Заговори, и я увижу тебя.
Сократ
Достигнуть высокой культуры общения офицеру невозможно без совершенствования культуры речи, причем на всех ее уровнях: лексическом, грамматическом и фонетическом.
В системе высшей военной школы большую роль в этом должны сыграть не только педагогические коллективы кафедр и отделов, но и начальники - руководители всех уровней командного звена, призванные обучать своих воспитанников основам культурной и грамотной речи.
Культура речи, как известно, может быть привита будущему офицеру лишь в том случае, когда она своими основами опирается на высокие образцы и примеры для подражания. "Подобное - порождает подобное" - именно это сущностное правило характерно для системы обучения и воспитания. Известно, что воспитать себе подобного может каждый, но не всякий способен взрастить высоко образованного и культурного человека с присущими ему чертами интеллигентности и нравственного совершенства. Вот почему положение о "зеркальном" отражении у воспитуемых качеств воспитателя, в том числе и в сфере речевого общения, предъявляет сегодня значительные требования к облику тех, кто призван профессионально заниматься обучением и воспитанием будущих офицеров.
Как уже отмечалось, наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряженностью, и конечно же, отсутствием крика. Когда офицер легко сбивается на крик - это верный признак того, что он не умеет владеть собой. И ведь кричат не только начальники. Чаще всего переходят на крик отчаявшиеся нечто объяснить собеседнику (коллеге, подчиненному) в рамках нормального тона, не формируя повышенный звук.
Как подсказывает житейский опыт, эффективность крика в ситуации, когда нужно убедить человека или склонить к своей точке зрения, близка к нулю, и громче - вовсе не значит убедительней и понятнее. Поэтому исключение крика из арсенала повседневного общения, несомненно, существенно повысит не только речевую культуру офицера, но и явится важнейшим показателем его общей культуры и интеллигентности.
Обращаясь к проблеме совершенствования культуры речи офицера, особо следует сказать о сквернословии и жаргоне, которые, к сожалению, имеют место не только в курсантских, но и в офицерских коллективах.
Жаргон - это буквально "испорченный язык", цель которого обособить какую-то группу людей от основной части общества. Щеголяют жаргоном в армейской среде, как правило, те, кто желает выделить себя из устоявшейся культурной среды. Именно они стремятся заимствовать некоторые слова из арго. Арго - это речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют вульгарной руганью или матерщиной.
Матерная брань имеет свои истоки в пластах русской лексики. Она возникла много веков назад и сложилась не сразу, а в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери создались из традиций родового строя, когда представитель старшего поколения мог обратиться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, что он мог быть отцом этого молодого человека, поскольку имел половую связь с его матерью. Таким образом, "матерные выражения" изначально не были бранью, поскольку напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойнейшие ругательства. (Житников В.Ф. и др. Умееете ли вы общаться? - М., 1991. С. 125-128.)
С приобретением жизненного опыта, с ростом физических и умственных сил, привычка к матерной брани превращается в некое средство отдельных людей, "облагающее "хвост" нецензурщины применительно к армейским условиям - в казармы, в лекционные аудитории, в кабинеты, получая порой прописку в общении начальников с подчиненными (но очень редко наоборот).
Грубая, жаргонная, вульгарная речь портит любое симпатичное лицо, искажает приятное впечатление от знакомства, отталкивает человека. И хочется верить, что "жаргонный словесный мусор" не будет засорять общения тех, кто носит офицерское звание (или стремится к нему), чей долг и достоинство требуют быть образованным и культурным человеком.
В.Н.Панкратов
25.12.2000 г.
|