Мы публикуем полный текст письма, в котором Министерство юстиции мотивирует отказ в регистрации партии "Либеральная Россия".
В Министерстве юстиции Российской Федерации находились на рассмотрении заявление и учредительные документы о государственной регистрации политической партии "ЛИБЕРАЛЬНАЯ РОССИЯ".
Указанное заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
1. Положения устава политической партии противоречат Федеральному закону "О политических партиях".
В нарушение подпунктов в, г, з, д, и, к статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" (далее - Закон) устав не содержит положения, определяющие:
- ограничения по членству в политической партии, установленные п. 2,9 ст. 23 Закона;
- порядок приобретения и утраты членства в политической партии;
- порядок учета членов политической партии (в уставе указан только орган осуществляющий учет и имеется отсылка к Положению об учете);
- порядок реорганизации и ликвидации регионального отделения и иных (местных, первичных) структурных подразделений;
права иных (местных, первичных) структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность иных (местных, первичных) структурных подразделений и порядок их отчетности;
- полномочия и компетенцию руководящих и контрольных органов первичных отделений (радел 10 устава);
- основания и порядок отзыва избранных членов руководящего и контрольного органов политической партии (членов ЦК, КРК);
- порядок отзыва членов руководящих и контрольных органов регионального отделения;
- порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- порядок отзыва выдвинутых политической партией и ее региональными отделениями кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
Кроме того, в нарушение пунктов 1, 4 ст. 3 Закона целью политической партии предусмотрено "избрание кандидата Партии на пост Президента РФ" (п. 2.1.7.1 устава), "избрание кандидатов Партии на выборные должности в органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ, в органах местного самоуправления" (п. 2.1.7.3 устава), Закон предусматривает право политических партий участвовать в выборах путем выдвижения кандидатов от политической партии в законодательные и представительные органы государственной власти и органов местного самоуправления. Право избирать принадлежит избирателям - гражданам России.
Указание в п. 4.3.2 устава, что "решение Съезда об исключении из членов партии является окончательным" противоречит ст. 46 Конституции РФ и части 2 ст. 39 ФЗ "Об общественных объединениях", предусматривающих право граждан на судебную защиту в случае нарушения их прав.
В нарушение ст. 25 Закона пункт 7.3.4 устава не содержит указаний на тайное голосование при выдвижении кандидатов на выборные должности в органах государственной власти, одновременно п. 7.3.4 противоречит п. 7.3.5.10 и п. 7.3.5.12;
пункты 7.4.5, 8.7Л, 8.7.2, 8,8.45 9.6.1, 9.6,2 устава указывают, что заседания Центрального Совета, Конференции регионального и местного отделений, заседания Политсовета регионального и местного отделений проводятся по мере необходимости, в то же время одновременно указывается о проведении внеочередных заседаний. Следует устранить противоречия, либо дать в уставе определение (понятие) внеочередного заседания;
ПУНКТЫ 752,7.6.1,7.6.2, 7.8.2 устава противоречат п. 5 ст. 23 Закона, поскольку избрание членов руководящего и контрольного органов только из делегатов съезда нарушают права членов партии. Каждый член партии имеет право быть избранным в руководящие и иные органы политической партии независимо от того, является ли он делегатом съезда, конференции или нет.
пункт 7.5.7,10 устава предоставляет Политическому совету право избирать и отстранять председателя Исполкома, однако не указаны основания для его отстранения;
пункт 7.7.4.2 устава предоставляет право политической партии на создание целевых фондов, однако Закон не предусматривает такого права для политических партий;
пункт 8.7.5 устава, предоставляя членам Центрального Совета, Политическою Совета и Ц1СРК право решающего голоса, нарушает принцип равенства членов партии при принятии решений;
пункт 8.7.5 устава, предусматривая кворум региональной конференции, указывает только на присутствие делегатов от местных отделений, не определяя участие членов партии регионального отделения, где отсутствуют местные отделения;
пункты 8.7.7.7, 8.7.7,8 устава устанавливают выдвижение от политической партии кандидатов на выборные должности в органы государственной власти по предложению Политического совета, чем нарушают право члена партии на свободное волеизъявление;
пункт 9.6 устава, определяя кворум конференции местного отделения, не определил кворум конференций местного отделения, в которых отсутствуют первичные отделения;
пункт 9.6.6.6. при выдвижении кандидатов для участия в выборах в органы местного самоуправления не предусматривает тайное голосование;
пункт4 9.9.3 устава в нарушение ст. 21 Закона не определяет порядок деятельности местного отделения, а носит отсылочный характер, что противоречит закону.
Руководствуясь ст. 20 Федерального закона "О политических партиях", в государственной регистрации политической партии "ЛИБЕРАЛЬНАЯ РОССИЯ" по указанным выше основаниям полагаем ОТКАЗАТЬ.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторных представлений документов для государственной регистрации политической партии при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Первый заместитель руководителя
Департамента по делам Общественных и религиозных объединений
А.Г. Жафяров
Юрист Борис Замай по заказу "Либеральной России" прокомментировал письмо Минюста с мотивировкой отказа в регистрации этой политической партии.
1. Ограничения по членству в политической партии (нарушение п. 2 п. 9 ст. 23 Закона о политических партиях)
В Уставе "Либеральной России" прямо указывается, что "членами партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, разделяющие ее цели и задачи, соблюдающие ее Устав, принимающие участие в ее деятельности, за исключением лиц, не имеющих права быть членами политических партий, в соответствии с законодательством Российской Федерации". Отсутствие в тексте прямой цитаты из текста закона о лицах, которые не могут быть членами партии не является нарушением закона. Ни в тексте закона, ни в подзаконных актах нет прямого или косвенного указания на то, что в уставе должны содержаться прямые цитаты из закона.
2. Порядок приобретения и утраты членства в политической партии
Порядок приобретения членства в партии "Либеральная Россия" предусмотрен в Уставе "Либеральной России", п. 4.2.2.:
Прием в Партию осуществляется по заявительному принципу на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации; п. 4.2.3.:
Заявление о вступлении в Партию регистрируется в региональном (местном) отделении. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации регионального отделения - заявление о вступлении в партию регистрируется в центральных органах Партии.
Порядок утраты членства в партии "Либеральная Россия" предусмотрен в Уставе "Либеральной России", п. 4.3.1:
Член Партии может добровольно выйти из Партии. Прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления,
п. 4.3.2.:
Член Партии может быть исключен из Партии за несоблюдение Устава Партии, за действия, дискредитирующие Партию - по решению руководящих органов Партии, руководящих органов местных или региональных отделений Партии,
п. 4.3.4.:
Прекращение членства в Партии автоматически наступает в случаях: смерти гражданина; утраты членом Партии гражданства Российской Федерации; признания члена Партии недееспособным по решению суда.
3. Порядок учета членов политической партии
Порядок учета членов партии в партии "Либеральная Россия" предусмотрен п. 4.1.4. Устава "Либеральной России":
Учет членов Партии ведется централизованно в Исполнительном Комитете Партии и в региональных отделениях партии. Член Партии может состоять только в одном региональном отделении Партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Организация учета членов Партии осуществляется Исполнительным Комитетом Партии .
4. Порядок реорганизации и ликвидации региональных отделений и иных (местных, первичных) структурных подразделений
Порядок реорганизации и ликвидации региональных отделений предусмотрен п. 7.5.7.7. Устава "Либеральной России":
Политический совет принимает решения о создании, ликвидации и реорганизации региональных отделений Партии с сообщением в регистрирующий орган соответствующего субъекта Российской Федерации).
5. Права иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность иных структурных подразделений
Из Закона о политических партиях, статья 28:
Пункт 2. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету.
Пункт 4. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия.
Из текста закона следует, что иные структурные подразделения имеют права в области управления денежными средствами и иным имуществом и несут финансовую ответственность, только если они являются зарегистрированными как региональные отделения, т.е. являются юридическими лицами. Местные и первичные отделения партии "Либеральная Россия" таковыми не являются и, следовательно, не имеют прав в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность иных структурных подразделений.
6. Полномочия и компетенция руководящих органов первичного отделения
В тексте закона отсутствуют указания на необходимость указывать полномочия и компетенцию руководящих органов первичного отделения
7. Основания и порядок отзыва руководящих и контрольно-ревизионных органов партии и регионального отделения партии
В тексте закона отсутствуют указания на необходимость указывать основания и порядок отзыва руководящих и контрольно-ревизионных органов партии и регионального отделения партии. В уставе "Либеральной России" (пункты 7.5.2., 8.8.2., 8.10.2., 9.7.2., 9.9.2.) предусмотрен отзыв соответствующих органов высшими органами партии соответствующего уровня (съезд, конференция регионального отделения и местного отделения).
8. Порядок выдвижения и отзыва кандидатов на выборные должности в органы государственной власти
Порядок выдвижения и отзыва кандидатов на выборные должности в органы государственной власти предусмотрен п.7.3.5.10.:
Съезд: выдвижение тайным голосованием кандидата на должность Президента Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации,
п.7.3.5.12.:
Съезд: выдвижение тайным голосованием кандидатов (списка кандидатов) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации)
п.7.5.7.5.:
Политсовет: вносит на Съезд Партии предложения по выдвижению кандидата на должность Президента Российской Федерации)
п.7.5.7.6. :
Политсовет: вносит на Съезд Партии предложения по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
7.5.9.4:
Политсовет: о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах в органы государственной власти Российской Федерации
п.7.7.4.7. :
Исполком: извещает заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускает представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия
п.8.7.7.7:
Конференция реготделения: выдвижение по предложению политического совета регионального отделения тайным голосованием кандидатов на должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации),
п.8.7.7.8.:
Конференция реготделения: выдвижение по предложению политического совета регионального отделения тайным голосованием кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
п.8.7.7.9:
Конференция реготдления: выдвижение тайным голосованием кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления
п.7.5.9.2:
Политсовет: об отзыве кандидатов и зарегистрированных кандидатов, выдвинутых Партией по одномандатным избирательным округам. Основаниями для отзыва выдвинутых Партией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, являются нарушения перечисленными лицами избирательного законодательства, требований Устава и решений руководящих органов Партии,
п.8.8.10.1:
Политсовет реготделения: об отзыве кандидатов и зарегистрированных кандидатов, выдвинутых Партией по одномандатным (многомандатным) избирательным округам по выборам в региональные органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации Устава "Либеральной России".
9. Нарушение п.п.1,3 статьи 3 Закона.
Цель партии- избрание кандидата Партии на пост Президента Российской Федерации
Избрание кандидата Партии на пост Президента Российской Федерации не является нарушением статьи 3 Закона, так как в законе перечислены только основные цели, и кроме того, любая нормальная (не фиктивная, бумажная) партия просто обязана ставить своей целью избрание ее кандидатов на все посты в государственной и местной власти. Этим не нарушаются избирательные права граждан, так как партия имеет право выдвигать кандидатов и имеет право на постановку в качестве одной из целей избрание ее кандидатов на все посты в государственной и местной власти.
10. Указание п.4.3.2 Устава о том, что решение съезда партии является по вопросу исключения из членов партии окончательным, нарушает права граждан
Во внутрипартийной деятельности решение высшего органа партии - съезда является окончательным и не может быть пересмотрено никаким другим органом партии.
11. Нарушение статьи 25 Закона: в п.7.3.4. отсутствует тайное голосование; п.7.3.4. противоречит п.п.7.3.5.10. и 7.3.5.12.
Из устава "Либеральной России", п.7.3.4.:
Форма голосования определяется Съездом (за исключением случаев, установленных настоящим Уставом)
В уставе партии нет нарушений статьи 25 Закона, так как способ принятия решений по указанным вопросам раскрывается (а не противоречит) в п.п.7.3.5.10. 7.3.5.12.
12. В пунктах 7.4.5.,8.7.1., 8.7.2., 9.6.1., 9.6.2. не раскрыто понятие необходимости
В указанных пунктах имеется точное указание на то, как часто должны проводить заседания руководящие органы (например, Центральный совет - не реже одного раза в год), а необходимость зависит от многих внешних и внутренних факторов.
13. п.п.7.5.2., 7.6.1., 7.6.2., 7.8.2. противоречат п.5. статьи 23 Закона и нарушают права членов партии быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений
Положения указанных пунктов устава "Либеральной России" не противоречат Закону и не нарушают прав членов партии быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, а лишь уточняют порядок реализации их прав. То, что руководящие органы партии избирают лишь делегаты съезда, не нарушает прав остальных членов партии избирать руководящие органы политической партии.
В п. 7.5.7.10 не указаны основания для избрания и отставки председателя исполкома
Это внутреннее дело партии - по каким основаниям избирать и отправлять в отставку лиц, занимающих внутрипартийные должности.
|