Ничто не обходится нам так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость
Сервантес
О совершенной культуре общения офицера можно говорить лишь в том случае, если в его речевой "репертуар" включены манеры общения, подчеркивающие его интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и другие. Общаясь с людьми, офицер должен задумываться над тем, в какой степени освоены эти манеры не только его подчиненными и начальниками, но и им самим.
Как часто, уважаемый читатель, вы задумываетесь над такими вопросами, как: а) умеете ли вы здороваться и обращаться к человеку с просьбой о чем-либо, но так, чтобы ему было приятно ответить? б) станете ли вы на грубость, адресованную вам, реагировать встречной грубостью или предпочтете иные средства? в) умеете ли вы прерывать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас; отказывать в чьей-то просьбе и не вызывать враждебности; прощаться, просто прощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще? Уверены, положительный ответ на эти вопросы будут лишь в том случае, когда все ваши выразительные средства, задействованные в общении, отличаются искренней доброжелательностью, непринужденной скромностью и неробкой почтительностью.
Не следует забывать очень важную рекомендацию фоносемантики (науки о знаках чувств) о том, что самый привлекательный облик человека в общении - приветливый.
Известно, что офицеру в повседневной деятельности приходится выполнять разные роли, и практически в каждой из них он должен быть на должной высоте.
Доброжелательность, вежливость и тактичность могут и должны проявляться в разных ролях офицера:
- НАЧАЛЬНИКА ("ПОЖАЛУЙСТА, приложите к выполнению данного задания максимум усилий и инициативы");
- ПОДЧИНЕННОГО ("ИЗВИНИТЕ ЗА БЕСПОКОЙСТВО (но не извиняюсь, т.к. в этом случае вы сами себя извиняете), могу ли я обратиться к вам с просьбой?");
- ПРОХОЖЕГО ("Как пройти на улицу Живописную, СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?");
- ПАССАЖИРА ("прокомпостируйте билет, БУДЬТЕ ДОБРЫ");
- ЗРИТЕЛЯ ("ПРОСТИТЕ, у вас не будет лишнего билета");
- ПОКУПАТЕЛЯ… и еще много других ролей, когда общение происходит при помощи стереотипных слоев и выражений, в которых проявляется уважительность и учтивость по отношению друг к другу. Попробуйте нарушить сценарий этой роли, и вы вызовете недоумение у окружающих.
Культура общения включает также умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом "кому? зачем? что? как?" сказать. Ведь помимо стандартных, повторяющихся выражений, в нашем речевом "репертуаре" должны быть языковые средства, отражающие индивидуальность, показывающие "наших душ золотые россыпи". Вступая в общение, мы подбираем такие слова, которые помогли бы нам установить и поддерживать "обратную связь" с собеседником.
Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени является мерилом социального положения офицера и основой уважения и почтительности к нему. Деликатность, тактичность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета.
Таким образом, отличительными чертами офицера в общении должны быть, по нашему глубокому убеждению, доброжелательность, тактичность, высокое чувство офицерского достоинства, а также осознанное понимание того, что нет на свете излишества прекрасней, чем излишек благородности. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Все это очень метко подметил поэт В.Боков:
"Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите "добрый день!"
И следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом жизнь людей!"
В.Н. Панкратов
28.12.2000
|