Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Общественные организации

Влияние августовского (1998 г.) кризиса на материальное положение и настроение молодых россиян.

Анализ идейных, моральных и религиозных взглядов молодежи в современной России показывает, что данная возрастная группа, обладая характерными специфическими особенностями, тем не менее включена в систему норм и ценностей всего российского общества. Для определения ключевых идейных и ценностных установок молодежи важно их сравнивать с ориентациями других возрастных групп. Тем более, что в период распада промышленности и традиционных общественно-экономических структур образование, квалификация и профессия во многом стали терять значение базисных социальных характеристик, определяющих самосознание и мироощущение человека. Вместе с тем, ощутимую роль в качестве фактора социальной дифференциации стали играть различия между поколениями в восприятии прошлого и настоящего России.

Как показали проведенные исследования, российская молодежь в своём подавляющем большинстве плоть от плоти своих родителей, и преемственность этих поколений достаточно очевидна. И хотя, разумеется, у поколений “отцов” и “детей” есть определенные отличия, но они не настолько серьезны, чтобы можно было говорить о каком-то конфликте этих поколений.

Воздействие последствий августовского (1998 года) кризиса на идейные и ценностные ориентации российской молодежи нашло свое проявление в разных сферах общественной жизни. В целом графики, построенные по результатам проведенного в апреле 1999 года исследования и характеризующие эволюцию мнений и настроений по наиболее кардинальным проблемам идейных ориентаций россиян от младших возрастов к старшим, в большинстве случаев имеют вид монотонно возрастающих или убывающих кривых и почти никогда не дают “обратных скачков”. Это означает, что точка зрения на ту или иную проблему в зависимости от возраста почти всегда изменяется строго в одном направлении нарастания или убывания.

Вместе с тем во многих случаях на графиках хорошо видны “критические точки”, в которых меняется крутизна их траектории. Эти точки как бы обозначают границы между поколениями: на участках перехода от младшего к среднему и от среднего к старшему возрасту наблюдаются более резкие перепады мнений, чем внутри каждой из этих возрастных группировок.

Если рассматривать конкретные оценки своего положения, то молодежь, по сравнению со взрослыми, гораздо лучше материально обеспечена (хор. 7,0 - 3,3; удов. 54,4 - 38,5), лучше питается (хор. 29,6 - 10,2) и одевается (хор. 18,8 - 6,1; плохо 18,0 - 41,7), имеет больше возможностей проведения досуга (хор. 28,1 - 11,4), общения с друзьями (хор. 63,4 - 34,8; плохо 5,4 - 14,9), считает, что в целом жизнь складывается (хор. 22,7 - 9,0; плохо 14,7 - 29,7). Однако, оценивая свои жилищные условия, отношения в семье, возможность отдыха в период отпуска, а также самореализации в профессии и возможность свободного выражения политических взглядов, позиция молодежи очень близка к позиции взрослых.

Значительный интерес вызывает оценка разных возрастных групп населения причин нынешнего финансово-экономического кризиса в России (см. Приложение 1). В оценке главных виновников августовского кризиса позиции разных возрастных групп населения (в т. ч. самые молодые и самые старые) практически не различаются: по мнению всех возрастных когорт за разразившийся кризис вина лежит на Президенте РФ и правительстве Виктора Черномырдина. Самые молодые россияне в меньшей степени склонны винить в разразившемся кризисе Запад, однако чаще, чем старшее поколение (21,6% против 12,2%), винят социализм и коммунистов.

Истоки нынешнего состояния россиян становятся особенно понятными если иметь в виду то, как они оценивают свои материальные потери в результате августовского 1998 года финансового кризиса. Почти половина населения (48,7%) определяет нанесенный им ущерб как существенный, хотя и не катастрофический. А еще треть россиян (32,4%) оценили его для себя как очень значительный, по сути, катастрофический. Как видно, свыше 4/5 населения страны (81,1%) считают себя значительно потерпевшими в результате возникшего кризиса. Наряду с этим для 9,7% населения ущерб от кризиса имеет место, но не очень существенный. Следовательно, в той или иной степени, от кризиса пострадало 90,8% населения (семей). Не ощутили никакого ущерба от финансового кризиса только 4% россиян и 5,2% затруднились ответить. Самый большой ущерб от финансового кризиса понесло старшее поколение, хотя молодое тоже серьезно его ощутило (см. рис. 1).

Как видно из данного рисунка, среди молодежи доля тех, кто считает, что ущерб был не очень существенный в целом несколько выше, чем в среднем. В свою очередь среди разных групп молодежи выделяется группа 22-26 лет, менее других ощутившая кризис на себе.

Различия между благополучной и неблагополучной молодежью в результате кризиса еще больше углубились и закрепились. У молодежи, занятой на частных предприятиях, материальное благосостояние улучшается, а у занятых на государственных предприятиях ухудшается. Не случайно из числа тех, кто уже работает на частных предприятиях, вернуться на государственные предприятия не хотел бы почти никто, зато половина молодежи, работающей на государственных предприятиях, хотела бы уйти на частные. Фактически среди работающих на госпредприятиях идет формирование новых “низов” общества, концентрация “неблагополучной” молодежи.

Молодежь, как и все общество в целом, считает, что поразивший сейчас Россию кризис будет затяжным таков основной прогноз большинства населения. По оценкам этот кризис может затянуться примерно на 5 лет. Оптимистов не так много. Считают, что кризис завершится до конца года всего 1,8%, до будущего лета 4,5%, до конца будущего года 7,6% опрошенных. По мнению 15% населения кризис может продлиться 2-3 года, а по мнению каждого четвертого россиянина пять и более лет.

Как свидетельствуют данные исследования, молодежь более оптимистично, чем старшее поколение, смотрит на возможности преодоления нынешнего кризиса (рис. 2).

По поводу актуальности различных мер по выводу страны из кризиса позиция абсолютного большинства социальных групп населения совпадает. Различия наблюдаются только по ряду мер в позициях молодежи и старшего поколения.

В свете данной тенденции рассмотрим реакцию респондентов из разных возрастных групп на такой важный вопрос: сохраняет ли сегодня понятие “Отечество” свое значение или оно является устаревшим. Здесь “центр” образуют сразу 3 возрастные когорты (2535, 3645, 4655 лет), мнения которых очень близки: считают данное понятие важным 5060% опрошенных, устаревшим 1113%. Тем самым превышение положительных мнений над отрицательными в пределах 4050%. Крайние позиции в этом случае занимают самая младшая и самая старшая когорты (см. рис. 3).

Подобная тенденция свидетельствует, что среди молодежи патриотические настроения, выражающиеся в том числе и в отношении к Отечеству, выражены в гораздо меньшей степени, чем среди взрослого населения.

В оценке социальных предпочтений молодежи важно рассмотреть какие меры по преодолению нынешнего кризиса поддерживают разные возрастные группы населения (см. Приложение 2). Из данного приложения видно, что наиболее предпочтительны с точки зрения молодежи следующие меры: уход Б. Ельцина в отставку, установление государственного контроля над ценами, установление государственной монополии на продажу алкогольных напитков и табачных изделий, возврат в государственную собственность стратегических отраслей экономики (нефть, газ, энергетика и т.п.).

Как показывают данные опросов (как до, так и после кризиса) , больше всего молодежь обеспокоена тремя опасностями: стать безработным, остаться без средств существования, оказаться жертвой преступления. Кроме того, треть молодого поколения обеспокоена невозможностью получить хорошее образование.

В совокупности все названные отрицательные явления стимулируют население к поиску выхода из создавшегося положения. Один из вариантов уехать за рубеж на время (заработать деньги), либо навсегда. В высокой степени после кризиса активизировались эмиграционные настроения молодежи. Уехать работать или учиться за границу хотели бы из числа молодежи (до 30-ти лет): имеющие общее среднее образование 23,9% (навсегда 6,6%); имеющие среднее специальное образование 41% (навсегда 15,4%); имеющие высшее образование 31,7% (навсегда 14%). Больше всего желающих уехать за рубеж отмечается среди жителей Санкт-Петербурга, Калининградской обл., в Северного и Волго-Вятского районов. Естественно, речь идет только о желающих, поэтому приведенные данные отображают скорее устремления молодежи, чем ее реальные возможности уехать за рубеж.

Положение со стремлением выехать за границу усугубляется еще и тем, что современная российская молодежь менее патриотична: 67,8% молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится, среди взрослых доля сторонников такой точки зрения - 38,5%.

В то же время готовность к эмиграции частично смягчается тем, что молодежь не столь критична как старшее поколение в оценках итогов реформ, проводимых в России с 1992 г. Однако “восторга” по отношению к ним и она не высказывает (см. рис. 4).

Фактически можно констатировать, что от проводимых с 1992 г. в России реформ не выиграла ни одна социальная группа, но среди молодежи степень пессимизма по данному поводу меньше, чем среди взрослого населения.

Объективные данные о среднедушевых доходах подтверждают субъективные самооценки молодежью своего положения и последствий для нее реформ в целом (см. таблицу 1).

Таким образом, судя по данным о душевом доходе, поколение старше 45 и особенно 55 лет, в отличие от молодежи, действительно оказалось основной жертвой проводимых реформ. И все же, реальные масштабы дифференциации благосостояния по возрастным группам были меньше, чем если опираться только на самооценки населения.

Данное расхождение объяснялось прежде всего тем, что падение уровня жизни в большей степени затронуло именно старшее поколение, так как в силу ряда особенностей советской модели распределения (учет стажа при установлении зарплаты, льготы и привилегии, получавшиеся кадровыми сотрудниками и т.п.) именно старшие возрастные группы всегда оказывались в более благоприятном положении. А вот молодежь за свой труд обычно “недополучала”. Поэтому, хотя само по себе материальное положение тех, кому 4655 лет, не намного отличается от тех, кому 2635 лет, они пострадали по отношению к прежнему своему статусу гораздо сильнее. Кроме того, здесь сказывалась такая важная особенность оценки россиянами своего уровня благосостояния, как соотнесение его прежде всего с положением окружающих, а потом уже с уровнем своего дохода.

В своих стремлениях, ценностях и жизненных целях молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить скорее о преемственности, чем о кризисе ценностей и какой-то особой меркантильности современной молодежи. Особенно наглядно это проявляется в том, что касается базовых ценностей (что важно в жизни, и к чему в ней следует стремиться обязательно, а чем можно и пожертвовать). Наиболее важными для современной молодежи оказываются возможность заниматься любимым делом и создать счастливую семью.

Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет её частная жизнь, где попытки выжить и как-то упрочить свое положение дополняются активным общением с друзьями, семейными проблемами, развлечениями и саморазвитием. Как показали исследования, следует вести речь не просто о молодежи как однородной демографической группе, а о различных типах современной российской молодежи внутри одного поколения. С учетом особенностей межличностного общения, развлекательно-рекреационных контактов и общественной деятельности можно выделить несколько типов молодых россиян, различающихся характером, интенсивностью и направленностью их социальных связей: примерно треть современной молодежи России, очень близка по характеру своего досуга и предпочтений к стандартам жизни представителей среднего класса развитых западных стран, в то время как около четверти молодежи ориентированы на традиционные российские ценности.

Как показало проведенное исследование, кризис 1998 г., в несколько раз сократив доходы молодых россиян в долларовом выражении, оставил практически неизменной их рублевую величину. На момент опроса среднемесячный доход на одного члена семьи в России, как и до кризиса, составлял 615 руб., соответственно, среднемесячный бюджет российской семьи из 3-х человек 1845 руб. До кризиса это составляло примерно 295$. В нынешних условиях (после инфляции) менее 80$, т.е. в 3,6 раза меньше. Чуть более высокий доход у молодежи, а самый низкий доход у старшего поколения. По возрастным группам семейный бюджет наиболее “зажиточных” в среднем всего в 1,6 раза больше, чем у самых “бедных”.

Как видно из данной диаграммы, группа молодежи в возрасте 22-26 лет выделяется более высокими доходами и поэтому менее других пострадала от кризиса.

Углубление кризиса в стране после августа 1998 года, нашло свое проявление и в падении доверия населения в целом и молодежи в частности к банкам (рис. 6).

 

До финансового кризиса подобной ситуации не было. Во всяком случае 37,7% населения предпочитало хранить деньги в банке, в том числе 29,2% в Сбербанке, 7% в российских коммерческих банках и 1,5% в иностранном банке. В Сбербанке хранило деньги старшее поколение, а в коммерческих банках преимущественно молодое (см. рис. 7).

 

Приведенные данные показывают: для того, чтобы восстановить доверие населения к банкам прийдется потратить много времени и целенаправленных усилий. В силу разочарования общества в банковской системе интересно выделить, какие меры предприняли разные возрастные группы населения для спасения своих сбережений (см. Приложение 3). Так, среди молодежи одной из самых популярных мер стало приобретение на свободные деньги валюты. Это может свидетельствовать о том, что молодежь, в идейном плане, больше доверяет стабильности западных рынков. Кроме того, значительная часть молодежи пошла на приобретение товаров длительного пользования, что можно объяснить спецификой потребностей молодых семей.

Анализ идейных, нравственных, религиозных и социально-политических взглядов российской молодежи


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки