Русско-чеченские историко-культурные связи имеют многовековые традиции.
Пушкин, Лермонтов, Белинский всколыхнули умы прогрессивных слоев российского общества, для которых отношение к судьбам северокавказских народов с тех пор стало мерилом их патриотизма, нравственной чистоты и гуманизма.
Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли свое новое отражение в творчестве Л.Н. Толстого.
На Кавказ Толстой отправился в поисках смысла жизни, положительного идеала. В Чечню приехал 30 мая 1851 г. и практически сразу окунулся в самую гущу жизни чеченцев и казаков, завел среди них друзей.
По убеждению Толстого, именно через уважение друг к другу лежала возможность лучше познать горца и следовало решать задачи морально-нравственного совершенствования человека. Эта дружба, постоянные поездки по Чечне, в Дагестан, Тифлис, записи устного народного творчества местных жителей во многом прояснили ему особенности уклада народов Кавказа, позволили проникнуть в их мечты, понять идейные поиски народов, отстаивавших свою свободу и независимость.
Размышления Л.Н. Толстого о судьбе горцев, занятых "несправедливым и дурным делом - войной", легли в основу кавказского творчества ("Набег. Рассказ волонтера", "Рубка леса. Рассказ юнкера", "Из кавказских воспоминаний. Разжалованный", "Записки маркера", "Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт").
В отличие от Пушкина и Лермонтова, преподнесших горский дух в неукротимых, свободолюбивых мотивах ("Тазит", "Мцыри"), Толстой привнес в русскую литературу образы военных, на большинство из которых отрезвляюще подействовала новая общественно-политическая среда. Если раньше в кавказской войне они видели романтику, возможность отличиться, сделать быструю карьеру, то теперь, находясь много лет подряд в военных походах, они увидели жестокость и никчемность.
"Объединенная газета"
02.04.01
|