Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Общественные организации

ЧАСТЬ II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Раздел 3. Президентская Программа "Молодежь России": направления реализации

Президентская программа "Молодежь России" является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Это важный нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оказывающий влияние на управленческие и организационные действия местного самоуправления.

Формирование Программы "Молодежь России (19982000 годы)"

Президентская программа "Молодежь России", одобренная Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1922 и утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279, была направлена на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.

В предыдущих государственных докладах давалась оценка хода реализации программы. Отмечалось, что общая стратегия реализации указанной программы, предусматривавшая осуществление мероприятий в условиях оптимального и стабильного финансирования, по которой в первые два года предполагались становление инфраструктуры отрасли и запуск основных механизмов проведения мероприятий, а в последние два отладка и совершенствование деятельности структур отрасли и выход на конечные показатели, оказалась нерешенной. Зафиксированные в Президентской программе "Молодежь России" ожидаемые конечные результаты ее реализации оказались невыполненными. Сдерживающее влияние на реализацию Президентской программы "Молодежь России" оказали недостаточно разработанная нормативно-правовая база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, регулярная реорганизация федерального органа по делам молодежи и отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, недостаточная координация и взаимодействие на федеральном уровне и по линии "федерация субъект федерации", сложности в организационном, кадровом, материально-техническом и финансовом обеспечении.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов" и в целях дальнейшего развития и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 18 июня 1997 г. № 746 утвердило федеральную целевую программу "Молодежь России (19982000 годы)". Программа получила статус президентской.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы предполагают: выравнивание демографической ситуации в стране, повышение уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально-бытовых и жилищных условий; создание условий для поддержки молодой семьи, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков; снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи; повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка; рост деловой активности и предприимчивости молодежи; улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде; повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Программы "Молодежь России" осуществляется в условиях продолжающегося социального и экономического кризиса. Это наложило определенный отпечаток на содержание Программы, включение в нее большого количества мероприятий, направленных на преодоление негативных проявлений в молодежной среде, а не на развитие позитивного потенциала молодежи.

Таким образом, целеполагание Программы основывается на действительных проблемах российской молодежи, выявленных в многочисленных исследованиях и представленных в предыдущих государственных докладах. В то же время постановка целей и задач такого масштаба для их достижения в столь краткие сроки не может не вести к тому, что даже при благоприятном стечении обстоятельств Программа будет реализована только частично.

Действенность предпринятых мер

Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике осуществляет организацию, координацию и контроль за работой по реализации Программы, вносил в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.

Для стиля его работы по реализации Программы характерны:

разработки нормативных документов по осуществлению отдельных подпрограмм и мероприятий;

внесение предложений в содержание социальных программ, реализуемых другими министерствами и ведомствами, направленных на решение проблем молодежи и задач государственной молодежной политики;

информационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы, проведение обучающих семинаров и повышение квалификации кадров государственных и муниципальных служащих, выпуск методических материалов;

создание инфраструктуры органов по делам молодежи по осуществлению Программы;

проведение конкурсов проектов по реализации отдельных подпрограмм и мероприятий;

поддержка деятельности молодежных общественных объединений, участвующих в осуществлении Программы.

Важнейшим с точки зрения выполнения Госкоммолодежи России координационных функций и расширения совместной работы с различными министерствами и ведомствами является их привлечение к реализации Программы и исполнение мероприятий из собственных социальных программ. Проведение этой работы имеет значительные ресурсы, и ее развитие может значительно повысить эффективность государственной молодежной политики.

Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание

В соответствии с приоритетами, выделенными в Программе "Молодежь России", в 19981999 гг. большое внимание уделялось организации воспитательной работы с молодежью, ядром которой является гражданское становление , духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Времена отказа от истории советского периода, дискредитации России как великой державы в основном ушли в прошлое. В общественном сознании усилились идеи патриотизма и гражданственности, и это создало благоприятные возможности для ведения деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи.

В 1999 г. активизировалась работа федеральных органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи и координации своих действий. Среди значимых мер выделяется подготовка проекта федеральной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти погибших при защите Отечества и празднование памятных дат отечественной истории". В целях реализации закона "О воинской обязанности и военной службе" заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными объединениями разработан проект положения "О детских и молодежных общественных военно-патриотических объединениях", целью которого является создание системы деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. В данном документе упорядочен механизм взаимодействия Госкоммолодежи России с рядом силовых и других министерств и ведомств (ФПС России, Минобороны России, МВД России, Минобразованием России и др.). Органы по делам молодежи включились в работу по подготовке молодежи к воинской службе, активно взаимодействуют с учебными заведениями в становлении учебного курса по основам военной службы.

В рамках государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений проходит конкурс проектов программ по развитию гражданственности и патриотизма молодежи в номинации государственного гранта "Александр Невский", а также конкурс на частичное финансирование программ. Ежегодно проводятся специализированные смены (клубов десантников, авиаторов, космонавтов, моряков, пограничников и т. д.) совместно с Молодежной морской лигой, Ассоциацией витязей и другими объединениями во Всероссийском детском центре "Орленок".

После периода, когда героизм народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в воспитательном воздействии на молодое поколение был непопулярной темой, вновь активизируется деятельность военно-патриотических объединений, в которых принимают участие более 15 тыс. юношей и девушек.. Более систематизированной становится государственная поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной, которая при содействии органов по делам молодежи на местах ведется в 25 территориях, где проходили боевые действия, и в 17 территориях тыла.

Фактически во всех комплексных программах "Молодежь", принятых в субъектах Российской Федерации, имеются разделы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Значительный опыт в этой области накоплен в Москве и Санкт-Петербурге. В Вологодской, Амурской, Ивановской, Ярославской, Смоленской, Новгородской, Тульской, Орловской, Белгородской, Курской и других областях, Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах приняты целевые программы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Они предусматривают воспитательную работу с различными категориями молодежи, но прежде всего с учащимися. Программы включают проведение Уроков мужества, поисковых экспедиций "Долг", Дней памяти, агитпробеги, военно-спортивные игры, конференции, художественные конкурсы по патриотической тематике. Мероприятия проводятся совместно с музеями, библиотеками. Функционируют военно-патриотические лагеря, военно-технические кружки и секции. Возобновляется отечественная традиция взаимного шефства воинских и гражданских коллективов.

Примечательно, что на нужды гражданского и военно-патриотического воспитания в бюджетах субъектов Российской Федерации выделяются 93% запланированных финансовых средств. Это одни из самых высоких показателей финансирования мероприятий государственной молодежной политики.

Органы по делам молодежи активно участвуют в обогащении содержания программ по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи и повышении эффективности реализации их мероприятий. Итогом этого является преодоление ограниченности подходов по формированию гражданственности у подрастающего поколения: формирование гражданско-патриотического чувства совмещается с мероприятиями военно-патриотической тематики и военно-спортивной и военно-технической подготовкой молодежи. Тем самым повышается значимость политической и морально-психологической мотивации патриотического поведения.

Социальная поддержка и защита молодежи

Особое внимание уделялось взаимодействию федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики наркомании, зависимости от психотропных веществ, противодействию правонарушениям. Определенные организационные основы были заложены в работе с отдельными категориями молодежи, в особенности, со студенчеством. Вместе с тем, несмотря на усиление на федеральном уровне координации и совместной работы по отдельным направлениям государственной молодежной политики, вызывают озабоченность проблемы межведомственных отношений.

Нерешенность общих вопросов гарантирования социальных услуг населению предопределила ограниченный характер проводимых органами по делам молодежи работ. В то же время формирование системы социальных служб и клубов для молодежи оставалось одним из приоритетных направлений Президентской программы "Молодежь России". В субъектах Российской Федерации создана широкая инфраструктура учреждений социального обслуживания молодежи по различным направлениям.

Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, в том числе связанные с крайне медленным становлением единой системы таких служб в масштабах страны. Наиболее перспективным способом стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основной задачей которых является разработка и апробация инновационных программ, обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь по созданию социальных служб для молодежи. По итогам конкурса, в котором приняли участие более 60 учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов, 10 учреждениям присвоены статусы опорно-экспериментальных центров, 21 учреждение получило статус экспериментальных центров по социальной работе.

При участии специалистов из регионов Российской Федерации ведется разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность социальных и социоклубных учреждений органов по делам молодежи. За прошедший период разработаны проект типового положения учреждения социального обслуживания для молодежи и проект типового положения о центре экстренной психологической помощи по телефону детям, подросткам и молодежи.

В 1999 году проведен ряд научно-практических межрегиональных и международных конференций. Тематика конференций охватила широкий круг аспектов социальной работы. Это и профилактическая работа среди подростков с девиантным поведением, профилактика наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи, проблемы социализации молодежи и её адаптации в сложных жизненных условиях, вопросы взаимодействия различных уровней власти в сфере защиты интересов молодежи и межведомственной координации по реализации государственной молодежной политики.

Подписано соглашение с Минюстом России о сотрудничестве в области социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и молодежи, освобождаемых из мест лишения свободы.

В рамках подпрограммы “Правовая защита и социальная адаптация молодежи” Госкоммолодежи России провел конкурс аудиовизуальных материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Поступило 60 аудиовизуальных материалов из 30 регионов Российской Федерации, отмечены 15 видеороликов и программ, которые рекомендованы для демонстрации на региональном телевидении и по центральным телевизионным каналам.

Госкоммолодежи России разработал проект Федеральной целевой программы "Профилактика наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи", внедрение которой позволит усилить межведомственную координацию профилактической работы, создать систему информационного просвещения детей, родителей и молодежи о воздействии наркотических средств на организм человека, разработать и апробировать инновационные методики подготовки и повышения квалификации специалистов.

В июне 1999 года Госкоммолодежи России совместно с Минспортом России и Международной ассоциацией по борьбе с наркоманией и наркобизнесом принял участие .в организации и проведении Всемирного конгресса антинаркотических сил "В XXI век без наркотиков". В рамках конгресса по Манежной площади состоялся старт-открытие Всероссийской молодежной акции "Мир без наркотиков" с участием информационных площадок Госкоммолодежи России, а также учреждений и организаций, занимающихся проблемами наркомании среди молодежи.

В июле 1999 года Госкоммолодежи России заключил соглашение о сотрудничестве с Российской ассоциацией телефонов экстренной психологической помощи, членами которой являются 215 служб "Телефонов доверия", 46% из них рассчитаны на оказание помощи детям, подросткам и молодежи.

Дальнейшее становление социальной защиты и поддержки молодежи требует развития координации и взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами, прежде всего с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.

Важным является утверждение типового положения об учреждении органов по делам молодежи по социальному обслуживанию молодежи, регламентирующие их деятельность, права и возможности. Утверждение тарифно-квалификационной сетки для специалистов социальных учреждений, работающих с молодежью, учитывающей их особенности, включающей льготы, типичные для работников социальных служб, иное формирование системы социальных учреждений, рассчитанных на различные категории молодежи, с учетом особенностей учебы, труда, быта и досуга юношей и девушек.

Решение социально-экономических проблем

Важнейшее место среди программных мероприятий занимает решение социально-экономических проблем молодежи. Это определяется необходимостью включения молодежи в реальные социально-экономические отношения, содействия ее адаптации к условиям продолжающегося формирования рынка, преодоления негативных последствий слома планово-распорядительной экономики.

Одной из животрепещущих проблем, требующих комплексного подхода на долговременной основе, в решении которой принимают участие органы по делам молодежи всех уровней, является жилищная. Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике провел конкурс пилотных проектов по обработке новых технологий строительства жилья для молодежи, разработал проект целевой федеральной программы "Молодой семье доступное жилье", направил предложения в концепцию ипотечного жилищного кредитования, внес предложения по поправкам в проект Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся правовой базы жилищного строительства для молодежи и эксплуатации жилья.

Предложения по государственной финансовой поддержке молодежи в строительстве и приобретении жилья в форме субсидий, ссуд, ипотечных кредитов и т. п., а также предложения по государственному стимулированию использования внебюджетных источников на цели строительства жилья для молодежи, внесенные в Правительство Российской Федерации Госкоммолодежи России, пока реализуются лишь частично.

В рамках реализации государственной целевой программы "Жилище" и Президентской программы "Молодежь России" проведена аттестация незавершенных объектов МЖК, начатых до 01.01.92 г. Аттестация организована с целью осуществления контроля за целевым использованием выделяемых средств, уточнения объемов незавершенного строительства и перечня организаций МЖК, нуждающихся в государственной поддержке, а также подготовки предложений в Министерство экономики Российской Федерации по адресному распределению государственных инвестиций, предусмотренных в федеральном бюджете 1999 г. Тем не менее это по-прежнему путь частичных решений слишком масштабной социальной проблемы. Расширение строительства жилья для молодежи возможно на основе использования различных механизмов финансирования и различных форм организации. В разработке соответствующих программ государственной поддержки призваны большую роль играть общественные объединения, в частности Союз МЖК России.

Социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, в основном негативно влияют на положение большинства молодых семей, государственная поддержка которых крайне актуальна. Существенно расширилась сеть учреждений социального обслуживания семей и детей, которая в определенной мере обеспечивает и интересы молодых семей. К началу 1999 г. сеть социального обслуживания семьи и детей насчитывала около 2134 учреждений. Только в 1998 г. эти учреждения предоставили различного рода социальные услуги почти 5,9 млн. человек, в том числе 2,8 млн. детей.

В регионах оформились более 500 центров и клубов "Молодая семья" по различным направлениям деятельности. Российский центр содействия молодой семье обобщает и распространяет положительный опыт решения социальных, психологических, бытовых и многих других проблем молодых семей, содействует реализации инновационных программ поддержки молодых семей.

В условиях экономического кризиса в России перераспределяются приоритеты социально-экономической поддержки семьи. Действенная экономическая помощь молодым семьям это создание сети семейных бизнес-инкубаторов, формирование новых рабочих мест, реальная помощь в обеспечении молодых семей жильем. В этом отношении имеются некоторые положительные сдвиги. Несколько лет работает семейный молодежный бизнес-инкубатор "Домострой-2" в г. Кирове; поддержка молодых семей предусматривается комплексной программой "Ориентиры для молодых" Волгоградской области; на пропаганду традиционных семейных ценностей, формирование сознательного отношения к материнству и отцовству молодых людей направлены программы "Расти, малыш!" (Москва), "Служба семейного консультирования при Дворце бракосочетания г. Казани" (Республика Татарстан), "Укрепление молодой семьи" (Ярославль), "Здоровье в наследство" (Владивосток), "Поддержка молодой семьи" (Ханты-Мансийск).

В то же время лишь 10% опрошенных в мониторинге НИЦ при ИМ отметили, что поддержка молодой семьи со стороны федеральных органов государственной власти как-то ощущается и 15% замечают поддержку молодых семей со стороны местных властей, 8% опрошенных утверждают, что они ощущают меры российских властей в решении жилищных проблем молодой семьи.

В 19981999 гг. Госкоммолодежи России стремился продвинуться вперед в согласовании действий федеральных министерств и ведомств, направленных на поддержку молодых предпринимателей. Продолжилось формирование системы региональных организационных структур поддержки и развития молодежного предпринимательства в сфере малого бизнеса (региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, бизнес-палаты, центры делового консультирования и партнерства и т.д.), а также центров межрегиональной лизинговой компании системы молодежных бизнес-инкубаторов.

Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 19982000 гг. предусматривает мероприятия по содействию молодежной предпринимательской деятельности путем предоставления субсидий для организации собственного дела, а также развитие сети региональных организаций содействия молодежному предпринимательству, организацию обучения основам предпринимательской деятельности незанятых молодых граждан. Определенная часть такого рода мероприятий имела позитивное значение, но лишь в отдельных территориях. По итогам 1998 г. от организаций, способствующих развитию малого предпринимательства, получили помощь в создании собственного дела около 98 тыс. человек в возрасте до 29 лет.

В рамках реализации подпрограммы "Поддержка молодежного предпринимательства" в 1999 году осуществлялись организационно-методическое руководство и финансовая поддержка в реализации региональных программ содействия молодежному предпринимательству в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Кировской, Костромской, Вологодской областях. В феврале-марте 1999 года проведен межрегиональный конкурс проектов и программ. Важную работу по реализации программных мероприятий в этой сфере ведет учреждение ГКМП "Российский центр содействия молодежному предпринимательству" (РЦСМП). РЦСМП является ассоциированным членом Национального содружества бизнес-инкубаторов, которое включает 32 региональных организации поддержки малого предпринимательства, в том числе в Москве, Самаре, Туле, Перми, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске. В целях управления и координации работ, информационно-методического и консультационного обеспечения, внедрения системы подготовки кадров в 7 областных центрах открыты межрегиональные филиалы и представительства центра.

Однако предпринимаемые меры не могут быть эффективными в условиях, когда предпринимательская деятельность в стране в течение длительного времени остается в зоне особого риска. Осуществляемые в рамках государственной молодежной политики мероприятия могут иметь смысл главным образом как отработка социальных технологий, которые могут успешно применяться в условиях экономического подъема.

Меры государственной поддержки молодежного предпринимательства слабо учитывают возросшую роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса. По мнению большинства делегатов II Всероссийского съезда представителей малых предприятий (октябрь 1999 г.), объединения предпринимателей и торгово-промышленные палаты сегодня выдвигаются на первое место среди организаций, содействующих укреплению малых предприятий (такое мнение высказали 69% делегатов II съезда против 34% делегатов I съезда в 1996 г.).

С учетом этого необходимо внести изменения в планы государственных мероприятий, особенно осуществляемых органами исполнительной власти на федеральном уровне, влияние которых на сферу малого бизнеса в предпринимательских кругах признается крайне незначительным.

В вопросах обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи усилилось взаимодействие органов исполнительной власти как федеральных, так и региональных. Стала более предметной координация деятельности ведомств по обеспечению занятости молодежи, включая временную занятость учащихся и студентов, поддержку молодежного предпринимательства и самозанятости. Начата реализация федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 19982000 гг., в которой имеется подпрограмма по содействию занятости молодежи. С учетом предложений Госкоммолодежи России в 1999 г. Министерством труда и социального развития Российской Федерации была проведена корректировка мероприятий программы по оказанию услуг молодежи в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства учащейся и безработной молодежи, предоставления информации для молодежи о системе начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования региональными информационными центрами. Фактически это означает определение более четкой государственной позиции в поддержке молодежи на рынке труда.

В практику работы органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации по решению вопросов трудоустройства молодежи вошло принятие разделов по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест в программах содействия занятости населения или специализированных программах. С привлечением средств органов занятости реализуются программы "Молодежная практика", "Лето трудовое", по вовлечению безработной молодежи в "Клубы ищущих работу" и в проекты "Новый старт". Проведен межрегиональный конкурс проектов и программ по содействию занятости и созданию рабочих мест для юношей и девушек. Конкурсная основа поддержки такого рода проектов позволяет эффективнее использовать ограниченные бюджетные ресурсы.

Активируется работа по содействию занятости студенческой молодежи. Воссоздается движение студенческих трудовых отрядов.

Однако масштабы принимаемых мер и эффективность проводимых мероприятий не сопоставимы с размахом процессов по изменению структуры рабочих мест. Анализ тенденций показывает, что причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда связаны с отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; нежеланием работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не имеющих необходимой для предприятия профессии, недостатком профессиональных знаний; с нежеланием молодых людей устраиваться на непрестижную, низкооплачиваемую работу в силу социально-психологических особенностей молодых людей, с ориентацией на высокую заработную плату.

Необходимо отметить, что за прошедшие годы накоплен позитивный опыт решения социально-экономических проблем молодежи. Отработаны отдельные элементы и технологии деятельности с различными категориями юношей и девушек. Созданы предпосылки для перехода к систематической комплексной работе на основе развития координации и расширения совместной работы Госкоммолодежи России с министерствами и ведомствами при последовательной поддержке Правительства РФ.

Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха

Целью подпрограммы “Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха” явилось создание оптимальных условий для полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи. Реализация подпрограммы в 1999 году позволила активизировать деятельность органов по делам молодежи, оздоровительно-образовательных учреждений, социальных служб, подростково-молодежных клубов, детских и молодежных общественных объединений, а также привлечь специалистов различного профиля и научных работников к разработке новых инновационных подходов в сфере отдыха и оздоровления; осуществлению организации профильных лагерей и пр.

Летом 1999 года в здравницах различных типов побывало около 7 млн. Детей школьного возраста, что почти на 1 млн. Больше, чем в 1998 году. Было открыто свыше 44,3 тыс. детских оздоровительных лагерей (в 1998 г. 42,6 тыс.), в которых отдохнуло более 5,5 млн. Детей и подростков (в 1998 г. 5,1 млн.), действовало 3,2 тыс. загородных лагерей (в 1998 г. 3,1 тыс.), более 29 тыс. лагерей для школьников с дневным пребыванием (в 1998 г. 28 тыс.), 510 лагерей санаторного типа (в 1998 г. 424). Кроме этого, было создано свыше 1,6 тыс. оздоровительно-спортивных и оборонно-спортивных лагерей. Более 1,3 млн. Детей отдохнуло в санаториях, пансионатах, домах отдыха семейного типа..

Органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации продолжили работу по развитию собственной сети оздоровительно-образовательных учреждений.

При непосредственном участии Госкоммолодежи России разработан проект Федерального закона “О государственной поддержке отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации”.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 1999 году” от 14 апреля 1999 года № 423 и для выявления наиболее эффективных форм и методов оздоровления детей и молодежи, реализации инновационных проектов Госкоммолодежи России в 1999 году провел конкурс вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи. В качестве ориентиров были определены следующие задачи: создание условий для укрепления здоровья, реализации профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание. Во многих субъектах Российской Федерации были проведены предварительные региональные конкурсы программ.

На конкурс поступило 260 проектов из 64 субъектов Российской Федерации, из них 45 программам присвоены государственные гранты различной степени, 92 программам звания лауреатов конкурса. Информация о всех победителях была направлена адрес руководителей субъектов Российской Федерации.

В 1999 году Госкоммолодежи России выпустил первый информационно-методический и научно-практический альманах “Детский, молодежный, семейный отдых и оздоровление” на CD-носителях. В альманах вошли действующие нормативно-парвовые документы, материалы по организации работы лагерей, их методическому обеспечению, лучшие программы, в т.ч. профильных лагерей, сценарии конкурсов и сюжетно-ролевых игр, материалы научно-практических конференций и семинаров, педагогические технологии ведущих ученых и т.д.

Госкоммолодежи России проведены исследования по содержанию деятельности оздоровительно-образовательных учреждений. Подготовлен ряд материалов и программ, способствующих созданию и развитию психологических служб загородных оздоровительных лагерей. Завершена разработка программы “Адаптация детей и молодежи в современных условиях” и форм ее реализации в условиях загородного оздоровительного учреждения. Разрабатывается программа “Повышение продуктивности деятельности работников загородных оздоровительных лагерей”. Разработаны и изданы методические рекомендации “Психотехнологии направленного развития подростка в условиях оздоровительно-образовательных учреждений”, методика и технология профессионального консультирования подростков и молодежи (информационное практикоориентированное пособие для специалистов, работающих с молодежью), технологии самосбережения в сложных условиях жизнедеятельности (тренинги для образовательно-оздоровительных программ). Создана “Электронная библиотека” в помощь организаторам социально-образовательных программ.

Для осуществления маркетинговой деятельности в 1999 году проведены:

Ярмарка путевок в г.Анапе, выставка-презентация детских здравниц в г.Пензе., Российский рынок путевок в г.Тюмени в детские оздоровительные центры России, на котором было выставлено около 100 тысяч путевок в детские оздоровительные центры различной направленности внутри страны и за рубежом, лагеря труда и отдыха, туристические лагеря; оздоровительные и образовательные туры; предоставлялись специализированные путевки для детей-инвалидов, трудных подростков и других категорий. В рамках Российского рынка путевок прошел рынок товаров и услуг для детского отдыха, демонстрировалось оборудование для лагерей, центров, клубов; показали себя творческие коллективы, вожатые.

По линии органов по делам молодежи развивается направление по проведению профильных лагерей, в т.ч. для “трудных подростков” и детей из малообеспеченных семей, по различным направлениям: спортивные, туристические, экологические, военно-патриотические, реабилитационные, лечебно-оздоровительные, творческие, историко-краеведческие, экономические, “школы молодого лидера”; апробировано проведение лагерей дневного пребывания на базе детских и молодежных клубов.

Повышение требований к специалистам, работающим с детьми и подростками, делают одной из самых актуальных проблему подготовки и повышения квалификации кадров.

Наряду с уже ставшими традиционными семинарами на базе Центра образования молодежи “Демократия и развитие” Института молодежи, Госкоммолодежи России ежегодно проводит обучающие семинары для организаторов детского, молодежного, семейного отдыха и оздоровления в субъектах Российской Федерации. Так, например, в г.Азове Ростовской области прошел подобный семинар для организаторов Северокавказского региона. Обучающие семинары состоялись также в Ленинградской областях (северо-западный регион), Иркутской области и Красноярском крае (сибирский регион) и других регионах России.

Особенное место занимает реализация федеральной целевой программы “Развитие Всероссийских детских центров “Орленок” и “Океан”, государственным заказчиком которой является Госкоммолодежи России.

Основные мероприятия Программы направлены на организацию отдыха и оздоровления детей с использованием природно-климатических условий Приморского края и Черноморского побережья Кавказа, где в 1999 году отдохнуло более 22 977 детей из всех регионов Российской Федерации. Из них 10 083 человека социально незащищенные дети, дети из экологически неблагоприятных районов, дети-сироты, дети из семей погибших военнослужащих.

В течении 1999 года Всероссийские детские центры “Орленок” и “Океан” принимали детей для непрерывного обучения, оздоровления и развития; проводили специализированные и тематические смены, направленные на повышение их интеллектуального и культурного развития, самореализацию и профессиональное самоопределение детей, достижение ими определенного уровня образованности, гармоничного развития личности, адаптации в социальной среде.

Весь комплекс совершенствования учебно-воспитательного процесса за 1999 год осуществляется по трем направлениям:

Реализация детских специализированных программ, организованных общественными объединениями, министерствами и ведомствами;

Реализация программ, подготовленных педагогическими коллективами Центров совместно с советами регионального взаимодействия;

Совершенствование системы дополнительного образования в виде кружковой работы;

Педагогами Центров разработаны методические пособия и сборники авторских программ по дополнительному образованию в помощь педагогам и руководителям внеклассной работы.

На базе ВДЦ “Орленок” были реализованы следующие специализированные программы: “Я сам” - программа лидерской направленности для активистов различных объединений, клубов; “Лидер, самоуправление, творчество” - программа развития у подростков лидерских качеств, расширение лидерского опыта, формирования нравственных основ личной культуры подростков в условиях жизненного опыта и другие.

Отличительной особенностью проведенных мероприятий явилось то, что все они объединены общей педагогической идеей подготовки будущих лидеров России, которая реализуется как через проведение тематических смен, так и проведение конкурсов министерствами, ведомствами и общественными объединениями.

Интеллектуальное и физическое развитие молодежи

Государственная поддержка социальных проектов, образовательных и исследовательских программ и мероприятий, направленных на поддержку талантливой молодежи, создание условий для реализации ее творческого потенциала составляет одно из важнейших направлений государственной молодежной политики, в наибольшей степени выражает ее направленность на стимулирование инновационной деятельности молодых россиян.

В 19981999 гг. органы исполнительной власти проводили работу по поддержке социальных, образовательных и исследовательских программ и мероприятий молодежных общественных объединений, направленных на развитие научного и технического творчества, создание условий для реализации творческого потенциала молодежи. Наибольшее признание среди них получили Российская образовательная программа "Юность. Наука. Культура" (Межрегиональная детская научная общественная организация "Интеллект будущего"), программы "Уроки из космоса", "Заочное аэрокосмическое образование" (Всероссийское аэрокосмическое общество "Союз"), Российская научно-социальная программа "Шаг в будущее", осуществляемая МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана при государственной поддержке.

В ряде субъектов Российской Федерации по инициативе органов по делам молодежи, образования, культуры приняты законы и региональные программы по поддержке талантливой молодежи, развитию научного творчества молодежи (Новосибирская, Белгородская, Волгоградская и другие области).

Существенную поддержку в становлении форм работы с талантливой молодежью стали оказывать быстро возникающие и расширяющие свою деятельность студенческие общественные объединения.

Однако очевидно, что отдельные поддерживающие меры, в том числе президентские стипендии для особо одаренных студентов, аспирантов, молодых ученых, деятелей искусства, не могут компенсировать крайне ограниченного влияния государства на развитие образовательной и культурной среды в стране. Единичны случаи, когда на цели образования, науки, культуры выделяются средства с учетом перспектив социального и экономического развития.

Реализация подпрограммы "Развитие художественного творчества молодежи" осуществлялась в направлении создания системы поддержки программ творческих союзов, общественных объединений, органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации.

Предусмотрено развитие сети конкурсов-фестивалей по различным жанрам художественного творчества: музыка, хореография, интеллектуальное творчество, студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ), КВН, эстрадная миниатюра, театр, поэзия, литература, фольклор, проводимых на межрегиональном, федеральном и международном уровнях. Участниками конкурсов, фестивалей являются самодеятельные детские и молодежные творческие коллективы, студии, объединения.

При поддержке Госкоммолодежи России были проведены как традиционные художественные фестивали (“Жар-птица” в г. Иваново, 6-ой Российский фестиваль детского художественного творчества, 10-ый Международный фестиваль телевизионных программ для детей и юношества в г. Астрахани, 33-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии в г. Пскове, так и пилотные фестивали конкурсы в различных регионах Российской Федерации.

Программа поддержки и развития студенческого творчества "Российская студенческая весна" охватывает большинство субъектов Российской Федерации и призвана содействовать совершенствованию системы эстетического воспитания студенческой молодежи, развитию студенческого художественного творчества, созданию условий для включения студенческой молодежи в общественно значимую деятельность. В 1999 году "Российская студенческая весна" получила официальное признание со стороны государственных органов. Подписано соглашение о реализации программы между ее учредителями: Госкоммолодежи России, Минобразованием России, РСМ. Кроме учредителей, "Российскую студенческую весну" поддерживают федеральные министерства, имеющие подведомственные учебные заведения.

Основными целями и задачами мероприятий в области физической культуры и спорта являются создание системы поддержки массового спорта среди детей и молодежи, формирование здорового образа жизни среди молодежи.

При содействии органов по делам молодежи возрождаются такие популярные соревнования среди подростков, как турниры на приз клуба "Золотая шайба" (хоккей с шайбой), "Плетеный мяч" (хоккей с мячом), "Кожаный мяч" (футбол), "Белая ладья" (шахматы), "Чудо-шашки" (шашки), соревнования по кик-боксингу, картингу и другим видам спорта. Проведены такие крупные спортивные состязания, как Всемирные юношеские игры, Всероссийские соревнования школьников "Президентские состязания".

Из-за фактического разрушения доступной культурной инфраструктуры в местах проживания, учебы и работы большинства молодых россиян возможности для духовного развития молодых людей, формирования их культурных запросов и ориентаций на уровне достижений мировой культуры существенно ограничены. Инфраструктура молодежного досуга остается слабо приспособленной к задачам духовного и физического развития подрастающего поколения.

Информационное обеспечение молодежной политики

Реализация подпрограммы Создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики осуществлялась по следующим основным направлениям:

научные исследования положения молодежи и анализ проблем в сфере государственной молодежной политики;

создание федеральной системы информационного обеспечения молодежи;

взаимодействие с электронными и печатными СМИ.

В 1998-1999 годах осуществлялась работа по оперативному исследованию отдельных актуальных аспектов динамики положения молодежи.

Российским независимым институтом национальных и социальных проблем были подготовлены и проведены социологические исследования и на их основе подготовлены научные доклады “Идейные, моральные и религиозные взгляды российской молодежи” (май 1999 г.), “В какой России хотела бы жить молодежь?” (июль 1999 г.), “Политические предпочтения и ожидания российской молодежи накануне парламентских и президентских выборов” (октябрь 1999 г.).

Совместно с Центром социального прогнозирования и маркетинга проведен 4-ый этап Всероссийского мониторинга социального положения молодежи в 12-ти регионах Российской Федерации.

Совместно с Научно-исследовательским центром при Институте молодежи изданы 12 выпусков информационного бюллетеня “Молодежная политика”. Подготовлены и изданы информационно-библиографические сборники “Средства массовой информации и молодежь”, “Молодежь России в исследованиях ученых”, “Экология и молодежь”, “Ценностные ориентации молодежи” и др.

Государственные доклады о положении молодежи подготовлены в республиках Татарстан, Башкортастан, Удмуртия, в Красноярском и Алтайском краях, Омской области, Санкт-Петербурге, многих других субъектах Российской Федерации

Госкоммолодежи России совместно с Российской государственной юношеской библиотекой, а также с юношескими библиотеками в субъектах Российской Федерации осуществляется создание сети информационных центров для молодежи России. Ведется разработка и создание информационно-справочной базы данных “Молодежь России”.

Совместно с Российской государственной юношеской библиотекой создан Информационный центр по проблемам правовой и социальной поддержки молодежи и профилактике наркомании в молодежной среде, ведется работа по организации Всероссийского библиотечного информационного центра по проблемам молодежи.

Осуществлялась работа по созданию Федерального информационно-аналитического центра Госкоммолодежи России на базе информационно-технических средств и услуг, предоставленных Федеральным агентством Правительственной связи и информации (ФАПСИ) с использованием самых современных методов передачи информации, таких как электронная почта в международной глобальной сети Internet, основной задачей которого будет не только сбор информации с органов по делам молодежи регионов и общественных объединений, но и ее научный анализ, подготовка аналитических материалов по основным направлениям государственной молодежной политики.

Ведется работа по созданию Web-страницы Госкоммолодежи России в мировой сети Интернет “Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике”, где размещается основная база данных Госкоммолодежи России, пользоваться которой смогут все региональные и международные органы по делам молодежи и индивидуальные пользователи.

Созданы и функционируют более 50 молодежных информационных центров в регионах России, осуществляющих свою деятельность в области молодежной политики и регулярно оказывающих услуги информационно-консультативного характера органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации.

Проведен конкурс по программам развития региональных и местных информационных центров, в котором приняли участие 48 регионов, гранты получили 32 информационных центра.

Организован и проведен Всероссийский конкурс на лучшие методические материалы и банки данных (отобрано 8 проектов).

С целью повышения квалификации сотрудников информационных центров и обмену опытом по реализации основных направлений государственной молодежной политики были проведены семинары для руководителей информационных центров в субъектах РФ (Смоленск, Хабаровск, Ростов, Волгоград, Астрахань, Йошкар-Ола), на базе Центра образования молодежи “Демократия и развитие” Института молодежи был проведен учебный семинар “Информационное обеспечение молодежи и молодежной политики”. Цель проведенных семинаров повышение квалификации сотрудников информационных центров и обмен опытом по реализации основных направлений государственной молодежной политике. В семинарах приняли участие представители 72 регионов Российской Федерации.

Проведен конкурс на лучшую публикацию и телерадиопрограмму для молодежи и о молодежи. На конкурс было прислано более 400 статей, 90 видеопрограмм, 2 аудиокассеты с записью 4-х радиопрограмм из 31 региона.

За 1999 год издано более 300 статей в газетах и журналах, выпущено в эфир более 40 радиоматериалов по проблемам молодежи и опыту их решения. Организовано регулярное в печатных СМИ и на радио освещение деятельности Госкоммолодежи России, опыта работы регионов.

Международная деятельность в области молодежной политики

В международной деятельности уделялось особое внимание содействию международным молодежным обменам, вовлечению в эти обмены как специалистов по работе с молодежью, так и представителей детских и молодежных общественных объединений России. На основе межправительственных Соглашений о сотрудничестве в области науки, культуры и образования, которыми предусмотрена поддержка молодежных обменов, а также межправительственных Соглашений о молодежном сотрудничестве.

Только в 1999 году были подписаны протоколы и Программы молодежных обменов с Германией, Италией и Белоруссией.

В начале 1999 года было подписано соглашение о создании Российско-японской комиссии по молодежным обменам, в рамках деятельности которой несколько групп молодых россиян посетило Японию.

Приоритетным является развитие сотрудничества со странами СНГ. Регулярно собирается клуб министров руководителей органов по делам молодежи стран СНГ. В 1999 году в Москве и Ереване состоялись встречи, во время которых определены перспективы дальнейшего взаимодействия. В Минске состоялся Конгресс молодежных организаций стран-участников СНГ “Молодежь в ответе за судьбу содружества”.

Важным направлением реализации подпрограммы является активное сотрудничество и участие в выработке направлений молодежной политики международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Комиссия Европейского Союза и др.). Госкоммолодежи России активно работает в Межправительственном комитете по сотрудничеству в молодежной сфере Совета Европы, с Европейскими Молодежными Центрами в Страсбурге и Будапеште, руководством Европейского Молодежного Фонда.

В мае 1999 г. совместная делегация Госкоммолодежи России и Национального Совета молодежных и детских объединений России посетила Финляндию и Бельгию с целью определения перспектив сотрудничества с Европейским Союзом и национальными агентствами программы “Молодежь для Европы”.

Следуя тенденции приоритета в развитии регионального сотрудничества, Госкоммолодежи России активно вовлечен в разработку согласованной молодежной политики в регионе Баренцева моря и Балтийского моря.

При реализации программы международного молодежного сотрудничества Госкоммолодежи России работает в тесном контакте с Министерством иностранных дел России, Министерством РФ по делам СНГ, российскими представительствами за рубежом, посольствами иностранных государств и представительствами международных организаций в России.

Кадровое обеспечение молодежной политики

В меньшей степени, но все же снизились возможности для работы по подготовке, переподготовке и повышению профессиональной квалификации работников, занятых в сфере молодежной политики. В рамках реализации подпрограммы "Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью" основная работа велась на базе Центра образования молодежи "Демократия и развитие" Института молодежи, который является главным звеном системы повышения квалификации кадров по данному направлению деятельности.

Центр значительно расширил тематику учебных семинаров, качественно улучшил их содержание, методическое и организационно-техническое обеспечение. В 1998-1999 гг. проведено 40 учебных семинаров, в которых повысили свою квалификацию около 1200 слушателей из 84 регионов Российской Федерации.

В составе Центра успешно работает отделение послевузовского (второго высшего) образования по специальности "Социальная работа (управление и администрирование в социальной сфере)", где в очно-заочном режиме обучаются 30 практических работников органов по делам молодежи, социальных молодежных служб, активисты молодежных объединений.

Институт молодежи в рамках законченного цикла подготовки специалистов (включая аспирантуру и докторантуру) выпустил около 500 специалистов, связавших свою профессиональную деятельность с различными сферами молодежной политики.

Госкоммолодежи России заключил договоры с Сибирской академией государственной службы и Волгоградским институтом молодежной политики и социальной работы на отработку базовой модели подготовки кадров руководителей и специалистов муниципального уровня, а также проведение курсовой учебы руководителей органов по делам молодежи.

Задачи развития сети региональных учебных заведений, оказания им научно-методической и финансовой поддержки решались в неблагоприятных экономических условиях. На территории Российской Федерации в подготовке кадров для работы с молодежью участвуют около 100 образовательных учреждений. В ряде субъектов Российской Федерации разработаны программы по кадровой политике. В Волгоградской области действует Институт молодежной политики и социальной работы, в Свердловской Институт молодежи. В них осуществляется многоступенчатое непрерывное образование, включающее повышение квалификации (краткосрочные семинары) и послевузовское образование специалистов по социальной работе, социальных педагогов, организаторов летнего отдыха, психологов социальных служб, педагогов-организаторов.

Находит распространение практика формирования регионального государственного заказа на подготовку кадров для социальной работы с молодежью (Костромская область, Республика Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). Ряд региональных органов по делам молодежи (в частности, в Республике Бурятия, Костромской области) заключили договоры с университетами об открытии на их базе отделений, факультетов социальных работников.

В то же время в сравнении с предыдущим двухлетием количество учебных семинаров, проводимых по линии Госкоммолодежи России, уменьшилось более чем в два раза, число участников семинаров также сократилось вдвое. Не профинансировано издание ни одного из запланированных учебно-методических пособий.

Главной причиной недооценки вопросов повышения профессиональной квалификации кадров является слабость, неразвитость кадровой политики, что недопустимо в самостоятельной отрасли, какой сегодня является социально-молодежная работа. Самостоятельная отрасль имеет свои характеристики, в числе которых и наличие кадрового корпуса, что требует проведения в его отношении определенной политики.

Организационное и финансовое обеспечение

Особенностью решения организационных и финансовых вопросов реализации государственной молодежной политики на всем протяжении 90-х годов оставалась крайняя незаинтересованность федеральных органов исполнительной власти в продвижении вперед на этом направлении, отбрасывание насущных задач развития потенциала российской молодежи и поддержки ее социально не защищенных групп на периферию внутренней политики государства.

Таким образом, за пять полных лет реализации программы (1995-1999 гг.) фактическое финансирование из федерального бюджета составило: от утвержденных в бюджете объемов 65,8%; от расчетной потребности 21,2%.

При этом 8090% от общего объема финансирования программных мероприятий приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. В ряде российских регионов, даже несмотря на отсутствие средств из федерального центра, программные мероприятия финансируются в достаточных объемах.

По-прежнему нельзя говорить о стабильном финансировании мероприятий Президентской программы "Молодежь России". Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия государства должны быть строго ограничены четко выделенными категориями и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное вложение инвестиций в молодежь.

Из мероприятий государственной молодежной политики более благоприятным было положение с финансированием Федеральной целевой программы "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан".

При относительно удовлетворительном финансировании текущих расходов в рамках этой программы объемы государственных инвестиций в капитальное строительство явно недостаточны. Такая ситуация препятствует развитию материально-технической базы центров; следствием этого может явиться сокращение количества принимаемых детей и подростков, ослабление мер безопасности их пребывания в центрах, общее нарастание кризисных явлений в осуществлении Всероссийскими детскими центрами своей воспитательной, образовательной и оздоровительной деятельности.

* * *

Несмотря на имеющиеся трудности при реализации федеральной целевой программы "Молодежь России", связанные в первую очередь с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране в целом, развитие программных методов реализации государственной молодежной политики предполагается распространить и на период после 2000 г. Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. № 1-р о разработке проекта федеральной целевой программы "Молодежь России" (2001-2005 годы)".

Практика реализации основных подпрограмм Президентской программы "Молодежь России" позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего уточнения ее содержания и структуры.

Вторая проблема организационного характера, которая требует решения, связана с развитием координации на федеральном уровне и созданием Правительственной комиссии по делам молодежи, а также с развитием координации между федеральным органом по молодежной политике и органами власти субъектов Российской Федерации. Эффективность реализации программы зависит не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи.

Преодоление "мозаичности", разнонаправленности действий, несовпадения усилий предполагает совершенствование совместной работы Госкоммолодежи России и соисполнителей Президентской программы "Молодежь России", а также других федеральных целевых программ, исполнение положений которых связано с достижением целей государственной молодежной политики, на федеральном уровне и уровне субъектов. Решение этих вопросов во многом зависит от стабилизации работы Госкоммолодежи России. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы "Молодежь России", которые более точно отразят итоги работы органов по делам молодежи.

Государственный доклад о положении молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде
2000 год


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки