Экономическая платформа

(подготовлена на основе экономического доклада, одобренного Учредительным съездом 19-20 мая 1990г.).

Господство тоталитаризма в экономике страны, выразившееся в отчуждении человека от средств производства и продуктов производственной деятельности, внеэкономических методах хозяйствования, отрыве от общемировых процессов, привело к жесточайшей эксплуатации человека государством, тяжелому кризису и отставанию страны от других государств. Пути преодоления последствий господства тоталитаризма в экономике партия к.д. видит в восстановлении свободных форм и методов хозяйствования, переориентации на производство социально-значимых благ и выходе страны из самоизоляции. Это требует демократического процесса принятия решений по основным вопросам хозяйственной жизни, сосуществования, равноправия и беспрепятственного развития всех современных форм собственности и свободы предпринимательства. Основой экономической системы должна стать частная собственность, обеспечивающая наиболее эффективное ведение хозяйства и составляющая экономический фундамент прав человека. Взаимоотношения между хозяйственными субъектами должны регулироваться полноценно функционирующим механизмом рынка.

I. Концептуальные основы перехода к свободной экономической системе. 1.Современная рыночная экономика требует свободного предпринимательства—права для всех вести хозяйственную деятельность, исходя из своих интересов и возможностей, извлекать доход из любой деятельности, не запрещенной законом, а также из факта обладания недвижимостью, ценными бумагами и другими капитализируемыми объектами собственности. Предпринимательство преобразует производителя в собственника, трудовые усилия—в ресурсы для новых инвестиций, а энергию личного питания—в энергию экономического рос та. При этом постоянное столкновение на рынке множества независимых предпринимателей обеспечивает ту конкуренцию, которая устраняет экономическую безответственность и создает стимулы к рациональному ведению хозяйства.

2. Формирование современной структуры собственности с точки зрения ее форм требует решительного разгосударствления экономики. Приватизация предполагает продажу, сдачу в долгосрочную аренду и преобразование в акционерные (со смешанным капиталом) основной части государственных предприятии. Она должна сочетаться с мерами по демонополизации производства. Монопольное владение средствами производства должно смениться преимущественно долевым участием собственников в капитале множества акционерных компаний.

3. Административное вмешательство государства в деятельность предприятий должно уступить место регулированию макроэкономических пропорций со стороны государства с помощью экономических рычагов—кредитным, финансовым воздействиям на инвестиционный процесс, другими средствами. Такое регулирование принципиально отличается от системы нормативов и заранее заданных параметров производства. В информационном отношении оно опирается на движение рыночной конъюнктуры, на ценовые сигналы связи. В финансовом отношении оно зависит не от доходов государственного сектора, а от перераспределения национального дохода через финансовые институты. Чем больше в экономике независимых собственников, принимающих самостоятельные инвестиционные решения, тем шире финансовая информационная база для макроэкономического регулирования. Поэтому государство должно принимать меры как для поддержки конкуренции, так и для упрочнения предпринимательской независимости.

4. В свободной экономической системе социальная справедливость обеспечивается не нормативным распределением благ и не выравниванием доходов, с помощью налогов, а ростом общественного богатства и его распределением в соответствии с вкладом каждого хозяйственного субъекта в производство. Чем шире круг предпринимателей в экономике, тем острее конкуренция производителей за потребителя, а чем теснее переплетаются собственные капиталы предпринимателей, тем сильнее их стимулы к договорным партнерским отношениям. Сочетание широкой рыночной конкуренции с высоким уровнем хозяйственной кооперации устраняет возможность создания устойчивых монополистических объединений и придает экономике ту эффективность, при которой рост национального дохода равнозначен рос у доходов каждого производителя.

5. Развитие цивилизации подчинено сложным и объективным социально-экономическим закономерностям и не может быть ускорено или изменено деятельностью, основанной на идеологических догмах. Подобная деятельность подрывает процесс саморазвития экономики и заводит ее в тупик. В связи с этим представляется чрезвычайно важной переориентация общественного сознания в направлении признания примата свободы личности во всех сферах, включая экономическую.

6. Создание эффективной и динамичной экономической системы, кроме того, требует:

— устранение барьеров для перемещения трудовых ресурсов и предоставления работнику права продавать свою рабочую силу с учетом спроса на нее;

— обеспечение государством условий для создания и развития мелких предприятий всех форм собственности и потребительской, инновационной и других сферах с целью поощрения конкурентных отношений, улучшения ситуации в области занятости и быстрого удовлетворения общественного спроса;

— перехода к преимущественно частному (фермерскому) ведению сельскохозяйственного производства путем бесплатного предоставления государственными органами земельных участков всем желающим, в том числе при выходе крестьян из колхозов и совхозов, и устранения административных и иных помех для добровольной кооперации в аграрном секторе;

— осуществления общенациональных программ развития НИОКР и наукоемких экспертных производств с использованием средств из госбюджета и негосударственных источников финансирования; деятельности, постепенного перехода к конвертируемости валюты и привлечения зарубежного капитала, технологий и производственного опыта при контроле за деятельностью иностранных предпринимателей, исходя только из интересов безопасности, рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды, прав населения;

— действенных экономических и административных мер по защите среды и улучшению ее состояния.

II. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Экономическая система, построенная на вышеизложенных принципах, предполагает осуществление государством важных функций, которые, однако, не должны ущемлять законные права хозяйственных субъектов, регулировании экономических процессов на макроуровне в соответствии с текущими и перспективными потребностями общества, осуществлении некоммерческой деятельности в экономической, научно-технической и социальной сферах.

С этой целью государству должны быть делегированы полномочия по разработке, принятию и контролю за выполнение хозяйственного законодательства, применению экономических рычагов для текущего и долгосрочного регулирования экономики, налогообложению хозяйственной деятельности, финансированию некоммерческой производственной инфраструктуры, приоритетных направлений НИОКР и социальной сферы, поведению таможенной и валютной политики, осуществлению мер социальной поддержки населения, защите окружающей среды.

III. ТЕКУЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Преодоление кризиса в стране и переход к свободной экономической системе требует следующих первоочередных мер:

1. Принятие пакета законодательных актов о свободе предпринимательской деятельности и равноправии форм собственности. Ограничения свободы предпринимательства могут допускаться только по соображениям национальной и общественной безопасности, защиты прав граждан, по причинам социального и экологического характера.

2. Преобразование государственных предприятий и хозяйственных организаций в акционерные общества с предоставлением физическим и юридическим лицам права приобретения акций по рыночным ценам. Работникам этих предприятий и организаций часть акций может быть реализована на льготных условиях. Устранение законодательных и административных барьеров созданию и выходу на рынок новых предприятий с разрешением самостоятельно выбирать управленческий статус, виды деятельности и порядок распоряжения прибылью.

3. Принятие антимонопольного законодательства, предусматривающего разукрупнение отдельных предприятий, применение санкций к производителям за монопольные цены, предотвращение явных и скрытых форм хозяйственного сговора с целью раздела рынка и других проявлений монополизма. Принятие специальных экономических мер для поощрения конкуренции со стороны отечественных и иностранных производителей, включая поощрения новых параллельных производств и импортные закупки.

4. Ликвидация общеэкономических и отраслевых министерств и комитетов и создание центрального государственного ведомства со следующими основными функциями: изучение и прогнозирование макроэкономических процессов; экономическое регулирование хозяйственно деятельности в соответствии с текущими перспективными потребностями общества, осуществление государственных закупок на конкурентной основе; экономическое и в необходимых случаях административное управление работой предприятий и организаций госсектора.

5. Постепенное сокращение государственных дотаций предприятиям и хозяйственным организациям и последующее закрытие нерентабельных хозяйственных объектов государственной собственности. Последние должны быть сданы в аренду работникам или приватизированы. Высвобождающиеся при этом работники должны получить государственную помощь в трудоустройстве.

6. Проведение реформы ценообразования с устранением административного порядка установления цен. Данный порядок в первоначальный период может быть сохранен для установления цен на базовые топливно-сырьевые ресурсы, важнейшие и особо дефицитные виды продукции производственного назначения, а также на потребительские товары и услуги первой необходимости.

7. Создание двухъярусной банковской системы. Преобразование Госбанка в общенациональный резервный центр с сетью аналогичных территориально-региональных центров, а государственных специализированных банков—в межотраслевые коммерческие банки акционерного типа со смешанным капиталом. Объединение акционерных предприятий вокруг крупных коммерческих банков (на принципах долевого участия) и формирование на этой основе саморегулируемых межотраслевых комплексов с банком как центром финансовой и информационной связи. Структуризация таким способом рынка, взамен искусственного расчленения хозяйства на жесткие отраслевые блоки.

8. Упразднение законодательной специализации коммерческих банков и административной закрепленности их клиентуры. Устранение отраслевой индивидуализации ставок процента и их привязки к уровню рентабельности конкретных заемщиков. Восстановление регулирующей роли ссудного процента в размещении кредитных ресурсов на рыночных принципах (верхний уровень банковских ставок должен определяться кредитным спросом заемщиков, нижний—величиной переучетного процента центрального банка).

9. Создание наряду с фондовыми биржами механизмов перепродажи долгосрочных облигаций правительства и ценных бумаг предприятий с целью повышения спроса населения на эти активы благодаря их реализации. Стимулирование на этой основе выпуска новых ценных бумаг и развития финансового рынка.

10. Упразднение налога с оборота и переход к единой системе налогообложения прибыли и предпринимательских доходов с учетом равенства всех форм собственности, а также равенства юридических и физических лиц как предпринимателей. Введение поощрительного режима налогообложения в целях стимулирования роста немых предприятий и деловой активности, а также для оттока “горячих денег” населения с потребительского рынка на рынок “ценных бумаг”. 11. Борьба с инфляцией путем применения следующих мер:

— сокращение дефицита госбюджета путем уменьшения расходов на содержание административного аппарата, вооруженных сил и органов безопасности, помощи иностранным государствам и политическим группировкам, прекращения строительства новых капиталоемких объектов, особенно в отраслях топливно-энергетического и сырьевого комплексов, а также путем повышения рентабельности работы предприятий госсектора;

— аккумулирование в бюджете крупных сумм обесцененных денег в результате проведения распродажи государственного имущества (от сверхнормативных запасов до мелких предприятий) и списание государством накопленного долга путем полного последующего изъятия этих денег из обращения. Вовлечение в оборот ранее выведенных из него материальных активов временное достижение на это основе товарно-денежной сбалансированности;

— переход к практике финансирования бюджета дефицита методом выпуска облигаций государственных займов, размещаемых Госбанком на рыночных началах среди населения и юридических лиц (включая банки);

— переход от свободного кредитного планирования и балансовых расчетов доходов-расходов населения (кассовый план) к системе текущего планирования темпов создания денежной массы. Осуществление такого регулирования путем воздействия центрального банка на динамику кредитных вложений коммерческих банков;

— легализация взаимного коммерческого кредитования предприятий с практикой учета векселей в коммерческих банках и переучета в центральном банке;

создание законодательных и налоговых стимулов к расширению хозяйственной кооперации и практики долевых участии в капитале как меры против усиления монополизма и развития инфляционных тенденций.

12. Создание условий для развития свободной торговли и механизма перелива капиталов путем:

— упразднение ограничений на вовлечение любых материальных активов, включая землю, в систему розничной и оптовой торговли, а также на наличные и безналичные формы

денежных расчетов: тем самым средства в качестве объектов купли-продажи, а юридические и физические лица—в праве покупать и продавать товары любого назначения;

— дерегламентации структуры распределения доходов хозяйственных субъектов и восстановления их остатка прибыли после налоговых и прочих бюджетных изъятий;

— отмены ограничений на размещение (капитализацию) доходов юридических и физических лиц во всех хозяйственных сферах, включая финансовую.

13. Принятие экстренных мер для сокращения научно-технического отставания от развитых государств путем осуществления программ в области “высокой технологии” (робототехника, информатика, биотехнология и др.), финансируемых из госбюджета и других источников, поощрение всех форм взаимовыгодных научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами;

14. Прекращение дотирования и иных форм государственной помощи нерентабельным колхозам и совхозам. Содействие государства гражданам и их добровольным ассоциациям в получении земельных участков (в том числе при выходе из колхозов и совхозов) у местных органов власти. Предоставление государством льготных кредитов, помощи в снабжении сельскохозяйственной техникой, посевными материалами и удобрениями, кормами и энергией для становления фермерских и кооперативных хозяйств.

15. Создание эффективной системы социальной защиты граждан на основе:

— ликвидации административных ограничений на выбор места жительства, упрощения процедуры приема и увольнения работников при сохранении мер социальной защищенности последних на производстве, установления размеров и форм оплаты труда на основе договора между наймодателем и работником (коллективом работников);

— устранения всех административных ограничений на право граждан получать доходы в любом размере от деятельности, не запрещенной законом, включая дополнительные заработки, работу по совместительству, индивидуальное производство товаров (услуг), торговлю, посредничество, при сохранении их заработной платы по основному месту работы, пенсий и иных социальных выплат;

— обеспечения государством реального прожиточного минимума для работников госсектора, военнослужащих и граждан, пользующихся социальными выплатами (учащихся, пенсионеров, нетрудоспособных лиц и др.);

— законодательных введения минимальных ставок заработной платы для лиц наемного труда в негосударственных секторах экономики;

— законодательного введения индексации заработной платы лиц наемного труда всех секторов экономики, а также лиц, пользующихся социальными выплатами, в размере не менее 80 проц. величины ежеквартального роста индекса розничных цен (тарифов);

— освобождения от оплаты налогов и поощрения в иных формах участия в социальных программах и благотворительной деятельности государственных, общественных, кооперативных, частных, иностранных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;

— снижения ставки подоходного налога и налога на прибыль;

— создание биржи труда, введение государственных пособий по безработице, создание разветвленной системы переподготовки кадров (государственной и на уровне предприятий), высвобождающихся в связи с прекращением работы, нерентабельных предприятий. 16. Немедленное закрытие или перепрофилирование экологически вредных производств, невзирая на связанные с этим текущие убытки. Ломка экономических и социальных механизмов, ставших привычными, не может пройти безболезненно. Однако затягивание кардинальных преобразований, а также попытки подновить бюрократизм, уравниловку, монополию государства на экономическую деятельность под лозунгами “защиты интересов народа” приведут к еще более глубокому кризису с фатальными для страны и каждого гражданина социальными и политическими последствиями. Сегодня история дает нам последний шанс перейти к свободной и эффективной экономической системе и занять достойное место среди народов мира.

[Москва, 1990, май] Источник: К.Д., выс. печать, Москва, 1990г. (пакет документов)