Кузьмин А.Г. «Основные принципы и направления деятельности Московского Городского Добровольного Общества Русской Культуры «Отечество» [Выступление на первой городской конференции общества]

Цели и задачи общества определены в пункте 1.2 устава: «Общество содействует интернациональному воспитанию трудящихся, подъему их политической активности, направленной на культурное, историческое, экономическое, экологическое и демографическое возрождение русского народа и народов России». Этот пункт вызывает более всего вопросов, и его необходимо пояснить.

1. Поскольку Общество с самого начала мыслится как массовое, нужно определить его границы. Само название Общества показывает, что высшей ценностью для его членов является Отечество. Мы исходим из того, что люди, безразличные к судьбам страны, не имею права что-либо предлагать, а тем более навязывать ее народу. Мы исходим из того, что любые наши проблемы могут и должны решаться своими средствами, вовлечением в их решение широких масс трудящихся. Мы исходим из того, что нет более действенной силы ля пробуждения общественного энтузиазма, как боль за судьбу Отечества. Мы исходим из того, что лишь общими усилиями можно преодолеть усугубляющиеся трудности и от общего блага зависит положение каждого из нас. Сейчас сами понятия «Отечество» и «патриотизм» третируются открыто, и это в определенном смысле положительное явление, поскольку меньше людей, прикидывающихся патриотами. Сплошь и рядом можно встретить такой логический ряд: патриот—значит националист, значит шовинист (примерно та же логика, что и у Сосновского, травившего Есенина). Можно без колебаний констатировать, что именно психология шовинизма и отражается в такой своеобразной логике.

Стоит напомнить слова Салтыкова-Щедрина, недавно процитированные «Советской Россией»: «Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве... Нельзя быть паразитом и патриотом но и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем. Всякий должен оставаться на своем месте, при исполнении своих обязанностей». Очень это верно и весьма актуально. К общечеловеческому нельзя прийти, минуя Отечество. Про противопоставление этих понятий не более, чем спекулятивное прикрытие антиобщественных, корыстных устремлений отдельных лиц или групп.

2. Обычно возникает и вопрос о том, какое содержание мы вкладываем в понятие «Отечество» и «патриотизм». На этих понятиях также спекулируют, вкладывая подчас в них такой смысл, что они становятся собственной противоположностью. Понятия эти многомерны.

Отечество—это реальные условия жизни каждого. И мы будем стремиться совершенствовать эти условия: лишь на таком пути возможно надежное улучшение условий жизни всех соотечественников. Отечество—это территориальная общность, и благополучие отдельных частей зависит от их гармоничного взаимодействия. И мы будем крепить эту целостность, добиваясь гибкой внутренней гармонии.

Отечество—это земля, реки, недра, воздух, которым мы дышим. От их количества и качества зависит наше настоящее и будущее. И мы будем добиваться оздоровления среды нашего обитания самым решительным образом.

Отечество—это социально-психологическая среда, духовная атмосфера, в которой формируется любое поколение. И мы будем добиваться сознательного отношения к наследию прошлого, традициям, народной памяти: у тех, кто забывает прошлое, не может быть будущего.

Отечество—это определенный социально-экономический уклад, насильственное разрушение которого чревато огромными жертвами и ненадежными результатами. Мы будем требовать открытого широкого обсуждения более или менее значимых социально-экономических программ, затрагивающих материальные интересы или духовные ценности трудящихся. Когда что-то разрушается, должно быть совершенно ясно, что предлагается взамен.

Отечество—это определенное представление о социальной справедливости, система и иерархия ценностей. Ценности формируются веками и тысячелетиями. Наш долг—сознательно отнестись к любым попыткам их компрометации, стремлениям в одночасье разрушить то, что выстрадано народом.

Отечество—это определенная социально-политическая система. Мы намерены наиболее полно развернуть зажатые разного рода деформациями и дезинформациями духовные, творческие силы народа.

3. Сейчас, как и столетие назад, остро встал вопрос: капитализм или социализм. Для многих это главный вопрос, и отношением к нему определяется их позиция. Мы исходим из того, что высшей ценностью является Отечество, и социальный уклад не должен являться самоцелью. Хорош тот уклад, который наиболее полно удовлетворяет материальные и духовные потребности народа. Мы готовы обсуждать эти вопросы со всеми, кто искренне болеет за Отечество. Но модное нынче словечко «плюрализм» не должно прикрывать отказ от поисков истины, отказ от существования таковой в природе.

С начала мироздания человечество руководствуется лишь двумя противоположными принципами: жить за счет других или жить вместе с другими. Первый принцип соответствует всякому иерархическому обществу, в том числе и капитализму. Второй может быть реализован лишь в рамках социализма. Все промежуточные формы—практическое отражение противоборства разных тенденций.

Наше предпочтение социалистических идеалов ни в коей мере не означает оправдания деформаций, осуществленных от имени социализма. Напротив, мы их решительно осуждаем. Но мы осуждаем их как именно стремление одних жить за счет других. И не случайно, что капиталистическая тенденция сейчас во многом сводится к легализации тех самых пороков, которые пытаются связывать с социализмом и которыми социализм пытаются опорочить. Нельзя не видеть, что многие нынешние трудности проистекают из того, что обществ начала захватывать стихия чистогана, открытое стремление жить за счет других. Не просто разбалансированность экономики и финансовой системы, о которых много говорят и пишут, а разбалансированность всей общественной жизни, разрушение нравственных основ жизни общества. От недостроенного социализма мы катимся к эпохе первоначального накопления, капитализма шестнадцатого века. А иного у нас сейчас и не может быть. Нас соблазняют иностранным капиталом, тем, что колонизаторы поднимут наш жизненный уровень. Даже если бы это было и так, мы не можем поступиться самыми высокими своими ценностями—духовными. Но это, конечно, и не так. Что нам дали быстро растущие кредиты?

В 1920 году Ленин довольно резко парировал выпады «горячих интернационалистов» против патриотизма. «Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдаст Россию иностранцам,—сказал он,—это настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы» (ПСС, т. 42, с. 124). И это в тяжелом двадцатом году! А мы теперь ходим с протянутой рукой, вместо того, чтобы обратиться к народу.

Румыния, как недавно сообщалось, освободилась от внешних долгов. Неужели мы не в состоянии добиться такого же результата? Мы за социалистическую перспективу, но это не значит, что мы за сохранение того, что у нас было до 1985-го или до 1987 года.

Социализм немыслим без самоуправления, без демократизации, правовых гарантий каждого члена общества. Нам нужно такое общество которое позволяло бы освободить творческие силы, предприимчивость каждого. Мы поэтому за здоровые кооперативы и сотрудничество с деловыми людьми зарубежья. При этом предпочтение будет отдаваться тем, кто, оказавшись в разное время за пределами Родины, не утратил духовной привязанности к ней.

4. Много вопросов возникает в связи с некоторым противоречием, заложенным уже в названии Общества: если мы за «русскую культуру», то неправомерно понятие «Отечество», а если за Отечество, то почему только русская культура? Вопросы правомерные, и прояснение нашей позиции в этом отношении необходимо. Общество зародилось по инициативе деятелей именно русской культуры и науки. Оно зарегистрировано как «московское», но оно ни в коей мере не ограничивается краеведческими задачами. Напротив, в центре его деятельности—глобальные проблемы нашего Отечества. И дело не только в том, что задача интернационального воспитания трудящихся поставлена в пункте устава, а и в том, что о судьбах всего Отечества мы думать обязаны, а Отечество—это и межнациональные отношения внутри страны.

О межнациональных отношениях на современном этапе у нас будет особое сообщение. Здесь остановимся лишь на некоторых принципиальных соображениях. Наше государство изначально многоэтнично, многонационально. Такова более, чем тысячелетняя его история. И естественно, что она не могла не сказаться на самом характере народа, объединявшего столь длительное время самые разные языки и народы. Это те самые качества, которые независимо друг от друга выявили мыслители разных социальных и политических направлений XIX-XX веков, начиная с Карамзина и славянофилов. Альтруизм, всесветность далеко не всегда дают дивиденды. Но это черта национального характера, которая делает русский народ единственным способным поддерживать целостность огромного многонационального государства: это доказано его многотысячелетней историей. Соединение вроде бы частного явления—«русская культура» с всеобщим понятием «отечество»—это не притязание на что-то, а осознание своей ответственности перед всеми народами, в разное время вошедшими в состав Отечества.

Сейчас некоторые республики охвачены русофобией. Русофобия инспирируется извне и изнутри. В этих условиях мы должны сохранять выдержку, проявлять терпение и терпимость. И в то же время необходимо внимательно следить за тем, как именно работает механизм разрушения, и искать идеи, работающие на консолидацию. Ничто не разрушает общество так быстро и наверняка, как дефицит. Виновных же чаще всего ищут не так и не тех. На протяжении многих десятилетий у нас сознательно и целенаправленно республики подымались за счет России, за счет, главным образом, русского народа. Теперь из многих собственно русских областей вообще уже нечего взять. Это тоже одна из причин ухудшения положения в окраинах. У социальной психологии свои законы: виновными чаще всего признают именно тех, кто раньше давал, а теперь не дает или меньше дает. К тому же психологически нельзя уважать народ, который хуже всех живет. Мы должны дать объективную историю межнациональных отношений на протяжении всей нашей более чем тысячелетней истории. Ничуть не потеряло значение предупреждение, прозвучавшее в начале 20-х годов: русский колониализм отличается от британского. Если в Англии метрополия живет за счет колоний, то в России—колонии за счет метрополии. Разъяснять это надо. Но надо и сознавать, что прочного государства не может быть без решительного подъема собственно российских земель. А добиться этого можно только своими силами. И это тоже должно быть прочно усвоено. «Отечество» ставит задачу содействовать решению всех названных вопросов. Непосредственная работа будет осуществляться в секциях, формируемых по четырем направлениям: научно-теоретическое, культурно-просветительское, военно-патриотическое, экологическое.

[Доклад на первой конференции Московского городского общества русской культуры «Отечество» 20 мая 1989 года в Москве.]

Источник: «Отечество». Материалы Конференции Московского городского добровольного общества русской культуры. С. 2-6. М.: Молодая гвардия., 1989, 32 с.