Российская элита всегда группировалась вокруг власти. В том, что это происходит и сейчас, нет ничего удивительного: так было и при царях, и при генсеках. К президенту стремится огромное количество самого разного народа. А вот то, что отборных людей у нас всегда было мало, как и везде - тоже печальная правда. Вряд ли новый политический сезон выдвинет каких-то новых людей в ближайшее окружение президента, кристаллизует какую-то новую элиту. Ведь Путин любит работать с теми, к кому привык. Президент не проводит никаких революционных кадровых перемен. По-прежнему есть три команды - Семья, питерские силовики и питерские экономисты. Этакий "СПС" - Силовики, Питерцы, Семья. Даже если предположить отставку Касьянова, которую чуть не ежедневно пророчат, и в которую я не особенно верю, все останется по-прежнему. Путин не расширяет в границах "свою" элиту. Кто бы ни стремился к нему приблизиться - остается на весьма почтительном расстоянии.
Путину многие предъявляют претензии: президент не занимается работой с партиями, и уж тем более не осчастливил ни одну из них не то что лидерством, но даже и своим членством. Может ли что-то измениться? Когда-нибудь это обязательно случится. Россия - единственная демократическая страна в мире, где власть принципиально беспартийна, причем на основании закона. Это лишает смысла весь демократический процесс, суть которого в том, что партии, агрегируя интересы определенной части избирателей, предлагают свои идеи, которые поддерживаются частью общества. Эти идеи потом реализуются лидерами этих партий, и эти лидеры несут за результаты ответственность. В противном случае партии и вся демократическая процедура достаточно бессмысленна. У нас партии служат только для формирования одной из палат парламента, которая потом имеет очень косвенное отношение к исполнительной власти, так как не имеет функций парламентского контроля. И если Россия собирается быть демократической страной, то и президент станет партийным. А бессмысленные нормы, запрещающие партийность высшим государственным чиновникам, будут отменены. Но когда именно это произойдет - сказать не берусь. Точно могу сказать, что до своего переизбрания Путин не пойдет на это - такой ход стал бы для него фактором, осложняющим переизбрание на второй срок. Хотя, если бы он возглавил какую-то партию, она могла бы стать партией власти без кавычек, какие есть во всех странах и которые особенно нужны в странах, которые переживают процесс посткоммунистической или посттоталитарной трансформации.
Я почти уверен в том, что президент не будет вносить в Конституцию никаких поправок. Зачем? Она нисколько ему не мешает делать то, что нужно. Да, она писалась под очень властного главу государства. Но я не вижу причин, пот которым Путин мог бы стремиться ограничить свои полномочия. Да и вообще, чудес с властью не случается. Любая власть стремится к своему расширению, а не к самоограничению. К тому же, хотя я и не большой поклонник нынешней конституции, у нее есть одно преимущество. Конституция без поправок лучше аналогичного документа с поправками. Нынешняя действует, к ней привыкли, она определяет правила игры, а любое изменение правил игры может привести к непредсказуемым последствиям. Я предпочитаю известное неизвестному. Уже известно, что за дьявол спрятан в нынешней Конституции, а вот какой притаится в новой - не рискну предположить.
Путин далеко не выполнил свою миссию. Его миссия - вернуть России статус великой державы. Для этого нужен экономический рывок, многое другое. Работы еще много. Но основная интрига будущего сезона достаточно предсказуема, и я не жду ничего революционного: бюджетные бодания, бодания вокруг местного самоуправления. Грядет реформа системы государственной службы, но оснований для революционных встрясок нет. Судя по заявлениям Дмитрия Медведева, ничего удивительного и нового тут не придумано, а главное - это не приведет к сколько-нибудь значительному сокращению государственного аппарата.
В предстоящем политическом сезоне на поверхность выйдет конфликт с коммунистами, которые с сентября и до выборов президента будут раскручивать карту референдума. Но никаких шансов у них нет. Вопросы сформулированы либо неконституционно, либо неграмотно. Да и кроме того, на проведение референдума необходимо согласие всех трех ветвей власти, а их не поддержит ни одна из них. Шума будет много, коммунисты будет пытаться заработать очки. Власти было бы выгоднее просто не замечать эту мышиную возню.
Еще одна линия напряжения пролегает между центром и регионами. Мне кажется, Путин больше не будет "закручивать гайки" из центра, он и так уже дошел до того момента, когда можно сорвать резьбу. Система управления выстроена: в этом году Кремль не проиграл ни одних региональных выборов. Раньше такое было просто невозможно. И это направление деятельности отстроено достаточно профессионально. Есть напряжение по линии "Кремль - олигархи", которое вызвано неясностью правил игры. Олигархам не вполне понятно, чего власть от них хочет. Когда с завидной регулярностью вбрасывается информация о введении концессии на нефть, что попахивает национализацией, когда через одного на олигархов заводятся уголовные дела, это олигархов не радует. Но в идею национализации недр я не очень верю.
В своей внешней политике Путин уже оторвался и от элиты и от аппарата. Но другого способа втащить Россию в цивилизованный мир попросту нет. Если идти на поводу у нашей элиты, антизападной и изоляционистской, настроенной изобретать национальный велосипед и национальную таблицу умножения, мы всегда будем находиться там же, где и теперь. Россия должна совершить качественный рывок в развитии, что невозможно без качественных изменений и без интеграции в мировую экономику. Он действительно тащит Россию за собой. Проблемы - да, они есть. Но смертельными они для его политического будущего не являются. Россия - страна с "царистской" психологией, где первое лицо может себе позволить такие вещи. К тому же российское общественное мнение мало интересуется тем, что происходит за рубежом, куда интереснее для него, что происходит в стране. У Путина достаточно информационных ресурсов, чтобы защитить свою внешнюю политику. Однако справедливо то, что Россия пока в полной мере не получает дивидендов от своего партнерства с Западом, но причина не в злокозненности Запада, а внутри самой России. Что нам нужно от Запада? Приток инвестиций. Китай развивается за счет инвестиций китайской диаспоры и тех же США. Объем этих инвестиций составил 600 млрд. долларов.
В политической деятельности Путина и Шарля де Голля, которых я сравнил, как только Путин всерьез о себе заявил, много драматических совпадений. Не может ли случиться так, что по истечении двух президентских сроков пройдет какое-то время, и Путин снова вернется к руководству страны через четыре года? И его возраст, и Конституция России это позволяют. Сложный вопрос. Я по-прежнему считаю Путина голлистом, хотя это очень разные люди. Продлевать свой срок президентства он не будет. Но по окончании второго срока он останется куда более важной политической фигурой, чем ныне Ельцин. Многое будет зависеть от того, как будет трактоваться этот момент Конституцией. Но - почему нет? Хотя ничего подобного в истории России никогда не происходило. Так ведь и в истории Франции тоже - до де Голля.
Вячеслав Никонов - доктор политических наук, президент фонда "Политика"
04-09-2002
|