Предложение к проекту платформы КПСС [от Объединенного Фронта Трудящихся СССР к XXYIII съезду КПСС]

К политической и экономической власти трудящихся!

1. Расстановка политических сил: кто кого?

Текущий момент характеризуется прямой борьбой за власть. Борьбой классовой. Борьбой между рабочим классом и буржуазией. Завершив в недрах «теневой» экономики первоначальное накопление капитала, новоявленная буржуазия рвется к политической и экономической власти. Стремится установить диктатуру капитала вместо диктатуры труда, узаконить эксплуатацию человека человеком, угнетение трудящихся.

Прикрываясь фразами о революционной перестройке, буржуазная контрреволюция перешла в генеральное наступление. Момент для него выбран не случайно.

В обществе сложилась революционная ситуация: трудящиеся уже не хотят работать по-старому, но еще не могут работать по-новому, на самих себя. Проводимая хозяйственная политика вынуждает их работать против собственных коренных интересов, на инфляцию и спекуляцию. Она ставит рабочий класс в положение эксплуатируемого, заставляет его сокращать долю оплачиваемого труда ради увеличения доли труда неоплачиваемого, прибавочного, т.е. ради увеличения прибыли.

Политика инфляционного роста прибыли и доходов есть политика снижения реальной заработной платы, реальной покупательной способности рубля. Такая политика привела к невиданному ухудшению материального и политического положения рабочего класса, а с другой стороны—к колоссальному обогащению лиц, захвативших ключевые рычаги распределения и переключающих движение продуктов с общественных каналов на частные.

Пользуясь антисоциалистической, антирабочей политикой работы на прибыль, доморощенные эксплуататоры богатели, а трудящиеся беднели. Причем тем больше, чем интенсивнее трудились. Одни стали жить по капиталу, в то время как другие не могут жить даже по труду. Такое положение стало для трудящихся невыносимым. И они полны желания изменить его.

Но существующее положение не устраивает больше и «теневую» буржуазию. Она набрала силу, накопив частный капитал, достаточный для того, чтобы на корню скупать целые фабрики и заводы с их трудовыми коллективами в придачу. Расширила свою социальную базу, рекрутировала спекулянтов, посредников, контрабандистов, продажные элементы государственного, хозяйственного, партийного аппарата и т.п. и явно переросла рамки «теневой», подпольной экономики, а потому желает легализовать частный капитализм.

Существующей, по сути дела оппортунистической политикой работы на прибыль остро недоволен как рабочий класс, так и формирующийся класс эксплуататоров. И поскольку ее проводит наша партия, то их недовольство вполне закономерно обращается в недовольство самой партией, хотя и по разным причинам.

Возникла ситуация, когда у буржуазии появилась возможность совершить контрреволюционный переворот руками рабочего класса. Но для этого трудящихся надо держать в неведении относительно подлинных причин сложившейся ситуации, а также истинных целей контрреволюционеров. Надо отвлекать их внимание от ошибочной, антирабочей и эксплуататорской политики и, наоборот, направлять их недовольство против своей же партии, своего же государства.

Такую тактику и взяла на вооружение доморощенная буржуазия. Это—тактика идеологического и политического оболванивания масс. Под видом борьбы с догматизмом удары наносятся по марксизму, по идеологии рабочего класса. Под видом демократизации КПСС разрабатывается программа ее ликвидации. Под лозунгом передачи власти Советам осуществляется их передача представителям «теневого» капитала. «Огосударствление» собственности заменяется ее обуржуазиванием. Вместо устранения деформаций социализма устраняются основы самого социализма.

Положение усугубляется тем, что партия переживает период разброда и шатаний. Ее руководство оказалось заложником оппортунизма. Оно мечется между марксизмом и ревизионизмом в теории, между большевизмом и реформизмом в политике, между планом и рынком в экономике, между социализмом и капитализмом в действительности. Оно слепо повторяет траекторию стихийного движения неразрешенных противоречий переходного от капитализма к социализму периода. И тем самым дезориентирует как саму партию, так и массы трудящихся.

Надо смотреть правде в глаза: переход от капитализма к социализму в нашей стране не завершен. Ни политически, ни экономически. Это не значит, что в стране вообще нет начал социализма. Это значит, что нет еще полной и окончательной победы социализма.

Борьба между трудом и капиталом продолжается. Она вступила сегодня в новую фазу. Инициативу захватила буржуазия. Политически она организуется быстрее, чем рабочий класс, опережает его и умело направляет в своих интересах.

Расстановка политических сил складывается пока не в нашу пользу. Ситуация критическая, но отнюдь не безнадежная. Вся сила новой буржуазии только в одном—в дезорганизации рабочего класса, в слабости нашей партии из-за оппортунизма и соглашательства ее руководства, которое неспособно отказаться от антирабочей, эксплуататорско-хозяйственной политики, так как порвало с классово-экономическими интересами трудящихся.

Очищение нашей партии от оппортунизма, организация сплоченного и сознательного рабочего движения, замена политики увеличения прибыли политикой снижения цен, передача всей полноты власти Советам, а всех Советов—трудящимся, восстановление распределения строго по труду—таковы неотложные меры, диктуемые текущим моментом. Если мы осуществим их, то кризис, вызванный ошибочной политикой социалистического строительства, будет преодолен.

Основная задача состоит, стало быть, в том, чтобы правильно осознать допущенные политические просчеты и решительно исправить их, коренным образом изменить всю нашу политику, подчинить ее разрешение противоречий социалистического перехода и обеспечению коренных интересов рабочего класса города и деревни.

Стратегические просчеты реформы 1987 года.

Ошибочная оценка причин застоя. При формировании замысла радикальной экономической реформы абсолютно несостоятельными были исходные его посылки. Нарастание застойных и кризисных тенденций объяснялось системой хозяйствования, унаследованной якобы от 20-30-х годов. Ничего общего с истиной это не имело, да и не могло иметь.

В действительности кризис обусловлен политикой увеличения прибыли. Такая политика возобладала после реформы 1965 года и фактически полностью прекратила продвижение к социализму, его строительство. Едва достигнув к тому времени промежуточной ступени между капитализмом и социализмом, именуемой государственным капитализмом, страна вынуждена была совершить крутой поворот и пойти обратным курсом. Централизованное производство и распределение прибыли, основанное на снижении себестоимости, стало преобразовываться в децентрализованное, характерное для эпохи домонополистического капитализма.

Итогом явилось разрушение организационно-экономической смычки между двумя подразделениями общественного производства, между промышленностью и сельским хозяйством, демонтаж механизма планового управления макропропорциями и структурными сдвигами, а также планового формирования горизонтальных хозяйственных связей.

Если раньше извлечение прибыли допускалось главным образом посредством производства конечных продуктов, непосредственно потребляемых людьми, то с середины б0-х годов в норму вошло извлечение прибыли из производства не столько конечного, сколько промежуточного продукта: из добычи нефти, газа, угля, железных и цветных руд, заготовки древесины и т.д. Производство замкнулось само на себя, отвернулось от человека, превратилось в бесчеловечное, расточительное и бесхозяйственное.

Всякую связь с конечными результатами утратила заработная плата. Она попала в прямую зависимость от затратных, стоимостных, инфляционных объемов производства. И стала расти в полном отрыве от своего материально-вещественного покрытия, от реальных итогов работы второго подразделения, выпускающего предметы конечного потребления. Мы начали платить трудовым коллективам заработную плату не за снижение издержек и конечную продукцию, а за инфляцию и рост цен. Общество получило спекулятивную экономику, которая движется по кругу: инфляция-прибыль-инфляция.

С тех пор номинальная, бумажная зарплата растет, а реальная, обеспеченная продуктами и услугами, падает. Рубль стремительно теряет покупательную способность, обесценивается. Между трудящимися и госторговлей появился-слой спекулянтов, занявшихся первоначальным накоплением денежного капитала. Не встречая препятствий, процесс приобрел широкий размах. Со временем количество перешло в качество, в классообразование новой буржуазии. И теперь она штурмует высоты политической и экономической власти, добивается не проста децентрализации, а денационализации, реприватизации производства.

Между тем именно с 60-х годов империалистические страны повернули к государственному капитализму, к централизации рыночной инфраструктуры, производства и распределения прибавочной стоимости, к освобождению От прямой работы на прибыль предприятий добывающих и даже обрабатывающих отраслей, к межотраслевой специализации промышленности и сельского хозяйства.

Не рынком силен современный капитализм, а централизацией рынка труда и капитала, ориентацией на извлечение прибыли из производства конечных продуктов, межотраслевой организацией хозяйства, единой системой развертывания новейших и свертывания устаревших отраслей. В сфере производства промежуточных, сырьевых продуктов непосредственное извлечение прибыли жестко ограничивается, а в некоторых случаях и подавляется. Само их производство империалистические страны стараются переместить за пределы своей территории, разместить в заграничных филиалах транснациональных корпораций.

Примерно в одно и то же время, на рубеже 50-60-х годов, наша страна сошла с курса на государственный капитализм, тогда как империалистические страны, напротив, перешли на этот курс. Они повернули вперед, к XXI веку, а наша экономика—назад, к XIX.

Не социализм поставил экономику страны на прошловековой путь развития. Это сделала прошловековая политика частного производства прибыли. С такой политикой нам не видать не только социализма, но и государственного капитализма. С тех пор, как принята эта политика, в фундамент социализма не было положено ни одного нового кирпичика. Наоборот, по кирпичикам растаскивался уже сложенный фундамент.

Отход от решений XXVII съезда партии. Обострение проблем и трудности социально-экономического развития страны следует объяснять не столько действием внеэкономических факторов, сколько противодействием затратного хозяйственного механизма—к такому заключению пришел XXVII съезд партии.

У экономических проблем и причины экономические. Не без борьбы, но в то время наметилось было понимание того, что имеющийся способ хозяйствования практически перестал работать на социализм, а по целому ряду позиций стал работать уже против социализма,—и чем дальше, тем быстрее приобретает антисоциалистический характер.

По смыслу принятой съездом резолюции, замысел экономической реформы должен сводиться к переходу от затратных экономических методов к принципиально новым, подлинно социалистическим, противозатратным. От одних экономических методов, антисоциалистических по сути, необходимо перейти к другим, внутренне присущим социализму,—такова позиция съезда партии, состоявшегося в начале 1986 года.

На практике, однако, оппортунистическое руководство партии отошло от решений XXVII съезда. Вразрез с ними Пленум ЦК провозгласил в июне 1987 года кампанию перехода от внеэкономических методов к экономическим, под которыми подразумеваются исключительно лишь рыночные методы, т.е. методы легализации частного капитала. Тем самым установка съезда о стратегической задаче перестройки была фактически перечеркнута. Антирабочая, эксплуататорская политика увеличения прибыли осталась неприкосновенной.

Провал реформы 1987 года был предрешен. Не потому, что непоследовательно ее исполнение, а потому, что непоследователен сам ее замысел. Для его практического воплощения необходимо господство буржуазных политических партий и буржуазного государства, низведение наших трудящихся до положения пролетариев, лишенных средств производства и вынужденных продавать рабочую силу на условиях ее эксплуатации.

Отрыв от классово-экономических интересов трудящихся. Замысел реформы 1987 года не увязывался с конкретно-историческими интересами рабочего класса и трудящихся страны. Он объективно направлен против их политических и экономических интересов. И закономерно не находит поддержки масс.

Неверно, что наши трудящиеся не хотят и не умеют работать качественно и высокопроизводительно. Это нынешняя экономическая политика и нынешние условия хозяйствования не позволяют им так работать. Затратная экономика игнорирует интересы трудящихся, а трудящиеся, в свою очередь, игнорируют затратную, стоимостную, рыночную экономику.

Отказ от разрешения реальных противоречий социалистического строительства. Реформа 1987 года не направлена на разрешение существующих противоречий переходного периода от капитализма к социализму и, следовательно, не служит возобновлению прерванного в 60-х годах социалистического строительства. Напротив, она вызвала крайнее обострение всех противоречий:

—между обобществлением и разделением труда на необходимый и прибавочный, т.е. между основами социализма и основами капитализма, между непосредственно-общественным и частно-капиталистическим характером имеющихся производственных отношений;

—между непосредственно-общественным (затраты) и частнокапиталистическим (результаты) содержанием стоимостных показателей;

—между непосредственно-общественным (межотраслевое объединение) и частно-капиталистическим (поотраслевое обособление) содержанием организации народного хозяйства;

—между непосредственно-общественным (экономия труда) и частнокапиталистическим (растрата, эксплуатация труда) содержанием режима хозяйствования;

—между непосредственно-общественным (экономическое поощрение) и частнокапиталистическим (экономическое, рыночное принуждение) содержанием системы стимулирования труда;

—между непосредственно-общественным (удешевление продуктов, работа на себя) и частнокапиталистическим (удорожание продукции, работа на прибыль) содержанием материальных интересов трудящихся.

Сам факт существования данных противоречий указывает, с одной стороны, на то, что переход от капитализма к социализму не завершен еще экономически, а с другой—на то, что для успешного завершения этого перехода в обществе созданы и имеются в наличии все необходимые и достаточные предпосылки.

Неразрешенность данных противоречий означает, что частно-капиталистический характер производственных отношений все еще остается основой политики и системы хозяйствования, что, стало быть, под видом социализма развивается капитализм. Под видом плановой экономики—бесплановая, стихийная, рыночная, частная. Под видом экономического поощрения трудящихся используется экономическое, рыночное принуждение. В общем, мы добились на деле не революционного преобразования, а простого переименования капитализма в социализм.

Таким образом, не разрешая реальных противоречий социалистического перехода, реформа 1987 года сохраняет и, более того, упрочивает капитализм под видом социализма.

ВЫВОДЫ. Ошибки и просчеты, допущенные при определении замысла реформы 1987 года, не случайны. Ничего нового в них нет. Они явились прямым продолжением стратегических ошибок и просчетов экономической реформы 1965 года, которая прервала строительство социализма, навязала линию на децентрализацию рынка труда и государственного капитала, производства и распределения прибыли.

Именно путь к домонополистическому рынку и рыночной экономике замаскированной под плановую, привел страну вначале к застою, а потом и кризису. Это—кризис идеологии и политики замены основ социализма основами капитализма. Это тот самый кризис оппортунизма и пробуржуазной, антисоциалистической хозяйственной .политики, о неизбежности которого марксисты предупреждали, начиная с 60-х годов.

Не социализм, а свертывание его строительства—вот что отбросило нашу страну назад и на долгие десятилетия приостановило ее продвижение к передовым рубежам современного всемирно-исторического процесса.

На какие цели держать путь?

НАШЕ ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛИЗМА. Социализм—это бесклассовое общество, исторически закономерно приходящее на смену обществу классовому и основанное на полностью обобществленном производстве по заказам населения с целью планомерного увеличения свободного времени каждого человека.

Социализм есть способ разрешения всех противоречий капиталистического производства, включая противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Социализм уничтожает товарное производство не иначе, как разрешением присущих ему противоречий.

Экономическую сущность социализма предопределяет реальное обобществление труда. Оно означает полное устранение разделения труда на необходимый и прибавочный, на оплачиваемый и неоплачиваемый, их соединение в одно неразрывное целое. В силу обобществления не должно существовать обособления как прибавочного труда, так и свойственных ему экономических форм. Не должно существовать, следовательно, ни прибавочной стоимости, ни прибыли, ни национального дохода, ни тому подобных стоимостных форм.

Благодаря обобществлению труда, общество избавляется от самого объекта эксплуатации человека человеком, а именно—отчуждаемого прибавочного труда. А где нет объекта эксплуатации, там нет и быть не может и ее субъекта, т.е. эксплуататора.

Утверждение реального обобществления кладет конец такому положению, когда необходимый, или оплачиваемый, труд подлежит экономии ради увеличения доли труда прибавочного, неоплачиваемого. Труд при его обобщесгвлении не подразделяется на необходимый и прибавочный, и потому его экономия принимает принципиально новую, собственно социалистическую экономическую форму—форму прибавочного свободного времени трудящихся.

Для социалистического производства характерно, таким образом, выполнение потребительских заказов не с ростом прибыли, а с экономией живого труда, сокращением продолжительности рабочего дня трудящихся. Вместе с тем рабочая сила по-настоящему освобождается от функции товара, перестает служить переносу прошлой и созданию новой стоимости, становится орудием сохранения прошлой и создания новой экономии общественного труда.

Наконец, на место товарообмена, т.е. обмена затратами труда, в условиях социалистического, обобществленного производства приходит продуктообмен по экономии труда.

Это означает, в частности, что изготовители средств производства—сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и т.д.—получают в обмен от общества такую массу конечного продукта, которая эквивалентна не тому количеству труда, что они затратили, а тому, что сэкономлено в общественном хозяйстве с помощью выпускаемых ими орудий и предметов труда. Отношения продуктообмена подчиняются здесь уже не по закону стоимости, а закону экономии рабочего времени.

Соответственно, основополагающим регулятором социалистической экономики выступает не норма прибыли, а норма экономии живого труда, норма свободного времени трудящихся, исчисляемая соотношением между размерами их свободного и рабочего времени. Специфическим объектом социалистической собственности является поэтому свободное время и его материально-вещественный носитель—совокупный конечный продукт.

Субъект социалистической собственности—совокупный работник—составляет единое целое с субъектами производства, распределения, потребления и хозяйственной политики. Непреложный закон социализма: кто трудится, тот и распределяет; кто трудится, тот и потребляет; кто трудится, тот и формирует экономическую политику. Социализм исключает отчуждение труда от собственности, производителя—от потребителя, работников—от результатов их труда, трудящихся—от экономической политики.

Переход от капитализма к социализму начинается политически, национализацией средств производства, а завершается экономически, утверждением обобществления и работы трудящихся на самих себя, по норме свободного времени.

КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ТРУДЯЩИХСЯ. На данном этапе строительства социализма экономическая политика нашей партии должна выражать и обеспечивать следующие коренные интересы трудящихся города и деревни:

повышение количественного и качественного уровня удовлетворения конкретных конечных потребностей:

продовольственной, жилищной, логической, социально-культурной, транспортной, оборонной, и т.п., включая потребность в содержательном и творческом труде;

—планомерное снижение потребительских цен на предметы народного потребления, материальные блага и услуги;

—неуклонное повышение покупательной способности рубля;

—планомерное сокращение продолжительности рабочего дня или рабочих смен;

—непрерывное облегчение условий труда на основе приближения содержания рабочего времени к содержанию свободного времени работников.

ИСХОДНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ. На данном этапе становления социалистической собственности практическая ее реализация возможна в двух основных формах: постоянного снижения потребительских цен и постоянного увеличения свободного времени трудящихся.

«Удешевление плюс свободное время»—такова формула действительного развития социалистической собственности в настоящих условиях перехода от капитализма к социализму.

Требование планомерного снижения потребительских цен представляет собой конкретизацию требования реального освобождения труда от капитала. Именно по мере их снижения происходит преодоление отчуждения трудящихся от конечных продуктов труда, устранение первопричины продажи рабочей силы в наемное рабство. Напротив, растущие потребительские цены неизбежно влекут за собой нарастающее отчуждение работников от результатов собственного труда и намертво привязывают труд к капиталу, к источнику эксплуатации, к рынку рабочей силы.

Современный капитализм, каким бы развитым он не был, не допускает снижения цен на важнейшие жизненные средства рабочих: продукты питания, жилье, одежду, предметы быта, услуг и т.п. Не может допустить, иначе перестанет быть капитализмом, потеряет рычаги экономического принуждения, заставляющего людей продавать капиталистам свою рабочую силу на условиях ее эксплуатации. Рост потребительских цен, неизменно обгоняющий рост заработной платы, есть обязательное условие реализации частнокапиталистической собственности, подчинения труда капиталу. Без экономики планомерно снижающихся потребительских цен реальное освобождение труда от капитала невозможно. Без ее становления нет и быть не может перехода к социализму.

ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ТРУДЯЩИХСЯ НА САМИХ СЕБЯ. В настоящих условиях трудящиеся могут работать на самих себя лишь постольку, поскольку они работают ради удешевления предметов народного потребления, материальных благ и услуг. Не выпрашивать должны трудящиеся снижение потребительских цен, а зарабатывать. Требуется именно работа на удешевление конечных продуктов—работа планируемая, организуемая и материально поощряемая.

ПОЛИТИКА РАБОТЫ РАДИ СНИЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН. Для того, чтобы организовать работу трудящихся на самих себя, необходимо заменить политику увеличения прибыли политикой снижения цен. Такой политикой, при которой каждому предприятию экономически невыгодно повышать затраты и цены, но, напротив, экономически выгодно непрерывно снижать их. Она должна содержать методы и стимулы хозяйствования экономические по природе и социалистические по характеру.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. К основным из них относятся:

—работа трудящихся на самих себя, ради снижения потребительских цен;

—всеобщность труда: «кто не работает, тот не ест»;

—распределение строго по труду, по его эффективности;

—отмена распределения по капиталу, по норме прибыли;

—безусловная отмена всякого наемного труда;

—свободный, равный, бесплатный доступ трудящихся к средствам производства, включая землю;

—всеобщий учет конечных, общественно необходимых результатов и затрат труда;

—контроль за мерой труда и потребления;

—продуктообмен по экономии труда;

—всенародная кооперация труда на основе демократического централизма;

—экономическая смычка города и деревни;

—материальная заинтересованность в сокращении общественно необходимых затрат труда и снижении потребительских цен;

—народнохозяйственный расчет;

—соединение народнохозяйственного планирования со стимулированием конечных результатов;

—использование стоимостных показателей в строгом соответствии с присущей им объективной, затратой природой;—непосредственная связь оплаты с конечными результатами общественного труда;—монополия внешней торговли.

ВЫВОДЫ. Вперед ведут два пути: государственно-капиталистический и социалистический. Не только социализм, но и государственный капитализм с его централизацией производства и распределения прибавочной стоимости является ступенью, более прогрессивной по сравнению с ныне занимаемой. Удельный вес государственно-капиталистических отношений в нашей стране сейчас почти в два раза ниже, чем в империалистических странах.

В настоящее время имеется выбор между государственно-капиталистическим и социалистическим вариантом развития. Что же касается варианта частнокапиталистического, составляющего суть реформы 1987 года, то он должен быть отброшен как реакционный, регрессивный.

Путь к государственному капитализму предполагает ограничение работы на прибыль и перенос центра тяжести на извлечение прибыли из производства продуктов конечного потребления. Путь к социализму связан с прекращением всякой работы на прибыль и организацией работы ради удешевления благ и услуг.

Современные условия общественного развития страны позволяют избрать путь, который ведет к социализму прямо и непосредственно, без промежуточной ступени, хотя и удерживает прогрессивные ее элементы.

4.Программа наших действий.

С целью возобновления социалистического строительства и утверждения политики снижения потребительских цен необходимо действовать следующим образом:

В области народнохозяйственного расчета

1. Ликвидировать производство стоимостных, «валовых» объемов продукции. Полностью освободить все предприятия народного хозяйства от работы по стоимостным показателям, для чего отменить законы и постановления, продиктованные реформами 1965 и 1987 года, осуществить коренной переворот в системе планирования, организации и стимулирования общественного производства.

2. Организовать производство по заказам населения, в соответствии с принципом: «производить только то, что заказано, а не заказывать только из того, что произведено». Производство промежуточных продуктов—орудий и предметов труда—организационно-экономически подчинить производству продуктов конечного, народного потребления.

3. Безотлагательно устранить всякую зависимость фонда оплаты по труду, а также иных фондов предприятия, от прибыли и прочих стоимостных объемов продукции. Образование данных фондов поставить в прямую зависимость от степени выполнения предприятием планово-договорных заказов, меры повышения качества продукции и меры сокращения ее издержек, в связи с чем:

а) Базовый фонд оплаты формировать на основе плановых нормативов оплаты в расчете на единицу конкретного конечного продукта. Установить, что они возрастают по мере снижения фактических издержек против народнохозяйственных, планово-нормативных;

б) Хозрасчетный доход формировать не от прибыли, а за счет той экономии издержек, которую продукция данного предприятия обеспечила конкретным ее потребителям. Сделать экономию их издержек единственным источником хозрасчетного дохода предприятия-поставщика;

в) Качество продукции (работ и услуг) измерять либо прямой экономией времени, либо экономией издержек по месту ее потребления. Реально получаемый эффект распределять между соответствующими предприятиями по их вкладу в его обеспечение, и не иначе, как через хозрасчетный доход;

г) Направлять хозрасчетный доход на образование фонда развития производства, премиальной части фонда оплаты, фонда социального развития трудового коллектива;

д) Величину фонда оплаты в текущем периоде умножать на степень выполнения планово-договорных заказов, а также степень соответствия применяемых технологий и выпускаемой продукции нормативам экологической безопасности;

е) По мере роста эффективности высвобождать из сферы производства не людей труда, а время их труда. Ввести на каждом предприятии фонд свободного времени трудового коллектива, или фонд экономии рабочего времени. Использовать данный фонд для содействия НТП, облегчения условий труда, переподготовки кадров, предоставления дополнительных дней отдыха и отпуска, а при достаточной величине—и для сокращения продолжительности рабочего дня или рабочих смен;

ж) Для всемерного развития межотраслевой специализации и концентрации производства предоставить предприятиям право полностью или частично объединять свои фонды, включая фонд оплаты.

4. Превратить предприятия из обособленных товаропроизводителей в звенья единой всенародной кооперации труда, где одно звено работает ради повышения эффективности труда другим, технологически смежным, а все вместе—на общие конечные результаты: повышение степени и качества выполнения заказов, снижение потребительских цен, увеличение свободного времени трудящихся и облегчение условий их труда.

5. Наладить на основе продуктообмена по экономии издержек прочную экономическую смычку между двумя подразделениями общественного производства и на крупных межотраслевых стыках—между промышленностью и сельским хозяйством, между металлургией и машиностроением и т.п.

6. Работу отраслей, занятых изготовлением средств производства, нацелить на сокращение народнохозяйственных издержек на единицу конечного продукта, и прежде всего—на увеличение экономии труда в сфере производства предметов народного потребления: продуктов питания, жилья, одежды и т.д.

7. От купли-продажи средств производства перейти к отношениям проката их работоспособности и доставляемого ими эффекта. Организовать общесоюзную сеть крупных, средних и мелких межотраслевых центров проката наукоемкого оборудования, научных приборов, вычислительной техники. Развернуть на базе этих центров региональные и межрегиональные пункты переподготовки и повышения квалификации кадров.

В области материального стимулирования труда

1. Оплату по количеству труда заменить оплатой по эффективности труда рабочих и инженерно-технических работников, т.е. оплатой прямо пропорционально общественно необходимым затратам труда.

2. Ликвидировать тарифно-сдельную систему заработной платы: тарифы, разряды, расценки, стоимостные нормы выработки и т.п.

3. Коллективный фонд оплаты распределять по коэффициенту эффективности труда цехов, участков, бригад, работников. Установить единый порядок исчисления данного коэффициента: прямо пропорционально степени выполнения конкретных заказов и уровню качества изделий, и обратно пропорционально полной их трудоемкости, или затратам материальных ресурсов и живого труда.

4. В соответствии с противозатратной системой оплаты по эффективности труда неукоснительно соблюдать правило: «ниже затраты—выше оплата при равных результатах».

5. Поощрять инженерно-технических работников в прямой зависимости от того, какую величину полной трудоемкости, или издержек, они сумели обеспечить в расчете на один час своего рабочего времени.

6. Стимул в виде денежной оплаты по труду дополнять стимулом в виде сокращения продолжительности рабочего дня или рабочих смен. Строить всю систему материального поощрения трудящихся по принципу: «оплата плюс свободное время».

7. Установить правило, что для административно-управленческого персонала максимальный размер оплаты определяется средним по предприятию коэффициентом эффективности труда. В области планирования

1. Прекратить планирование результатов производства в форме прибыли, чистой продукции, национального дохода, ВНП и прочих стоимостных показателей.

2. Единым критерием народнохозяйственного планирования, планового распределения и перераспределения ресурсов и условий производства сделать норму экономии живого труда, или норму свободного времени трудящихся.

3. Конечные результаты производства планировать в виде: степени выполнения потребительских и общегосударственных заказов конечной продукции; индекса снижения реальных потребительских цен; индекса сокращения продолжительности рабочего дня или рабочих смен; натуральноденежного баланса заказов, производства и распределения предметов народного потребления, материальных благ и услуг; индекса повышения покупательной способности рубля; размера общесоюзных фондов оплаты и социального обеспечения, а также страхового резерва;

сальдо по экспорту-импорту.

4. Эффективность экономики определять: абсолютную—по массе прибавочного свободного времени трудящихся. Индекс производительности общественного труда исчислять обратно пропорционально индексу реальных потребительских цен и тарифов.

5. Темпы роста экономики планировать как темпы роста эффективности, т.е. результативности и производительности труда.

6. Установить вместо стоимостных следующие воспроизводственные пропорции:

а) норму свободного времени трудящихся—соотношение между величиной их свободного и рабочего времени;

б) норму экономии живого труда во втором подразделении общественного производства—величину экономии труда в расчете на один час израсходованного здесь рабочего времени;

в) норму экономии живого труда в первом подразделении;

г) соотношение по обмену экономией труда между двумя подразделениями, а также на важнейших межотраслевых стыках;

д) норму конечного потребления—соотношение между совокупным конечным и промежуточным продуктами;

е) норму расширения воспроизводства—соотношение распределения сэкономленного рабочего времени на рабочее и свободное;

ж) норму покупательной способности рубля—соотношение между реальным и номинальным уровнем его продуктового покрытия.

7. Планирование общественного производства осуществлять по принципу: «затраты по конечным результатам»— исходя из состава, структуры и динамики заказов населения и общегосударственных заказов, отражающих конкретные конечные потребности. Первостепенное внимание уделить развитию централизованной инфраструктуры народнохозяйственного планирования, в частности:

а) общесоюзных компьютерных сетей планово-экономической, научно-технической, технологической, производственной, нормативно-правовой, банковской, внешнеэкономической и другой информации;

б) общесоюзной системы межотраслевых и межрегиональных автоматизированных баз данных планирования, включая базы данных о конечных результатах и народнохозяйственных затратах, воспроизводственных пропорциях, нормах и нормативах, совокупных производителях и потребителях и т.д.;

в) общесоюзного классификатора продуктов конечного, народного потребления, а также их изготовителей и потребителей.

8. Создать действенный механизм планового развертывания новейших и свертывания устаревших отраслей и производств, переподготовку и перераспределения трудовых ресурсов. Управлять процессом структурных сдвигов, руководствуясь нормой эффективности труда, динамикой конечных результатов и народнохозяйственных издержек, или цен, в различных производственных комплексах.

9. Восстановить систему планового формирования горизонтальных хозяйственных связей на основе общесоюзной схемы межотраслевой специализации и концентрации промышленности и сельского хозяйства, с использованием оптимизационных планов прикрепления поставщиков к потребителям.

10. Превратить предприятия в опорные звенья всей системы централизованного планирования. Обеспечить условия для того, чтобы они разрабатывали:

а) автоматизированные базы данных о размерах, структуре и динамике удовлетворения заказов; о необходимых трудовых и материальных ресурсах, технологиях, производственных мощностях; о фактических результатах и затратах и т.д.;

б) балансы производства и распределения изготовляемой продукции, в межотраслевом и межрегиональном разрезах;

в) матрицы коэффициентов эффективности труда, выражающих соотношения между экономией издержек у конкретных потребителей продукции и величиной соответствующих издержек ее изготовителя.

11. Установить, что предприятия разрабатывают план производства и координируют его с поставщиками и потребителями самостоятельно, руководствуясь следующими исходными данными:

а) заказами потребителей;

б) планируемыми воспроизводственными пропорциями;

в) оптимизационными планами прикрепления;

г) общесоюзным классификатором конечной продукции, ее изготовителей и потребителей;

д) условиями и порядком фондообразования.

12. Исключить доведение до предприятий каких-либо директивных заданий и показателей, регулируя лишь планово-экономические условия хозяйствования.

В области ценообразования

1. Устранить частнокапиталистический способ ценообразования, побуждающий предприятия к завышению цен, повторному счету стоимости, припискам, и сопровождающийся стихийным отрывом уровня цен от уровня общественно необходимых затрат труда.

2. Ликвидировать двойственный характер цены. Исключить из нее прибыль, амортизационные отчисления, налоги, рентные платежи, надбавки и скидки и т.п.

3. Устанавливать цены методом добавленной прямой трудоемкости, т.е. суммированием затрат живого труда, исчисляемых непосредственно рабочим временем, по всем стадиям воспроизводства конкретных конечных продуктов, материальных благ и услуг.

4. Превратить предприятия в опорные звенья централизованной системы планового ценообразования, которые обязаны руководствоваться единой его методикой и методологией, отвечающей политике снижения потребительских цен.

В области налогообложения

1. Полностью освободить оплату по труду в обобществленном хозяйстве от всяких налогов.

2. Установить прогрессивное налогообложение частных доходов, гарантирующее исключение нетрудового присвоения и эксплуатации в какой бы то ни было ее форме.

3. Ввести прогрессивный налог на наследство.

4. Ликвидировать налог с оборота. В области сельского хозяйства

1. Организовать на основе обмена экономией труда прочную экономическую смычку между промышленностью и сельским хозяйством как непременное условие решения продовольственной проблемы. Переориентировать машиностроительный комплекс, изготовляющий сельскохозяйственную технику, на работу ради экономии аграрного труда, сокращения издержек производства и переработки продукции земледелия и животноводства, ее транспортировки и хранения.

2. Отношения по использованию сельскохозяйственной техники строить как отношения проката ее работоспособности.

3. Опираясь на колхозы и совхозы, углубить специализацию сельского хозяйства. Создать высокоспециализированные индустриальные агропродуктовые зоны: зерновые, мясо-молочные, овощеводческие, технических культур и т.д. Разработать для каждой из них научно обоснованные севообороты, почвозащитные и экологически чистые технологии. Сконцентрировать предприятия машиностроения по профилю агропродуктовой специализации, а также мощности по переработке и хранению продукции, научное обеспечение. Всемерно развить транспортную сеть, жилищное и социально-культурное строительство.

4. Не дожидаясь указанных организационных и структурных преобразований, безотлагательно ввести в колхозах и совхозах систему оплаты по эффективности труда, отменив существующий порядок оплаты и премирования работников сельского хозяйства.

5. С целью создания материальной заинтересованности в скорейшей ликвидации потерь и максимальном приближении пунктов переработки и хранения сельскохозяйственной продукции к месту ее производства, оставлять для местного потребления необходимое количество готовых продуктов конечной переработки: копченого и тушеного мяса, колбас, масла, сметаны, консервированных овощей и фруктов и т.п.

6. Поднять в колхозах и совхозах роль общего собрания трудового коллектива как высшего органа управления хозяйством. Существенно расширить его полномочия по подбору и расстановке кадров, контролю за эффективностью их работы, а также за расходованием материальных и денежных средств.

7. Заработок руководящих работников агропрома поставить в зависимость от того, какую экономию издержек обеспечили принимаемые ими управленческие решения.

8. Подтвердить, что земля как объект социалистической собственности не может быть предметом купли-продажи, сдачи внаем или в аренду и прочих товарно-денежных отношений. Земельные участки для введения единоличного, подсобного, садово-огородного, дачного и тому подобного хозяйства, основанного на личном труде, предоставлять бесплатно.

9. Запретить отвод площадей и угодий земельного и лесного фондов для промышленных и иных не сельскохозяйственных нужд, если:

а) решение о перераспределении земельных и лесных ресурсов противоречит социалистическому критерию распределения, не связано с увеличением нормы свободного времени трудящихся;

б) снижается масштаб воспроизводства земельных и лесных ресурсов, а также соответствующих продуктов;

в) нарушается экологическое равновесие и природоохранный режим;

г) не получено согласие местного органа Советской власти или в установленном порядке не отклонено его несогласие вышестоящим Советом. В области социального развития 1. В качестве целевых установок социальной политики принять:

а) прирост степени удовлетворения продовольственной, жилищной, транспортной, экологической, социально-культурной, оборонной и прочих конечных потребностей, включая потребность в труде;

б) прирост покупательной способности рубля;

в) снижение до нуля доли малообеспеченных семей;

г) сокращение до минимума жилищной очереди;

д) улучшение снабжения населения до уровня, позволяющего повсеместно и полностью ликвидировать талонно-карточную систему;

е) сокращение числа городов и регионов, находящихся в зоне экологического бедствия;

ж) сведение к минимуму детской смертности;

з) уменьшение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

и) приближение нормы свободного времени женщин к норме свободного времени мужчин, нормы свободного времени жителей деревни—к норме свободного времени жителей города;

к) полную замену ручного труда машинным, автоматизированным;

л) повышение среднего возраста жизни советских людей;

м) увеличение безалкогольной доли продовольственного товарооборота;

н) прекращение импорта зерна;

о) переход от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту готовой продукции обрабатывающих отраслей;

п). освобождение от долговой и технологической зависимости по импорту.

В области социальной справедливости

1. Вместо псевдосоциалистического принципа гарантированного минимума зарплаты установить принцип: «равная оплата за равную эффективность труда». Или иначе: «гарантированный минимум оплаты—за гарантированный минимум эффективности труда».

2. Исходя из того, что поощрение трудящихся завершается не выдачей, а полным и беспрепятственным отовариванием денежной оплаты, наладить рабочий контроль за всей сферой товарного обращения, от ворот предприятии и торговых баз до прилавков и касс магазинов. Право контроля над торговлей предоставить также обществам потребителей.

3. Обязать администрацию торговых баз и предприятий торговли предъявлять полную бухгалтерскую документацию органам рабочего и общественного контроля по первому их требованию. Организовать общесоюзную систему автоматизированных баз данных о наличии в торговой сети продуктов по всей их номенклатуре, ежедневном их движении, запасах и т.д. Не менее одного раза в месяц публиковать соответствующие данные в местной печати.

4. Оплату по труду работников торговых баз и предприятий торговли поставить в прямую зависимость от:

а) количества реально обслуженных людей, т.е. сделавших покупки;

б) степени соблюдения ассортиментного минимума;

в) культуры и качества обслуживания, т.е. экономии времени покупателей;

г) сокращения затрат труда и потерь продукции.

5. Сокращать по мере роста эффективности общественного труда продолжительность рабочего дня или рабочих смен торговых работников.

6. Добиться, чтобы уже в ближайшие годы преобладающей стала доля безналичных расчетов в сфере торговли и услуг. Организовать скорейшее развертывание общесоюзной сети электронных расчетов.

7. Подготовить и осуществить комплексную реформу всей денежной системы. Обеспечить при этом твердые гарантии того, что трудовые сбережения каждого человека останутся в неприкосновенности.

В области производственной демократии

1. Всю систему управления народным хозяйством, снизу доверху, перестроить на основе принципа демократического централизма, для чего:

а) сохраняя единоначалие, поставить хозяйственную деятельность каждого предприятия и его административно-управленческого персонала под рабочий контроль;

б) обязать администрацию каждого предприятия предъявлять бухгалтерские отчеты и балансы выборным органам трудового коллектива по первому их требованию и, кроме того, ежемесячно отчитываться перед трудовым коллективом или его конференцией о движении денежных средств, о расходах и доходах вплоть до последней копейки;

в) вывешивать расчетные ведомости для открытого и беспрепятственного ознакомления с ними каждого работника;

г) предоставить трудовому коллективу налагать взыскания вплоть до увольнения должностных лиц, включая руководителя предприятия, препятствующих осуществлению рабочего контроля, скрывающих бухгалтерскую и финансовую документацию;

д) последовательно развивать органы и функции рабочего управления с тем, чтобы постепенно подготовить и провести переход от единоналичия к коллегиальному самоуправлению; предоставлять работникам исчерпывающую информацию о месте их предприятия в системе общенародной кооперации труда, о конечных результатах и затратах их труда.

2. Министерскую систему управления экономикой заменить советской со следующими основными звеньями:

Высший Совет народного хозяйства—всесоюзное межотраслевое производственное объединение—региональный совет народного хозяйства—региональное межотраслевое производственное объединение—предприятие.

3. Установить, что ВСНХ и региональные советы народного хозяйства избираются соответственно всесоюзным и региональными съездами советов трудовых коллективов и полностью им подотчетны. Уполномочить их формировать программу и функции деятельности подотчетного совета народного хозяйства, утверждать его смету и штатно-финансовое расписание.

4. Признать за ВСНХ право законодательной инициативы. Предусмотреть, что председатель ВСНХ входит в состав Совета Министров СССР, а коллегия ВСНХ получает право вето в отношении хозяйственных распоряжений и постановлений Правительства.

5. Обеспечить право съезда советов трудовых коллективов в любой момент отзывать своего представителя из советов народного хозяйства всех ступеней, не исключая ВСНХ. В области рабочего движения

1. Исходить из того, что основная цель современного рабочего движения в стране одна—завоевание политики работы трудящихся на самих себя, политики снижения потребительских цен.

2. Развивать сознательное, организованное, политически сильное рабочее движение как орудие реального возрождения и упрочения:

а) Советской власти как политической власти трудящихся;

б) большевистского характера КПСС как политической партии рабочего класса, через которую он формирует и проводит свою политику, в своих интересах;

в), профсоюзов как органов политически организованной защиты классово-экономических интересов трудящихся;

г) советов трудовых коллективов как полноправных первичных органов рабочего контроля и рабочего управления производством;

д) системы социальной справедливости на основе оплаты по эффективности труда.

2. Признать безусловное право рабочего класса города и деревни на использование различных форм классовой борьбы, включая забастовки и политические стачки. Ориентировать рабочее движение на то, чтобы оно выдвигало требования о снижении цен на приобретаемую продукцию, в том числе на предметы народного потребления, а не требования о повышении цен на выпускаемую продукцию.

3. Настойчиво изживать конкуренцию внутри рабочего класса, крепить его единство и сплоченность. Повсеместно обеспечить рабочее движение средствами массовой информации: газетами, журналами, теле- и радиоканалами, типографиями издательской и полиграфической базой, прессцентрами и т.п.

В области общеполитической

1. Устранить буржуазный парламентаризм, т.е. разделение законодательной и исполнительной властей, при котором те, кто принимает законы, не исполняют их, а те, кто исполняет, не принимают их.

2. Передать власть Советам, а Советы—трудящимся, которые должны не только исполнять, но и на деле формировать все законы Советского государства.

3. Высшими органами политической и экономической власти в центре и на местах сделать съезды депутатов трудящихся. Выборы делегатов на указанные съезды осуществлять прямым, равным, тайным голосованием, на альтернативной основе, по производственно-территориальным округам. Добиться скорейшей отмены института президентства как несовместимого с властью трудящихся и советским типом политической демократии.

4. Ввести систему ответственности и подотчетности всех должностных лиц. Установить, что каждый работник государственного аппарата может преследоваться в судебном порядке за волокиту и бюрократизм любым гражданином страны. Полностью ликвидировать как легальные, так и самоуправные привилегии должностных лиц. Узаконить право отзыва любого должностного лица, включая главу государства, соответствующим съездом депутатов трудящихся, полномочным либо по месту избрания данного лица в Совет, либо по месту его службы.

5. Обязать Советы всех ступеней и их исполнительные комитеты регулярно рассылать советам трудовых коллективов стенограммы и протоколы заседаний и сессий, за исключением закрытых в соответствии с регламентом их работы.

В области финансов

1. Реорганизовать состав государственного бюджета. Исключить из него фонд расширения воспроизводства.

2. Установить, что экономическую основу государственного бюджета составляет народнохозяйственный натурально-денежный баланс производства и распределения конечных продуктов, материальных благ и услуг. Предусмотреть в его составе также страховые резервы.

3. В денежной форме государственный бюджет подразделять на общесоюзный фонд оплаты по труду и общесоюзный фонд социального обеспечения. Распределять общесоюзный фонд оплаты между республиками и регионами прямо пропорционально республиканским и региональным коэффициентам эффективности труда, через соответствующие советы народного хозяйства, а при необходимости—на съездах советов трудовых коллективов.

4. Доходы от налогов, таможенных и иных пошлин, конфискации имущества направлять непосредственно в общесоюзный фонд социального обеспечения.

5. Покрытие расходов на содержание государства и его органов—законодательных, исполнительных, правоохранительных, армии и т.п.—осуществлять по смете, утверждаемой съездами депутатов трудящихся, из средств общесоюзного фонда оплаты по труду.

В области внешнеэкономической

1. Безотлагательно восстановить государственную монополию внешней торговли. Установить, что предприятия и объединения вправе выходить на мировой рынок исключительно лишь с сертифицированной продукцией и не иначе, как через создаваемые ими внешнеторговые ассоциации, деятельность которых координируется и регулируется центральным органом внешнеэкономических связей.

2. Развивать совместные предприятия при условии, что они:

а) размещаются на паритетных началах на территории не одного, а всех участников;

б) гарантируют экологическую чистоту применяемых технологий и выпускаемой продукции.

3. С целью равноправного доступа к инфраструктуре мирового рынка перейти к формированию на взаимовыгодной и долговременной основе совместных акционерных торгово-посреднических компаний.

4. Обеспечить систематическое и полное ознакомление трудовых коллективов с условиями и содержанием заключаемых внешнеэкономических соглашений и контрактов, предоставляемыми и получаемыми кредитами и т.д. В области партийного строительства

1. Возродить большевистский характер нашей партии как политического авангарда рабочего класса города и деревни. Восстановить ее связь с массами на основе политики работы ради снижения потребительских цен.

2. Ликвидировать в партии систему единоначалия, возобновить действие принципа демократического, коллегиального централизма. Установить, что в партии не может быть первых и второстепенных лиц, начальников и подчиненных. Гарантировать равенство всех членов партии друг перед другом, независимо от их должностей и профессий.

3. Устранить институт первых секретарей всех ступеней, начиная с поста генерального секретаря.

4. Немедленно уничтожить все и всяческие привилегии работников выборных органов и партаппарата. Ввести партмаксимум, доходы сверх которого передаются в партийную кассу.

5. Прекратить практику, когда не съезд ставит задачи перед ЦК, а ЦК—перед съездом. Запретить ЦК самовольно, без санкции съезда или партконференции, изменять политику и политическую Стратегию.

6. Созывать съезды партии не реже одного раза в год.

7. Обязать ЦК рассылать первичным парторганизациям все стенограммы и протоколы съездов, конференций, пленумов ЦК, заседаний Секретариата и Политбюро ЦК.

8. Общепартийные дискуссии и обсуждения завершить поименным голосованием в первичных парторганизациях, с публикацией его итогов.

9. Обеспечить участие в Политбюро коммунистов-рабочих города и деревни.

10. Исключить из партии лиц, выступающих за частную собственность и легализацию «теневого» капитала, эксплуатирующих наемный труд, цепляющихся за привилегии, потерявших связь с интересами трудящихся.

Источник: Предложения к проекту Платформы КПСС. Москва 1990г., апрель. Печать высокая. Тираж 3 тыс. экз., 28 с.