13-14 апреля в Подмосковье проходил II Пленум ЦК КПРФ.
Пленум рассмотрел вопрос “Об укреплении партии, совершенствовании форм и методов работы партийных организаций в соответствии с решениями VII съезда КПРФ.
С докладом по этому вопросу выступил Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ В.А. Купцов. С содокладами - Председатель Консультативного совета ЦК КПРФ А.И. Лукьянов и Председатель кадровой комиссии при ЦК КПРФ В.А. Сафронов.
Затем участники Пленума приступили к обсуждению доклада по секционно.
По поручению секций на Пленуме выступили: В.И. Тихонов (Ивановская обл.), О.Н. Алимова (Саратовская обл.), В.Ф. Кныш (Хабаровский край), В.А.Кислицын (Курганская обл.), В.Е. Кузнецов (Новосибирская обл.), С.М.Сокол (Ленинград), В.С. Никитин (Псковская обл.), Г.В. Костин (Воронежская обл.), Е.Г. Драпеко (Ленинград), В.С. РОманов (Самарская обл.), В.Д. Уллас (Москва), А.С. Суворов (Корякская АО), Г.М. Бенов (Москва), В.Н. Ануфриев (Республика Удмуртия), А.И. Титов (Москва).
С заключительным словом по данному вопросу выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
Пленум принял соответствующее Постановление по обсуждаемому вопросу.
Пленум ЦК КПРФ рассмотрел организационный вопрос.
Секретарем ЦК КПРФ по социальным вопросам избрана Т.А.Астраханкина.
На этом II Пленум ЦК КПРФ свою работу закончил.
Доклад Первого заместителя Председателя ЦК КПРФ ВА. Купцова
КПРФ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА
1. ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ПАРТИЯ
Вопрос, поставленный в повестку нашего Пленума продиктован всем ходом развития политической обстановки в стране и внутренними процессами, идущими в партии. Сегодня как никогда актуально звучат слова В. И. Ленина – «нельзя вести на практике, повседневно революционной …работы, если не научиться видоизменять ее формы, приспособляя их к своеобразию каждого нового исторического момента» (ПСС, т.19, с.199).
Время, прошедшее после нашего съезда, было насыщено важными, во многом знаковыми, событиями. Сегодня уже довольно ясно видны контуры реальной политики правящих кругов, получившие законченное оформление в недавнем Послании Президента В.В.Путина Федеральному Собранию. В нем определены основные стратегические направления деятельности нынешней власти. Начались кадровые перестановки в высших эшелонах. Формируется новый Совет Федерации, Госсовет, Федеральные округа, состав исполнительной и представительной власти в республиках, краях, областях и на уровне местного самоуправления.
На политической сцене началось формирование новых крупных партий и движений, призванных стать опорой президентской команды. Взят курс на создание управляемых из Кремля псевдолевых политических структур, которые должны в перспективе заменить КПРФ.
Для нашей партии этот период тоже очень важен. Мы вплотную приступили к реализации решений VII съезда. Президиум ЦК разработал на их базе основные мероприятия на текущий год, сформировал новые структуры, отделы и комиссии ЦК. Завершилось обсуждение материалов съезда в партийных комитетах всех уровней. На местах определены конкретные программы действий. В партии улучшается информационная работа. Позитивно в целом идет выборная кампания. Проведен ряд крупных акций протеста. В Государственной Думе по инициативе фракции и настоятельному требованию партийных организаций был поставлен вопрос о недоверии Правительству Касьянова, получивший общероссийский резонанс.
ЦК укрепляет связи с союзниками в рамках обновленного НПСР, с нашими друзьями из республик СНГ – в новом СКП – КПСС.
Истекший период дал нам возможность глубже понять суть многих процессов, увидеть истинное лицо власти, четче прогнозировать развитие событий.
Уже ни у кого не вызывает сомнений, что для России наступают трудные, тяжелые и ответственные времена.
Послание Президента РФ Парламенту является по сути манифестом дальнейшей капитализации страны. В нем оказался снят или только формально упомянут блок проблем, касающихся сильной России, самобытности российской нации и российской цивилизации, патриотизма, развития партийной системы, свободной прессы, национальной идеи и инвестиций в человека.
Согласно новому Посланию объектом внимания государства и его партнером в обществе является не человек, не народ, а олигарх и крупный частный собственник. Это подчеркивается практически во всех разделах документа.
В нем провозглашается стремление к завершению тех реформ, которые не успела довести до конца ельцинская администрация. При этом из жизни будут выдавливаться последние элементы социалистичности и даже социальности.
Президент практически закрыл дискуссию о рыночном обороте земель сельскохозяйственного назначения. Решение о купле-продаже передается на усмотрение регионов и становится лишь вопросом времени. Этим маневром власть обходит бастионы сопротивления, существующие на федеральном уровне. А разнобой региональных земельных законодательств повлечет за собой дальнейшую экономическую дезинтеграцию страны.
Дискуссия о выборе курса между либералами и государственниками, в том числе левой оппозицией, разрешена Президентом в пользу либералов. Именно поэтому отброшена и забыта неплохая в целом экономическая программа губернатора В.И.Ишаева, одобренная Госсоветом. Вопрос о сохранении государственного сектора как о стратегической цели вообще снимается с повестки дня. Более того, в Послании отсутствуют такие понятия как промышленная и аграрная политика. А ведь не имея их, попросту невозможно двигаться дальше.
Вопрос о духовном здоровье и интеллектуальном развитии нации занял в Послании одно из последних мест. В нем закреплено намерение превратить образование из важнейшего стратегического фактора развития нации в обычную платную социальную услугу. Точно также будет превращена в платную услугу и медицинская помощь.
Вся социальная сфера будет буквально раздавлена либеральным катком. Предлагается правительственный вариант Трудового кодекса. Берется курс на создание накопительной пенсионной системы. Не поставлены государственные барьеры на пути безудержного роста цен на услуги, товары, тарифы, платы за жилье. Политика доходов, борьба с бедностью, вымирание нации даже не упоминаются как проблемы. По сути обозначена ключевая задача власти – мощное наступление капитала на основные права граждан, как начало второго этапа контрреволюции, которая заденет интересы каждой семьи и каждого человека.
В Послании можно рассмотреть и основу будущей политики администрации в отношении оппозиции. Ее суть в следующем. Во имя якобы уже достигнутой стабильности государства никакая серьезная критика и никакое оппонирование сложившейся системе в расчет приниматься не будет. Оппозиционность, видимо, будет квалифицироваться в качестве деятельности подрывного и даже антинационального характера. Взят курс на создание управляемых из Кремля псевдолевых политических структур, которые должны в перспективе потеснить КПРФ
Таким образом, маски сброшены. Всем стала понятна суть новой власти.
Народ ждал от Президента смены пагубного социально–экономического курса, выработки внятной и созвучной чаяниям большинства людей позиции в отношении грабительской приватизации, социальной справедливости и внимания к человеку труда.
В канун прихода нового Президента к власти еще существовали предпосылки для изменения вектора экономического развития. Они были заложены рядом мер, предпринятых правительством Примакова – Маслюкова, главной из которых было принципиальное решение о поддержке реального сектора экономики. Способствовала российской экономике и благоприятная конъюнктура на рынке энергоносителей и сырьевых ресурсов. Но, как и при Ельцине, огромные валютные поступления пошли на фантастическое обогащение кучки богачей, вместо того, чтобы быть инвестированными в перспективные проекты. Разрыв между наиболее богатыми и самыми бедными слоями населения составил 35 раз. По оценкам мировых светил в области социальной экономики этот разрыв не имеет прецедента в мировой истории и является главным фактором нестабильности общества, государства и строя. Тупиковость нынешнего экономического курса ярко продемонстрировал топливно–энергетический кризис в Приморье и других регионах страны. Он наглядно показал неспособность исполнительной власти решать текущие хозяйственные проблемы. Позорным символом нынешнего социально–экономического курса стало затопление орбитальной станции «Мир». Наша страна была в космосе впереди планеты всей в течение сорока последних лет – со времени первого полета в космос - Ю.Гагарина. Славный юбилей его подвига мы отметили вчера. При социализме наша страна вырвалась в космос, при нынешнем режиме гордость советской науки и техники утопили в океане!
Все больше осложняют ситуацию проблема внешнего долга и рост числа техногенных катастроф, пик которых специалисты прогнозируют в ближайшие 3-5 лет. Уже сейчас ясно, что нынешние федеральные власти будут неспособны адекватно ответить на эти вызовы. Кровоточащей раной России остается ситуация в Чеченской республике.
В целом можно констатировать, что заявленная идеология новой власти и реализуемая ею программа – это создание «правильного» и «удобного» государства для российского и международного капитала. Делаться все это будет за счет народа. Последовательно и организованно противодействовать такой политике в современной России могут только лево-патриотические силы - КПРФ и ее союзники. Отсюда и вытекает настоятельная необходимость укрепления партии, как ядра оппозиционных сил.
Оно необходимо потому, что массовое наступление на права трудящихся неизбежно вызовет нарастание социального напряжения в обществе. Партия должна быть готова возглавить новую волну протестных выступлений, внести в нее организованность и целеустремленность.
Важная причина, требующая укрепления КПРФ – новый расклад политических сил. Исполнительная власть спешно создает политический отряд «массовой» поддержки либерального курса, выразителями которого сегодня являются «Единство», СПС, «Яблоко», ЛДПР и «Народный депутат». В эти дни широко развернулась подготовка к политическому объединению партий «Единство» и «Отечество». Будет создан Координационный совет этих фракции в Госдуме. Таким образом, можно констатировать, что произошло организационное оформление право-центристских сил. Нельзя недооценивать опасность этих действий - они действительно могут создать видимость широкой поддержки проводимого курса. Кроме этого, нынешняя власть меняет тактику: от диалога с оппозицией переходит к попыткам силового давления и репрессивным действиям по отношению к КПРФ в центре и на местах.
Особенно ярко силовая составляющая в действиях Кремля по отношению к левопатриотической оппозиции проявилось в ходе голосования по вопросу о недоверии Правительству в Госдуме. В ход пошло все: шантаж и клевета, попытки подкупа депутатов и угрозы роспуска Думы. Как откровенно выразился один из руководителей Администрации Президента, главным в их действиях было «попугать» коммунистов, потренироваться перед предстоящими событиями. Об этом не стесняясь говорят кремлевские политтехнологи.
А какая агитация была развернута против коммунистов, поставивших вопрос о недоверии Правительству! Все средства массовой информации галдели о неправильно выбранном времени, о якобы конъюнктурности действий нашей фракции. Правда, жизнь почти сразу опровергла все эти домыслы – не прошло и месяца после голосования, как Путин вынужден был сам начать «зачистку» кабинета Касьянова. Однако желаемый властью идеологический осадок в массовом сознании остался.
Наши оппоненты перешли к активному использованию старых идеологических средств, прежде всего махрового антикоммунизма. Чего стоит, например, организованная за несколько часов на деньги Администрации Президента «научно – практическая» конференция «О роли и перспективах КПРФ», проведенная в Президент – отеле, широко разрекламированная на телевидении и в других буржуазных СМИ и на которую никто из членов нашей партии не был приглашен.
Наконец, еще одна причина необходимости укрепления КПРФ и совершенствования ее структуры – новый закон о политических партиях.
В случае его принятия в предложенном варианте возникнут бюрократические препоны на пути превращения КПРФ в авангардную партию, лидирующую в политической жизни страны.
Во–первых, законом определено, что главный критерий партийности – участие в выборах всех уровней. Ясно, что в них надо участвовать, но превращать их в единственное дело, значит, перерождаться из авангардной партии в парламентскую, то есть интегрированную в существующую политическую систему, что для КПРФ, конечно, неприемлемо. Для нас главное – работа в массах, которую этот закон отодвигает на второй план.
Во–вторых, с помощью норм закона создается общегосударственная партийная система, участие в которой будет обеспечиваться на конкурентной основе. Сами партии будут следить за сокращением численного состава политических соперников, за соблюдением ими бюрократических правил, устанавливаемых для партийной деятельности. В результате главное – работа в массах – отходит на второй план.
Во–третьих, создается всеохватывающая система административного и финансового контроля за партийной деятельностью. Проверяющих организаций так много, что они в любой момент могут парализовать всякую неугодную партию.
Такова реальная политическая перспектива. Другой нет и не будет!
2.ИДЕЙНОЕ ЕДИНСТВО - ОСНОВА СИЛЬНОЙ ПАРТИИ
Новые политические реалии требуют безотлагательного укрепления партии уже сегодня. Без этого двигаться дальше нельзя. Нам крайне важно определиться, каковы этапы движения к социализму, какой нужна обществу партия в обозримой перспективе, каким должен быть нравственный облик коммуниста в наше непростое время. Партии еще предстоит доказывать свою необходимость обществу. Без ответов на эти вопросы, без творческого развития теории, мы не укрепим партию, не выработаем стратегию и тактику партийного строительства.
Сегодня у многих жизнь развеяла иллюзии о возможности скорого возрождения социализма. Нам нужно настраиваться на длительную, тяжелую, кропотливую работу в массах – а это тоже непросто. 10 лет КПРФ опиралась в основном на энергию возмущения настоящим и ностальгией по прошлому. Коммунисты, как и большинство народа, верили в скорую победу, считая ее близкой. К сожалению, мы упрощали ситуацию, не представляли всех сложностей борьбы. Кадры партии психологически устали. Они считали, что их работа по восстановлению коммунистического движения будет поддержана большинством бывших коммунистов и трудовым населением. А это произошло далеко не везде. Давит на людей и то, что в России утверждается один из самых худших видов капитализма – криминально-компрадорский.
Главная задача современного этапа – найти формулу приложения марксизма-ленинизма как вечно живого учения к современным реалиям и сохранить идейно-организационное единство партии. Только при этом условии можно говорить о действительно творческом развитии нашей теории.
Возникнув на руинах КПСС, КПРФ объединила коммунистов с разными взглядами – от искренне верящих в правоту линии Сталина до склоняющихся к социал-демократическим ценностям. Фактически общей базой, объединившей членов КПРФ, стало неприятие ельцинизма, курса либеральных реформ.
VII съезд КПРФ не случайно обратился к вопросу о месте марксизма в современном мире, о месте и роли партии, ее типе, о таких категориях как отношения собственности, понятии и роли современного рабочего класса. Уходить от этих вопросов нельзя. Они поставлены жизнью. Невозможно двигаться дальше без определенности в идейно-теоретических основах. Как писал В.И. Ленин, «уклончивость и виляние по отношению к социалистической идеологии неминуемо играет на руку идеологии буржуазной» (ПСС, т. 6, с. 374).
Вместе с тем, необходимо отдавать себе отчет в том, что поспешные, неапробированнные идеологические новации могут поставить под угрозу то единство, которое достигнуто на основе компромисса между членами партии с разными взглядами в период фронтальной борьбы с ельцинизмом. Наша задача достичь того, чтобы обогащение теории, идейный рост коммунистов были направлено и на укрепление единства организационного.
Вот почему в «Очередных задачах КПРФ», одобренных VII съездом партии, указано на необходимость марксистского осмысления причин кризиса советского государства, временного поражения социализма в СССР и связанных с этим процессов. Нам следует осмыслить новый контекст мирового развития, вскрыть противоречия процесса глобализации как навязанного капиталом средства установления нового мирового порядка. Только на базе такого анализа, который уже начат марксистами, можно правильно оценить современный этап развития общества, его социальную и классовую структуру, выработать модель обновленного социализма, стратегию и тактику преодоления результатов капиталистической реставрации. Серьезный подход к наследию классиков марксизма должен помочь нам глубже разобраться в действительности, избежать возможных ошибок. Практический опыт Китая и других братских стран дополнит наше понимание процессов, происходящих в современном мире.
VII съезд партии заявил, что стратегическая цель КПРФ и единственно достойное будущее России – это социализм, воссозданный с учетом и достижений, и ошибок прошлого. Именно на разработку методологии решения этой сложной задачи в русле действующей Программы КПРФ должны быть мобилизованы все квалифицированные теоретические кадры партии.
Сегодня совершенно недостаточно и даже вредно рассуждать о социализме «вообще», о его чуть ли не автоматической конечной победе. Противопоставление дикому капитализму, утверждающемуся в России, умозрительных картин социализма дает нужный эффект далеко не всегда. Помимо определения конечной цели нашей борьбы, необходимо четко и ясно показывать реальные пути и средства ее достижения.
Необходимо развенчать миф о социализме как системе тоталитаризма, утвердить мысль о том, что людям труда нет никаких причин бояться социалистического жизнеустройства, ибо в новых исторических условиях возникнет такая политическая система, которая будет базироваться на преображенных, жизнеспособных Советах как подлинных органах народовластия.
Нужно разоблачить и другой миф о социализме, суть которого состоит в том, что социализм–де неизбежно связан с тотальной ликвидацией частной собственности. Опыт Китая, Вьетнама и других стран опровергает это. Лишь в далекой перспективе частная собственность уступит место новым формам. В ходе же весьма длительного становления и вызревания нового общественного строя все формы собственности будут иметь право на существование. Другой вопрос – в каких пропорциях? Видимо, обществу еще придется переболеть и государственным капитализмом.
Конечно, существуют принципы, от которых коммунисты не могут отказаться ни при каких условиях. Это общенародная собственность на землю, на природные ресурсы: леса, недра, воду. Только общенародной (государственной) собственностью должны быть стратегические отрасли и предприятия, обеспечивающие национальную безопасность и жизнедеятельность населения. Конечно, необходимо отстоять от приватизации естественные монополии, предприятия ВПК.
Мы должны неустанно повторять, что КПРФ борется за создание народных предприятий, передачу прав собственности на основные предприятия под контроль трудовых коллективов, которые будут участвовать в их управлении и распределении доходов в интересах людей труда.
Нам требуется глубокая проработка классовых, национальных, культурно-исторических проблем. Здесь нужно руководствоваться ленинским принципом - «конкретный анализ конкретной ситуации». Исследуя современную российскую действительность, мы должны в общем контексте движения страны к социализму дать развернутую характеристику социально – классовой структуры общества, оценить изменения, произошедшие за годы реставрации капитализма.
Наконец, необходим анализ состояния общественного сознания в условиях капитализации страны, оценка народившейся частнособственнической, мелкобуржуазной психологии, эгоизма и социальной апатии. В противовес им нужно выявить те ключевые социалистические ценности, которые могли бы стать опорными в движении к социализму. Партии надо вернуть украденную либералами настоящую демократию, настоящие права и свободы граждан.
В самостоятельном научном осмыслении нуждается вопрос о коммунистической партии.
Роль партии в современном обществе определяется качественно изменившимися условиями. Она вынуждена работать в рамках буржуазного законодательства, что резко сужает выбор методов нашей борьбы. Она вынуждена работать в законодательных органах разного уровня, а это значит, что мы становимся вольно или невольно соучастниками буржуазного законотворчества. Она вынуждена работать в исполнительной власти на региональном уровне, что сужает ее оппозиционные возможности и принуждает делить с буржуазией ответственность за сложившуюся ситуацию.
В таких условиях приход к власти трудящихся невозможен без формирования нового облика КПРФ.
Трудности были и будут, но мы должны преодолеть их, сделать партию не только признанным авангардом народа, но и массовой политической организацией. Право на эту роль нужно завоевать и ежечасно подтверждать.
Партия должна быть неразрывной частью народа, ощущать свое постоянное единство с ним, подчинять всю свою деятельность его интересам. Надо быть авангардом на деле, способным повести народ за собой, доказать свою нужность.
Это должна быть партия, устремленная в будущее, но опирающаяся на громадный положительный опыт прошлого. Это партия с понятной большинству общества идеологией и программой. Эта партия, имеющая свою позицию по всем вопросам общественного развития и открыто излагающая ее обществу. Это должна быть партия, имеющая значительную «обойму» организационно сплоченных лидеров, способных эффективно работать и находить пути к людям. Это должна быть партия, широко использующая в своей деятельности традиционные и современные информационные технологии.
Нельзя сказать, что эту работу мы начинаем на пустом месте. Уже нынешняя КПРФ - это достаточно свободно развивающиеся региональные, городские, районные и первичные организации, т.к. партия отказалась от жесткой командной системы во взаимоотношениях руководства партии с ее низовыми структурами. Существенно изменена кадровая политика партии: вопросы избрания руководителей как первичных, так и региональных организаций решаются на местах.
Партия освоила новые избирательные технологии и успешно участвует в выборах всех уровней.
Партия и ее структуры в условиях материальных лишений, политического преследования власти, оголтелого антикоммунизма, морального и физического устрашения коммунистов накопили громадный опыт политической борьбы, умение гибко вести работу, защищать интересы людей труда и нашего Отечества. Примером могут служить партийные комитеты Алтайского, Краснодарского, Красноярского краев, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Курской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Тульской и Челябинской и ряда других областей.
Партийные комитеты этих регионов, сотни горкомов и райкомов, тысячи первичных организаций активно участвуют в этой работе. Центральный комитет выказывает им особую благодарность. Но жизнь не стоит на месте. Что бы двигаться вперед не на ощупь, необходимо решать названные выше теоретические проблемы, которые сама жизнь поставила перед исследователями-марксистами. Разумеется, в ходе этой работы появятся новые темы и подходы, новые грани, которые должны постоянно осмысливаться и уточняться.
Со всей остротой стоит сегодня и проблема политического образования коммунистов. Это центральная задача партийных организаций всех уровней. В помощь им издаются методические материалы, выходят журналы «Диалог» и «Политическое просвещение». Интереснее стали работать наши газеты. Дело теперь за организацией систематической работы на уровне ЦК, региональных и местных комитетов, проведением общепартийных дискуссий, научных конференций, семинаров, в том числе совместно с нашими товарищами из братских партий бывшего СССР.
Наша великая история служит нам опорой, а наступающая эпоха уже создает потенциальные возможности нового века социализма.
3. ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ КПРФ
Реализация наших идейных принципов и установок принципиально невозможна без эффективной организаторской работы всех партийных структур. Опыт показал, что следующий этап борьбы выиграет тот, кто лучше организован, кто создаст организационный перевес в обществе. Ныне партия – это более полумиллиона коммунистов, объединенных в более чем 17 с половиной тысяч первичных, более 2000 районных и городских, 88 региональных организаций. Это большая сила. Задача нынешнего этапа состоит в том, чтобы поднять эффективность и боевитость каждой партийной структуры.
Каковы общие задачи, которые предстоит решить?
Первое. Необходимо плановое расширение сети первичных парторганизаций, охватывающих в своей работе все категории граждан. Следует сформировать профессиональные и производственно-профессиональные структуры, главная задача которых - работа в конкретных трудовых коллективах или с определенными социальными группами.
Второе. Надо продолжить дальнейшее совершенствование организационной структуры партии. На уровне ЦК - укрепить и создать новые отделы: экономический, по работе с молодежью, рабочим движением, со средствами массовой информации и депутатским корпусом. На уровне Федеральных округов – создать Координационные Советы секретарей партийных комитетов. Необходимо рассмотреть вопрос о введении нового института – парторгов ЦК в Федеральных округах. На уровне рескомов и обкомов партии предстоит это создать зональные структуры для улучшения руководства райкомами и связи с первичными организациями. Здесь можно использовать опыт компартий Молдавии и Украины по созданию партийных комитетов в рамках избирательного округа. На уровне первичных организаций – важно продолжить работу по их разукрупнению, чтобы они были гибкими, оперативными, могли быстро менять формы и методы работы в соответствии с тактическими задачами.
Третье. Необходимо готовить партию к переводу кадров на профессиональную работу. Дело это непростое, оно потребует значительного укрепления материально-технической и информационной базы, а также совершенствования работы экономических структур партии. На это уйдет, видимо, не менее полутора лет, но начинать ее, как это делают уже многие обкомы, необходимо сейчас.
Четвертое. Следует усилить массовую внепарламентская деятельность, с акцентом на работу с людьми именно в межвыборные периоды, когда традиционные буржуазные партии такой работы нигде, кроме парламента, не ведут.
Пятое. Предстоит создать структуры, реально помогающие людям в решении их насущных, каждодневных проблем.
Шестое. Необходимо сформировать систему стимулов и условий для вовлечения в число партийных активистов молодежи и профессионалов в сфере современного управления, информационных технологий, психологии, социологии и других наук о человеке.
Седьмое. Крайне важно бережно сохранять традиции уличной борьбы, обозначающих наше идеологическое присутствие – в форме листовочной «войны», пикетов, митингов и демонстраций.
Кроме общеполитических проблем стратегического характера, обрисованных выше, партийным комитетам всех уровней необходимо наращивать усилия в решении повседневных проблем.
По-прежнему актуальной остается проблема увеличения численности партии, расширения ее социальной базы и состава. Действительно, за последние годы усилился, благодаря деятельности первичек, поток молодежи, идущей в партию. Однако не удалось пока добиться увеличения приема в партию лучших представителей рабочего класса и тружеников села. И, хотя классовый характер нашей партии выражается отнюдь не в количестве принятых в нее рабочих и крестьян, все же, согласитесь, социальный состав - весьма существенный показатель доверия со стороны людей.
За прошедшие годы большинство партийных организаций добились устойчивого роста своих рядов, привлечения новых членов. Так, за прошлый год 57 региональных организаций численно выросли, в наши ряды вступило почти 15 тысяч человек. Наибольший прием был в Волгоградской, Ростовской, Татарской, Московской городской и областной человек. В тоже время ничем, кроме бездействия партийного актива нельзя объяснить низкий прием в партию в Костромской, Новгородской, Коми, Вологодской, Бурятской, Амурской организациях КПРФ.
Это неплохо, но недостаточно для массовой партии. Мы с вами не так давно определили, что прием в партию, должен составлять не менее 10 процентов от численности – только тогда можно добиться устойчивого роста рядов. По итогам же прошлого года лишь 14 организаций вышли на этот уровень. Думаю стоит их назвать. Это Алтайская, Калмыцкая, Тувинская, Чувашская республиканские, Владимирская, Калининградская, Камчатская, Магаданская, Пермская, Тульская, Челябинская и Еврейская областные, Ханты-Мансийская и Ямало-Ненецкая окружные организации КПРФ
Хороший пример показывает Московская областная организация, где начали планировать работу по росту рядов, что можно считать относительным новшеством. По данному вопросу проведены собеседования с секретарями горкомов и райкомов партии. Разработаны соответствующие областные и местные мероприятия. Выпущен специальный номер газеты «Подмосковная правда», в котором объявлен ленинский призыв в партию. В результате только за первый квартал этого года областная организация выросла почти на 360 человек, из них более половины в возрасте до 30 лет.
Хочу отметить и новые проблемы. Новое пополнение партии – это молодые люди современной формации, раньше в партии не состояли, не имеют сложившейся системы взглядов. В политическом плавании им будет крайне трудно, поэтому работа с молодыми коммунистами - одна из главных задач первичных партийных организаций. Здесь помогут шефство ветеранов и политическая учеба, наличие конкретного поручения и контроль за его выполнением, сочетающийся с доверием к молодым.
Партии предстоит поиск новых форм и методов работы по повышению активности коммунистов. Именно через нее проявляется сила партии, ее творческая энергия и организаторская роль в обществе. Сегодня не должно быть коммуниста, не имеющего партийного поручения. Для этого нужна индивидуальная неформальная работа. Здесь можно использовать партийные собрания, заседания комитетов, отчеты коммунистов о выполнении уставных обязанностей, о работе среди населения и участии в общественной жизни.
Необходимо всемерно преодолевать равнодушие, пассивность по отношению к делам партии. Надо признать, что у нас еще нет должной идейной устойчивости у многих коммунистов и партийного актива. Ведь идейно-нравственное размежевание происходит сегодня не только между классами, но и между людьми разных поколений, родственниками и вчерашними соратниками. Партийным работникам, коммунистам надо быть ближе к людям, стараться помочь им в трудную минуту словом и делом.
Причин пассивности некоторой части коммунистов много. Но главная, на наш взгляд, заключается в самом стиле деятельности партийных комитетов всех уровней и первичных парторганизаций. Злободневные вопросы политической жизни не часто рассматриваются с точки зрения того, как коммунисты осуществляют свою политическую роль.
Инициатива и активность коммунистов возрастут, если они будут широко информированы о том, какие задачи в данный момент решает партия, над чем работают местные партийные организации и их руководящие органы. Но пока Президиум и Секретариат ЦК КПРФ еще недостаточно информируют местные партийные органы, актив, всех коммунистов о важнейших сторонах своей деятельности. Редко выступают с информационными докладами в первичных партийных организациях и работники местных партийных органов. Городские, районные, областные и краевые комитеты партии в период между конференциями нечасто докладывают о своей работе на собраниях в первичных парторганизациях.
Большое значение в укреплении КПРФ, ее боевитости будет иметь строгое соблюдение принципа демократического централизма, хотя надо искать и другие формы укрепления нашей организованности.
К сожалению, существенно вредит авторитету партии в глазах простых людей неумение, а порой, и нежелание части партийных секретарей осознать, очевидный факт - наша партия находится в оппозиции к власти, коммунисты давным-давно не являются представителями правящей партии. КПРФ не обладает и малой долей ресурсов КПСС и не может навести порядок повсеместно. Секретари партийных комитетов, весь наш актив должны разъяснять это трудящимся. Они должны быть способны, с одной стороны, глубоко анализировать и верно оценивать быстро меняющиеся политические условия, а с другой – быть готовыми в любой момент взять на себя всю полноту ответственности за решение местных вопросов.
Наша партия обязана сломать политический сценарий власти в деле строительства управляемой партийной системы, приступить к строительству массовой партии в новых условиях. Все организационные и пропагандистские силы и средства необходимо сконцентрировать на достижении главной цели – создании реальных центров партийного влияния в трудовых коллективах и непартийных общественных организациях. Каким путем можно достичь этого? Надо отбросить иллюзии. Новый Закон «О политических партиях» не разрешает партиям работать в трудовых коллективах и бюджетных организациях.
Есть ли другой путь? Партия в начале века внедрялась в рабочие коллективы через больничные кассы, страховые товарищества, вечерние школы, отделения благотворительных фондов. Наши предшественники реально использовали методы широко известные и опробованные многими общественными организациями.
Очень важно определить формы нашей работы во внепартийной среде. Может быть, следует организационно укрепить, снова зафиксировав в отдельной главе Устава партии, институт сторонников партии.
Сторонники партии, это, во-первых, главный резерв роста ее рядов. Во-вторых, это мощная база, которая может быть мобилизована в период массовых кампаний, выборов. В-третьих, это канал постоянного агитационного влияния на широкие массы населения. Первичным организациям следует осваивать непростую науку взаимодействия с ними. Здесь важно избежать давления, стремления поставить человека под жестокий контроль, перегрузив поручениями. Каждый наш сторонник определяет для себя ту меру, в которой он может нам помочь. Один возьмется расклеивать листовки перед выборами, другой поможет в организации массовых мероприятий, третий поддержит организацию материально. Мы можем предложить сторонникам создать группы поддержки КПРФ в Советах трудовых коллективов, в профсоюзных организациях, в собраниях акционеров. Через такие группы можно приступить к организации касс взаимопомощи и благотворительных фондов.
Работа с сочувствующими требует широко использовать малые формы объединения людей по интересам, учета профессиональных и территориальных особенностей. Мы должны выйти за круг чисто политических проблем и возглавить борьбу за повседневные интересы людей. Любой вопрос, который волнует граждан, должен стать нашим партийным делом.
Информационное и организационное обеспечение этих групп можно поручить парторганизаторам, которые состоят на учете в территориальных организациях, но работают на предприятиях, в союзах и обществах. Такой опыт широко использовала наша партия в первые послереволюционные годы, а в настоящее время - Партия трудового народа Кипра.
Расширяя сферу деятельности сторонников, обеспечивая их необходимыми информационными материалами, распространяя через них печатные здания партии и НПСР, КПРФ не только усилит свое влияние в трудовых коллективах, но и пополнит ряды наших союзников.
Качественно иного отношения к себе требует контроль за выполнением партийных постановлений на всех уровнях. Вопрос не простой. Сегодня в большинстве случаев мы пытаемся осуществлять его теми методами, которые использовались до 1991 года, когда штатная ситуация была совершенно иная. Как и кем он должен проводиться, в каких формах, как его сделать всеобъемлющим и результативным? На эти вопросы надо ответить на заседании Пленума. При этом важно, что бы в ходе обсуждения удалось найти способы контроля, прежде всего как механизма, обеспечивающего работу партийных структур в соответствии с принятыми ранее решениями.
А пока этот механизм нередко работает формально. Только один пример. VII съезд КПРФ определил 10 основных направлений действий коммунистов. В соответствии с этим решением было предложено разработать региональные программы конкретных дел. К сожалению, такая работа проведена не полностью и на везде. Если где-то что-то делалось ранее по отдельным элементам этой программы, там продолжается эта работа. А где ею не занимались, так по-прежнему и не занимаются. Это наглядный пример и бесконтрольности, и неисполнительности, и безынициативности. Но необходимость реализации этой программы велика как для самой партии, так и для людей, интересы которых мы обещаем защищать.
Теперь – о кадрах.
Вопросы кадровой политики были и остаются центральными в деятельности партии. Но особую актуальность и остроту они приобретают сегодня. Причина в сложности и многообразии задач, уровне профессиональной подготовки, высоком пороге нравственных качеств, предъявляемых обществом к нашим руководителям. Поэтому на организационном Пленуме ЦК КПРФ было принято решение о создании Кадровой комиссии. Такая комиссия сформирована и приступила к работе.
Будем надеяться, что общими усилиями нам удастся эффективнее реализовать решения VII съезда КПРФ по улучшению подбора, расстановки и обучения кадров.
Учитывая, что участникам Пленума будет представлен специальный содоклад по этой проблеме, остановлюсь только на некоторых вопросах.
Речь идет, прежде всего, о том, чтобы кадровая политика исходила из стратегических целей партии. Нам необходимо иметь реальный резерв кадров, организовать его подготовку и формирование идейной убежденности.
Забота о кадровом корпусе КПРФ XXI века – это совсем не то дело, которое можно отложить на завтра. Уже сегодня надо пристально всмотреться в две стороны этой проблемы.
Первая – учеба молодых кадров. Кое-какой опыт уже имеется. Работают школа молодых парламентариев при фракции в Госдуме, школы молодых политиков при Алтайском крайкоме, Волгоградском обкоме. Но именно они лучше всего высвечивают две серьезные проблемы. Во-первых, их учебные программы воспроизводят наработки уже вчерашнего дня, ориентируют на «верхушечные» формы борьбы, готовят не вожаков, не пропагандистов для рабочих аудиторий, а соискателей депутатских кресел. Во-вторых, при такой ориентации подобные школы могут помимо нашей воли оказаться рассадниками карьеризма.
Поэтому необходимо не откладывая как этого требуют многие партийные комитеты разработать концепцию Центральной партийной школы, одним из отделений которой стал бы факультет молодежи. Эту школу следует сориентировать на подготовку организаторов масс, но при этом серьезно отнестись к их теоретической подготовке. Региональным партийным комитетам предстоит уже в ближайшие два месяца дать предложения в ЦК о направлении молодых перспективных товарищей на учебу уже с осени текущего года.
Что касается депутатов, то для повышения их квалификации необходим постоянно действующий научно- практический семинар. В течение месяца надо завершить организационное оформление при фракции в Госдуме Совета депутатов-коммунистов всех уровней.
Опыт показывает, что подбор кандидатов во все органы власти начинать за 2-3 года до выборов. Каждый партийный комитет вместе с Советом НПСР обязан определить круг претендентов, обеспечить конкурс, подготовку, включая деловую стажировку, «раскрутку» в СМИ, и в своем избирательном округе. В этой работе нам могут серьезно помочь помощники депутатов всех уровней, актив предвыборных штабов, руководители предприятий и организаций.
Что касается новых выборов в Госдуму, то в силу политической конъюнктуры надо быть готовыми к их проведению досрочно, возможно уже в конце текущего года.
Вторая сторона кадровой проблемы – требовательное отношение к нынешним руководителям-коммунистам. Они в самое трудное время взяли на себя всю тяжесть восстановления партии, не жалели сил и здоровья, во многом в ущерб личным интересам бескорыстно работали на наше общее дело. Большое им спасибо.
Но жизнь идет вперед и требует постоянного притока новых руководителей, обновления кадрового состава на всех уровнях. Часто бывает, что жизнь и партийная работа проходят как бы в разных измерениях. Ключевым условием подбора кадров является их способность эффективно работать и убеждать людей. Плохо, когда формируется не коллектив единомышленников, а команда так называемых «своих людей». Это мы уже встречали в КПСС, что стало одной из причин ее поражения. Назрела потребность внесения поправок в Устав КПРФ о постоянной ротации кадров и возможном переходе только на тайное голосование при выборах всех партийных органов. Такие приемы часто использовала наша партия в 30-е-40-е годы.
Еще одна проблема, которая беспокоит коммунистов – идейная убежденность и дисциплина руководителей. Нечего греха таить - нередко бывает так, что поддержанный нами и выбранный на высокий пост коммунист, как ошпаренный старается если не отречься от партии, то по крайней мере дистанцироваться от нее, стать как бы идеологически нейтральным, удобным для своих и чужих. Между тем, хорошо известно, что внутренние убеждения не зависят от высоты занимаемого кресла. Поэтому один из самых часто и справедливо задаваемых рядовыми коммунистами вопросов – почему так часто и быстро «розовеют» некоторые «красные» руководители? Где та грань, которая отделяет невинные ошибки от перерождения, а, порой, и предательства интересов партии? Президиум ЦК, доверяя руководителям, избранным при нашей поддержке, вместе с тем, выражает серьезное беспокойство за нравственный облик, идеологические позиции и практические действия части наших коммунистов-руководителей.
Нам надо решительно пресекать факты самовыдвижения коммунистов кандидатами в депутаты разных уровней, если они не поддержаны решениями партийных комитетов. Это стало носить не единичный характер. Следует жестко реагировать на элементы комчванства, амбициозности, барства, зазнайства, нетоварищеского отношения к коллегам. Может быть, назрела необходимость провести перерегистрацию коммунистов, восстановить институт партийного контроля, выработать кодекс поведения члена партии в современных условиях.
4.ПАРТИЯ И ВЛАСТЬ
За минувшее десятилетие партией накоплен большой опыт политической борьбы за представительство во властных структурах разных уровней. Фракции и группы депутатов-коммунистов работают в Федеральном Собрании, большинстве региональных законодательных органов, на уровне местного самоуправления. Мы провели много успешных кампаний по выборам губернаторов, руководителей городов и районов. Силу и влияние нашей партии признают не только друзья, но и противники. Мы часто получаем предложения о сотрудничестве, участии в блоках и коалициях. Все это говорит о силе и влиянии партии, и это позитивный момент.
Однако надо видеть и другое. Вхождение коммунистов во властные структуры буржуазного государства всегда несет в себе противоречия. С одной стороны, отстаивая в них права и интересы трудящихся, мы сдерживаем темпы капиталистической реставрации. Но с другой, - объективно содействуем сохранению и облагораживанию режима. Влияет это и на саму партию.
Сегодня настало время осмыслить пройденное и выработать линию работы на перспективу. Прежде всего нужно ясно понимать – верхушечным путем без мощного напора снизу изменить характер нынешнего российского режима уже невозможно. Такая возможность была более или менее реальна до середины 90-х годов. Сейчас ее нет. Поэтому стратегия и тактика нашей борьбы за овладение властными структурами разных уровней должна быть не просто дополнена – в ряде важных аспектов она должна быть принципиально изменена.
Мы должны понять, что создать мощное социальное, да и политическое давление снизу можно, если массово и масштабно овладеть органами территориального самоуправления. Только тогда наши усилия на федеральном уровне обретут новую силу, получат мощный фундамент.
Между тем, сегодня наше участие с системе представительной власти напоминает головастика –«рахита»: процент членов КПРФ в Госдуме заметно выше, чем в среднем в законодательных собраниях субъектов Федерации, а в последних выше, чем в городских и районных Думах и среди муниципальных советников. Такого же «рахита» напоминает и наш кадровый корпус: конкурс претендентов – коммунистов (не говоря уже о наших союзниках) в Госдуму огромный, в законодательные собрания субъектов Федерации – тощий, а кандидатов – коммунистов в муниципальные советники днем с огнем не найти.
Такая конфигурация - результат не столько политической обстановки в стране и навязанной нам игры, но и наших не всегда верных действий. Наша тактика на предыдущем этапе политической борьбы имела излишне персонифицированный характер. А при отсутствии партийной «грибницы» в трудовых коллективах, которая могла бы сгладить «верхушечные» ориентации партийных штабов, сконцентрировавшихся на выборах федерального уровня, это часто давало негативный эффект. При местных выборах эти персонифицированные лозунги работают плохо, а партия и идущие за ней массы были ориентированы именно на них.
Второе негативное последствие излишней персонификации противника состоит в том, что режим получает возможность широкого маневра для обмана избирателей путем выставления на первый план все новых и новых фигур, постоянной перетасовки кадровой колоды и раскрутки новых лиц. Мы же после VII съезда не только не приступили к раскрутке новых партийных руководителей, а их немало в нынешнем составе ЦК, но даже сузили представление населению новых секретарей ЦК и депутатов Государственной Думы. Тут нужны коррективы.
Важная сегодняшняя задача – сконцентрировать силы на овладении местным самоуправлением, сместить в эту сторону центр тяжести наших усилий. Именно на этом уровне может сработать «программа десяти конкретных дел». Она должна стать инструментом превращения самоуправления в Советы. В перспективе нам нужно думать о выдвижении лозунга о всевластии Советов, но для этого надо, чтобы они появились и стали нашими. Для овладения местным самоуправлением требуются уточнения внутрипартийной политики, в работе новых отделов и комиссий ЦК и обкомов.
Думается, мы должны серьезно изменить и сеть первичных партийных организаций. В структуре партии должна появиться в качестве отдельной боевой единицы партийная организация округа местного самоуправления. И она должна взять на себя основной груз борьбы за представительство в руководящем органе округа. В таких условиях сразу будет видна боевитость каждой парторганизации, степень активности коммунистов, их умение работать практически. Более того, такая реорганизация поможет нам резко усилить приток молодежи и людей среднего возраста, потому что партийная организация предоставит им возможность самореализации. Именно в ходе борьбы за представительство в органах местного самоуправления будет достигнуто то соединение опыта старшего поколения и энергии молодых, единство интересов и действий разных поколений, о котором мы так много говорим.
Особенно важно сегодня помочь селу в создании новых партийных организаций, налаживании их работы. Именно на селе нас поддерживает большинство населения, есть сильные и опытные кадры. Комиссией ЦК по аграрным вопросам совместно с учеными-аграриями подготовлена программа восстановления агропромышленного комплекса страны, которая может стать основой возрождения села, привлечет новых сторонников.
Хочу остановиться на наших стратегии и тактике во взаимоотношениях с союзниками и попутчиками, участии компартии в деятельности обновленного Народно–патриотического союза России. Это необходимо сделать в связи с вопросом, который зреет у коммунистов: не получится ли так, что новый союз будет нагрузочным для партии, не раствориться ли КПРФ в нем, не потеряем ли мы наши стратегические цели – социализм, народовластие? На наш взгляд, эти опасения необоснованны, ведь все зависит от нас самих.
Президиум ЦК сознательно пошел на решительную ломку старой схемы. Расстановка кадров, не отвечающая реалиям новой обстановки, была решительно изменена. Во многом в силу отсутствия ресурсов, КПРФ не может сделать мощный рывок для укрепления своих позиций в обществе. Кроме этого, власть умело использует административный ресурс, возможности криминально–мафиозного капитала для вытеснения народно–патриотических сил на обочину политической жизни.
Власть вынашивает идеи и схемы полного устранения КПРФ от активной политической жизни. Хочу подчеркнуть, что сегодня эта угроза становиться как никогда реальной и у власти есть возможности и условия для ее осуществления.
В этой ситуации, мы можем противопоставить замыслам наших оппонентов только целенаправленные и обоснованные действия по завоеванию поддержки большинства избирателей страны. Решить эту задачу в одиночку мы не сможем.
Получить поддержку большинства наших граждан, победить на выборах, мы сможем, только объединив вокруг КПРФ все общественные силы, заинтересованные в формировании мощного объединения левых сил и патриотов. Это и будет нашим ответом на действия власти по созданию своих блоков.
Им может и должен стать обновленный Народно–патриотический союз России. Президиум ЦК сознательно пошел на решительную ломку старой схемы. Расстановка кадров, не отвечающая реалиям новой обстановки, была изменена. Принята новая концепция развития НПСР, созданы программные документы, усилен кадровый состав руководящих органов движения, внесены необходимые изменения в Устав.
Развертывается работа по модернизации его региональных и местных отделений, формированию материально–технической базы и переводу кадров на профессиональную основу.
Главным в деятельности КПРФ на этом направлении должно стать не только привлечение в НПСР новых надежных соратников и союзников, безусловно, только наших единомышленников, но и оказание помощи всем, входящим в него общественным объединениям, потенциал которых пока не реализован полностью.
Необходимо в ускоренном режиме помочь наладить работу региональных и местных отделений Агропромышленного союза России, Всероссийского женского союза. Они очень много делают для повышения авторитета партии. Нуждается в коренном улучшении наша работа с отраслевыми профсоюзами, молодежными и ветеранскими организациями. Это стержневые организации, через которые мы можем интенсивно и успешно работать, и здесь у нас есть еще достаточный запас неиспользованных ресурсов и возможностей.
VII съезд КПРФ поставил перед партией сложные, ответственные, но необходимые задачи. Данный Пленум целесообразно рассматривать как начало большой работы, определение стратегической линии и программы конкретных действий на ближайшее время.
КПРФ была и остается партией исторического оптимизма. Именно поэтому тема сегодняшнего Пленума вызвала широчайший интерес. ЦК получил сотни инициативных предложений от коммунистов. Разрешите выразить благодарность всем, кто принял участие в подготовке сегодняшнего Пленума.
Мы начинаем новый этап работы по укреплению партии как союза единомышленников и росту ее боеспособности. Только на этом пути мы сможем отстоять интересы тех, кто нам верит, интересы людей труда.
|