Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Культура

Духовное наследие русского воинства

История Русской армии - одно из наиболее ярких, героических явлений в жизни нашей Родины. Победы русского народа над завоевателями, многие из которых считались величайшими военными гениями мира и к моменту войны с Россией были увенчаны ореолом всемогущества и непобедимости, поражали воображение современников и поныне волнуют их потомков, служат предметом гордости. Поэтому история русского воинства, его деяния вновь и вновь привлекают к себе внимание, оставаясь в числе вечных тем исторической науки.

Эта статья посвящена одной из проблем того бездонного океана информации, названного историей Русской армии - проблеме возникновения и развития в России системы поощрения отличившихся на поле боя воинских частей. В чем се значимость? В чем ее актуальность для современной России, России конца XX века?

Сейчас, когда статус вооруженных Сил Российской Федерации донельзя низок, когда военная ^служба потеряла свой былой престиж, надо искать и находить решения, которые способны преодолеть сложившуюся ситуацию, найти примеры воспитания патриотизма. В числе этих решений должно быть такое, как рост исследовательской работы по истории нашей армии, отдельных частей и соединений, чтобы на примерах ратной доблести растить патриотов. Одно из ведущих мест по праву должно принадлежать существовавшей стройной системе коллективных наград, наиболее ярком и показательном явлении для патриотического воспитания.

Коллективные награды - живой пример из героического прошлого России, ее армии, пример для гордости и верности традициям предков. Они должны служить для осознания солдатами и офицерами единого целого с частью, в которой они служат, культивирования интереса к ее истории, национальной гордости, должны быть немым укором для нерадивых потомков.

Так что же такое коллективные награды? Коллективные награды - это комплекс символов, морально-материальных поощрений отличившихся на поле боя частей и подразделений. Возникнув еще на заре человечества в государствах древнего мира, они постепенно совершенствовались, появлялись все новые и новые виды отличия, превратившись, наконец, на рубеже XIX-XX веков в армиях разных государств в стройную систему коллективного награждения. Складываясь приблизительно в одно время, в похожих условиях, системы коллективных наград разных стран имели много общего между собой, естественно, сохраняя свои национальные особенности.

В России, в Русской регулярной армии, первый известный Факт награждения коллективным отличием был в царствование Петра Великого. В 1701 году за особые подвиги в сражении при Нарве 19 ноября 1700 года обер-офицерам лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков были пожалованы особые нагрудные знаки с надписью: "1700 No. 19". Долгое время это было единственное коллективное отличие. Начало регулярной выдачи наград положено в первой половине XIX века. В первом десятилетии XX века в Русской армии существовало уже около двадцати всевозможных видов коллективного поощрения. Это наградные знамена и штандарты. Георгиевские ленты, наградные серебряные трубы и рожки, особые элементы униформы, особые музыкальные марши, почетные наименования и присвоения имен вечных шефов и, наконец, права гвардии.

Коллективные награды являлись сильным инструментом воздействия на солдат и офицеров, они призывали их к новым подвигам во славу Отечества. Особенно действенным средством воспитания воинов на боевых традициях стали наградные знамена и штандарты. Как символ храбрости и доблести этот знак отличался очень большой наглядностью: на полотнищах наградных хоругвей помещались надписи с указанием ратных дел, за которые часть удостоилась отличия. Например, впечатляюще выглядела надпись на полковом Георгиевском знамени 81-го пехотною Апшеронского полка, ведущего свою иерархию с 1700 года: "За взятие штурмом Ахульго 22 августа 1839 года, за поход в Анди в июне и Дарго в июле 1845 года, за отличие при взятии Гуниба 25 августа 1859 года, в Хивинском походе 1873 года и за подавление восстания в Чечне и Дагестане в 1877 году". Кого не тронет подобное? Такое знамя не просто становилось святыней в прямом и непосредственном значении этого слова. Оно превращалось в символ связи поколений. Самим своим видом такой стяг вызывал в сознании молодого солдата картины былых сражений, образы старых вояк-героев, а затем появлялось стремление и самому стать похожим на них.

С коллективными наградами было связано и много разных традиций и ритуалов, на которых также воспитывались молодые солдаты. В истории остались традиции святости боевого знамени. Так, "Памятка для нижних чинов", утвержденная военным министром 11 марта 1835 года, гласила:

"Знамя - есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя - святыня, слава, честь и жизнь служащих. Честный, храбрый солдат умрет в руках со знаменем, а не даст его на поругание неприятелю, ибо знамя заключает в себе все священные драгоценности наши: Веру, Государя и Отечество".

Согласно утвержденному в 1880 году "Положению о порядке обучения молодых солдат", значение знамени относилось к сведениям, знание которых обязательно для каждого рядового. Более того, это значение новобранец должен был уяснить в первую же из шестнадцати недель тогдашнего курса молодого бойца. Очень часто многие командиры не ограничивались программными определениями, а прибегали к привычным для простого человека понятиям, говоря о святости знамени, часто сравнивали его с образом.

Еще при Петре I были заложены основы такой героической традиции, отвечающей характеру русского человека: "В бою не надлежит ему знамя свое оставлять под смертной казнью, - говорилось в инструкции знаменщику-прапорщику, - но подобает ему оное в левой руке держати, а правой рукой обороняться даже до смерти, не оставляя оное... а если опасный случай в ретираде учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить и так себя с оным спасать".

Честно исполняли наказ Петра Великого знаменщики. История Русской армии знает немало случаев, подобных тому, что произошел 12 октября 1877 года у болгарского селения Горный Дубняк. В разгар тяжелого боя за турецкий редут был смертельно ранен знаменщик четвертого батальона лейб-гвардии Павловского полка, фельдфебель Василий Митрофанов, однако на все просьбы отдать знамя, ассистент, вскоре погибший, слышал лишь сердитое: "Я жив еще". Только чувствуя приближение смерти, - пишет историк части, - передал Митрофанов святыню полка другому ассистенту - унтер-офицеру Теремкову. Достойного преемника избрал себе Митрофанов, Теремков, будучи ранен, до конца боя оставался в строю, и отправился на перевязочный пункт только после того, как водрузил знамя на вал турецкого укрепления".

Но иногда знамя все-таки попадало к врагу, правда, обстоятельства могли быть различными. Так, в ночь на 28 декабря 1880 года, пятитысячный отряд туркменов-текинцев произвел вылазку из осажденной крепости Геок-Тепе и захватил знамя 4-го батальона 81-го пехотного Апшеронского полка. Но прежде чем это сделать, нападавшим пришлось уничтожить почти всю 14-ю роту, при которой находилась святыня... Сознание того, что священный символ чести полка перешел во вражеские руки только потому, что защищать его уже было некому, помогло апшеронцам пережить 15 скорбных дней до штурма. Генерал Скобелев, убедившись, что и в постигшем несчастье они гибли геройски, объявил им, что назначает 4-й батальон, потерявший знамя, в голову штурмующей колонны. 12 января 1881 года при штурме Геок-Тепе 4-й батальон неудержимо бросился в брешь стены и вскоре овладел участком ее. Далее батальон ворвался в крепость, где закипел кровавый бои. В пылу боя апшеронец, поручик Воропонов, заметив у одной кибитки родное знамя, бросился к нему с охотниками и отбил его. Таким образом, 4-й батальон вернул свое знамя. Он вновь заслужил его своими подвигами, понеся до 30% всех потерь и оставшись в составе 179 человек. Александр II сделал исключение из правил и разрешил полку по-прежнему выносить это знамя в строй. Ведь по закону "потерянные в деле знамена и штандарты не могут быть возвращены иначе, как с особенным отличием. До этого запятнавший свою честь полк обрекался на позорную участь службы без знамен.

Укоренившаяся в сознании русского солдата идея святости боевого знамени не просто побуждала жертвовать собой ради его спасения. Она не раз становилась и материальной силой, двигая вперед полки и батальоны. Как гласило известное правило русской армии: "Где знамя - там и солдат".

Наиболее важной национальной особенностью русской наградной системы можно считать то, что она была пропущена через призму религии, православия. Образы Спаса и других святых смотрели на современников с полотнищ Георгиевских знамен русских частей. Ни в одной армии мира знамя не было доведено до такого абсолютного превращения в священную хоругвь, овеяно таким ореолом святости, духовности: знамя Святого Георгия, ленты Святого Андрея, Святого Александра Невского. И это имеет свои глубокие исторические корни, вытекает из менталитета Русского народа.

Октябрьская революция уничтожила старую Русскую армию, но она не уничтожила исторических традиций. Система коллективных наград с некоторыми изменениями была возрождена в Гражданскую войну в армиях противоборствующих сторон. Более того, целые воинские части старой армии со своими знаменами и другими наградами воевали в рядах белых армий. Во многих из них не только была сохранена символика старой армии, но и были добавлены новые регалии, новые символы.

С другой стороны, первая и последующие коллективные награды Красной армии явно также имели прообразом старую русскую наградную систему, только, просто изменяя ее символику, упрощая, наполняя новым содержанием. Упрощение наградной символики в Красной армии привело к тому, что были во многом забыты некоторые исторические традиции. Все-таки их не смогла восполнить полностью новая система коллективных наград. Теперь наряду со знаменами, почетными наименованиями в Красной армии появляется новый вид коллективных наград - ордена, которые, оставаясь индивидуальным, стали и коллективным отличием для воинских частей.

Эти новые награды получили широкое распространение. Они являлись показателем высочайшего героизма, особенно в годы Великой Отечественной войны. По-своему, Советская наградная система интересна и требует основательного изучения историками, как бы являясь летописью нашей армии, ее ратных подвигов, которые во все времена не должны быть забыты.

Сейчас, когда идет строительство новой демократической России, мы должны, используя все самые лучшие традиции старой Императорской и Советской армий, создать новые боеспособные вооруженные силы, которые могли бы защитить интересы нашей Родины.

Мусорин О. П., аспирант
01.12.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок


  • TopList

    Все стулья
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья