Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Политика

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ВОЕННОЙ ОБЛАСТИ

V. Гражданский контроль за военной деятельностью

    Гражданский контроль за военной деятельностью является новой и одной из трудных проблем, которую предстоит решать в ходе реформирования Российского государства и его институтов. В промышленно развитых странах понятие гражданского контроля в военной сфере недостаточно разработано. В различных странах контроль имеет свои варианты, осуществляется главным образом парламентами, то есть законодательными органами.

    Обычно парламентский контроль имеет диапазон от немедленного вмешательства и запрета (отмена военных поставок в другие государства, крупномасштабных учений, переброски войск или отдельных формирований в различные регионы страны и т.п.) до глубокого и всестороннего изучения возникших конкретных ситуаций (например, факта нападения на военное судно, пролета через системы ПВО воздушного средства и т.п.). Действуя таким образом убеждаются, что жесткий контроль в целом над военной сферой и, в частности, над всеми силовыми структурами, требует больших усилий и налаженного механизма его осуществления.

    Заметим, что функция гражданского контроля, особенно за разработкой и реализацией военной политики, вряд ли осуществима в полном объеме. Например, члены конгресса США узнали об участии своих вооруженных сил в операции "Буря в пустыне" на Ближнем Востоке только после ее начала. Это подтверждает и практика российского парламентского контроля за ходом военного строительства: безуспешные попытки реформирования ВС из-за отсутствия компетентной государственной поддержки, противоречивость политического поведения некоторых должностных лиц Вооруженных Сил, срыв конверсионной программы, перемещение воинских формирований за пределы РФ без соответствующего правового обеспечения и т.д.

    Наиболее эффективным гражданский контроль будет тогда, когда он осуществляется через соответствующие сферы военной организации: военно-экономическую, военно-техническую, военно-кадровую, военно-социальную, военно-финансовую.

    Военно-кадровая политика, методы ее формирования и реализации являются одной из прерогатив гражданского контроля за военным ведомством. Тем более, что на сегодняшний день отсутствует хотя бы в общем виде программа или стратегия развития кадрового потенциала ВС РФ.

    Потребности и интересы общества в гражданском контроле могут базироваться на следующих принципах: неукоснительное соблюдение международных и конституционных прав и свобод личности военнослужащего; федеральный контроль за комплектованием ВС и профессиональным развитием; поддержание оптимального численного состава ВС. Любое ограничение прав военнослужащих, обусловленное функциональным предназначением ВС, не может проводиться на субъективной а должно определяться строгими рамками федеральных законов.

    В настоящее время решение в военно-кадровых проблем, требует от федеральных органов власти, государственных и военных руководителей времени, опыта, огромных затрат и привлечения немалых сил. Среди них, на наш взгляд, можно выделить следующие.

    Во-первых, Вооруженные Силы РФ, ее кадровый состав переживают трудности, связанные с падением престижа воинской службы, понижением статуса военнослужащего в обществе, снижением интеллектуального потенциала кадрового корпуса армии и флота. Усложняются задачи по укреплению обороноспособности страны увеличивается служебная нагрузка на каждого военнослужащего. Но армия не имеет возможности отбирать наиболее пригодный для военной службы контингент. Рациональное распределение поступающего в ВС личного состава, по соответствующим должностям и специальностям, пожалуй, единственное, но не самое эффективное направление кадрового обеспечения армии и флота.

    Во-вторых, нынешний этап реформирования ВС сопровождается резкими кадровыми переменами, факторами коррупции и бюрократизма в среде военных чиновников, субъективного подхода к оценке профессионально-деловых качеств военнослужащих, увольнением из Вооруженных Сил офицеров, генералов, адмиралов, в том числе и талантливых. Все это свидетельствует о том, что устаревшие принципы номенклатурной кадровой политики продолжают действовать в новой Российской армии. Это приводит к социальной апатии, моральной растерянности, дисквалификации значительной части офицерских кадров, ослабляет их стремление связывать свое будущее с армией.

    В-третьих, сравнительно низкий уровень жизни большинства кадровых военнослужащих, жилищная проблема, неуверенность в завтрашнем дне вынуждают армию изыскивать дополнительные источники финансирования социально-экономических программ в интересах военнослужащих и их семей. Однако отсутствие необходимого опыта рыночных отношений, достаточного количества людей с творческой предприимчивостью, военно-экономическим мышлением, высокой правовой и управленческой культурой приводит к фактам грубого произвола, финансовым махинациям и другим злоупотреблениям должностных лиц.

    В-четвертых, в связи с сокращением бюджетных средств, выделяемых на оборону, низкой укомплектованностью частей и соединений сведена к минимуму боевая подготовка, практически перестали проводиться учения выше полковых, офицерский состав выполняет не свойственные ему обязанности, вынужденно подменяя собой сержантов и солдат, все это ведет к падению боеспособности, управляемости, дисциплины.

    В настоящее время практически утрачен гражданский контроль за кадровой ситуацией в Вооруженных Силах. Формирование Российской армии при отсутствии такого контроля создало дополнительные сложности в поддержании стабильных военно-государственных отношений. Так, по нашему мнению, произошел разрыв традиционных связей в системе "армия - общество". Очевидно противоречие между стремлением руководства МО РФ к поддержанию необходимого уровня боевой и мобилизационной готовности ВС и позицией ряда должностных лиц в правительственных структурах, для которых проблемы кадров военного ведомства - дело не первой важности.

    Без тесной связи с федеральными, региональными органами власти эти задачи армия решить не может.

    Видимо, потребуются меры правительственных органов страны, нацеленные на сохранение наиболее подготовленного кадрового корпуса ВС, создание реальной системы мотивации и условий для повышения профессионального мастерства военнослужащих.

    Офицерский состав не приемлет понижения своей роли в обществе, фактов недостаточного обеспечения войск необходимой боевой техникой, военным снаряжением, продовольствием. Многие кадровые военнослужащие откровенно заявляют, что не желают участвовать в сомнительных акциях по "усмирению" политизированной части россиян или своих собратьев на территориях бывших союзных республик.

    Руководство МО РФ, Главное правовое управление не смогли удержаться от соблазна даже в условиях сокращения ВС увеличить количество действующих генералов и адмиралов, чем вызвали волну критики в средствах массовой информации. Действительно, если в 1991 г. при численности армии около 4 млн. человек генералов и адмиралов было от 1939 до 1991 чел., то к маю 1994 г. при численности армии в 2 млн. человек их количество приблизилось к 2,5 тысячам. Даже в Советской Армии в 1990 г. генералитет состоял из меньшего числа высших офицеров. Только лишь для сравнения отметим, что к концу войны (к маю 1945 г.) в советских Вооруженных Силах было 12 маршалов Советского Союза, 2 адмирала Флота Советского Союза, 3 главных маршала, 11 маршалов родов войск, 13 генералов армии, 5586 генералов и адмиралов при численности войск 11 млн. 365 тыс. чел., т.е. 1 высший офицер на 2 023 военнослужащих (в настоящее время 1 генерал/адмирал на 800 военнослужащих).

    Гражданский контроль, как показывает военно-кадровая практика, не осуществить без создания механизма правового регулирования инициатив и действий со стороны должностных лиц государственных органов, общественных организаций, направленных на сферу деятельности военного руководства.

    В Российской Федерации в настоящее время функционируют субъекты, которые занимаются выработкой теоретических основ и практической реализацией военно-кадровой политики: Президент РФ, Совет Безопасности, Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Правительство РФ, Министерство обороны РФ. Главным субъектом гражданского контроля за всем ходом военного строительства, следовательно, и за военно-кадровой политикой является российский Парламент - Федеральное Собрание. Однако в этом вопросе сложилась неопределенная ситуация.

    Например, в соответствии со статьей 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится целый блок функций, направленных на военную сферу. Этот орган как верхняя палата Парламента утверждает указы Президента РФ о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения, решает возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ и др. К кадровым полномочиям Совета Федерации относятся: отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др. Согласно Конституции РФ (ст. 103) Государственной Думе принадлежат следующие кадровые функции: назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и решение вопроса о доверии к нему, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

    Однако не сложно заметить, что по Конституции военно-кадровая сфера и для Совета Федерации и для Государственной Думы остается закрытой сферой. Думается, именно это обстоятельство вызывает необходимость контроля со стороны государственных и общественных институтов за всеми кадровыми процессами, происходящими в высших звеньях управления военной организацией.

    Поскольку Вооруженные Силы РФ являются одним из важнейших институтов государства, следовательно, комплектование их кадровым составом должно осуществляться исключительно в соответствии с федеральной военно-кадровой политикой. Однако ряд общественно-политических объединений самой различной ориентации стремится реализовать через армию свои конъюнктурные интересы. Так, за последние год-полтора свыше десятка наиболее влиятельных в стране партий заявили открыто о своих кадровых программах, в том числе реализуемых и через структуры Вооруженных Сил, МВД, ФСК.

    Закономерно стремление общественности получать информацию о том, как функционирует механизм назначения на руководящие посты в армии, каковы гарантии продвижения по службе талантливых профессионалов или препятствия на пути карьеристов, людей с низкой социальной зрелостью, готовых и на неконституционные действия ради удовлетворения своих собственнических целей. Но поскольку в разгаре борьба политических элит, попытки установить свой контроль над силовыми структурами, то вполне понятно, что гражданский контроль преследует прежде всего цель оградить военных от участия в политической борьбе.

    Результативность современной военно-кадровой политики вряд ли будет без целенаправленного решения военно-социальных, социально-психологических, социально-бытовых вопросов в армии и на флоте. В конечном итоге гражданский контроль должен обеспечить поддержание устойчивого военно-профессионального самочувствия, уверенность каждого военнослужащего в справедливом решении кадровых вопросов как в процессе прохождения воинской службы, так и надежной социально-правовой защищенности после увольнения в запас. Опыт мирового и отечественного военного строительства свидетельствует, что по своей природе военная организация внутренне противоречива и имеет двойственный характер. С одной стороны, военнослужащие выполняют функции, которые вытекают из сущности и известного предназначения ВС (защита конституционного строя, общества, самих граждан от любого организованного насилия). Однако, с другой стороны, содержание этих функций не всегда совпадает с представлениями и ожиданиями общества, так как для их осуществления требуется платить налоги, посылать молодых людей выполнять воинские обязанности. Нередко первая сторона ведет к тому, что военная элита противопоставляет себя обществу, подчиняет свой самодовлеющий характер ведомственным, нередко корыстным интересам. Своевременно обнаружить и предупредить произвол и дискреционность военной элиты, организаций военнослужащих и призван гражданский контроль.

    В условиях сокращения ВС значительная часть высокообразованных, перспективных специалистов из числа офицеров, уволившихся в запас, не находит применения своим способностям и профессиональным знаниям в государственном секторе, многие вынуждены заниматься деятельностью, не требующей высокой квалификации. Такое неразумное отношение к кадровому потенциалу государства - роскошь, которую не может позволить себе даже самое преуспевающее в экономическом развитии государство. Гражданский контроль, думается, должен быть рассчитан не только на выявление подобных тенденций, но и на согласование долгосрочных программ по использованию в них бывших военнослужащих, обладающих творческим потенциалом.

    Необходимость гражданского контроля за процессами формирования и реализации военно-кадровой политики вызвана также группой противоречий. Рассмотрим некоторые из них.

    Противоречия между потребностями в контроле со стороны федеральных и социальных институтов за кадровыми процессами в ВС и отсутствием нужного понимания необходимости его постоянного осуществления среди значительной части представителей военного руководства.

    Противоречия между развитием демократических процессов в армейской и флотской среде и необходимостью укрепления единоначалия на правовой основе в условиях, когда оказались ослаблены или совсем перестали действовать прежние механизмы предупреждения негативных явлений в военно-кадровой практике, а также механизмы управления воинскими процессами, поддержания дисциплины и организованности в войсках.

    Противоречия между необходимостью гласности и открытости в реализации военно-кадровых программ, конкретных кадровых решений и недостаточной зрелостью и подготовленностью государственных и общественных институтов к такой форме деятельности. Например, судя по составу избранного в декабре 1993 г. парламента России и первым шагам его деятельности, сложно рассчитывать на компетентный контроль со стороны его представителей. Безусловно, формально-нормативный контроль обеспечить можно, но задача заключается в придании ему конструктивно-организующего, плодотворного начала.

    Противоречия между необходимостью сохранения профессионального ядра военных кадров и решением задач обновления и значительного сокращения офицерского корпуса.

    Для разрешения этих и других противоречий, на наш взгляд, следует искать рецепты в определении правильных целей и направлений гражданского контроля. Основные цели гражданского контроля в военно-кадровой сфере могут быть сформулированы следующим образом: обеспечить необходимые условия для наиболее полной реализации военно-профессионального и творческого потенциала каждого военнослужащего, прежде всего офицерского состава, как главной действующей силы армии и флота; поставить заслон на пути воздействия на кадровый корпус ВС с целью манипулирования его сознанием и поведением как со стороны государственных и военных структур, так и со стороны общественно-политических объединений, националистических, сепаратистских движений и фронтов; защитить общество от возможных антиконституционных действий со стороны авантюристически настроенных должностных лиц или групп военнослужащих, преследующих цели смены общественно-государственного устройства или дезорганизации функционирования органов государственной власти, управления, армии, посягательства на безопасность граждан и т.п.; обеспечить поддержание стабильных военно-государственных отношений посредством установления четкого взаимодействия военных руководителей с государственными и общественными учреждениями, отдельными гражданами, а также исключить дезинформацию общества относительно процессов, связанных с призывом на воинскую службу, ее прохождением, служебного перемещения должностных лиц, увольнением в запас военнослужащих и т.д.

    На наш взгляд, необходимо пересмотреть действующие принципы, на которых строится военно-кадровая политика. Настало время привести военно-кадровую теорию и практику в более строгое соответствие с экономическими, внутриполитическими, демографическими и национально-культурными реальностями развития общества. Должны уйти в прошлое традиции и разрушены стереотипы, связанные с преимущественно "потребительским" подходом к использованию кадрового потенциала армии и флота.

    Основные принципы военно-кадровой политики могут разрабатываться государственными и политическими деятелями, военными руководителями, учеными, специалистами, экспертами, обсуждаться соответствующими комитетами Федерального Собрания и выноситься на утверждение Совета Федерации или Государственной Думы. Предварительное обсуждение основных концептуальных положений военно-кадровой политики целесообразно проводить при активном участии общественности и широкой гласности.

    Таким образом, можно в общем виде сформулировать основные принципы военно-кадровой политики и направления ее реализации, что в первую очередь должно подлежать гражданскому контролю. Соблюдение презумпции полной благонадежности военнослужащих, их исходной равноправности независимо от политических симпатий и убеждений; уважение личности военнослужащего; соблюдение прав и свобод военнослужащих; профессионализм и компетентность; демократизация военно-кадровой политики, гласность и конкурсность при любых кадровых назначениях; равенство возможностей для профессионального и служебного роста. В целом, гражданский контроль должен вестись за формированием и воплощением военно-кадровой политики.

    Парламентский контроль в военно-кадровой сфере направлен на решение задач кадрового обеспечения боевой и мобилизационной готовности, возможности использования военно-кадрового потенциала и привлечения людских ресурсов, гарантирующие военную безопасность страны; на проверку эффективности расходования военного бюджета и служебно-функциональной деятельности высших должностных лиц МО РФ в объеме, не ограниченном законом; на проверку хода осуществления военной реформы, а также на контроль за действием механизма формирования кадровых структур функциональных и территориальных командований для управления войсками как на территории, так и за пределами РФ.

    В области комплектования и использования военно-кадрового потенциала контроль должен обеспечивать укомплектованность войск с учетом демографических факторов, возможностей прохождения службы по контракту, использования гражданского персонала и женщин на военной службе. Недопустимо использование ВС в интересах партий, общественных объединений, криминальных групп. Государственные структуры должны соблюдать гарантии по занятию офицерским составом воинских должностей в соответствии с полученной профессиональной квалификацией и результатами в служебной деятельности. При этом должен быть не только определен перечень должностей, занимаемых на конкурсной основе, но и проработан механизм, исключающий профанацию этой процедуры.

    Говоря об общественном контроле за военной деятельностью, следует определить его субъекты. Это могут быть общественные организации, демократические движения, общественно-политические объединения; трудовые коллективы, профессиональные союзы; научные организации и объединения; коллективы независимых средств массовой информации; межведомственные комиссии; независимые общественные экспертизы, армейские общественные институты и др.

    Высокий уровень политизации общества на современном этапе часто отрицательно сказывается на эффективности общественного контроля над армейскими делами. Армия, с одной стороны, сторонится общественности, не желая втягиваться в политическую борьбу, а с другой - многое теряет, замыкаясь на своих проблемах, и вновь подвергается критике. И все же время открытия "зон" критики проходит.

    Мировой опыт подсказывает целесообразность создания при военных академиях, военных училищах попечительских советов, в состав которых могли бы входить, скажем, представители учреждений РАН, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений РФ, СНГ, частные лица, назначаемые персонально Председателем Правительства РФ, а также лидерами российского Парламента. К функциям Совета, по опыту зарубежных стран, могут быть отнесены запрашивание у командования изучения информации о моральном состоянии, уровне военно-профессиональной подготовки и настроениях слушателей и курсантов военно-учебных заведений, участие в работе государственных экзаменационных комиссий, оценка методик преподавания, состояния учебно-материальной базы, изучение жилищно-бытовых условий и материального положения слушателей.

    Итоги работы в виде отчета в конце года могут направляться в парламентский комитет, правительственные структуры.

    В качестве практических мер установления гражданского контроля в военно-кадровой сфере целесообразно, на наш взгляд, сформировать при Парламенте РФ рабочую группу, объединив усилия специалистов от государственных, общественных и военных структур для разработки современной концепции военно-кадровой политики.

    Для обеспечения гражданского контроля необходимо создать правительственную межведомственную комиссию (группу) из ученых и практиков по контролю за реализацией военно-кадровых программ, а также рациональным использованием кадрового потенциала, продолжающего военную службу и высвобождаемого в связи с сокращением Вооруженных Сил. Военно-кадровая политика должна быть согласована с гражданскими ведомствами (федеральной службой и региональными службами занятости населения, предприятиями, биржами труда, ярмарками вакансий).

    Реализация этих и других мероприятий, проявление внимания к данной проблеме со стороны общества, гражданских институтов позволят поставить под надежный контроль общества всю сложную сферу военной политики и Вооруженные Силы РФ.

"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994


   TopList   
  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"