Меня часто спрашивают, а какая идеология у движения "Либеральная Россия"? Чем она отличается, например, от идеологий других партий? Я решил изложить в очень конспективном виде отдельные фрагменты из готовящейся к печати книги "Постзападная цивилизация". Надеюсь, что читатель отнесется с пониманием именно к такой форме изложения. Газетные рамки не позволяют говорить подробнее о тех проблемах, которые я здесь лишь обозначу, но идею в целом, как мне представляется, выразить удалось. Впрочем, это решать читателям.
Сегодня в либеральном движении России формулируются две как бы противоположные позиции, но обе претендуют на неразрывную связь с патриотизмом. Одна звучит примерно так: "хочу жить в Европе, не уезжая из России". А другая говорит о том, что Россия и есть родина либерализма. Наши либерал-патриоты даже в своем манифесте (речь идет о Российском либеральном манифесте) способны забыть о Смите, Мизесе, Хайеке и других признанных классиках либерализма, но готовы превознести до вершин человеческой мысли наличие в замыслах российских чиновников идей, например, о правовом государстве.
Патриотизм - дело хорошее, особенно, если любовь к отечеству дополняется, как об этом говорил великий русский философ Петр Чаадаев, любовью к истине. А истина состоит в том, что либеральные идеи и их практическое воплощение свой самый завершенный вид получили именно на Западе. Собственно, об этом очень убедительно писал Егор Гайдар в целом ряде своих работ. Он же говорил и о системе издержек догоняющей цивилизации. И здесь мы подходим к очень важному пункту возникающего противоречия.
С одной стороны, Россия, чтобы стать цивилизованным обществом, должна строить свою жизнь на основе либеральных принципов (разработанных отечественными либералами!?), а с другой, как не крути, нужно попытаться догнать (повторить опыт) Запада.
Древнегреческий философ Зенон одну из своих апорий сформулировал так: Ахилл, идя в два раза быстрее черепахи, никогда ее не догонит, так как всякий раз, когда он пройдет тот путь, что их разделяет, черепаха за это время пройдет путь вдвое меньший. И так до бесконечности. И хотя на практике, Ахилл, конечно же, быстро догонит и перегонит черепаху, но логически сие обосновать невозможно. К нашему случаю это имеет лишь то отношение, что Россия не только не движется быстрее Запада, но повторяет весь зигзагообразный путь его развития. Один пример с так называемым первоначальным накоплением капитала чего стоит! Про дороги, дураков, правовое государство и сортиры скажу только потому, что о них нельзя не сказать...
Так должна ли Россия догонять Запад, чтобы жить, как в Европе? Думаю, что, если Россия будет стремиться догнать Запад, то она все время будет обречена жить в Европе прошлого. Россия должна стремиться к той же цели, к которой движется зигзагами (к новому прямых путей не бывает) Запад. Только не нужно повторять чужой опыт буквально, его надо просто учитывать...
А в каком же направлении движется Запад? К постзападной цивилизации. Буква "п" сознательно написана не выделенным шрифтом, чтобы подчеркнуть понятие "ост" в новом термине...
На Западе ученые уже давно задают себе вопросы о том, что придет на смену западной цивилизации? Ответы очень разнообразны. Достаточно просто напомнить работы Шпенглера, Сорокина (наш!J), Тойнби, Белла, Тоффлера, Фукуямы, Хантингтона и других. Ответы очень и не очень пессимистичные, очень и не очень оптимистичные...
Будущее цивилизации волновали и продолжают волновать и российских ученых. К идеям Вернадского, Сахарова, Моисеева и других весьма внимательно относятся на том же Западе.
Так что же такое "постзападная цивилизация"? В самом общем виде можно дать следующее определение: Постзападная цивилизация - это путь (на который человечество фактически уже вступает), представляющий собой сплав восточных и западных ценностей в поисках ответов на вызовы глобального характера. В художественной литературе, на мой взгляд, весьма удачно этот сплав продемонстрирован в романе Германа Гесса "Игра в бисер". Я здесь имею в виду идею гармоничного сочетания западных и восточных ценностей. Думаю, что не следует проводить прямые аналогии с соответствием модерна и западной цивилизации, постмодерна и постзападной цивилизации. Параллели, разумеется, видимо, имеют место, но реальное искусство, как и реальная культура в целом имеют свои законы, могущие совпадать и не совпадать с общецивилизационным развитием.
Какие же главные цели постзападной цивилизации? Или, если воспользоваться подходом Тойнби, какие Вызовы-и-Ответы составляют суть постзападной цивилизации?
Главными (глобальными) целями человечества на современном этапе очень лаконично выражены Андреем Дмитриевичем Сахаровым в его проекте Конституции - выживание. При этом может возникнуть впечатление, что Андрей Дмитриевич, формулируя цели выживания, выступает против традиционных ценностей либерализма. Судите сами: "Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми региональными, государствеными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными целями". Так записано в проекте его Конституции. Надо сказать, что очень многие критики либерализма нападают на принцип приоритета прав и свобод личности над всеми другими интересами, смешивая в кучу права и свободы личности со всеми возможными проявлениями актов хотения конкретного индивида, чаще всего подразумевая преступные намерения личности. В том то и дело, что человечество только тогда может достигнуть глобальных целей, если оно будет следовать принципу приоритета прав личности. В проекте Конституции Сахарова так и записано: "Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности. Осуществление прав личности не должно противоречить правам других людей, интересам общества в целом. Граждане и учреждения обязаны действовать в соответствии с Конституцией и законами Союза и республик и принципами Всеобщей декларации прав человека ООН. Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе Пакты о правах человека ООН и Конституции Союза, имеют на территории Союза прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик"...
При рассмотрении всех Вызовав-и-Ответов для постзападной цивилизации следует исходить из того, что люди, как и культура в целом, всегда были и будут реальными людьми со всеми своими достоинствами и недостатками, с готовностью творить добро и служить злу etc. Но эти же люди способны создавать совершенные шедевры в искусстве и во всех других сферах человеческой деятельности. Именно в этом смысле и можно рассматривать идеальные типы создаваемых человечеством институтов. Попытаюсь дать очень краткие характеристики этим институтам.
Система международных отношений. На смену принципу баланса сил и интересов должен придти принцип сотрудничества и взаимодействия. Вся международная правовая система должна быть построена на базе приоритета прав и свобод личности. Планета Земля является родиной для каждого человека, а потому каждый человек несет ответственность за судьбу планеты и человечества в целом...
Государство. Все государства делегируют часть своих полномочий международным институтам для решения глобальных проблем. Внутри страны каждое государство формирует систему ограничений власти и четкие механизмы контроля власти со стороны гражданского общества. Механизм принуждения направлен на защиту прав и свобод личности, частной (включая интеллектуальную) собственности...
Общество. В каждой стране гражданское общество все более интернационализируется. Структуры гражданского общества становятся наднациональными...
Политика. В политической деятельности главными законами становятся нравственные принципы...
Экономика. В экономической деятельности создаются стимулы для развития постиндустриальных и природосберегающих технологий. Рыночная экономика становится одновременно социально и экологически ориентированной...
Граждане. Каждый человек, достигший определенного возраста, должен стремиться к тому, чтобы стать добросовестным гражданином. Прежде всего это означает, законопослушность и участие в выработке и принятии решений на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Тогда и только тогда, когда реальные люди станут идеальными гражданами, можно будет говорить о конце постзападной цивилизации в том смысле, в каком Фукуяма говорил о конце истории.
Сергей ЮШЕНКОВ
Демократический выбор
2001 г.
|