Система подготовки офицерских кадров призвана обеспечить высокий уровень их образованности, профессиональной подготовки и социальной активности. Дальнейший рост компетентности и культуры офицера, в том числе и в сфере общения, - важнейшее условие возрождения интеллигентности офицерского корпуса.
Научные исследования и практический опыт подсказывают, что каждый офицер, независимо от профессии, уровня личностного развития и занимаемого служебного положения, лишь в том случае может считаться интеллигентным человеком, если он достиг совершенства в сфере общения между людьми, в сфере, где человек способен раскрыть свою подлинную образованность и воспитанность.
Каждый офицер должен уметь расположить к себе человека в служебном, деловом, педагогическом или дружеском общении, овладеть умениями слушать и слышать друг друга в процессе общения, научиться лучше понимать окружающих, определить истинное состояние собеседника по его мимике и жестам и др.
Значительную долю в служебной деятельности и жизни офицера занимает общение. Казалось бы, смысл этого понятия очевиден и особых разъяснений не требует. Существует, однако, немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает, а бывает и так, что в самой науке термин употребляется в разных значениях. Понятие "общение" - в обыденном, повседневном употреблении имеет широкий смысл, охватывая все формы непосредственных контактов между людьми. Так, по определению С.И.Ожегова: "Общение - это взаимные сношения, деловая или дружеская связь". (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1984. С.386). С тех пор как в русский язык проникло иноземное слово "коммуникация" (от латинского communicatio - связь), этот термин стал употребляться как синоним "общения".
Общение является необходимым условием жизнедеятельности человеческого индивида и, представляя собой специфический способ существования культуры, несет в себе воплощение принципов нравственности, культуры поведения и терпимости. Что может включать в себя понятие "общение"?
Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими научными дисциплинами. В современной науке существует много определений понятия "общение". Вот некоторые из них:
а) общение - сторона предметной деятельности индивида;
б) общение - одна из видов социальных деятельностей личности;
в) общение и деятельность - две стороны общественного бытия человека, представляющих одно целое;
г) общение - совокупность различных видов психологических контактов между людьми;
д) общение - есть сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями в целях понять намерения собеседника и другие.
Все определения понятия "общение" рассматривают его как сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
К основным параметрам общения, как социально-психологического явления, относятся: стиль, тон, техника и такт. Под стилем общения обычно понимают определенную систему способов психолого-эмоционального взаимодействия между людьми, которая характеризуется, с одной стороны, параметрами экспрессивной направленности (общительность, властность, гибкость), с другой, элементами коммуникативного действия (приказ, угроза, просьба). Различают следующие виды стилей общения: прагматический, подчеркивающий направленность на достижение практического результата; подавляющий, имеющий специфику властного принуждения; педантичный, предполагающий детализированный контроль исполнения распоряжений; дистантный, подчеркивающий соблюдение субординации в отношениях; мягкий, отличающийся гуманизацией отношений; понимающий, направленный на чуткое отношение к позиции собеседника и другие.
По своей тональности общение бывает: сердечным, уступчивым, агрессивным, наглым, злобным, подозрительным, добрым и т.д. Тональность, техника и такт общения обычно порождаются его характером, полярные профили которого можно представить в виде соперничества или сотрудничества.
В зависимости от степени совершенства основных качественных характеристик общения можно выделить высокий, средний и низкий уровни культуры общения. Основными индикаторами данных уровней общения являются: точность межличностного восприятия, адекватность средств коммуникации, степень взаимопонимания в ситуации общения, развитость умений и навыков организации совместной деятельности и другие.
Объектом особого внимания в деятельности офицера должно быть стремление овладеть таким уровнем общения, который обеспечивал бы полное взаимопонимание между людьми, а это достижимо лишь при высокой культуре общения. Под культурой общения офицера понимается такая степень развития его коммуникативных качеств, которая позволяет эффективно и компетентно устанавливать взаимоотношения с людьми в процессе военно-профессиональной деятельности.
По своему содержанию культура общения офицера может быть представлена такими компонентами как мотивационно-целевыми, познавательными, информационно-деятельностными. Их суть сводится к следующему. Мотивационно-целевой компонент культуры общения характеризует ее мотивационную сторону, элементами которой являются: положительные мотивы и установки общения, отношение офицера к другим, умение привлекать к себе окружающих людей, общительность и коллективизм, справедливость и доброжелательность.
Познавательный компонент включает в себя: умение адекватно воспринимать и познавать поведение других; умение войти в образ своего партнера по общению и чувствовать его социально-психологическое состояние; умение наблюдать и понимать не только слова, но и мимические и жестовые сигналы своего собеседника; умение быть услышанным и понятым другими.
Информационный компонент культуры общения офицера предполагает умение точно выражать свои мысли, чувства и отношения с помощью не только речевых, но и неречевых средств общения.
Организационно-деятельный компонент характеризует деятельную сторону культуры общения офицера, связанную с взаимодействием людей, с организацией их совместной жизнедеятельности. В качестве структурных элементов в этот компонент входят: умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая наилучшим образом отвечала бы их индивидуальным особенностям; требовательность к себе и другим в сочетании с уважением, чуткостью, принципиальностью; умение правильно воспринимать и учитывать критику, а также соответственно с ней перестраиваться в своей деятельности.
Для каждого офицера характерен определенный уровень развития культуры общения, во многом зависящий от сформированности коммуникативных качеств личности. Такими качествами являются уважительность, доступность, привлекательность, внимательность, справедливость, дипломатичность, доброжелательность и другие. Формирование этих коммуникативных качеств офицера является важнейшей задачей всего процесса воспитания и обучения в рамках высшей военной школы.
Таким образом, культура общения офицера, будучи важнейшим показателем его интеллигентности и воспитанности, подразумевает такой уровень сформированности коммуникативных черт характера и умений офицера, который позволял бы ему эффективно и компетентно решать задачи взаимодействия с людьми.
В.Н.Панкратов
06.12.2000
|