2. После принятия Конституции оформившиеся к тому моменту земли и республики наделяются всеми правами и обязанностями субъектов Федерации, включая право представительства в верхней палате федерального парламента.

3. До момента конституирования земель на территории бывших административных и национально-территориальных единиц РСФСР действуют прежние представительные органы с сохранением за федеральными властями права вето на их решения, федеральные власти в явочном порядке утверждают статус субъектов Федерации за оформившимися землями в случае, если решение о конституировании земли не носит спорный характер. В противном случае спорный вопрос выносится на рассмотрение Конституционного суда Федерации.

4. После того. как федеральной властью подтверждается статус земли, эта земля обретает равные права с ранее оформившимися субъектами Федерации, включая право представительства в Плате Федерации.

[Резолюция принята на II съезде ПКД 21 апреля 1991г. Москва].

Источник: “Гражданское достоинство”—еженедельная конституционно-демократическая газета. 1991, №2/64, 15-22 мая. Москва.