Мастер скандалов
13 мая министр энергетики РФ Игорь Юсуфов вбил свой клин между РФ и Белоруссией. В тот день шло собрание акционеров «Славнефти», нашей совместной компании. Оставим сейчас за кадром то, что российское правительство, обладая контрольным пакетом акций, не стало считаться с мнением Минска и выдвинуло на пост главы компании Игоря Суханова, находящегося под следствием. Важно другое: И.Юсуфов, «продавив» нужную кандидатуру, в конце поблагодарил акционеров за «правильное понимание политики правительства» и неожиданно обрушился с нападками и обвинениями на белорусских представителей. «Как посмели вы быть против!» У присутствующих вытянулись лица. Совершенно бессмысленная, с акционерной точки зрения, выходка Юсуфова случилась как раз накануне визита в Россию президента Александра Лукашенко.
Вообще, как отмечают наблюдатели, шеф Минэнерго не питает особой любви к объединительным процессам между Москвой и Минском, да и к интергации в рамках СНГ тоже. До сих пор тормозится заключение ежегодного соглашения о транзите казахской нефти через территорию РФ. Так, будто Астану специально толкают в сторонницы крайне невыгодного для нас маршрута «Баку -Джейхан». Но зато Игорь Ханукович с трепетом внимает любому совету из США. А ведь Ирак нам крупно задолжал, и выпускать его из виду нельзя.
Заорганизатор
С ходу новый министр продемонстрировал наполеоновские амбиции: именно мне, а не комиссии вице-премьера Виктора Христенко, нужно контролировать доступ нефтекомпаний к экспортным трубопроводам. Мне - участвовать в выдаче лицензий на пользование недрами, а не Минприроды. Мне (а не Минэкономразвития) следует заниматься всеми проблемами, которые связаны с допуском в Россию иностранных компаний на условиях СРП - соглашений о разделе продукции. И вот что примечательно: эти предложения еще толком не рассмотрели ни премьер, ни куратор топливно-энергетического комплекса Виктор Христенко - а Юсуфов уже излагал их прессе как принятые и одобренные. Ничего, кроме недоумения в аппарате правительства, это не вызвало. Вот и гадай после этого, что это было: «тонкая настройка» кабинета или очередные фортели, выкинутые чиновниками?
Даже дело обеспечения страны теплом и электроэнергией в эту зиму И.Юсуфов мастерски перебросил на вице-премьера Христенко, который предметно этими проблемами и занимался. Именно вице-премьер проводил, скажем, селекторные совещания с губернаторами. А Юсуфов в это время раздавал интервью.
При всем этом Игорь Юсуфов отлично «наладил» работу Минэнерго. Наверное, пригодился опыт работы в закрытом ведомстве - Росрезерве. Будучи по натуре подозрительным, он потребовал от подчиненных полной секретности в работе. Никаких общений по горизонтали в коллективе по любым проблемам! Пишешь письмо в соседний департамент или в другое министерство - отправь на проверку в личный аппарат министра.
Цензором и правой рукой вождя стал 29-летний советник Владимир Милов, ранее выдворенный из Федеральной энергокомиссии России. Но зато он работал экспертом в «стратегическом центре» у самого Грефа! Теперь его в Минэнерго иначе как Фаворитом за глаза и не называют. Поговаривают о том, что с министром его связывают тесные личные отношения, и они много времени проводят вместе. Вся исполнительская дисциплина в аппарате пошла насмарку, работа ведомства оказалась дезорганизованной. Подготовленные и подписанные всеми службами Минэнерго документы подолгу лежали на столе Милова.
Именно любимцу министра поручили вести реформирование естественных монополий, лицензирование, разработку Энергетической стратегии страны до 2020 года и т.д. Тут же Минэнерго с удивительной прыткостью принялось поддерживать идеологию менеджмента РАО «ЕЭС» в реформировании энергетики, полностью подавляя всех оппонентов Анатолия Чубайса. В опалу попал главный противник Чубайса - заместитель министра Виктор Кудрявый. Юсуфов так старался угодить Анатолию Борисовичу, что сделал фаворита своим заместителем вместо В.Кудрявого, всеми правдами и неправдами добиваясь отставки последнего.
Результаты налицо. Например, проект Энергетической стратегии России в 1998-2001 годах вырабатывали лучшие специалисты ТЭК, ученые, заинтересованные министерства и региональные власти. В основном ее даже успели одобрить в правительстве осенью 2000 года, но решили окончательно утвердить в марте 2002-го. И вдруг И.Юсуфов предложил еще раз отложить принятие стратегии: дескать, надо уточнить некоторые параметры. Он отдал все в руки любимца, и тот предложил по сути новый вариант стратегии. Документ этот по расплывчатости, неопределенности и отсутствию ответственности кого-либо за свое исполнение напоминает виртуальный манифест. Ревизовать работу, сделанную всеми компетентными специалистами страны и ее правительством? Это смело!
28 мая эту бумажку раскритиковали на заседании кабинета министров в пух и прах. Министров вомущало все: и то, что их замечания-предложения куда-то делись, и то, что в стратегии напрочь исчезла ядерная энергетика, и то, что очередной вариант документа представлял не сам министр Юсуфов, а его молодой фаворит. А премьера М..Касьянова особенно поразило то, что шеф Минэнерго предложил «принять к сведению» важнейший документ. «Это как понимать? Мы его одобряем или нет?» - вопрошал глава правительства. Но пока одобрять как бы и нечего...
«Юсуфснаб»?
Зато набирает силу коммерциализация Минэнерго. Впечатляет прогресс в вопросах обеспечения страны нефтепродуктами. Для этого в Минэнерго разгромлены целых три управления министерства - управление балансов топливно-энергетических ресурсов, поставок и департамент стратегического развития ТЭК. Специалистов этих служб нигде не готовят, их с радостью возьмут на работу в любую компанию. А что взамен? Вчитайтесь в этот пассаж: «На базе упраздняемых служб создать департамент оперативного регулирования снабжения экономики и населения энергоресурами...» Иными словами, министерство должно стать подобием то ли бывшего Госснаба, то ли торгового дома. Наверное, сказывается опыт работы «главным кладовщиком» страны в Росрезерве. Ларчик, говорят, открывается просто. Советнику министра Николаю Буханцеву нужно создать структуру, которая занималась бы поставками, да еще и была подконтрольной.
Министр с подачи советника Марины Молькиной проводит 24 октября заседание коллегии на тему повышения нефтеотдачи. Ее члены принимают постановление, а через несколько дней вдруг с удивлением обнаруживают, будто проголосовали за создание некоего госпредприятия по работе с малодебитными скважинами. Оказалось, что Молькина внесла в решение коллегии эту запись, имея в виду создание федерального государственного учреждения «Госкомресурс». Но в отрасли уже есть РМНТК «Нефтеотдача», созданный распоряжением правительства Российской Федерации, и решает задачи полной разработки месторождений, причем на более серьезном научном уровне. Но И.Юсуфову не удалось сместить руководителя этой компании, и поэтому он принял подобное решение.
Очень интересный вопрос: куда нынче направляют бюджетные средства, предназначенные для угольной отрасли? Этим делом сейчас занят заместитель министра Леонид Тропко, питомец знаменитой группы МДМ. По имеющимся у нас сведениям, из 1,2 миллиардов рублей, которые ассигновали в бюджете-2001 на кредитную поддержку угольной отрасли, более миллиарда достались «Востсибуглю», который входит в сферу влияния МДМ. А уже в этом году, поговаривают, Холбольжинский разрез «Востсибугля» на свое закрытие получил полностью бюджетное финансирование, хотя с 1996 года закон требует: при закрытии приватизированных шахт и разрезов свою долю расходов должны нести и собственники.
Говорят еще, что предшественник Юсуфова на посту министра, Александр Гаврин, именно за «эмдээмовость» и не хотел делать Тропко своим замом. И, мол, сняли его с должности в том числе и за это нежелание. А вот Игорь Ханукович Тропко к себе приблизил. Честно говоря, хотя И.Юсуфов и занимает пост председателя межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угольных регионов, но при этом ниразу не был ни в одной шахте, не появлялся в горняцких регионах и не встречался с их губернаторами. А ведь там надо отвечать на конкретные наболевшие вопросы...
Можно и дальше продолжать приводить примеры «компетентного руководства». Скажем, сын министра - молодой человек, закончивший МГИМО в прошлом году. Даже на конфиденциальных встречах с иностранными представителями юноша присутствует всегда, заменяя переводчика.
Когда говорят о неэффективности государственного аппарата, постоянно забывают о том, что аппарат министерств всегда работает на своего руководителя. А каков поп - таков и приход. Вы скажете, что Мин-энерго - еще не худший случай? Действительно, есть примеры повеселее. Например, в Минприроды, куда бросили руководить Виталия Артюхова, на все руки мастера. Артюхов начал пугать всех недропользователей отзывом лицензий, потребовал доступа к экспортной трубе и к СРП-проектам, но потерпел крах.
Но сравнение - не оправдание. Пока стоящие перед страной топливно-энергетические задачи явно не решаются. Идеи нового президента о том, что нужно тесно увязать добычу нефти-газа с наведением порядка в выдаче лицензий на недра, пока остаются лишь идеями. А в аппарате государства правят бал вот такие «профессионалы».
http://www.stringer-news.ru
Максим Калашников
10-06-2002
|