Декларация Союза Конституционных Демократов по экономическим вопросам.
[1989, октябрь].
Катастрофическое состояние народного хозяйства страны, явившееся следствием разрушения естественных отношений собственности, вытеснения и истребления всех ее субъектов, кроме сверхцентрализованного тоталитарного государства, проводившихся в ходе насильственного осуществления коммунистического учения, требует коренного преобразования сложившейся в СССР системы экономических отношений. Необходимо ликвидировать монополию государства на собственность в области производства и распределения национального богатства, предоставив всем гражданам статус юридического лица. Право каждого на собственность и свободный выбор хозяйственной деятельности не может быть ограничен ничем, кроме обеспечения аналогичного права других, их права на жизнь, здоровье, личную свободу и достоинство. Это требует признания безусловного равноправия всех форм собственности, существующих в цивилизованном мире. Вместе с тем, задачи развития экономики в условиях складывающегося нового мирового экономического порядка настоятельно требует использования обновленного демократического государства как выразителя общих целей граждан в качестве органа, обеспечивающего стабильность и должное качество экономического роста путем взаимовыгодного согласования несовпадающих специфических интересов отдельных участников хозяйственной жизни.
В силу этого необходимо осуществить следующие глубинные изменения в экономическом устройстве страны. 1. Последовательно преодолеть существующую систему народнохозяйственного планирования как механизм тотальной разверстки условий, способов и результатов производства, отчужденных от его непосредственных субъектов обезличенным государством, с превращением последнего в равноправного с прочими участника единого рынка. С этой целью постепенно демонтировать сложившуюся структуру директивных плановых органов сверху донизу, как препятствующую здоровому экономическому развитию. Делегировать государству в лице его демократически избранных
представительных учреждений следующие и только следующие экономические регуляторы:а) эмиссию денежных знаков, поддержание их конвертируемости;
б) налогообложение хозяйственной деятельности и таможенную политику;
в) формирование и реализацию политики кредитования из активов государственного банка;
г) расходы средств бюджета на социальные программы;
д) расходы средств бюджета на содержание госаппарата, вооруженных сил, служб обеспечения безопасности, судов и исправительных учреждений;
е) расходы из бюджета на развитие некоммерчески-ориентированной инфраструктуры, в частности—связи, части транспорта, энергетики, систем здравоохранения и образования;
ж) расходы из бюджета на стимулирование особо приоритетных направлений хозяйственного развития, в первую очередь—связанных с фундаментальными научными исследованиями;
з) размещение на конкурсной основе гарантированно оплачиваемых из бюджета заказов на производство товаров и услуг;
и) обеспечение условий создания свободных экономических зон и предоставления концессий, контроль за выполнением зарубежной стороной обязательств социального характера перед населением этих зон и сотрудниками концессий;
к) контроль за состоянием природной среды, разработка и реализация системы поощрений и санкций за изменение экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности;
л) привлечение иностранных кредитов через систему государственного банка;
2. Постепенно ликвидировать существующую двойную финансовую систему, включив так называемые “безналичные деньги” в реальный денежный оборот. Любой произведенный товар должен не распределяться, а действительно свободно продаваться и покупаться в результате добровольного соглашения продавца и покупателя.
3. Реализовать постепенную децентрализацию собственности на землю и природные ресурсы путем передачи их в собственность территориальных образований. Осуществить денационализацию земли как объекта сельскохозяйственной деятельности. Предоставить каждому гражданину или ассоциации граждан право аренды у местных представительных органов на любой срок, а в дальнейшем также купли-продажи, передачи в дар или по наследству любых сельскохозяйственных угодий.
4. Осуществить демонополизацию промышленности, финансов, транспорта и связи, торговли и производства услуг. Предоставить трудовым коллективам, акционерным обществам или иным ассоциациям граждан, а также отдельным лицам право аренды соответствующих предприятий с денационализацией в перспективе большей их части. Переориентировать законодательство и экономическую политику государства на последовательное противодействие новой монополизации.
5. Предоставить любым территориальным образованиям реальный экономический суверенитет, подразумевающий, в частности, безусловное право их населения на выбор желаемой им системы хозяйственного устройства.
Осуществление указанных предложений должно обеспечиваться и подкрепляться гуманистической социальной политикой, значение которой особенно велико в течение переходного периода. В рамках такой политики, направленной в первую очередь на защиту неимущих, нетрудоспособных и экономически несамостоятельных граждан, необходимо реализовать следующие меры:
1. За счет средств, высвобожденных в результате сокращения затрат на оборону, помощь зарубежным правительствам и неправительственным организациям, прекращение затрат на обеспечение фиктивного “морально-политического единства” внутри страны и бессмысленные широкомасштабные проекты “преобразования природы”, обеспечить:
— установление минимального уровня пенсий по возрасту, нетрудоспособности, а также потере кормильца, обеспечивающего реальный прожиточный минимум;
— введение пособий на несовершеннолетних детей;
— систематическое изменение в рабочем порядке всех видов пособий и пенсий пропорционально повышению номинальных средних доходов населения;
— введение пособий временно нетрудоустроенным гражданам, организацию эффективной информационной службы трудоустройств и бесплатных государственных курсов профессионального переобучения, предоставление гражданам и их ассоциациям льготных кредитов для организации новых предприятий, поощрение негосударственных предприятий, создающих новые рабочие места.
2. Поощрение (в том числе, путем налоговых льгот) участия в целевых социальных программах и благотворительной деятельности местных органов власти, общественных организаций, государственных, кооперативных, акционерных и частных предприятий, иностранных и международных благотворительных организаций, религиозных объединений и частных лиц. Это позволит быстро и эффективно реагировать на неожиданно возникающие социальные проблемы и осуществлять помощь лицам и группам лиц, оказавшихся вне поля зрения центрального законодателя.
3. Законодательно обеспечить социальную защиту всех групп населения, в том числе путем установления минимального уровня заработной платы, минимальной продолжительности отпуска, максимальной продолжительности рабочего дня на всех видах предприятий, в том числе на территориях свободных экономических зон и находящихся в концессионном владении.
4. Параллельно с развитием платной системы здравоохранения реализовать государственную программу доступного и эффективного здравоохранения, в первую очередь для малообеспеченных, нетрудоспособных (в том числе пенсионеров, инвалидов и детей). Привлекать для финансирования этой программы средства, предоставляемые негосударственными спонсорами.
5. Осуществить разработку и реализацию общегосударственной программы школьного образования, с тем, чтобы выпускники школ имели достаточную подготовку для занятий квалифицированным трудом и продолжения образования.
6. Вплоть до выхода страны из нынешнего тяжелейшего экономического кризиса, вызванного развалом старой системы хозяйствования, допустимо использование рационирования части продовольственных и некоторых иных товаров первой необходимости в пределах минимальной нормы и под широким гласным общественным контролем.
Решительное, последовательное и ответственное осуществление крупномасштабных преобразований народного хозяйства страны, обеспеченное продуманными мерами социальной защиты граждан позволит нашей стране занять подобающее место в единой семье цивилизованных народов.
Принята Конференцией СКД 21 октября 1989г. [в Москве].
Источник:
Союз Конституционных Демократов. Пакет программных документов. Москва 1989. Препринт. 12 стр.