Введение
Национальный доклад о прогрессе, достигнутом Российской Федерацией в ходе осуществления целей Всемирной декларации и Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, подготовлен к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2001 году по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей.
За 10 лет с момента проведения Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие сильнейшее влияние на все стороны жизни общества. Прошедшее десятилетие было периодом построения новых государственности и экономики, основанных на принципах демократии, федерализма, рыночной экономики, уважения прав человека.
Наряду с безусловным прогрессом в фундаментальных основах жизни общества, эти масштабные исторические изменения поставили Россию перед новыми вызовами, прежде всего в поддержке уровня жизни детей в условиях переходной экономики, и необходимостью выработки и развития механизмов противодействия новым рискам для детей – беспризорности, росту социального сиротства, распространению наркотиков, насилия по отношению к детям.
При подготовке доклада использована информация, полученная от министерств и ведомств Российской Федерации, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с улучшением положения детей и защитой их прав, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также материалы общественных объединений, включая правозащитные организации, региональных уполномоченных по правам ребенка (в шести субъектах Российской Федерации).
В докладе использованы материалы, содержащиеся в подготовленных ранее документах, характеризующих социально-экономическое положение отдельных групп населения: ежегодных государственных докладах “О положении детей в Российской Федерации”, докладах “Здоровье женщин в Российской Федерации”, “О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, “О положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994–1998 гг.”и др.
В докладе использованы данные государственной статистики, результаты научных исследований.
Ранее в Секретариат ООН были направлены “Второй периодический доклад о реализации в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка” (1997 г.), ответы на Перечень вопросов, подлежащих обсуждению в связи с рассмотрением Второго периодического доклада Российской Федерации по осуществлению Конвенции о правах ребенка (1999 г.), “Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин” (1999 г.), “О выполнении в Российской Федерации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин” (2000 г.). В связи с этим представляемый доклад сфокусирован на более подробной информации, касающейся непосредственно достижения целей, сформулированных во Всемирной Декларации и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей.
История вопроса
На Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 г. делегацию СССР возглавлял Министр иностранных дел СССР. В 1991 г. Россия, как правопреемник СССР, приступила к реализации международных обязательств, вытекающих из решений Всемирной встречи.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению были подписаны Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным в январе 1992 г.
Первым практическим шагом по реализации провозглашенных Всемирной декларацией и Планом действий целей и задач стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", в котором проблема выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации признана приоритетной. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано руководствоваться этим принципом при формировании бюджетов различного уровня, распределении материально-сырьевых ресурсов, инвестировании строительных работ и при решении других задач. Одновременно названный указ заложил основы формирования национального механизма по решению стоящих задач: осуществление неотложных мер по решению проблем детства; решение долгосрочных задач улучшения положения детей на программно-целевой основе (разработка программы "Дети России" с выделением в ней целевых федеральных программ общенационального значения, а также подготовка аналогичных региональных программ в интересах детей); разработка и утверждение перечня обязательных бесплатных услуг женщинам и детям, предоставление которых должно быть гарантировано государством; создание и укрепление территориальной сети учреждений нового типа – социальной помощи семье и детям, а также введение в систему управления (структуру министерств и ведомств Российской Федерации) подразделений либо должностей специалистов, занимающихся проблемами детства.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" сформирован механизм для периодических проверок достижения целей Всемирного плана действий в Российской Федерации:
- создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, имеющая характер межведомственной с включением в ее состав представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций;
- определено, что в Российской Федерации ежегодно разрабатывается и распространяется государственный доклад о положении детей, при этом доклад готовится на основе данных государственной статистики, аналитических и информационных материалов федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также результатов научных исследований, связанных с оценкой жизнедеятельности детей;
- дано поручение приступить к разработке Национального плана действий в интересах детей в Российской Федерации в соответствии со Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Принятию Национального плана действий в Российской Федерации предшествовала большая подготовительная работа. К его разработке были привлечены 20 федеральных министерств и ведомств, 15 научно-исследовательских институтов, ряд неправительственных организаций, занимающихся проблемами детства, привлеченные на индивидуальной основе эксперты, пользующиеся признанием в научном сообществе. Материалы и предложения к разработке национального плана действий были представлены всеми субъектами Российской Федерации. Координация разработки Национального плана действий осуществлялась Комиссией по координации работ, связанных с выполнением Конвенции по правам ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. На всех этапах работы обеспечивалось взаимодействие с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).
Таким образом в ходе разработки Национального плана действий в Российской Федерации для определения его целей, задач и необходимых мероприятий был проведен всесторонний анализ положения детей в Российской Федерации и влияющих на него факторов, определение перечня необходимых мер для достижения целей Всемирного плана действий в интересах детей в Российской Федерации с учетом макроэкономических ограничений развития страны и прогнозных оценок, другими словами осуществлена полная проверка достижения целей Всемирной декларации и Плана действий на середину десятилетия.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) были утверждены Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 г.
В соответствии с названным Указом и с учетом особенностей переживаемого Россией периода социально-экономического развития целью государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на период до 2000 года являлось преодоление нарастания негативных тенденций и стабилизация положения детей, создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей. В качестве приоритетных направлений деятельности определены: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
План конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана действий дважды (в 1996 и 1998 годах) утверждался Правительством Российской Федерации. Ход реализации Национального плана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации регулярно рассматривается Комиссией по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации. В свою очередь ежегодный государственный доклад о положении детей в Российской Федерации носит характер мониторинга положения детей в России, включая и достижение целей Национального плана действий в интересах детей. Доклад ежегодно (с 1994 г.) издается и распространяется бесплатно.
Основополагающий международно-правовой документ в сфере защиты прав и улучшения положения детей - Конвенция о правах ребенка - вступила в силу для Российской Федерации в сентябре 1990 г. В соответствии с принятыми обязательствами и во исполнение требований статьи 44 Конвенции о правах ребенка Российской Федерацией в 1992 г. Комитету ООН по правам ребенка представлен первоначальный доклад по выполнению Конвенции (рассмотрен в феврале 1993 г.), в 1997 г. - второй периодический доклад о выполнении Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации (рассмотрен в сентябре 1999г.).
В Заключительных замечаниях Комитета по правам ребенка на доклад Российской Федерации отмечены усилия России по укреплению законодательной основы в области защиты прав ребенка, важность учреждения института Уполномоченного по правам человека, а также учреждения региональных уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Положительная оценка была дана усилиям, прилагаемым в области первичного медицинского обслуживания, особенно по улучшению охраны материнства и сокращению младенческой смертности, а также успехам, достигнутым в выполнении программы вакцинации. Отмечены усилия России в области образования, в частности в обеспечении предоставления бесплатного и обязательного начального образования и расширения доступа к бесплатному среднему образованию.
Вместе с тем Заключительные замечания в большей мере посвящены острым вопросам положения детей в России и предлагаемым путям решения стоящих проблем в сфере улучшения положения детей-сирот, детей-инвалидов, детей, проживающих в северных районах и других социально уязвимых групп детей, включая детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, мерам противостояния насилию в отношении детей, сексуальной и экономической эксплуатации детей, усилению защиты их от заболеваемости туберкулезом, инфицирования ВИЧ и пр. Особое внимание в Заключительных замечаниях уделено рекомендациям по созданию и дальнейшему развитию механизмов независимого контроля за положением детей, в том числе воспитывающихся в государственных учреждениях, укреплению сотрудничества с неправительственными организациями, усилению межведомственной координации усилий на национальном уровне, а также вопросам финансирования политики в интересах детей.
Процедура проведения проверки результатов на конец десятилетия
Подведению итогов деятельности в достижении целей, поставленных Всемирной декларацией и Планом действий способствовал большой общественный интерес к отчету Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка в 1999 г., а также к заключительным замечаниям по этому вопросу Комитета ООН по правам ребенка.
Более точной оценке достигнутых результатов, новых проблем и определению задач в сфере улучшения положения детей обеспечили дискуссии как на федеральном так и региональном уровнях, в средствах массовой информации. В 1999-2000 гг. в рамках парламентских слушаний обсуждались вопросы улучшения положения детей и молодежи, демографической ситуации в России, роста наркомании среди молодежи и меры противодействия этому социальному злу, проблемы борьбы со СПИДом, международного усыновления. За два последних года Правительством Российской Федерации на своих заседаниях обсуждены проблемы детской безнадзорности, положения детей-сирот, продления действия программы «Дети России», политики в отношении пособий на детей. Аналогичная работа велась в субъектах Российской Федерации, в том числе при подготовке региональных законов и программ в интересах детей.
Привлечению внимания органов государственной власти и широких слоев населения к наиболее острым проблемам положения детей в России способствовали публикации в средствах массовой информации.
Комиссией по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации направлены в федеральные министерства и ведомства и субъекты Российской Федерации Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка для информирования и принятия мер, а также для их учета при подготовке материалов к ежегодному докладу о положении детей и настоящему докладу.
Большую роль в привлечении организаций гражданского общества, включая правозащитные, научные, детские организации, к оценке достижения целей Всемирной встречи на высшем уровне сыграло проведение конференций, посвященных десятилетию принятия Конвенции о правах ребенка (Всероссийской – декабрь 1999 г., а также в большинстве регионов).
При подготовке настоящего доклада были использованы исследования Института семьи и воспитания, Института детства Российского детского фонда, Института социально-экономических проблем народонаселения, Всероссийского центра уровня жизни, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Научно-исследовательского центра Института молодежи и других научных и общественных организаций по проблемам семейной политики, уровня жизни семей с детьми, пособий на детей, безнадзорности, насилия в семье в отношении детей, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и их интеграции в общество, положения детей в многодетных и неполных семьях, по проблемам усыновления детей.
Распространению результатов исследований и дискуссий способствовали публикации в журналах “Семья в России”, “Социальная защита”, «Социальное обеспечение», “Защити меня”, “Планирование семьи”, “Социологические исследования”, в газете “Семья”, «Учительской газете», в бюллетенях ВЦИОМ, в изданиях материалов конференций и семинаров.
Деятельность на национальном и международном уровнях
Конвенция о правах ребенка, а также Всемирная декларация и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, являлись и остаются главными ориентирами при выработке Правительством Российской Федерации приоритетных направлений деятельности по улучшению положения детей. Об этом свидетельствует как принятие и реализация Национального плана действий в интересах детей в Российской Федерации (см. раздел А), так и последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту детей в период происходящих экономических трансформаций.
В этой связи основными стратегическими задачами, которые решались в течение десятилетия, были:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание проблемам детей, в любом обществе находящихся в особо трудных условиях – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине – гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Так, либерализация цен и высокие темпы инфляции в начале 90-х годов обусловили последовательное введение специальных компенсационных выплат семьям с детьми и их регулярную индексацию в рамках имеющихся ресурсов для минимизации снижения уровня жизни детей (1992–1993 гг.), принятие решения о бесплатном обеспечении молочными продуктами детского питания детей первого-второго года жизни (1992 г.), закрепления ограничения на оплату родителями содержания детей в детских дошкольных учреждениях (1992 г.), введение налоговых льгот для предприятий, производящих товары детского ассортимента и детского питания, комплекса защитных мер для многодетных семей (1992 г.).
За десятилетие практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. С 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Важное значение имеет принятие в 1998 г. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в Российской Федерации.
Пользуясь предоставленными им правами, субъекты Российской Федерации также принимают законы по различным аспектам прав детей, что в большинстве случаев благоприятно сказывается на положении детей. В ряде регионов законодательно вводятся дополнительные пособия семьям с детьми, другие формы социальной помощи, новые формы устройства детей, лишившихся родительского попечения, на воспитание в семью.
Одним из наиболее значимых и эффективных элементов проводимой в интересах детей политики явилось создание с 1993 г. в России принципиально новой, личностно ориентированной разветвленной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Ее основной задачей является профилактика семейного неблагополучия, адресная помощь семье и детям в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семью и общество. Основными видами учреждений являются центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры и социальные приюты для детей и подростков, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, службы срочной психологической помощи по телефону. Их сеть увеличилась со 107 учреждений в 1993 г. до 2240 на начало 2000 г. В 1999 г. помощь в различных учреждениях социального обслуживания семьи и детей получили 2 млн. семей и 2,5 млн. детей.
В рассматриваемый период получил развитие программно-целевой метод решения наиболее актуальных проблем улучшения положения детей. Его использование позволяет обеспечить более тесное межведомственное взаимодействие, концентрацию и целевую направленность выделяемых ресурсов.
С 1993 г. реализуется программа “Дети России”, определившая на национальном уровне задачи и пути комплексного решения проблем детей, нуждающихся в особой социальной защите (детей-инвалидов, детей-сирот, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС), а также меры по актуальным проблемам защиты детей в сфере охраны здоровья детей, профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, развития системы социального обслуживания детей, организации летнего отдыха. В 1994 г. программе “Дети России” придан статус президентской.
С 1994 г. в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа “Вакцинопрофилактика”, действие которой продлено на период до 2005г. За счет средств программы осуществлялось финансирование производства вакцин, централизованное обеспечение ими всех территорий России для иммунизации детского населения, транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики; начата реконструкция предприятий по производству иммунобиологических препаратов, а также разработка отечественной вакцины против краснухи.
С 1993 г. в России работа по профилактике и борьбе со СПИДом велась и ведется в соответствии с “Федеральной целевой программой на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболевания СПИДом в Российской Федерации”, “Федеральной целевой программой по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 1996-1997 годы и на период до 2000 года”.
Разработана и утверждена межведомственная Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы, определяющая государственную политику в этой области и систему комплексных профилактических мер, включающую совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи, улучшение подготовки и усовершенствования кадров, информационное обеспечение деятельности в области охраны репродуктивного здоровья, а также проведение научных исследований в этой области.
В 1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999–2001 годы”, в основные задачи которой входит совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего - молодежью и несовершеннолетними. Объемы финансирования программы определены в 516 млн. руб., в том числе и на научные исследования.
Обозначившаяся тенденция к экономическому росту создает предпосылки для дальнейшего прогресса в сфере защиты прав детей и усиление гарантий их выживания, защиты и развития. Впервые за длительный период реализации президентской программы “Дети России” в 1999 и 2000 годах удалось обеспечить ее практически полное финансирование.
Свидетельством важности программно-целевого подхода и его результативности в деле улучшения положения детей, в частности, реализуемых федеральных целевых программ по мерам поддержки наиболее социально уязвимых групп детей, которым посвящена программа “Дети России”, является утверждение Правительством Российской Федерации в 2000 г. 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001–2002 гг. Правительство Российской Федерации обратилось к Президенту Российской Федерации с тем, чтобы эти программы как и раньше, были объединены в рамках президентской программы “Дети России”.
При этом финансирование программ, утвержденных на 2001–2002 гг., предусмотрено в существенно большем объеме. Федеральным бюджетом на 2001 г. утверждено, что затраты на реализацию программы «Дети России» в целом увеличены на 23,4%, в том числе на программу «Развитие социального обслуживания семьи и детей» – на 41,6%, «Безопасное материнство» – на 40,3%, «Дети-инвалиды» – на 28,8%, «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – на 26%, «Дети сироты» – на 20,2%.
В соответствии с замечаниями Комитета по правам ребенка при рассмотрении Второго периодического доклада (пункты 15-17) Правительство Российской Федерации предпринимало меры по изысканию новых решений бюджетных проблем для обеспечения выплаты пособий на детей, погашения задолженности, защиты наиболее уязвимых групп.
Так, начиная с января 2000 г. произошло сокращение задолженности по выплате пособий на детей (суммарно почти на 5,5 млрд. руб. или на 190 млн. долл.). Это было обеспечено как более активной работой на региональном уровне, так и тем, что впервые в 2000 г. в федеральном бюджете были предусмотрены целевые средства для оказания помощи субъектам Российской Федерации в выплате пособий на детей и погашении задолженности в объеме 3,2 млрд. руб.
Повсеместно осуществлен переход к новой (адресной) модели назначения пособий с учетом доходов семьи, что способствует концентрации ресурсов для помощи наиболее уязвимым категориям семей с детьми с доходами ниже прожиточного минимума.
Используя новые возможности, предоставляемые наметившимся экономическим ростом, с 1 января 2001 г. размер ежемесячного пособия на детей будет увеличен на 20% (с 58,44 руб. до 70 руб.), что соответствует уровню инфляции за 2000 г. Законодательно закреплено (Федеральный закон “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации”), что с января 2001 г. пособия будут назначаться в абсолютном размере, а не в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда, и их размер будет устанавливаться ежегодно. Такой шаг открывает возможность пересматривать размер пособия в соответствии с ростом стоимости жизни.
Впервые в федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрено полное финансирование выплаты пособий из федерального бюджета в размере 22,8 млрд. (ранее финансирование пособий осуществлялось из региональных бюджетов), что обеспечит единство предоставления данной социальной гарантии всем детям, имеющим на нее право, независимо от места проживания.
Последовательное проведение политики и наращивание объема государственных ассигнований на эти цели (включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации), привлечение к этой работе неправительственных организаций позволили преодолеть временный провал в организации летнего отдыха детей. Начиная с 1999 г. таким отдыхом и оздоровлением было охвачено больше детей, чем в дореформенный период. Летом 2000 г. организованным отдыхом и оздоровлением по предварительным данным было охвачено 9 млн. детей. Инвестиции в оздоровление и отдых детей не только благоприятно влияют на здоровье детей и подростков, но, что не менее важно, способствуют творческому развитию ребенка, являются существенным элементом профилактики безнадзорности детей и подростков.
Свидетельством приоритетности интересов детей является также то, что при снижении тарифов страховых отчислений объем средств Фонда социального страхования, выделяемых на отдых и оздоровление детей, не сокращается.
Интересы семей с детьми учтены при пересмотре в 2000 г. налогового законодательства Российской Федерации, вступающего в силу с 1 января 2001 г. Для семей с детьми увеличены размеры налоговых льгот (выводимая из под налогообложения часть индивидуальных доходов родителей), а также предусмотрено выведение из под налогообложения средств, затраченных гражданами на обучение и медицинскую помощь, что особенно актуально для семей с детьми.
В настоящее время в России завершается разработка Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в соответствии с положениями которых принципиально важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование. Определяется, что экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал – образование и здоровье граждан, науку и культуру. Названная среднесрочная стратегия развития позволит и в дальнейшем наращивать усилия всего общества в интересах защиты и развития детей.
В целях улучшения положения детей Российская Федерация в дополнение к деятельности на национальном уровне широко использует возможности международного сотрудничества.
Новым импульсом в этой работе стало открытие в России в 1997 г. представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В ноябре 1999 г. подписан Сводный план действий Правительства Российской Федерации и ЮНИСЕФ на 2000–2001 годы. В апреле 2000 г. подписан Программный план сотрудничества Правительства Российской Федерации и ЮНИСЕФ.
В соответствии с названными документами совместная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: здоровье и развитие детей в раннем детстве; дети, нуждающиеся в особой защите (дети под опекой государства (сироты и инвалиды) и безнадзорные дети); здоровье и развитие молодежи; мобилизация общества на защиту прав детей.
В реализации совместных мер принимают участие федеральные министерства, а также администрации субъектов Российской Федерации, где реализуются программы, неправительственные организации.
Ряд совместных проектов, как например пилотный проект по введению поста уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне, носит чрезвычайно важный характер для осознания широкими слоями общества фундаментального характера прав ребенка в контексте основных прав и свобод человека.
Российская Федерация с удовлетворением отмечает понимание важности учета интересов детей при проведении программ реформирования социальной политики со стороны Международного банка реконструкции и развития. В настоящее время за счет займа МБРР SPIL реализуется проект по содействию становлению новой системы пособий на детей.
Существенное значение для формирования механизма социального партнерства государственных и общественных организаций в решении социальных проблем в первую очередь по оказанию социальных услуг особо нуждающимся группам населения имела реализация в 1998-2000 годах совместного проекта Министерства труда и социального развития Российской Федерации и программы ТАСИС Европейской комиссии «Неправительственные организации социальной сферы».
В результате соглашения между ПРООН и Министерством труда и социального развития Российской Федерации во все программы, реализуемые ПРООН в России, включены гендерные аспекты.
Международное сотрудничество эффективно дополняет усилия федеральных и региональных органов и учреждений здравоохранения по приоритетным направлениям охраны здоровья матери и ребенка.
За период с 1995 по 1999 гг. из 89 территорий Российской Федерации в 35 реализуется 76 международных проектов (программ), в 18 – на федеральном уровне (7 из них являются составной частью общих проектов в области здравоохранения), 58 – по прямым соглашениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросам профилактики и лечения заболеваний у женщин и детей посвящено 25% представленных проектов, охране репродуктивного здоровья и планированию семьи – 21%, современным перинатальным технологиям, включая поддержку грудного вскармливания младенцев, – 19,7%, совершенствованию организации медицинской помощи женщинам и детям – 9,2%, образовательные и научные проекты соответственно – 3,8% и 3,0%. Проекты, имеющие характер гуманитарных (оснащение мебелью, лекарствами, лечение детей за рубежом и др.), составили 10,5%.
Россия открыта для расширения сотрудничества с международными организациями по всем, в том числе наиболее болезненным, вопросам обеспечения прав детей.
2-11 октября с.г. в России находилась с официальным визитом специальный докладчик по торговле детьми, детской проституции и детской порнографии Комиссии ООН по правам человека О. Кальцетас-Сантос. Визит спецдокладчика позволил привлечь дополнительное внимание российских государственных структур и неправительственных организаций к кругу проблем, входящих в ее мандат.
Конвенция о правах ребенка, а также Декларация и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне интересах детей, остаются главными ориентирами при выработке российским правительством приоритетных направлений по улучшению положения детей и подростков.
Открытие для подписания и ратификации двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка рассматривается Россией в качестве нового важного шага в определении международных норм и стандартов по обеспечению прав детей. В настоящее время Россия приступила к необходимым внутренним процедурам по подготовке к присоединению к этим факультативным протоколам.
Учитывая важность согласованной совместной деятельности по защите прав детей в рамках Содружества Независимых Государств, Советом глав правительств государств-участников СНГ в ноябре 2000 г. принято решение «О защите детства в государствах-участниках СНГ», в соответствии с которым 2001 г. объявлен в государствах СНГ Годом ребенка. Его проведение позволит усилить внимание всех субъектов гражданского общества к решению наиболее острых проблем детства в год проведения Специальной сессии ООН.
Конкретные мероприятия по обеспечению выживания, защиты и развития детей
За десятилетие, прошедшее с момента принятия Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по ее осуществлению, Российской Федерации удалось значительно продвинуться в достижении их целей и задач с учетом социально-экономических реалий развития страны.
А) Информация о распространении знаний о Конвенции была подробно изложена во втором периодическом докладе Российской Федерации о выполнении Россией Конвенции о правах ребенка, рассмотренном Комитетом ООН по правам ребенка в сентябре 1999 г.
Новым и чрезвычайно действенным способом распространения знаний о Конвенции среди детей и взрослых, в т.ч. работающих с детьми, стала деятельность региональных уполномоченных по правам ребенка: издание информационных буклетов по правам детей, непосредственно адресованных детям разного возраста; проведение телепередач, дискуссий, в т.ч. в школах с детьми, родителями и преподавателями, по правам детей и пр. Опыт уполномоченных обобщен и направлен для распространения в субъекты Российской Федерации.
Информация об основных положениях Конвенции (текст Конвенции и комментарии к ней) размещены в Интернете (русской сети), что делает ее доступной как для детей, так и взрослых.
Распространению знаний о Конвенции и ее реализации в Российской Федерации способствует издание и бесплатное распространение Второго периодического доклада и всех материалов к нему во исполнение п. 73 Заключительных замечаний. Издание направлено во все властные структуры России (включая Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации), палатам Федерального Собрания, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также распространяется среди неправительственных организаций, исследователей, занимающихся проблемами детства.
Для последовательного информирования о выполнении Конвенции в 2000 г. подготовлен к изданию второй выпуск Сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и Конвенции о правах ребенка.
Б) Несмотря на трудности переходного периода, в Российской Федерации для реализации прав детей на охрану здоровья сохранена педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилактических учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Врачи-педиатры выпускаются педиатрическими факультетами 39 высших медицинских учебных заведений. В детских лечебно-профилактических учреждениях работают 66063 врачей-педиатров и неонатологов (1990 год – 74967), обеспеченность ими составляет 23,9 на 10000 детей (1990 год – 21,2), 48,3% из них имеют квалификационные категории, что характеризует высокий профессиональный уровень специалистов (1990 год – 16,3%).
Первичную медицинскую помощь дети получают по территориальному принципу в детских лечебных учреждениях по месту жительства. В 13 регионах созданы детские консультативно-диагностические центры. Стационарная медицинская помощь оказывается в 63 детских областных, краевых, республиканских больницах, в 316 детских городских больницах, 58 детских инфекционных больницах и 6 детских противотуберкулезных больницах. Всего в детских и взрослых больницах развернуто 227,4 тыс. детских коек. Обеспеченность ими составляет 82,4 на 10000 детского населения (1999 год), в том числе соматическими – 32,4; инфекционными – 18,4; специализированными – 31,6.
Постановлениями Правительства Российской Федерации ежегодно утверждается Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, определяющая виды и объемы медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям, за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования.
Впервые созданы и приняты Основы стандартизации в сфере здравоохранения. Разработаны и утверждены стандарты и протоколы оказания медицинской помощи женщинам и детям, которые включают не только объемы помощи в поликлинике и стационаре при заболеваниях, но и при диспансеризации здорового и больного ребенка. Разработаны и внедрены технологические протоколы первичной реанимации новорожденных, аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в родильных домах и детских поликлиниках, лечения лейкозов, организации профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста.
Для обеспечения сравнимости данных о состоянии здоровья детей ведется работа по уточнению национальной системы статистических показателей. Так, в 1993 г. в России введены рекомендованные ВОЗ критерии определения живорождения, с 1996 г. – статистика детской инвалидности; с 1999 г. – разработаны новые медицинские свидетельства о рождении, о перинатальной смертности и о смерти с учетом рекомендаций ВОЗ для проведения многофакторного анализа причин перинатальной и младенческой смертности.
Продолжалось последовательное развитие перинатальной помощи и служб охраны репродуктивного здоровья – созданы 65 перинатальных центров, 448 центров планирования семьи и репродукции. Приведены в соответствие с современными технологиями мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах. Внедрен и обеспечивается неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. Охват новорожденных скринингом на два названных наследственных заболевания достигает 90%. С 1998 г. начат перевод скрининга на отечественную технологию. Пренатальная диагностика осуществляется в 6 федеральных и 10 межрегиональных медико-генетических центрах. Внедрен аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. Более 50% новорожденных обследуется на выявление нарушений слуха.
В 1998 г. принят Федеральный закон “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний”, которым создана правовая система для обеспечения комплекса мероприятий, направленных на последовательное снижение инфекционной заболеваемости на территории Российской Федерации, предусмотрены права и обязанности граждан при проведении вакцинопрофилактики.
Расширен круг инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики – в календарь прививок дополнительно введена вакцинация против гепатита и краснухи. Мероприятия, проводимые в последние годы, позволили значительно увеличить число привитых против инфекций, предусмотренных Национальным календарем прививок. Уровень охвата иммунизацией детей в возрасте до 1 года превысил 95%, число привитых против дифтерии детей в возрасте 1 года в сравнении с 1990 г. увеличилось на 43,5%, коклюшем - на 59%, полиомиелитом на 42,7%, корью в возрасте 2 лет - на 20,8%, эпидемическим паротитом на - 67%.
В результате проведенных мероприятий в 1997 г. удалось добиться рекордно низкого уровня заболеваемости корью, показатель заболеваемости составил 5,8 на 100 тыс. детей (1990 г. – 39,1, 1999 год – 8,8). Случаи смерти детей в возрасте 0–4 года от этой инфекции единичны.
В 1997 г. ведена ревакцинация против эпидемического паротита детей перед поступлением в школу. Первые результаты введения ревакцинации получены в 1999 г., когда заболеваемость эпидемическим паротитом в сравнении с 1998 г. снизилась на 52% и составила 158,8 на 100 тыс.детей, однако практически сохранилась на уровне 1990 г. (158,5).
В целях реализации программы ВОЗ по ликвидации полиомиелита с 1996 г. проводились Национальные дни иммунизации (НДИ), ежегодно дополнительно было привито около 99% детей с 3-х месяцев до 3-х лет. В результате проводимых мероприятий с 1997 г. не зарегистрировано ни одного случая полиомиелита, вызванного “диким” вирусом.
За последние 5 лет (с 1995 по 2000 годы) в сравнении с 1990-1994 гг. отмечается снижение заболеваемости населения дизентерией на 19%, острыми кишечными инфекциями на 6%, сальмонеллезами на 27%. Снижение заболеваемости произошло в первую очередь за счет уменьшения групповых заболеваний в детских дошкольных учреждениях и школах, в результате проводимой работы по разукрупнению групп и классов, усилению государственного санитарного надзора за соблюдением санитарных правил и противоэпидемического режима на пищеблоках указанных учреждений.
В результате проведенных мер:
- уровень младенческой смертности на сентябрь 2000 г. по предварительным данным составил 15,8 на 1000 родившихся по сравнению с 17,4 в 1990 г. и 19,9 в 1993 г. (наиболее высокий уровень младенческой смертности за десятилетие). По сравнению с 1993 г. он снизился на 21% и приблизился к целевому значению Национального плана действий в интересах детей (15%о. в 2000 г.). В ряде регионов удалось добиться значительно большего прогресса в сокращении младенческой смертности. Так, с 1990г. этот показатель сократился в Самарской области на 44%, в Санкт-Петербурге – на 40%, в Мурманской области – на 30%, в Москве – на 25%;
- смертность детей в возрасте 0–4 года (КСД –5) составила в 1999 г. 21,0 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения и понизилась по сравнению с наивысшим за десятилетие показателем на 13% (в 1993 г. на пике нарастания негативных тенденций этот показатель составлял 24,3). Смертность детей в возрасте до 5 лет от острых респираторных инфекций уменьшилась соответственно в 1,4 раза.
Основными причинами регистрируемого уровня младенческой смертности являются врожденные аномалии развития, недостаточно высокие темпы снижения инфекционных заболеваний и рост смертности от несчастных случаев, отравлений и травм. Динамика показателей младенческой смертности и смертности детей в возрасте до 5 лет отражает также неблагоприятные последствия экономического кризиса 1998 г., крайне негативно сказавшегося на всех сторонах жизнедеятельности семей и детей.
Еще одной актуальной проблемой является значительная региональная дифференциация младенческой смертности. Ее опережающее снижение в неблагополучных по этому показателю регионам является одной из стратегических задач на последующий период.
ВИЧ-инфекция начала регистрироваться в России с 1987 г. К 2000 г. выявлен 761 инфицированный ВИЧ ребенок в возрасте до 15 лет, из них у 127 развился СПИД, умерло 102 ребенка, из них у 87 детей причиной смерти послужил СПИД. От ВИЧ-инфицированных матерей (в подавляющем большинстве случаев – это женщины, употребляющие наркотические препараты) родилось 305 детей.
Резкий рост числа случаев ВИЧ-инфицированных детей в последние годы обусловлен заражением при инъекционном употреблении наркотических препаратов, прежде всего среди подростков и молодежи в возрастной группе 15-20 лет, их число к началу 2000 г. составило 4023 человека. Особую тревогу вызывают факты заражения таким путем детей 10-15 лет.
Медицинская помощь детям и подросткам, больным ВИЧ/СПИДом, оказывается в Республиканской инфекционной клинической больнице (г.Санкт-Петербург, пос.Усть-Ижора), клинической инфекционной больнице (г. Москва), региональных центрах СПИД и медицинских учреждениях по месту жительства. В 1999 г. создан научно-практический центр профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей.
Все виды медицинской помощи ВИЧ-инфицированным детям оказываются бесплатно, оплата проезда ребенка и одного из родителей или сопровождающего несовершеннолетнего ВИЧ-инфицированного для лечения и консультирования в учреждения федерального уровня производится за счет территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом и средств Российского клинического центра.
Социальная защита ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осуществляется в соответствии с принятыми в 1995 г. федеральными законами «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Запрещено ограничение прав ВИЧ-инфицированных, в частности не допускается отказ в приеме в образовательные учреждения. Все сведения о результатах проведения освидетельствования на наличие ВИЧ-инфекции сохраняются в тайне.
Наряду с положительной тенденцией уменьшения смертности детей наблюдается рост заболеваемости детей как в целом, так и по основным классам болезней, включая социально обусловленные и социаль
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций в 2001 году по итогам
Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей
Нью-Йорк, 19-21 сентября 2001 год
|