История Русского государства - это история триединого восточно-славянского этноса, расселившегося за более чем тысячелетний период на огромных евро-азиатских просторах. Это история полная национального драматизма, сопряженного с периодами государственно-политических подъемов и упадков… Это история православной русской культуры, явившей миру своих выдающихся представителей, - галерея которых, сегодня определяет нацио-нальное самосознание представителей трех восточно-славянских народов.
Особое место в галерее русских национальных героев, по праву занимает историко-полити-ческий образ князя Александра Невского. Образ - ставший символом защитника Земли Русской, символом русской боевой доблести, символом полководческого и дипломатического искусства.
Судьба этого выдающегося государственного деятеля Древней Руси, издавна притягивала к се-бе внимание благодарных потомков, - рождая в их сердцах самые вдохновенные и благородные чувства … Чувства национальной гордости и национального патриотизма!
Великий князь Александр Ярославич, - прозванный в народе Александром Невским, за доб-лесть и мужество, проявленные им в битве со шведскими легионерами на берегах Невы, - всю свою жизнь посвятил непрерывному и многотрудному служению своему Отечеству. Годы его правления выпали на один из самых драматических периодов в истории Древнерусского государ-ства.
… Уже пала Византия - важнейший военно-политический и духовный союзник православной Руси. Активизировались в своем агрессивном стремлении, направленном на завоевание исконно русских земель, молодые центрально-европейские монархи и рыцарские ордена, подстрекаемые римско-католическим духовенством. И, наконец, - с востока, на Русь, всей своей мощью обруши-лись многотысячные орды монголо-татарских завоевателей.
Над православным Русским государством, - и без того ослабленным приступами межфеодаль-ной конфронтации, - в этот период нависла угроза его полного порабощения.
Русь оказалась "меж двух зол". И перед Великим князем Александро Ярославичем, - коему подчинялись земли Владимиро-Суздальские, Новгородские, Полоцко-Минские, а также Смолен-ские, - в связи с обострившейся двусторонней угрозой, встал острейший политический выбор: "в ком искать своего союзника, - а с кем биться насмерть?!".
Тяжелые думы овладели тогда сознанием князя Александра. Он мучительно искал выход из сложившейся ситуации.
Тогда же, - воспользовавшись драматизмом политической ситуации, сложившейся вокруг рус-ских княжеств с приходом к их восточным границам монголо-татарских завоевателей, - численно многократно превосходивших русское воинство, - понтифик влиятельнейшей римско-католи-ческой церкви Папа Иннокентий IV поспешил направить в Новгород своих вездесущих легатов со специальной грамотой, в которой он настоятельно призывал Великого князя Александра Яросла-вича "к союзу со святым престолом и со всем христианским миром".
В грамоте той было сказано примерно следующее: "Вот о чем светлость твою просим, напоми-наем и в чем ревностно увещеваем, дабы ты матерь церковь римскую признал и папе повиновался, а также со рвением поощрял своих подданных к повиновению апостольскому престолу, чтобы вкусить тебе от неувядаемых плодов вечного блаженства.
… Да будет тебе ведомо, что коль скоро пристанешь ты к людям угодным нам, более того - Бо-гу, тебя среди других католиков первым почитать, а о величии славы твоей неусыпно радеть бу-дем".
Однако же князь Александр прекрасно понимал, что сколь не велика была угроза монголо-татарского нашествия, а только сближение с апостольским престолом неминуемо привело бы его, - Великого князя Александра Ярославича, - к утрате своего великокняжеского стола. Ибо в гла-зах подданного ему православного народа, образ Папы Римского уже успел сложиться "яко по-кровителя врагов русских".
Александр хорошо понимал, сколь ненадежен был бы такой союз.
Союз, который бы непременно подтолкнул хана Батыя к новому, еще более разрушительному походу на Русь.
А что до поддержки, обещанной Папой Римским в обмен на курию, то она вряд ли была бы оказана католическими престолами и рыцарскими орденами своевременным и достаточным обра-зом. Пришлые воины-крестоносцы если бы и явились на Русь, то лишь затем, чтобы "довоевать и дограбить ее". И об этом, возможно более всего думал князь Александр, выслушивая папских по-сланников.
Нет. Великий князь Александр Ярославич - сын Ярослава Всеволодовича и правнук Юрия Дол-горукого, чьи полки могли "Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать", - реши-тельно отверг возможность политического союза с апостольским престолом. И в этом заключалось его смелое и далекоидущее решение.
"…Что может значить слава, если гибнет семья и гибнет Русь?..
Где искать этой славы - в Риге, в Вендене, а может быть в Лионе, мыкаясь при дворах чужих королей?..
Уж лучше принять унижение в войлочной юрте, перед властителем в засаленном халате, но за-то Русь уберечь.
Будет Русь - будет и слава. Другого выхода нет".
Пожалуй, именно так думал Великий князь Александр Ярославич, отправляясь в ставку монго-ло-татарских предводителей, - ранее отвергнув папскую курию и вынуждено согласившись на союз с ордынцами.
Известный советский историограф Владимир Пашуто, посвятивший значительную часть своей научно-исследовательской деятельности изучению и описанию государственно-политической личности Александра Невского, - в своей книге посвященной этому герою, высказался следую-щим образом, характеризуя последствия сделанного им политического выбора и оценивая итоги его государственного правления:
"Своей осторожной и осмотрительной политикой он (…князь Александр Ярославович) уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой полити-кой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но ги-бельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой.
Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения (…постигшего Русь в ходе первого похода хана Батыя, датированного 1237 -1238 гг.). Он - родоначальник по-литики московских князей, политики возрождения России".
К этому следовало бы добавить, что Великий князь Александр Ярославич был весьма целеуст-ремленным и, в то же время, гибким политиком. Справедливо усматривая слабость Русского го-сударства в его феодальной раздробленности, он умело использовал политическое влияние монго-ло-татарских предводителей в процессе политической централизации, которую он всячески пы-тался утверждать на подконтрольных ему территориях. И, более того, - он всемерно пытался рас-ширить этот процесс, привлекая к нему всё новые русские княжества.
Выплачивая дань монголо-татарским правителям в обмен на их благосклонность, князь Алек-сандр одновременно продолжал укреплять и возводить русские города, - видя в них основу буду-щего могущества Руси.
Таким образом, Великий князь Александр Ярославич наметил единственно возможный тогда путь, который направлял Русь в сторону её державно-политического возрождения. По этому же пути пошёл Иван Калита и его приемники на московском княжении. Все они, трудясь над созда-нием централизованного Российского государства, возводили свою родословную к своему знаме-нитому предку - князю Александру Невскому.
Особо почитал память об Александре Невском царь Петр Алексеевич, видевший в этом герое не только своего прародителя, но и вдохновителя начатых им преобразований.
При этом, - обращаясь сегодня к светлой памяти князя Александра Невского, - нам, современ-никам, теперь более всего следует адекватно оценивать политический и человеческий образ Вели-кого князя Александра Ярославича. Героя, на долю которого выпало достаточно исторических сложностей и политических противоречий…
Решительный характер князя Александра и его твёрдую руку довелось испытать на себе не только пришлым завоевателям, но и княжеским подданным…
Александр наголову разбил шведских легионеров на берегу Невы и опрокинул полчища немец-ких крестоносцев на льду Чудского озера. Он ходил с походами на Ригу и Дерпт, разорял швед-ские заставы на земле финских племен и укрощал коварных и строптивых литовских воевод. Сла-ва о его боевом и политическом искусстве быстро распространилась по всей Европе, - и она же вынуждала могущественного хана Батыя искать с князем Александром, скорее мира, нежели войны…
Однако же Великий князь Александр Ярославич, отнюдь не был баловнем судьбы. Ему дове-лось пережить горечь боярского изгнания и предательства близких ему людей. Князю Александру противостояли достаточно сильные родовые кланы, сложившиеся среди представителей древне-русской знати. Лишь взявшись за оружие, ему удалось вынудить новгородских и псковских бояр, славившихся своей зажиточностью и относительной независимостью, к признанию своей полити-ческой линии, предполагавшей сотрудничество с языческой Ордой и отвергавшей союз с католи-ческими престолами. И, наконец, - не видя возможности к достойному сопротивлению, князю Александру пришлось смириться с утверждением на Руси монголо-татарского ига (… монголо-татарской дани), - в обмен на сохранение Русской государственности, как таковой.
И все же, не смотря на все сложности и противоречия, которые объективно присутствовали в деятельности Великого князя Александра Ярославича, - светлый образ князя Александра Невско-го навсегда остался в памяти русского народа.
Выдающиеся деятели русской культуры посвящали образу Александра Невского свои лучшие произведения. Великий русский просветитель Михайло Ломоносов увековечил память о князе Александре в своей знаменитой мозаике. Художники Виктор Васнецов, Михаил Рерих, Павел Ко-рин - создавая свои картины изображали князя Александра воином и защитником Земли Рус-ской. Композитор Сергей Прокофьев посвятил русскому герою свою вдохновенную кантату, поэт Константин Симонов - свою взволнованную поэму, а кинорежиссер Сергей Эйзенштейн - свой патриотический фильм…
В самые грозные для страны годы, - в годы военных лихолетий, - русский народ снова и снова обращался к памяти своего выдающегося героя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года был учрежден боевой ор-ден Александра Невского. По статуту, этим орденом награждались командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов Советской Армии, - проявившие в боях за Родину личную отва-гу, мужество и храбрость, и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих со-единений, частей и подразделений.
В годы Второй Мировой войны, орденом Александра Невского было удостоено 40 217 офице-ров Советской Армии.
И не случайно, что именно теперь, - в пору, когда православный русский мир, увы, вновь пе-реживает период своего политического упадка и разобщенности, - мы, современные представите-ли православной русской культуры, - верующие и считающие себя атеистами, - вновь обращаемся к светлой памяти Александра Невского. К памяти Великого русского князя, заложившего основы централизованной Российской государственности.
* * *
Конец ХХ столетия ознаменовался для русского общества волной новых национально-полити-ческих потрясений.
Разорился и канул в Лету советский политический режим, а вместе с ним, увы, распалось и прекратило своё существование некогда могущественное Советское государство, с политическим об-разом которого, на протяжении многих десятилетий ассоциировался образ исторической Рос-сии.
В пылу нахлынувшего в этой связи революционного переустройства, Россия, а вместе с ней и весь православный русский мир, - занятые развязкой исключительно внутренних противоречий, в кратчайшие исторические сроки и практически добровольно уступили представителям западного альянса, а также представителям окружающих национальных элит, подавляющую часть своих геополитических позиций, - ранее достигнутых ценой значительных политических и экономиче-ских усилий, генерируемых многими поколениями русского народа.
Однако же пережив всплеск революционной стихии, разорившей и уничтожившей политиче-ские основы великодержавной Советско-Союзной государственности (… фактической Российско-Союзной государственности), православный мир вновь ощутил потребность в своем державно - политическом возрождении. Не желая более скатываться в разряд "политически периферийных народов", русский этнос вновь ощутил внутреннюю необходимость, связанную с восстановлением своего национально-политического единства.
Единства - исторически сложившегося вокруг православной Российской государственности!
…Так в русском обществе постепенно стал формироваться новый политический заказ, связан-ный с восстановлением традиционно единой, для всех представителей восточно-славянского этно-са, Российско-Союзной государственности. И, соответственно, - новые политические лидеры ста-ли подниматься на политическую авансцену в государствах восточно-славянской принадлежно-сти, а также в этнически близких к ним государствах. При этом, первоначально, этот "заказ" смог реализоваться на территории современной Белоруссии, а уже затем стал проявляться на террито-рии Российской Федерации, а также в регионах Восточной Украины и Северного Казахстана, где православная русская культура, вследствие распада Советско-Союзной государственности, оказа-лась в весьма непривычном и, - что очевидно, - в неприемлемом для себя политическом качестве.
И здесь, - переходя уже к теме, непосредственно связанной с современным политическим раз-витием, наблюдающимся в странах СНГ, - мы, опять-таки непосредственно вынуждены будем об-ратиться к вопросу, связанному с определением "роли личности в истории".
Ну, право же: какая история может состояться без участия в ней конкретной политической лич-ности?..
Поэтому, - говоря сегодня о политической динамике, наметившейся в процессе модернизиро-ванного союзно-политического строительства, возобновляемого теперь по инициативе российско-беларусского союзно-политического руководства, - мы, современники и соотечественники, - все те, кто ощущает себя сопричастным к великой русской культуре и кому не безразлична судьба России и окружающих её близких народов, - безусловно вправе будем говорить о личном вкладе действующих политиков, присутствующем (… или же наоборот - отсутствующем) в развитии мо-дернизированной союзно-политической государственности.
И именно в этом контексте, мы безусловно вправе будем говорить о выдающейся роли Прези-дента союзной Белоруссии Александра Лукашенко, отмеченной в истории современной восточно-славянской цивилизации.
Президента - продолжающего вносить огромный политический вклад (… а возможно и ре-шающий) в развитие политического процесса, связанного с перспективами союзно-политического единения, определяемого в отношении триединого восточно-славянского этноса.
Президента - чья политическая воля и энергия, непосредственно направлены на становление обновленной Российско-Союзной государственности.
…Мы безусловно вправе будем говорить об Александре Лукашенко, как о своем общенацио-нальном герое!
И пусть, сегодня, - в условиях утвердившейся политической демократии и воцарившегося "по-литического раздрая", - Президенту Александру Лукашенко, к сожалению, слишком часто прихо-дится сталкиваться со своими самыми яростными противниками, - представляющими на террито-рии современной Белоруссии, главным образом, католическую веронаправленность, - мы, пред-ставители триединого русского народа, - современные россияне, белорусы и украинцы, - вгляды-ваясь в страницы своей многовековой истории и находя там удивительно точные исторические аналогии, в православном большинстве своём искренне верим, что судьба и в дальнейшем будет благосклонна к нашему белорусскому герою.
И мы особенно надеемся на это, действуя на территории современной Украины, - политиче-ское руководство которой, - вопреки здравому смыслу и объективному положению вещей, при-сутствующему на территории Украины, путем употребления различных политических манипуля-ций, продолжает всячески сопротивляться развитию модернизированной союзно-политической инициативы. Однако же, жизнь обязательно возьмет своё, - в том числе и на территории право-славной Украины. И политический пример Президента союзной Белоруссии Александра Лука-шенко - этому уже активно способствует!..
Что же касается вопроса, - раскручиваемого ныне в определенных политических кругах, - о том, кто же теперь обладает наибольшим объемом политических возможностей, позволяющих ему в будущем, наиболее весомо претендовать на пост Президента вновь формируемого Российско-Союзного государства: Александр Лукашенко или Владимир Путин, - то очевидно, что сама по-становка, этого, совершенно некорректного вопроса и его лукавая направленность, носят теперь исключительно провокационный и дестабилизирующий характер. Ибо дело отнюдь не в лично-стях …
Союзное государство нам следует теперь восстанавливать не во имя каких-либо политических амбиций, вынашиваемых отдельно взятыми политическими лидерами, - а во благо всего русского народа, и исторически близких к нему народов, - что абсолютно точно! И здесь недопустимо бу-дет проявление каких-либо политических эмоций, мешающих дальнейшему развитию союзно-по-литической инициативы.
Впрочем, есть один, весьма не мало важный аспект, который уже успел утвердиться в сознании современного русского общества, и который заключается теперь в том, что сегодня, - в момент, когда только лишь формируются контуры будущей Российско-Союзной государственности и за-кладываются её государственно-правовые основы, - в качестве инициатора и вдохновителя этого процесса (…процесса модернизированного союзно-политического строительства), русское обще-ство и весь транснациональный русский мир, по праву воспринимают личность действующего Президента союзной Белоруссии Александра Лукашенко.
В дни сомнений, в дни самых тягостных переживаний, - поглотивших преданное и расчленен-ное русское общество, вынужденное задыхаться в информационном потоке иезуитской лжи и оголтелой травли, развязанной дорвавшимися до власти всевозможными национал-демократами и откровенными политическими ренегатами, - именно государственно-политический образ первого Белорусского Президента, - решительно опрокинувшего сепаратизм белорусской элиты и твердо вставшего на защиту обновленной союзно-политической государственности, - в значительной ме-ре, помог русскому обществу преодолеть сложившийся в нём "постсоветский синдром". Помог русскому этносу, - составной и неотъемлемой частью которого, являются православные культуры, развивающиеся на территории современной Белоруссии и Украины, - вернуться к идеям своего национально-политического единения… К идеям - веками определявшим величие Земли Русской!
Одновременно, Президент Лукашенко предложил иную модель экономических реформ, - кото-рая, конечно же, имела свою цену, но при этом носила более щадящий и справедливый характер по отношению к рядовым гражданам, - в сравнении с теми аналогами, которые в этот же период разрабатывались в Российской Федерации и на Украине. И это очевидное обстоятельство, увы, - чаще всего вызывало приступы политической ревности и откровенного раздражения, проявляемо-го, как со стороны представителей правящей российской, так и украинской политической бюро-кратии, - в значительной мере ориентированных на идеологические и экономические установки, выдвигаемых западными политическими представителями.
При чем, иные российские политики, - мнящие о себе, не иначе как "о столпах русской демо-кратии", - в своей нарочито-язвительной критике, направляемой посредством послушно-лукавых российских СМИ в адрес ближайшего политического союзника России Белорусского Президента, - во всех этих приступах политической подлости и глупости, уже в который раз раскрывали себя в качестве "обыкновенных политических недорослей", - увы, однажды дорвавшихся до власти в России…
К счастью, теперь ситуация выглядит иначе.
Президент Владимир Путин стал для современной России тем политическим лидером, который продемонстрировал свою очевидную способность в вопросах, связанных с определением россий-ских национально-политических приоритетов. И очень важно, что среди этих приоритетов, в чис-ле ведущих, сегодня стоит задача, связанная с возрождением исторически сложившейся Российс-ко-Союзной государственности. И это обстоятельство, позволяет теперь Президенту союзной Бе-лоруссии Александру Лукашенко уверенно смотреть в будущее.
…Право же: наша историческая память - есть источник нашей национальной мудрости.
Переживая тяготы и волнения дней сегодняшних - мы вспоминаем о днях прошедших… Опре-деляя своих нынешних героев - мы вспоминаем о героях дней минувших…
Мы обращаемся к светлой памяти Великого князя Александра Ярославича, - отвергнувшего неравный и губительный для Русского государства (… в конкретных исторических условиях) союз с католическим миром и обратившего свои взоры на восток…
Мы обращаемся к памяти Великого русского князя, - всеми своими силами стремившегося ут-вердить в сознании русского народа идею о необходимости его национально - политического еди-нения.
Мы обращаемся к памяти русского героя, - спасшего Русь от её полного разорения…
И пусть, теперь, кто-то выскажет своё неудовольствие по поводу приведенных исторических аналогий. И все же…
И все же в значительной мере, Президент союзной Белоруссии Александр Лукашенко несет на себе ту же историко-политическую миссию!
Что же касается непрекращающегося потока негодующих возгласов и откровенных воплей, традиционно извергаемых противниками Белорусского Президента, - современными раскольни-ками, иноверцами и, просто, политическими ростовщиками, - то, в этом отношении, всем сомне-вающимся, следовало бы наконец уяснить для себя простую народную мудрость, гласящую: "кому волком выть, - а кому коней править"…
И тут важно будет, чтобы рука ведущего была твердой и уверенной, а взор ясным.
К счастью, в случае с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко все выглядит совер-шенно достойным образом. Как говорится: "и умом Бог не обидел, и сноровкой не обделил"…
Так что знайте, недруги наши - иноверцы лукавые…
Не перевелась ещё Земля Русская!
Не иссяк её жизненный источник!
И как прежде, поднимает Русь сыновей своих, - ведущих народ православный к вершинам его Державного Возрождения!
…Ведущих вперед, в будущее, - в ХХ век!
В статье использовались материалы из книги Владимира Пашуто "Александр Невский".
Допускается публикация с незначительными сокращениями.
29.06.2001 Олег Слюсаренко
Украина. Крым.
|