Анализ идейных, нравственных, религиозных и социально-политических взглядов российской молодежи показал, что в своём подавляющем большинстве она плоть от плоти своих родителей, и преемственность этих поколений достаточно очевидна. Это проявляется и в жизненных планах, и в ценностных ориентациях, в отношении к социальным проблемам и религии. Разумеется, у поколений “отцов” и “детей” есть определенные отличия.
Отличительные особенности молодежи касаются в основном её качеств как работников, что влияет и на материальное положение, её морального облика и особенностей поведения, а также роли политики в её жизни. Молодежь выгодно отличается от старшего поколения уровнем квалификации, наличием тех знаний и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда, характером трудовых мотиваций, а также готовностью учитывать требования рынка, включая переквалификацию, если это необходимо. Частным случаем этой готовности выступает активность, с которой молодежь приобретает новые знания.
Материальное благосостояние молодежи относительно лучше, чем у поколения их “отцов”, и не удивительно, что молодые люди гораздо оптимистичнее оценивают для себя последствия как августовского кризиса 1998 года, так и экономических реформ в целом. Главная причина этого в том, что основная масса молодежи и профессионально, и организационно, и психологически легче адаптировалась к новым общественно-экономическим отношениям и быстрее нашла способы зарабатывать на жизнь, чем старшее поколение. При этом на плохое материальное положение жалуется прежде всего молодежь, работающая на государственных и приватизированных предприятиях. Относительно лучше положение у молодежи, занятой на частных предприятиях.
Последствия августовского кризиса 1998 года в меньшей степени затронули молодежь. Кроме того, в идейном плане молодежь пережила кризис, сохранив оптимизм по поводу перспектив своего карьерного и материального роста.
В целом российская молодежь является сторонницей “рыночных” реформ и даже после кризиса 1998г. убеждена, что несмотря на тяжелое положение, в котором оказалась сегодня Россия, стремление реформаторов построить в ней рыночные отношения было положительным явлением. В этом плане ее позиции носят более “рыночный” характер, чем у населения России в целом.
Естественным следствием, с одной стороны, понимания необходимости рыночных реформ, а с другой - недовольства их результатами, является то, что российская молодежь считает необходимым корректировку их курса
При этом в отличие от большинства россиян, у российской молодежи (вопреки традиционной для этого возраста ориентации скорее на революцию, чем на эволюцию при решении острых общественных проблем) доминирует все же установка на достаточно плавный, взвешенный и без потрясений пересмотр нынешнего курса.
Основная причина здесь - нежелание потерять в условиях любой “чрезвычайщины” завоеванные ценой огромных лишений последних лет демократические свободы.
В целом можно сказать, что хотя российская молодежь, как и общество в целом, достаточно неоднородна и по своим идейным взглядам, и по социальному поведению, однако основания такой фрагментации в молодежной среде значительно отличаются от тех противоречий, которые все ещё разрывают старшее поколение. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не имеют характера острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.
Отношение к существующей ныне в России власти носит характер достаточно нейтральный "она есть какая есть" и с ней, вне зависимости от того, какие личности и институты её персонифицируют, не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены. Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политический жизни России.
Формированию мнения о политике как о сфере чуждой и далекой от интересов молодежи в немалой степени способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится "во власти".
Нынешнее молодое поколение отторгает многое из того, что олицетворяет собой капитализм с "российской спецификой". Да и мифологемы западного "потребительского рая", так же как образцы западной массовой культуры, привлекает все меньше внимания. Отсюда хотя и незначительный, но приоритет в молодежном сознании идеи самостоятельного пути развития России. Но национал-патриотизм значительной части современной молодежи не имперский и не архаичный, а следствие понимания того, что став периферией Запада, Россия никогда не вырвется из заколдованного круга отсталости и зависимости.
Сторонники либеральных ценностей, как и следовало ожидать, сконцентрированы в основном в группе предпринимателей и студентов. Идеям социализма симпатизируют, в большей степени, молодые военные и сотрудники правоохранительных органов, жители села и рабочие. Сторонников самостоятельного русского пути развития больше, чем в других группах, у тех же военных, предпринимателей, а также ИТР.
Подавляющее большинство молодежи коллективным формам социального протеста предпочитает индивидуальную адаптацию к возможному ухудшению условий жизни.
В некоторых социальных группах молодежи уровень протестного потенциала заметно превосходит средние показатели. Это, прежде всего, жители села, офицеры армии и милиции, работники сферы услуг и торговли, гуманитарная и творческая интеллигенция
При этом даже при ухудшении социального фона вероятность резкой радикализации значительной части молодежи сравнительно невелика. Прежде всего, по причине крайне низкого уровня её самоорганизации. Нет ни "горизонтальных" связей, ни субъектов, способных консолидировать хотя бы активную часть молодежи.
Исследования показали, что мы имеем дело с явлением глубокого порядка - сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало еще в русской общине, где "мир" заботился о беднейших членах общины. На смену ему приходит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек "сам себя делает", а следовательно сам несет ответственность за последствия всех своих действий.
Данные исследования опровергают имеющее широкое хождение в среде национал-патриотических сил тезисы об особом "нравственном чувстве" русского народа, следовании россиянами требованиям этого чувства и их понимании справедливости, о приоритете морали, а не закона в регулировании жизнедеятельности российского общества.
Многие молодые россияне уже далеко ушли в своем внутренней жизни от норм морали и традиций, регулировавших взаимоотношения в крестьянских общинах, и западная модель правового государства - единственная альтернатива утраченному “нравственному чувству”.
По отношению к религии молодежь мало отличается от старшего поколения. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Вместе с тем, растет её увлечение различными формами нетрадиционной религиозности, новыми “паранаучными” верованиями. Большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, предпочло бы, чтобы они четко определили свое место в общественной жизни и функционировали в рамках своей компетенции. При этом, в отличие от некоторых религиозных руководителей, молодежь, как, впрочем, и старшее поколение, не соглашается с идеей исключительности одной религии. За равенство религий выступает большинство во всех возрастных группах.
Для объективного понимания роли и места религии в сознании современной российской молодежи важно учитывать, что значительное число молодых людей (не только верующих, но и индифферентных и неверующих) считают себя сторонниками традиционных религий. Таким образом православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни.
Подавляющее большинство молодежи, в том числе верующей, выступают против активной роли конфессий в общественно-политической жизни, считая, что их деятельность должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, служить укреплению духовности и нравственности в обществе.
Большинство молодежи, в том числе верующей, отвергает различные проявление межнациональной неприязни. Так, в отношении к межнациональным бракам среди всех мировоззренческих и конфессиональных групп проявился общий толерантный подход, правда, этому вопросу в определенной мере присутствует проблема среди мусульман и иудеев, наиболее же лояльны к национальным различиям протестанты.
Интернациональные воззрения верующей молодежи, как и неверующей ее части, проявились по поводу шумно обсуждаемого в последнее время в средствах массовой информации, в различных политических организациях вопроса о евреях. Кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы не повлияли сколько-нибудь серьезным образом на собственно мировоззренческие воззрения молодежи, но они проявились в особенности их отношений к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.
Все социальные группы испытывают тяжелые последствия кризиса, что отражается на их самочувствии. Вместе с тем молодежь в относительно меньшей степени, по сравнению со взрослыми респондентами, болезненно переносит негативные последствия кризиса. Это проявляется и среди верующей молодежи, в том числе в сравнении с верующими старшего поколения. Определенные различия между верующей и неверующей молодежью сказываются в степени проявления интереса к политике, участия в работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т.д. Группа неверующих в два раза больше участвовала в подобных акциях. Верующая молодежь предпочитает придерживаться мягких способов реальных политических действий, она менее склонна на открытые жесткие формы протеста, в большей мере готова терпеть.
Среди верующей молодежи больше проявляются патриархальное, исконно русское понимание “правильности” (справедливости) норм социального общежития (“не так важно , соответствует ли что-нибудь закону или нет - главное, чтобы это было справедливо”), а также патриотическое чувства. При этом, если неверующие и протестанты более ориентированы на то, что человек должен жить там, где ему хочется, то приверженцы традиционных религий (православия, ислама) считают, что Родина у человека одна.
Сравнение характеристик социального самочувствия и возможных политических действий верующих и неверующих молодых людей выявили две тенденции: совпадение у них общественно-политических оценок, предпочтений и одновременно более сдержанное отношение у верующих к открытым формам социального протеста.
Распределение сторонников и противников рыночных отношений в составе разных возрастных групп населения наглядно свидетельствует о наличии противоречия между поколениями по ключевому вопросу преобразования общественных отношений. Большая часть наиболее благополучных молодых людей тяготеет к либерально-рыночным ценностям, менее благополучных к национально-патриотическим, неблагополучных к социалистическим.
Один из выводов исследования состоит в том, что реальную основу и содержание жизни значительной части современной молодежи составляет её частная жизнь, где попытки выжить и как-то упрочить свое положение дополняются активным общением с друзьями, решением семейных проблем, развлечениями и саморазвитием. Если рассматривать конкретные оценки своего положения, то молодежь, по сравнению со взрослыми, гораздо лучше материально обеспечена, лучше питается и одевается, имеет больше возможностей проведения досуга, общения с друзьями, считает, что в целом жизнь складывается. Однако, оценивая свои жилищные условия, отношения в семье, возможность отдыха в период отпуска, а также самореализации в профессии и возможность свободного выражения политических взглядов позиция молодежи очень близка к позиции взрослых.
Ухудшение ситуации в стране привело к тому, что абсолютное большинство институтов власти полностью потеряли авторитет в глазах как молодежи, так и всего населения в целом. В оценке главных виновников августовского кризиса позиции разных возрастных групп населения (в т. ч. самые молодые и самые старые) практически не различаются: среди всех возрастных когорт за разразившийся кризис вина лежит на Президенте РФ и правительстве Виктора Черномырдина. Самые молодые россияне в меньшей степени склонны винить в разразившемся кризисе Запад, однако чаще, чем старшее поколение, винят социализм и коммунистов.
Можно сказать, что формирующийся уже сегодня стиль общения, мировосприятия, ценностных приоритетов и образа жизни молодежи становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры российского общества и действия факторов, предопределяющих прогрессивные стратификационные процессы.
* * *
Очевидно, что в молодежи 90-х годов заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. И, как показали результаты проведенных исследований, в большинстве своем молодежь готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить для социального обновления России.
Анализ идейных, нравственных, религиозных и социально-политических взглядов российской молодежи
|