Политическая Декларация Союза Конституционных Демократов.
[1989, октябрь].
Союз конституционных демократов является добровольным объединением граждан, признающих в качестве основополагающих принципов общественного устройства:
— естественное право личности на свободу самовыражения и недопустимость обеспечения этого права за счет аналогичного права другой личности;
— многообразие форм политической, экономической и духовной жизни общества;
— признание всякой идеологии частным делом личности, а не прерогативой государства. Союз ставит своей целью политическую деятельность, направленную на достижение конституционно-демократического устройства.
1. Отношение к существующему в СССР политическому строю.
Существующую в настоящее время в СССР политическую систему можно охарактеризовать как постепенно разлагающийся тоталитаризм, основанный на однопартийном правлении КПСС. Основными чертами этой системы ныне являются:
— фактически полная зависимость законодательной, исполнительной и судебной власти от аппарата монопольно правящей партии;
— отсутствие четкого
разделения функций этих властей;— .абсолютное преобладание командных механизмов и авторитетных тенденций в управлении и руководстве обществом и государством;
— 'неразвитость институтов регионального и местного самоуправления;
— отсутствие реального суверенитета национально-территориальных образований и неравенство их статуса;
— искусственно суженный спектр форм собственности при неравноправном положении существующих форм и отсутствие гарантий неприкосновенности собственности со стороны государства;
— наличие государственной идеологии, навязываемой личности и всему обществу;
— неприемлемо низкий для современного цивилизованного общества уровень личных, гражданских и политических свобод. Такое положение сложилось в результате попыток насильственного претворения в жизнь коммунистических концепций.
2. Политическая оценка текущего момента. В последние годы проявилось стремление высшего руководства страны модифицировать общественно-политическую систему во избежание экономической и социальной катастрофы при отсутствии единых взглядов на пути решения этой проблемы как в самом руководстве, так и в обществе Непоследовательное проведение политических и экономических реформ, ослабление тоталитарного контроля над обществом, сопровождавшееся некоторым смягчением цензуры средств массовой информации, привели к следующим изменениям:
— рост гражданской активности населения в условиях традиционно низкой политической культуры, характерным проявлением чего является широкое распространение вождистских настроении, пренебрежение к правовым процедурам, нетерпимость к инакомыслию;
— открытое проявление и интенсивное нарастание политической дифференциации в обществе;
— нарастание кризисных явлении в экономике;
— усугубление кризиса в обществе в целом в связи с потерей доверия к традиционным социально-политическим институтам;
— нарастание национальных противоречий, обретающих форму открытых конфликтов,
3. Отношение к действующим и складывающимся политическим силам
Отношение к господствующей политической силе. Господствующей политической силой в стране является КПСС. КПСС как политическое образование основана на идеологии марксизма-ленинизма, подразумевающей, в частности, привилегированное положение (диктатуру) одной части общества над другой, примата идеологических ценностей над общегуманистическими, реализацию своих концепций путем принуждения, включая прямое насилие. Такая идейная позиция для СКД является полностью неприемлемой.
Политическое руководство страной, осуществляемое Коммунистической партией (РКП (б), ВКП (б), КПСС) на протяжении всего послеоктябрьского периода, отмечено постоянным использованием политического обмана, лицемерия и широкомасштабного насилия, являющегося по сути преступлением против человечества.
В последние годы практика деятельности КПСС изменилась в сторону сокращения масштабов применяемого ею политического насилия. Ее руководителями провозглашено уважение общечеловеческих ценностей.
При условии продолжения курса КПСС на либерализацию СКД считает конструктивный диалог с КПСС не только возможным, но и необходимым в целях мирного развития демократического процесса в стране. СКД придает большое значение сотрудничеству с членами КПСС, близкими по своим взглядам к позиции СКД.
Развитие общественно-политических сил. В настоящее время политическая дифференциация общества все более отчетливо проявляется в различных формах общественно-политического движения. Степень развития и влияния на происходящие процессы, формы и методы деятельности этих течений различны.
Можно выделить три основных типа социальных течений.
— Национальные и национально-освободительные движения, объединяющие граждан различных политически” убеждений, от демократических до шовинистических. Отмечая важную роль национальных движений в процессе
формирования национального самосознания, мы безусловно поддерживаем демократические силы в этих движениях, отрицательно относясь к силам шовинистического характера.
— Общественные организации и группы, не ставящие перед собой явных политических целей, но направленные на улучшение общественного бытия тех или иных территорий либо социальных групп и часто склонные к политизации. Поскольку деятельность таких групп способствует формированию гражданского общества, мы приветствуем их существование.
— Организации, открыто ставящие перед собой политические задачи: Эти организации могут фактически рассматриваться как политические партии или блоки партий. Мы считаем желательным присутствие в политическом спектре всех партий, программы и практика которых не противоречат Декларации прав человека вне зависимости от возможных разногласий в области идеологии и тактики.
4. Общая оценка перспектив
Анализируя сложившееся в стране положение, СКД считает наиболее вероятными следующие варианты развития событий.
Путь демократических реформ.
Постепенное осознание обществом нерасторжимости политических, экономических и социальных свобод и практическое обеспечение этих свобод.
Как показывает исторический опыт, максимальное осуществление всей полноты прав человека и гражданина обеспечивается в государстве, имеющим многоукладную экономику при равноправии всех форм собственности, реальное разделение законодательной, исполнительной и судебной власти и представительскую форму управления при законодательно гарантируемом балансе разнообразных политических
сил. Для построения такого государства необходимы следующие экономические и политические реформы:— постепенное сокращение вмешательства государственной власти в хозяйственную деятельность;
— последовательная демонополизация экономики и принятие антимонопольного законодательства;
— юридическое признание частной собственности;
— переход к единой налоговой системе, поощряющей развитие производства;
— создание условий, поощряющих иностранные инвестиции с целью интеграции страны в единую систему мирового хозяйства;
— изъятие из законодательства страны положения о руководящей роли какой-либо политической организации;
— деидеологизация государства;
— приведение законодательства страны в полное соответствие с международными пактами;
— обеспечение каждому гражданину реальной свободы общественно-политической деятельности, включая право на объединение в политические партии;
— введение системы всеобщих, прямых, равных и тайных выборов в представительские органы любого уровня при неограниченной свободе выдвижения кандидатов;
— пересмотр Союзного договора, децентрализация системы государственной власти и создание юридического механизма, обеспечивающего всем национально-территориальным образованиям право на самоопределение вплоть до полного отделения;
— обеспечение эффективного контроля со стороны общества за всеми аспектами деятельности государства;
— действительное обеспечение свободы совести и свободы религиозных объединений;
Осуществление этих реформ требует прежде всего перестройки общественного сознания и обретение всеми членами общества чувства гражданского и человеческого достоинства. По мере развития гражданского общества в стране оформляются альтернативные политические группировки. Процесс демократизации подразумевает встречное движение правящих кругов и оппозиционных политических сил. От правящих кругов требуется готовность к демонтажу системы собственной монопольной власти в условиях конструктивного диалога с оппозиционными политическими силами. Последние, в свою очередь, должны проявить готовность к конструктивному сотрудничеству с правящей партией.
Авторитарный путь развития.
Более или менее последовательное продолжение экономических реформ, не сопровождающееся конструктивными политическими изменениями.
Это предполагает ограничение политических прав граждан при допущении социальной активности на нижних этажах политической системы. Такой путь позволяет реформаторской власти добиваться смягчения кризиса, снижая вероятность социальных потрясений.
Данный вариант развития отличается от пути последовательных реформ тем, что политическая стабильность обретается здесь не за счет демонополизации власти, а сохранением ее монопольного характера. При этом власть может быть сосредоточена только в руках уже существующих институтов: партийно-государственного аппарата КПСС, КГБ, армии. Государство допускает деятельность политической оппозиции только на уровне фрондерства. К этой оппозиции оно может при желании прислушаться. Однако развитие экономических отношений неизбежно вступит в противоречие с политической реальностью. Разрешением в этом положении может быть либо переход к политической демократии, либо установление диктатуры оказавшейся у власти олигархии.
Тоталитарный путь развития.
Открытый или закамуфлированный лозунгом о “новом этапе перестройки” отказ правящих кругов от курса на реформы. Это сопровождается физическим подавлением всякого инакомыслия (в первую очередь, организованной оппозиции), возврат к внеэкономическим методам управления хозяйством и диктату государственной идеологии во всех сферах жизни общества. Установление такого режима означает новую волну террора практически против всего населения страны.
Этот путь неприемлем для современного цивилизованного общества и не может служить основой для прогрессивного развития. Установление режима тотальной власти устраняет ряд внешних проявлений социально-экономической напряженности, однако неминуемо порождает новые, более глубокие конфликты. Их разрешение потребует новой “перестройки” в еще более сложных условиях с еще меньшими шансами на успех. Учитывая место, занимаемое
СССР в существующей геополитической системе, возврат страны к тоталитаризму неминуемо поставит под угрозу само выживание человечества.Общественно-политическая деструкция. Распад системы власти как инструмента управления ситуацией в стране. Это может произойти вследствие попыток аппарата власти законсервировать положение без реального решения существующих проблем, а также в результате неспособности его своевременно принимать адекватные решения. Последнее может происходить при развитии страны в любом из выше рассмотренных направлений.
Наиболее опасным проявлением возникающего при этом хаоса является рост всех видов насилия, вплоть до гражданских вооруженных конфликтов.
5. Роль СКД в современной политической жизни. В основу деятельности союза положены принципы приоритета общечеловеческих ценностей над идеологическими, необходимость многообразия всех форм общественной и политической жизни и примата законности в государственном устройстве. В связи с этим мы готовы к конструктивному диалогу и сотрудничеству со всеми политическими силами, признающими самоценность человеческой личности и с должным уважением и терпимостью относящихся к факту существования различий в идейных и политических воззрениях.
Оппозиция существующей власти не является для нас самоцелью. СКД будет добиваться права на участие в представительских органах власти и активно содействовать проведению политических и экономических реформ.
Из рассматриваемь1х выше возможностей развития страны мы считаем единственно приемлемым путь демократических реформ. В этом случае союз будет стремиться к участию в формировании представительских органов власти всех уровней, в обсуждении и разработке законодательных актов, влиянию на принятие политических решений.
При сохранении авторитарного режима СКД в сотрудничестве с другими оппозиционными силами будет вести политическую агитацию в пользу ненасильственных демократических преобразований.
При установлении тоталитарного режима власти легальное существование демократических организаций невозможно, политические действия в условиях общественно-государственной деструкции будут определяться текущим моментом.
Союз конституционных демократов призывает все политические силы страны проявить ответственность и приложить максимум усилий для предотвращения всеобщей катастрофы и для создания гуманного, демократического правового общества.
Принята Конференцией СКД 21 октября 1989г. [в Москве].
Источник:
Союз Конституционных Демократов. Пакет программных документов. Москва 1989. Препринт. 12 стр.